Разворот Ford в России: глобальная трансформация мирового автопрома
Шестой по величине мировой автопроизводитель — компания Ford приняла решение покинуть Россию. К лету американский автогигант планирует закрыть два из своих трех заводов и полностью прекратить в стране выпуск легковых автомобилей.
Исторически Ford был одним из самых значимых партнеров российской автомобильной промышленности. Компания начала деятельность в Российской империи еще в 1907 году и активно участвовала в автомобилизации СССР после революции: в частности, при участии Ford в 1930-е создавали нижегородский ГАЗ. Ну а в новейшем периоде развития отечественного автомобильного рынка Ford стал первой в нашей стране компанией, построившей иностранный автомобильный завод полного цикла: в 2002 году он c нуля возвел свое предприятие во Всеволожске под Санкт-Петербургом. Поначалу дела Ford в России шли хорошо: к 2007 году компания имела рекордную для себя долю рынка — 6,8%, достигнув годовых показателей продаж 165 тыс. автомобилей, а в 2008-м установила рекорд — 182 тыс. штук. Но потом продажи Ford в России начали падать.
Поначалу по компании (впрочем, как и по другим участникам рынка) больно ударил кризис 2009 года, за последующие несколько лет она смогла несколько восстановить падение, однако после 2012 года ее продажи в России поехали вниз (см. график). И дело тут не только в кризисах, которые продолжали сотрясать российский автомобильный рынок. Проблема в том, что Ford не смог вовремя предугадать изменение спроса на российском авторынке, чтобы гибко под него подстроиться. В частности, в начале 2000-х тут правили бал автомобили размерного класса С (так называемого гольф-класса), считавшиеся лучшим универсальным типом личного транспортного средства для среднестатистического автовладельца. На волне этих предпочтений большим спросом пользовалась выпускавшаяся во Всеволожске модель Ford Focus: ей несколько раз удавалось добиться звания самой продаваемой иномарки года в России.
Но потом спрос начал меняться. На рынке появились кроссоверы и более доступные по цене автомобили размерного класса В, которые вместе сейчас составляют на авторынке более 80% всех продаж, а спрос на гольф-класс сжался до жалких 6%. Ford не сумел адаптироваться к этой трансформации: появившиеся с запозданием кроссоверы Kuga и Ecosport, а также компактная Fiesta не смогли пробиться в лидеры продаж самых быстрорастущих сегментов, а неудачно обновляемый в последние годы Focus оказался на обочине даже в своем родном С-классе.
Не желающий более терпеть убытки, Ford в результате принял решение уйти из России. Созданное в 2011 году совместное предприятия Ford Sollers теперь будет специализироваться на выпуске только автомобилей в сегменте легкого коммерческого транспорта (LCV) на заводе в ОЭЗ «Алабуга» в Татарстане. Тут у Ford дела идут хорошо: продажи модели Transit за последние три года увеличились более чем вдвое, что позволило ей вырваться в лидеры продаж LCV среди иностранных марок в России. Два же других завода Ford Sollers: во Всеволожске и в Набережных Челнах — будут закрыты и, вероятно, проданы с молотка. В качестве претендентов на эти активы сейчас называют такие более успешные в России автомобильные компании, как Hyundai и Volkswagen.
Помимо провала маркетинговой стратегии в отдельно взятой стране демарш Ford является признаком глобальной трансформации мировой автомобильной промышленности. Эта компания терпит убытки не только в России, но и в других странах: в ближайшее время европейское подразделение американского автомобильного гиганта Ford of Europe тоже намерено оптимизировать убытки, сократив производственные мощности в Германии, Великобритании, Испании и уволив там тысячи сотрудников.
В целом мировой автопром переживает сейчас трудные времена: продажи на ключевых рынках ощутимо падают. Так, шестой месяц подряд снижается реализация новых машин в странах ЕС, сокращаются самые значимые мировые автомобильные рынки — Китая и США. Из-за роста спроса на электромобили, а в перспективе и на беспилотники будущее мирового автопрома становится все более туманным. Вероятность того, что на нем продолжат доминировать нынешние лидеры, наблюдатели ставят под сомнение. В связи с этим в последнее время активизировались слухи о новых слияниях и поглощениях. Не исключено, что альянс Renault—Nissan–—Mitsubishi скоро сделает предложение об объединении с компанией Fiat Chrysler. С новой силой муссируются спекуляции о возможном слиянии Ford и General Motors. И не исключено, что оптимизация бизнеса Ford в Европе и в России — подготовительная часть этого процесса.
Коротко
«Норникель»: переговоры о снижении дивидендов
Переговоры о снижении дивидендных выплат планирует начать с «Русалом» основной акционер и президент «Норильского никеля» Владимир Потанин. Об этом он заявил в интервью Bloomberg. Свою позицию предприниматель объясняет тем, что для развития компании необходимы инвестиции. Сразу после появления информации о планах Владимира Потанина акции «Норникеля» упали в цене.
Ритейл: возвращение к истокам
Пилотный проект продажи товаров на развес запустил «ВкусВилл», российская сеть здорового питания, сообщается на сайте ритейлера. Товары без упаковки появились в одном из магазинов сети. Всего магазин предлагает к продаже по такой схеме около 50 позиций, в том числе шоколад, зефир, мармелад, крупы, макароны, орехи и сухофрукты. В скором времени в ассортименте появятся масла первого холодного отжима, несколько видов замороженных полуфабрикатов, мыло, моющее средство для посуды и средство для стирки. Тару для покупки покупатель может принести с собой или купить в магазине многоразовые мешочки для круп, бутылки для масел, восковые салфетки, стеклянные и металлические трубочки для напитков, а также бумажные пакеты. Товары на развес будут стоить на 5–25% дешевле.
Рынок напитков: соки пошли в рост
Российская соковая индустрия впервые за последние шесть лет показала рост. По данным Российского союза производителей соков (РСПС), объем производства соковой продукции по итогам 2018 года в России составил 2,4 млрд литров. Средний показатель потребления на человека — 15,5 литра в год. Из них 27% составляют соки, 52% — нектары и 21% — сокосодержащие напитки. По оценке РСПС, положительная динамика в соковой отрасли связана с ростом экспорта соковой продукции — он увеличился на 17,1% по сравнению с 2017 годом, а также с увеличением производства соковой продукции для питания детей раннего возраста, где наблюдается рост 4,2%.
Крым: комплекс для мальков креветки
Первый в России комплекс выращивания мальков креветки планируется открыть в мае в свободной экономической зоне Крыма. На строительство инкубатора для мальков и площадки для доращивания инвестор проекта компания «КрымАгро» потратит миллиард рублей. Мальков также будут продавать на другие аквафермы России и за рубеж.
Место для креветочной фермы выбирали эксперты специализированного института из Китая. Это крупнейший в мире консультант по аквакультуре, сообщил представитель инвестора. По совету китайских специалистов инкубатор для мальков расположили между Черным морем и Ойбурским озером в Сакском районе: идеальная соленость воды для мальков креветки будет получена при смешении морской и озерной воды.
Импортозамещение: аэрозольные баллоны на марше
Предприятие по производству жестяных аэрозольных баллонов компании АО «Арнест» введено в строй в Тульской области, сообщает «Интерфакс». По данным компании, общий объем инвестиций в проект составил 640 млн рублей, 232 млн из которых были предоставлены Фондом развития промышленности в 2017 году на закупку оборудования. Благодаря реализации проекта доля иностранных компаний на российском рынке жестяных баллонов снизится с 30 до 10%. Конечными заказчиками аэрозольных баллонов являются парфюмерно-косметические компании: Unilever, Beiersdorf, Schwarzkopf & Henkel, SC Johnson, Colgate-Palmolive, L’Oreal и Oriflame. Порядка 50% готовой продукции компания планирует экспортировать в Великобританию.
Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена): обвинения в дискриминации
Против Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) в США выдвинуты очередные обвинения. На этот раз они исходят от министерства жилищного строительства и городского развития. В министерстве заявили, что политика размещения рекламы в сети «дискриминировала людей в зависимости от того, кто они и где живут». Так, некоторые объявления о найме и продаже жилой недвижимости не размещались на гаджетах пользователей, если, по данным геолокации, они проживают в районах с преимущественно испаноязычным или афроамериканским населением. Министерство также проверяет, не ведут ли такую же политику Google и Twitter.
Microsoft: в компании запретили шутить в День дурака
Администрация корпорации Microsoft распространила среди сотрудников заявление, в котором предостерегла их от участия в шутках в День дурака, которые по той или иной причине могут стать известны широкой публике, сообщает Verge. Директор по маркетингу компании Крис Капосселла заявил, что такие шутки, попав в информационное поле, могут дать импульс к распространению фейковых новостей и привести к репутационным и даже финансовым потерям корпорации.
Видимо, в Microsoft вспомнили о случившемся в свое время с Google. Последняя подшутила над пользователями, заменив в своем мессенджере их аватары на мультипликационную гифку миньона, который к тому же выкрикивал угрозы адресату. В результате у некоторых пользователей сорвались важные переговоры или они получили отказ в продолжении сотрудничества. Компания была вынуждена компенсировать им потери и принести публичные извинения.
Китай: миллион программ
Китайские разработчики программного обеспечения в 2018 году зарегистрировали авторские права на 1,1 млн новых программ с ростом этого показателя на 48,8%, сообщает РИА «Новости». Самый бурный рост (на 76%) показали разработки мобильных приложений. Множество программ создано также в области финансов, медицины, интернета вещей, облачных вычислений, антивирусов и защиты данных.
Театр: старейшие не соединились
Объединение Александринского театра (Санкт-Петербург) и Театра драмы им. Федора Волкова (Ярославль) — старейших среди русских театров (первый основан в 1756 году, другой шестью годами раньше, в 1750-м) решили пока отложить. 28 марта министр культуры Владимир Мединский подписал приказ об объединении. Вечером того же дня по указанию премьер-министра Дмитрия Медведева приказ был отозван. Официально инициаторами объединения выступили художественные руководители Александринского театра (Валерий Фокин) и Волковского театра (Евгений Марчелли), о чем они подписали совместное обращение к главе Минкульта. Среди тех, кто негативно оценил эту инициативу, — председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин. (О слиянии театров читайте также в этом выпуске)
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl