Северная Корея меняет тон
Северокорейские СМИ осовременили пропаганду. Всё для того, чтобы еще лучше донести миру привлекательный образ страны, силу вождя и ценность идей чучхе
Чем хуже у страны дела, тем агрессивнее ведется пропаганда, говорят западные учебники по демократии. И в качестве примера неизменно приводится Северная Корея: воинствующие теленовости на фоне ядерных ракет, агитплакаты, прикрывающие дырки в полуразрушенных зданиях, рыдающие толпы на похоронах вождей. А там, за этой картинкой, концлагеря, голод и массовое помешательство. Но, похоже, пора менять пластинку. Эксперты утверждают, что экономика КНДР вылезает из ямы, в стране развиваются потребительский рынок и малое предпринимательство. И даже не заподозренный в любви к северянам южнокорейский центробанк фиксирует у соседей за 2017 год рост ВВП на 3,7%.
В соответствии с этим модернизируется и пропаганда одной из самых закрытых стран мира. Северокорейские СМИ тестируют технические новации на информационном рынке и смягчают новостной тон.
Спорт, мультфильмы, чучхе
Долгое время основными средствами информации в Северной Корее оставались радио и печатная пресса — сказывался заметный дефицит электроэнергии. Сегодня гидроэлектростанции страны вырабатывают достаточно электричества для обеспечения нормальной жизни граждан, так что Центральный комитет радиовещания и телевидения КНДР принялся развивать некогда энергозатратные каналы вещания, в первую очередь телевидение.
Пока в Северной Корее работают всего четыре телеканала, причем три из них («Реннамсан», «Мансудэ» и «Спортивное телевидение») выходят в эфир только по вечерам и охватывают в основном Пхеньян. Дело тут не в прихотях пропагандистской машины, а в технических сложностях вещания: из-за гористой местности до многих населенных пунктов страны не доходит сигнал даже Центрального телевидения КНДР (KCTV) — главного телеканала страны. Чтобы расширить географию вещания, в 2016 году КНДР запустила Netflix-подобную сеть IPTV «Манбан». Пока услуга доступна не всем гражданам, но с каждым годом число потребителей увеличивается.
Меняется и программа телеканалов, в которой стало больше развлекательных передач, спортивных матчей и зарубежных фильмов. «Реннамсан» транслирует телевизионные лекции и познавательные программы на иностранных языках. «Мансудэ» показывает зарубежные фильмы. А «Спортивное телевидение» — самый молодой северокорейский телеканал — передает новости спорта в стране и мире. К слову, он транслировал и чемпионат мира по футболу, проходивший в России. Правда, только в записи. Матч Бельгия — Япония и вовсе остался без внимания: сказались исторические обиды в отношении японцев.
Самым доступным, а значит, популярным каналом по-прежнему остается Центральное телевидение КНДР. Основу ежедневной сетки вещания KCTV составляют документальные фильмы о семье Кимов, репортажи о сельском хозяйстве и новых строительных объектах, а также детские передачи. К воспитанию детей в КНДР подходят основательно. Простые и поучительные сюжеты мультфильмов призваны образовывать малышей и прививать желание трудиться во благо Родины. Например, в прошлом году на KCTV был популярен мультсериал «История Братьев Весов». В одном из эпизодов доктор Микроскоп отправил братьям семена, дабы те выращивали их на своей бобовой ферме. Но вместо семян в посылке пришел мицелий грибов. Поначалу братья расстроились, однако быстро сообразили, что грибы неприхотливы в уходе, а значит, их можно выращивать и зимой. Вот такой незатейливый сюжет с «трудовой» моралью.
Большинство передач северокорейского телевидения строятся вокруг сюжетов о стране, ее великом вожде и успехах нации. Такова главная особенность идеологии чучхе — «опора на собственные силы». Иностранный контент допускается в эфир в небольших дозах и лишь на нейтральные темы: культура, образование, спорт. Никакой экономики и политики. Это касается не только телевидения, но и других северокорейских СМИ.
