Россия — Япония: перспективы креатива

Чему Россия могла бы научиться у Японии для развития региональных экономик

ЭкспертОбщество

Россия — Япония: перспективы креатива

Бонсай, куклы из покойников, ремесла, туризм и конфеты: чему Россия могла бы научиться у Японии для развития региональных экономик и поддержки национального экспортного продукта

Юлия Стоногина

Фото Юлия Стоногина

За последние пару лет ареал сотрудничества России и Японии стремительно расширился. В основу лег «План из восьми пунктов», разработанный японской стороной и представленный еще в мае 2016 года премьером Синдзо Абэ. Энергетическое сотрудничество, развитие промышленности на Дальнем Востоке, медицина — пункты вполне традиционные, привычно индустриальные. Российско-японская повестка могла бы выиграть еще больше, если бы в нее был включен один из главных трендов XXI века — сотрудничество в сфере креативной экономики.

Гигабайты и мхи

В зависимости от страновых условий термин «креативная экономика» наполняется разным содержанием. Известно, что в основной перечень креативных индустрий сегодня включают архитектуру, ремесла, дизайн, моду, интерактивные развлекательные программы, музыку и другие исполнительские искусства, ИT и контент (кинематограф, пресса, реклама и т. п.). Каждая страна может сосредоточиться на наиболее сильных для нее направлениях креативной экономики.

Благодаря разработанной в 2010 году концепции Cool Japan, которую реализует министерство экономики, торговли и промышленности (METI), Япония за несколько лет вдвое увеличила свой культурный и креативный экспорт. Помимо основных секторов Япония включила в перечень национального креативного экспорта ни много ни мало «стиль жизни». Кто сомневается в том, что его можно экспортировать, посетите летний праздник Бон-одори в Парке Горького, где с энтузиазмом отплясывают русские девушки в юкатах (хлопковых кимоно).

Насколько глубокий государственный характер носит концепция креативной экономики в Японии, можно понять по ее тесным пересечениям с программой «абэномики». Сам премьер Абэ не стесняется быть олицетворением анимешного персонажа слесаря Марио на международных мероприятиях. Серьезность намерений в развитии креативных индустрий демонстрирует и солидный баланс соответствующего фонда Cool Japan Fund, созданного для обслуживания концепции: около 70 млн иен (40 млн рублей) в год.

Россия же до настоящего времени не определилась ни со списком национальных креативных индустрий (КИ), ни с соответствующей концепцией их поддержки и развития. Вице-президент фонда «Сколково» Елена Зеленцова справедливо отмечала, что «отсутствуют полные и актуальные статистические данные о секторе и его вкладе в развитие городов, регионов и страны в целом».

Ядром российского креатива сегодня считается ИT и software — туда направляется основная поддержка, и, кстати, уже существует японо-российская программа сотрудничества в сфере цифровизации. Антивирус Касперского присутствует на японском рынке, хоть и не имеет здесь национальной идентификации с Россией. Пара-тройка российских цифровых стартапов уже преодолели японские входные барьеры и нашли местных инвесторов. Актуально, да. Но даже в XXI веке ограничивать спрос на креатив сектором ИT было бы недальновидно. И в цифровой реальности традиционные (читай: вечные) вещи и занятия при умелом креативе имеют высокий рыночный шанс.

Маленькая японская компания Green`s Green, специализирующаяся на бонсаях, нашла способ продавать мох небольшими пластами и решила его экспортировать. Скромный расчет был на иностранных любителей бонсая, а реальными клиентами стали дизайнеры садов, рестораны, грин-центры по всему миру. Ошеломительный экспортный спрос на легкий в обращении и транспортабельный мох продолжает зашкаливать, на сайте компании эта позиция идет с перманентной надписью «продано».

Таких традиционных занятий, ремесел и бизнесов просто физически больше, чем сосредоточенных в городах-миллионниках технологических стартапов. И дать стране они тоже могут больше по совокупному продукту. А главное — они одновременно берут на себя роль сохранения традиционной культуры и ее интеграции в постиндустриальную реальность.

Японская креативная экономика вызрела на перегное «потерянного двадцатилетия», наступившего вслед за лопнувшим экономическим пузырем. Фото Юлия Стоногина

Свет и тени креативных индустрий

Большинство тех, кто мог бы пополнить ряды представителей креативных индустрий в России, относится к разряду так называемых самозанятых. В основном они получают доход от частных заказов, но сознательно не регистрируются в качестве ИП, уклоняясь от социальных отчислений в бюджет. Прежде всего, в серой зоне российской экономики лежит близкий к креативным индустриям сектор сервисных профессий: парикмахеры, няни, системные администраторы, спортинструкторы, портные. Следом идет творческий сектор — люди, живущие собственным ремесленным или художественным трудом: производители малосерийной сувенирной продукции, художники, дизайнеры и копирайтеры. Если в секторе торговли или в фермерском хозяйстве трудно действовать без регистрации ИП, то в творческих секторах это вполне возможно.

Авторизуйтесь и читайте статьи из популярных журналов

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Теперь является лекарством Теперь является лекарством

Алтайская компания «Эвалар» запустила завод по производству лекарств

Эксперт, июль'19
Дом из газет Дом из газет

В 1922 году американский инженер Илис Стенман решил построить необычный дом

Наука и жизнь, август'19
Как искусственный интеллект и виртуальная реальность меняют кино Как искусственный интеллект и виртуальная реальность меняют кино

Роботы уже пишут сценарии, подбирают актеров и предсказывают успех в прокате

Vogue, июнь'19
“Развивайте в детях доброту и терпимость” “Развивайте в детях доброту и терпимость”

Мы делаем все, что, по нашему представлению, поможет детям стать счастливыми

Psychologies, июль'19
Современные девочки, древний ритуал Современные девочки, древний ритуал

Девушки, восседающие на пьедестале, олицетворяют приход весны

National Geographic, июль'19
«Потому, что мы все умрем»: микросага о любви Киану Ривза к мотоциклам «Потому, что мы все умрем»: микросага о любви Киану Ривза к мотоциклам

Киану Ривз и любовь к мотоциклам

Maxim, июнь'19
Солнечная крапивница Солнечная крапивница

Кому грозит солнечная аллергия и можно ли с ней справиться

Лиза, июнь'19
Байкал будет злиться Байкал будет злиться

Кто вредит главному пресному озеру планеты

Русский репортер, июнь'19
Индустриализация по Маслоу Индустриализация по Маслоу

Индустриальные парки и ОЭЗ начали погружаться в специфику бизнеса предприятий

Эксперт, июнь'19
Новые миры Новые миры

Юбилей высадки на Луну – повод задуматься, куда и зачем мы можем полететь еще

Популярная механика, июль'19
«Я год пытался ЦБ объяснить, что надувается пузырь» «Я год пытался ЦБ объяснить, что надувается пузырь»

Максим Орешкин поспорил с ЦБ по поводу рисков необеспеченного кредитования

РБК, июнь'19
Алла Михеева: «Хочу двоих детей!» Алла Михеева: «Хочу двоих детей!»

Ведущая Алла Михеева поделилась, кто из мужчин довел ее до слез

StarHit, июнь'19
Как пластилиновые любовники Татьяны Бродач покорили мир Как пластилиновые любовники Татьяны Бродач покорили мир

Где купить пластилиновых любовников Татьяны Бродач

Vogue, июнь'19
Пространственный контакт и порядок в ядре глазами «биолога-ядерщика» Пространственный контакт и порядок в ядре глазами «биолога-ядерщика»

Ультрамикроскопическая жизнь генома

Наука и жизнь, май'19
Раздевалка Раздевалка

Ольга Ципенюк вызывает на откровенный разговор актера Евгения Цыганова

Men’s Health, июль'19
Шутки кончились Шутки кончились

Solano на российском рынке обосновался давно

АвтоМир, июнь'19
Петербургский проектно-ориентированный Петербургский проектно-ориентированный

В первый день ПМЭФ чиновники говорили о национальных проектах

РБК, июнь'19
Редкая птица Редкая птица

Паулина Андреева — из тех актрис, кто не стремится к бешеной популярности

Glamour, июль'19
Что такое сталкинг и как им заняться Что такое сталкинг и как им заняться

Ответим на вопросы о сталкинге, которые ты мог бы задать, если бы вдруг захотел

Maxim, июнь'19
Lada Granta Cross: Второе высшее Lada Granta Cross: Второе высшее

Превратившись из «Калины» в «Гранту», универсал сильно изменился внешне

АвтоМир, июнь'19
Holme — новая модель John Lobb из коллекции non-welted Holme — новая модель John Lobb из коллекции non-welted

Holme отлично подойдет активным путешественникам, привыкшим отдыхать со вкусом

Men’s Health, июнь'19
Осмий: тяжёлый, дорогой и совсем не пчела Осмий: тяжёлый, дорогой и совсем не пчела

Элемент с самой высокой плотностью

Наука и жизнь, май'19
Гонконг не хочет жить по-поднебесному Гонконг не хочет жить по-поднебесному

Число участников акций протеста в Гонконге выросло до сотен тысяч человек

РБК, июнь'19
Какая муха тебя укусила? Какая муха тебя укусила?

Как оказать себе помощь при укусе насекомых и какие симптомы должны насторожить

Лиза, июнь'19
Секстинг вместо секса Секстинг вместо секса

Не секстинг виноват в том, что исследователи называют кризисом секса

Playboy, июнь'19
Тени прошлого Тени прошлого

Готова ли ты избавиться от назойливых воспоминаний и начать жить настоящим?

Лиза, июнь'19
Вот бы Крис Хемсворт забыл про гель для волос и вспомнил про галстуки Вот бы Крис Хемсворт забыл про гель для волос и вспомнил про галстуки

Крис Хемсворт – прирожденный борец со злом

GQ, июнь'19
Экологичные свадебные платья Экологичные свадебные платья

Экологичные свадебные наряды для самых осознанных невест

Vogue, июнь'19
«Доверие — фундамент хороших отношений» «Доверие — фундамент хороших отношений»

Чрезвычайный и полномочный посол Японии в России ответил на вопросы «Огонька»

Огонёк, июнь'19
Место раздора Место раздора

В Грузии очередной всплеск антироссийских настроений

Эксперт, июнь'19