О чем поют ветра Гоби: как российские путешественники покорили монгольскую пустыню на мотовездеходах
Участник необычной экспедиции поделился впечатлениями с «Вокруг света»
Гоби — одна из самых больших пустынь мира. Это «безводное место» (так название пустыни переводится с монгольского) существует уже около 65 млн лет, оставаясь практически неизменным. Путешествия по Гоби и по сей день сопряжены с риском — здесь проверку на прочность проходят и люди, и техника.
В 2022 году покорять пустыню Гоби отправились три российских путешественника: обладатель множества мировых рекордов Фёдор Конюхов, мотопутешественник и видеоблогер Александр Юнанов и его напарник по поездкам Игорь Головатый. О том, чем запомнилась эта экспедиция и с какими трудностями столкнулись ее участники, Александр Юнанов рассказал в интервью «Вокруг света».
Планирование экспедиции
Александр, почему выбор пал именно на пустыню Гоби?
Где-то в феврале прошлого года мы сидели у Фёдора Филипповича Конюхова и сетовали, что нам в третий раз приходится откладывать экспедицию на Северный полюс, уже на неопределенный срок. Сначала отправиться туда не позволяла пандемия коронавируса, потом начались всем известные события у нас и в соседних странах. В общем, стало понятно, что Северный полюс пока остается для нас только мечтой.
И тут Фёдор Филиппович спросил, был ли я в пустыне Гоби. Я ответил, что еще нет. «Поехали в Гоби, чего нам сидеть? Зачем нам снег?», — предложил он. Вот так с легкой руки Фёдора Конюхова родилась идея экспедиции, которую удалось организовать за полгода. Мы решили пересечь пустыню и в более или менее тяжелых условиях испытать нашу технику, которая изначально разрабатывалась для Северного полюса.
Как вы планировали маршрут?
Гоби — огромная пустыня, очень удачно расположенная с точки зрения путешественников. Изначально мы планировали пройти полторы тысячи километров. Поставили себе такую задачу и даже подняли ее до 1600 километров, чтобы получилась 1000 миль. Как потом оказалось, это была слишком смелая задумка, и в итоге мы проехали 1001 километр. Но и этого в целом было достаточно для достижения рекорда, который мы заявляли — пересечь пустыню Гоби на мотовездеходах, подобных нашим.
Время тоже было выбрано не случайно, потому что в сентябре в пустыне уже не так жарко днем и еще не так холодно ночью. Хотя перепады дневной и ночной температур все равно составляли порядка 30 градусов, и это было весьма ощутимо. Мы специально искали не самые простые пути, потому что нам нужно было заставить технику работать в напряженных условиях. Не скажу, что в самых экстремальных, но мы старались ее не щадить, чтобы испытания получились объективными.
Мы начали путешествие в городе Даландганзад, который находится на границе Гоби. Маршрут мы планировали примерно, поскольку дорог в пустыне всё равно нет. У нас были машины сопровождения, которые везли топливо и часть снаряжения. Но при желании мы могли обойтись без них, потому что у нас еще были два прицепа, которые мы в итоге даже не распаковывали.
Мы не заезжали в самые дикие места и примерно раз в три дня оказывались в туристических местах с кемпингами и душем. В целом условия были умеренно спартанские.
Какое влияние оказал на путешествие Фёдор Конюхов? Чему-то научил?