Между тем то, как КНДР стала говорить о себе, своем великом вожде и успехах нации, в последнее время претерпело заметные изменения.
Новая стратегия «королевы пиара»
Формировать позитивный образ страны и ее вождя в медиа доверено младшей сестре северокорейского лидера Ким Ё Чжон. Последние три года она возглавляет отдел пропаганды и агитации Центрального комитета Трудовой партии Кореи. Помимо прочего, правая рука Ким Чен Ына руководит организацией публичных мероприятий с его участием, разрабатывает маршруты поездок и отвечает за их логистику. «Ким Ё Чжон контролирует график брата и решает, как лучше всего его боготворить», — говорит эксперт по Северной Корее из Института стратегии национальной безопасности Южной Кореи Ким Илджи.
Со своей работой Ким Ё Чжон справляется успешно, за это западные СМИ уже окрестили ее «северокорейской королевой пиара». Во многом благодаря стараниям сестры Кима пиар-стратегия КНДР и претерпела заметные изменения. Например, в последнее время северокорейская машина госпропаганды начала изображать Ким Чен Ына менее формально и архаично. В медийном поле появляется все больше фотографий, где великий вождь запечатлен со своей семьей, в традиционных декорациях и обычной футболке. Интересно, что вот уже два года лидер КНДР обращается с новогодней речью к народу не в черном пуговичном жакете в стиле Мао, а в деловом костюме и при галстуке. Такой Ким более понятен и привлекателен для международной аудитории, а значит, вызывает больше доверия.
Ким Ё Чжон потрудилась и над новым форматом работы СМИ. Например, еще год назад только один телеканал рассказал северокорейцам о поездке Ким Чен Ына в Китай, хотя это был его первый публичный зарубежный визит после прихода к власти в 2011 году. Главная ежедневная газета КНДР «Нодон синмун» напечатала материал об этом лишь после возвращения Кима, кратко сообщив читателям, что их «верховный лидер неофициально связался со своим китайским коллегой». То же произошло и после важной встречи лидеров Северной и Южной Кореи. Когда весь мир следил, как Ким Чен Ын и Мун Джэин пожимали друг другу руки, центральный телеканал КНДР даже не был в эфире.
Но теперь северокорейские СМИ рассказывают о зарубежных поездках своего вождя с завидным постоянством. Во время июньского саммита в Сингапуре телевидение транслировало новости о встречах Ким Чен Ына с президентом США Дональдом Трампом ежедневно, не забывая упомянуть о почтении иностранного лидера к Киму. Причем весьма оперативно: репортажи шли в режиме онлайн, журналисты даже не подождали, когда глава страны вернется домой и будут ясны результаты встречи. Подводя итоги саммита, KCTV выпустило в эфир три спецдоклада об успехах переговоров с Трампом. То же касается и мартовского саммита во Вьетнаме. Почетный диктор Центрального телевидения КНДР Ли Чхун Хи, облаченная в свой фирменный розово-черный чосонот (традиционный национальный костюм корейцев), зачитала трехминутный отчет о встрече Ким Чен Ына с американским президентом в Ханое в первый же день их двухдневного саммита.
Предполагается, что Центральный комитет радиовещания и телевидения КНДР поменял информационную политику с «оглядкой на другого» в лице мировой общественности. В связи с недавним сближением двух Корей и американокорейскими саммитами к Пхеньяну приковано пристальное внимание мировых СМИ. Так что широкое и оперативное освещение переговорного процесса изнутри стало сигналом Западу, в первую очередь США: Пхеньян заинтересован в углублении дипломатического процесса и нуждается в отмене санкций.
Догоняя информационный век
Под руководством Ким Ё Чжон СМИ также начали транслировать в эфир более прогрессивный образ страны, о чем свидетельствуют последние успехи КНДР в сфере медиатехнологий. В первую очередь модернизацию прошел главный государственный телеканал. В сентябре 2018 года у KCTV появилась высокотехнологичная студия, оснащенная цифровой комнатой управления, усовершенствованной системой освещения и телесуфлером. Большую часть нового оборудования KCTV подарило Центральное телевидение Китая в рамках помощи северокорейскому телевещанию для перехода к производству контента более высокого качества. С тех пор главный телеканал КНДР начал экспериментировать с современными технологиями, такими как замедленная съемка, съемка с беспилотников и 3D-графика. Так, в одной из образовательных передач северокорейский ведущий, рассказывая о способах сохранения здоровья, ловко вынул из виртуального экрана яблоко.
В конце марта Центральное телевидение КНДР и вовсе устроило маленькую техническую революцию. Когда пришло эфирное время блока экономических новостей, скучный фон заменила компьютерная графика, а неулыбчивого мужчину в темном костюме — молодая ведущая в бежевом наряде на западный манер. Под ее бойкий комментарий зрителям показали видеоматериал с беспилотников об успехах легкой промышленности в Пхеньяне, а также покадровую съемку рабочих и техники.
«До поездки в Пхеньян я часто смотрел выпуски новостей KCTV (у них, кстати, есть своя открытая страничка на YouTube), но ничего подобного этому эксперименту не видел. Так сложилось, что этот выпуск я наблюдал из номера в пхеньянском отеле “Янгакдо”, и если бы не пейзаж за окном, то решил бы, что смотрю какую-нибудь южнокорейскую передачу», — рассказывал хороший приятель автора этой статьи по возвращении из Северной Кореи.
Пока нововведения внедряются в тестовом режиме, в последующих выпусках телеканал вернулся к старому формату. Но даже для выхода одной такой программы нужно было проделать большую работу. Причем не столько в техническом плане, сколько в сознании ньюсмейкеров. Центральное телевидение КНДР начало потихоньку перенимать западный медиастиль, становясь более современным, а главное, понятным для восприятия иностранного зрителя. И это не осталось незамеченным. Выпуск новостей сразу же привлек внимание мировых СМИ, которые сочли его предвестником больших изменений в медийном поле Северной Кореи. Так, крупнейшее южнокорейское информагентство «Йонхап» назвало его похвальной попыткой соседа «доставить новости разными способами».
Эксперт по северокорейскому телевидению Мартин Уильямс в своем блоге написал, что подобные изменения в имидже главного телеканала страны могут быть вызваны усилением влияния и доступности иностранных СМИ в Северной Корее: «За последние десять лет фильмы и телепередачи из-за рубежа наводнили рынки КНДР, и теперь их смотрят многие граждане. Государственная пропагандистская машина больше не может работать в вакууме, и ей приходится приспосабливаться к современным реалиям».
Главный девиз Ким Чен Ына — догнать новый век и его тенденции. Молодой лидер больше расположен к подражанию западным медиа, чем его предшественники, взявшие за основу советскую модель вещания. Конечно, роль государственных СМИ Северной Кореи по-прежнему заключается в прославлении вождя и транслировании идеологии чучхе. Просто теперь Пхеньян делает это с помощью привлекательной упаковки.
Есть значимые изменения и в северокорейском медийном поле. Во-первых, сюжеты стали чаще фокусироваться на обычных людях, в то время как раньше большинство программ сосредоточивалось на достижениях великого вождя. В последних выпусках на KCTV участвовали и женщины из общежития косметической фабрики, и студенты, демонстрирующие свои новые мобильные телефоны, и работники кухни в пиццерии. Во-вторых, заметно смягчилась риторика в адрес Соединенных Штатов — главного идеологического противника северокорейского режима. И это, пожалуй, самое удивительное.
США нам не враг!
«Здравствуйте, дяденька американская империалистическая сволочь!» — так мог бы поприветствовать гостей из США обычный северокорейский ребенок, воспитанный на агитационных фильмах и книгах (конечно, в том случае, если бы ему было разрешено говорить с иностранцами). В Северной Корее антиамериканизм прививается со школьной скамьи. В ход идут даже такие, казалось бы, аполитичные предметы, как арифметика. Вот так, например, выглядит одна из задач северокорейского учебника для начальных классов: «Три бойца Корейской Народной Армии уничтожили 30 американских солдат. При этом они уничтожили равное количество американцев. Сколько солдат уничтожил каждый из бойцов?»
Борьба против «американских империалистов» является одним из главных элементов северокорейской идентичности и ключевым условием самосохранения режима. Штатам ставится в вину и раскол страны, и участие в Корейской вой не, и Трудный поход (голод 1995–1999 годов). Справедливости ради стоит отметить, что ненавидят в Северной Корее все же «американский империализм», а не саму Америку. Образ американца в массовом сознании северокорейцев еще далек от реальности, но уже отошел от клише «солдат», «богач» и «злодей». Тем не менее отношения между странами остаются натянутыми и периодически рискуют перерасти в вооруженный конфликт.
Поначалу не задалось у Северной Кореи и с нынешним президентом США Дональдом Трампом. Еще в августе 2017 года тот грозил ответить КНДР «огнем и яростью, каких мир не видел», и воинственно писал в твиттер: «Моя кнопка больше вашей». Но затем сменил риторику и в конце марта 2019-го даже высказался против дополнительных санкций. «Министерство финансов США сегодня объявило, что добавит дополнительные крупномасштабные санкции к тем, что уже действуют в отношении Северной Кореи. Я распорядился отозвать эти санкции», — сообщил он в твиттере.
Постепенно стали сходить на нет и тирады о «злых империалистах» в северокорейских СМИ. Еще год назад «Нодон синмун» называла Трампа «чокнутым старым ублюдком», а KCTV еженедельно уделяло порядка шести минут эфира критике США (примерно столько же длятся репортажи об успехах самой КНДР). В январе 2018 года в одном из выпусков вечерних новостей ведущий KCTV осудил Штаты за препятствование воссоединению двух Корей: «Военные игры США и их стратегические ядерные силы приведут к необратимой катастрофе». За последние несколько месяцев такие выпады в сторону США практически исчезли. Даже после саммита в Ханое северокорейские СМИ остались верны новой политике: KCTV выпустило документальный фильм о встрече двух лидеров, подчеркнув: «Если Северная Корея и США полны решимости урегулировать проблемы, они могут создать совершенно новое будущее».
Конечно, пока можно говорить только об изменении интенсивности антиамериканской пропаганды, а не полномасштабной смене курса. Но смягчение риторики в адрес главного идеологического врага уже кажется серьезной подвижкой. По крайней мере, подобный жест Пхеньяна говорит о готовности северокорейского лидера к дальнейшим переговорам и желанию адаптироваться к информационным реалиям XXI века.
Примечательно, что дружественным странам Центральное телевидение КНДР уделяет значительно меньше эфирного времени, несмотря на исторические связи и всестороннюю помощь, оказываемую ими КНДР. В СМИ Северной Кореи редко можно услышать даже о Китае, не говоря уже о России. Например, без внимания остался мартовский визит в КНДР российских сенаторов, приуроченный к знаменательному событию — 70-й годовщине подписания советско-корейского соглашения об экономическом и культурном сотрудничестве. Молчат государственные СМИ и о недавней поездке в Пхеньян депутатов Госдумы во главе с вице-спикером Сергеем Неверовым, в ходе которой состоялась их встреча с новым председателем президиума Верховного народного собрания КНДР Цой Рен Хэ. В связи с такой избирательностью интересно будет понаблюдать за освещением возможного визита в Россию самого северокорейского лидера, если он действительно состоится, как анонсируют, в ближайшее время.
ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl