РЖД совместно с китайскими партнерами открывают международное сообщение

ЭкспертБизнес

Сделай свой груз

РЖД совместно с китайскими партнерами открывают для международного сообщения транспортнологистический центр «Белый Раст». Стратегическая цель пилотного проекта — развитие собственной высокомаржинальной грузовой базы

Сергей Кудияров

Третьего июля из Китая в направлении транспортнологистического центра (далее — ТЛЦ) «Белый Раст» отправился первый грузовой поезд с 42 контейнерами. Это крупнейший из действующих ТЛЦ в стране, пилотный проект в перспективной опорной сети подобных центров на железных дорогах России. Создание такой сети — неотъемлемая часть превращения железнодорожной монополии из обычного перевозчика в универсальную логистическую компанию, в русле мирового тренда, заданного отраслевыми лидерами, в частности Deutsche Bahn (DB). Поэтому неслучайно дочерняя структура DB готовила технико-экономическое обоснование «Белого Раста».

Дорого и долго

Проект реализован РЖД совместно с китайской Liaoning Port Group на территории Дмитровского района Московской области. Смета создания ТЛЦ весьма внушительна — 23 млрд рублей. Первая очередь проекта включает в себя три фронта погрузки/выгрузки по 1050 м, складские помещения площадью 36 тыс. кв. м, что позволит обрабатывать до 300 тыс. ДФЭ. После ввода в эксплуатацию третьей, завершающей очереди проекта мощность ТЛЦ составит 725 тыс. ДФЭ. Для сравнения: общий объем железнодорожных перевозок контейнеров в России по итогам 2019 года составил чуть менее 5 млн ДФЭ.

Реализация этого проекта началась силами РЖД еще в 2009 году. Первая грузовая отправка из «Белого Раста» была совершена только в декабре 2019 года (во внутрироссийском сообщении, поезд на Новосибирск) — почти через десять лет после начала реализации проекта. К тому времени проект превратился из детища РЖД в совместное предприятие с китайцами, которые в 2016 году выкупили долю в 49% за 1,95 млрд рублей.

«Первоначально проект задумывался в качестве компенсации и альтернативы закрывающимся грузовым дворам РЖД в Москве с соответствующим переключением грузовой работы из московских и областных терминалов», — рассказывает заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук. — Ввод первой очереди планировался в 2015 году. Однако в силу ряда нюансов, по большей части административных, развитие проекта было затруднено, а альтернативный проект ТЛЦ “Ворсино” в Калужской области, наоборот, получил зеленый свет, переключив на себя определенные объемы перевозок».

ТЛЦ «Ворсино» (инвестор — «Трансконтейнер Фрейт Вилладж Калуга») обошелся всего в семь миллиардов рублей и уже в 2014 году начал работу. Мощность его терминала составляет 350 тыс. ДФЭ в год (с потенциалом расширения до 500 тыс. ДФЭ), уже достигнутая фактическая загрузка — около 160 тыс. ДФЭ в год.

Развивая ТЛЦ, РЖД пытается уйти от доминирования в перевозках массовых низкодоходных грузов, прежде всего угля

Смена курса

Еще в 2012 году в недрах РЖД появилась «Концепция создания терминальнологистических центров на территории Российской Федерации». Документ указал на недостатки, существовавшие к тому моменту в функционировании российского железнодорожного транспорта, и предложил пути их преодоления — за счет развертывания опорной сети ТЛЦ. Положительный эффект от создания сети оценивался как возможность дополнительного привлечения на железную дорогу до 120 млн тонн высокодоходных грузов.

К моменту принятия концепции грузовые дворы работали более чем на 570 железнодорожных станциях, но их эффективность не всегда была высокой. Кроме того, грузовая база железнодорожных перевозок все больше смещалась в сторону массовых, но низкодоходных грузов, таких как уголь (в прошлом году на него пришлось уже 29% погрузки РЖД). В то время как более ценные грузы, менее массовые, уходили на автомобильный транспорт. Конкретные тарифы сильно зависят от вида груза, способа отправки и даже от маршрута. Но укрупненно по сети можно указать, что если уголь в среднем дает железнодорожникам порядка 20 копеек на тонно-километр, то перевозка товаров народного потребления — 70 копеек.

Тем временем частные компании, работающие в сфере транспорта и логистики, не ждали милостей от железнодорожной монополии, а сами ради привлечения более ценных грузов начали развивать объекты транспортнологистической инфраструктуры — в том виде, как они это понимали. Среди таких игроков можно отметить «Евросиб», «Логопром», Национальную контейнерную компанию, Fesco.

Примеры реализации крупных проектов ТЛЦ на железнодорожном транспорте в России есть. Можно указать на вышеупомянутый центр «Ворсино». Другие интересные примеры — запущенный в 2014 году ТЛЦ «Ховрино» в Москве (2,5 млн тонн в год), запущенные в 2018-м ТЛЦ «Восточный» (200 тыс. ДФЭ) в Подмосковье и ТЛЦ «Калининград» (450 тыс. ДФЭ) в Калининградской области.

Как сообщает инвестиционная компания InfraOne, в мировой практике есть опыт реализации еще более крупных проектов в транспортно-логистической инфраструктуре, чем российские ТЛЦ. Например, BNSF LP Terminal в американском Чикаго имеет мощность 800 тыс. ДФЭ в год — то есть больше, чем запланировано для «Белого Раста» даже при полностью успешном развитии этого проекта.

РЖД сегодня выражают заинтересованность в развитии (и в собственном участии в качестве соинвестора) семи новых ТЛЦ, включая расширение «Белого Раста».

«В случае реализации бизнес-плана развития ТЛЦ “Белый Раст” в полном объеме это будет самый ближний к Москве и один из самых мощных и диверсифицированных терминалов по обработке контейнерных и контрейлерных грузов, находящийся рядом с крупными автомагистралями, автомобильным и железнодорожным кольцом, — говорит Владимир Савчук. — Ввод такого терминала ощутимо увеличит конкуренцию на рынке, что благоприятно скажется на клиентах железных дорог, а это снизит расценки и повысит качество услуг. В ближайшее время стоит ожидать развития комплексных транспортных продуктов через терминал с крупнейшими операторскими и логистическими компаниями. Это будут и внутренние, и экспортно-импортные перевозки».

Однако, как отмечает Владимир Савчук, для того чтобы выйти на проектную мощность первой очереди (по проектной документации 275 тыс. ДФЭ в год), понадобится не менее трех-четырех лет. Терминал будет конкурировать не только с ТЛЦ «Ворсино», но и с другими терминалами, пока сохраняющимися в Москве, такими как «Ховрино» и отчасти «Кунцево». Часть услуг по обработке и хранению рефрижераторных контейнеров, а также обработке контрейлерных грузов может предоставляться уже на первом этапе.

Впрочем, по оценкам экспертного центра HeadWork Analytics, в Московском железнодорожном узле, на обслуживание которого будет ориентирован «Белый Раст», оборот только контейнерных грузов до 2030 года вырастет почти вдвое, более чем до 1,5 млн ДФЭ.

С другой стороны, как отмечает Владимир Савчук, «в принципе проект ТЛЦ “Белый Раст” можно масштабировать на другие регионы России, модернизируя его под соответствующие объемы перевозок и востребованную структуру услуг по обработке грузов».

Фото: Итар-ТАСС/ пресс-служба ОАО «КОКС»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Чёрный передел: версия 1939 года Чёрный передел: версия 1939 года

Секретный протокол к Пакту о ненападении

Дилетант
«Это провал тактики Кремля»: чего ждать после субботней акции протеста в Хабаровске «Это провал тактики Кремля»: чего ждать после субботней акции протеста в Хабаровске

Власти оказались в непростой, но не безвыходной ситуации

Forbes
«Мы не хотим конкурировать с “Роскосмосом”» «Мы не хотим конкурировать с “Роскосмосом”»

В SpaceNet делают новые шаги для становления частной космонавтики в России

Эксперт
Хуже не бывает: когнитивная ошибка, из-за которой мы превращаем пустяк в катастрофу Хуже не бывает: когнитивная ошибка, из-за которой мы превращаем пустяк в катастрофу

Примитивный механизм позволяет легче переносить стресс, но рождает проблемы

Reminder
Кризис перепроизводства контента: тексты, аудио, видео Кризис перепроизводства контента: тексты, аудио, видео

Почему контента так много и как к этому привыкнуть?

Эксперт
Что расскажет о тебе твоя манера держать ручку (если верить психологам) Что расскажет о тебе твоя манера держать ручку (если верить психологам)

Хватай ручку и читай, что она рассказала о тебе!

Maxim
Операция «Мавзолей» Операция «Мавзолей»

Как из вождя мирового пролетариата, атеиста и сторонника кремации сделали мумию?

Дилетант
Средства для очищения кожи: польза или вред? Средства для очищения кожи: польза или вред?

У наших любимых средств для очищения кожи грязное прошлое

Psychologies
Чернобыльское досье КГБ Чернобыльское досье КГБ

Украинская власть за последние годы рассекретила огромный массив документов КГБ

Дилетант
10 животных, которые вымерли благодаря нам за последние 150 лет 10 животных, которые вымерли благодаря нам за последние 150 лет

Окончательно исчезнувшие животные, которые совсем недавно жили среди нас

Популярная механика
Стрижка горячими ножницами — маркетинг? Мнение стилистов Стрижка горячими ножницами — маркетинг? Мнение стилистов

Как давно существует техника стрижки горячими ножницами и в чем ее смысл?

Cosmopolitan
В Ленобласти найдены шведские редуты времен Северной войны В Ленобласти найдены шведские редуты времен Северной войны

Результаты раскопок на месте, где произошло одно из сражений Северной войны

Популярная механика
«Молодых игроков нужно бросать в огонь»: президент КХЛ Алексей Морозов — о спорте после пандемии «Молодых игроков нужно бросать в огонь»: президент КХЛ Алексей Морозов — о спорте после пандемии

Президент КХЛ о начале нового сезона и будущем большого хоккея

Forbes
Хабаровский цугцванг Хабаровский цугцванг

Что стоит за вспышкой протестной активности в Дальневосточном регионе

Огонёк
Камасутра, сэр! Приключения величайшего путешественника XIX века Ричарда Бёртона Камасутра, сэр! Приключения величайшего путешественника XIX века Ричарда Бёртона

Жизнь переводчика «Камасут­ры» Ричарда Бёртона полна захватывающих приключений!

Maxim
Издалека Издалека

Фантастическая повесть

Наука и жизнь
«Я две недели спал по 4 часа, чтобы узнать, как недосып влияет на продуктивность. Результаты меня удивили» «Я две недели спал по 4 часа, чтобы узнать, как недосып влияет на продуктивность. Результаты меня удивили»

Алексей Гузей — о научном эксперименте над самим собой

Reminder
Coca-Cola vs Pepsi: 10 фактов о столетнем противостоянии брендов Coca-Cola vs Pepsi: 10 фактов о столетнем противостоянии брендов

Столетняя война брендов - это не противостояние вкусов, а чистейший маркетинг

Популярная механика
Польза и вред шоколада для здоровья мужчины: основные эффекты вкусного десерта Польза и вред шоколада для здоровья мужчины: основные эффекты вкусного десерта

Почему шоколад стоит добавить в стой рацион

Playboy
Доживем до 2030: какие пункты «июльского указа» Путина могут быть выполнены в реальности Доживем до 2030: какие пункты «июльского указа» Путина могут быть выполнены в реальности

Недостижимые цели в «Национальных целях России до 2030 года»

Forbes
Из клана Вашингтонов Из клана Вашингтонов

Все об актере Джоне Дэвиде Вашингтоне

Glamour
Гороскоп совместимости: какая сумка подходит тебе по знаку зодиака? Гороскоп совместимости: какая сумка подходит тебе по знаку зодиака?

Выбрать сумку мечты в огромном разнообразии моделей очень сложно

Cosmopolitan
Судьба фашистского человека Судьба фашистского человека

Тайна Рудольфа Гесса

Weekend
Звезд хватает. 8 женщин, которые воспитывают чемпионов по всей России Звезд хватает. 8 женщин, которые воспитывают чемпионов по всей России

Наставницы, воспитавшие звезд в разных видах спорта

Forbes
В одну реку В одну реку

А что если сравнить мотоциклы одного предназначения, но разных лет выпуска?

Мото
Мы публикуем рецепт секретного допинг-коктейля российских олимпийцев «Дюшес» Мы публикуем рецепт секретного допинг-коктейля российских олимпийцев «Дюшес»

Отрывок из мемуаров Григория Родченкова – главного информатора WADA

GQ
Атомный танк и еще 8 ядерных версий привычных вещей Атомный танк и еще 8 ядерных версий привычных вещей

На заре атомной энергии ученые верили, что, куда ее ни добавь, будет лучше

Maxim
Почему весь мир в XXI веке безнадежно отстал от Запада Почему весь мир в XXI веке безнадежно отстал от Запада

Абсолютные экономические лидеры в обозримом будущем

СНОБ
Как $10 млрд от Баффета помогут энергетикам из США получать миллионы кубометров газа из навоза Как $10 млрд от Баффета помогут энергетикам из США получать миллионы кубометров газа из навоза

Dominion Energy превращается в гиганта возобновляемой энергетики

Forbes
Смерть: может ли момент нашей кончины быть эйфорией? (The Conversation, Австралия) Смерть: может ли момент нашей кончины быть эйфорией? (The Conversation, Австралия)

Приближение смерти запускает выработку эндорфинов?

ИноСМИ
Открыть в приложении