Прогноз в условиях брекзита
Неопределенность — основное состояние Британии в экономике, во внутренней и внешней политике. Жизнь страны на годы вперед будет определять брекзит в любом его варианте
Политическая турбулентность в Великобритании в апогее. И широкая общественность, и элиты раскололись по вертикальной оси политического спектра (на брекзитеров и бремейнеров), почти забыв о классическом противостоянии по его горизонтальной оси (правые — левые). В стране не сформировалось мнение значимого большинства по какому-либо из вариантов брекзита. К тому же британцы не видят ни в одном из ведущих политических деятелей общенациональную фигуру, способную составить альтернативу Терезе Мэй (она имеет наименьший отрицательный рейтинг).
Премьер-министр исключает как второй референдум об отношениях Британии с ЕС, так и новые досрочные выборы. Однако патовая ситуация в парламенте может их спровоцировать. Учитывая, что рейтинги популярности тори и лейбористов находятся в рамках статистической погрешности, консерваторам не гарантирован исход возможных досрочных выборов (очередные в 2022 году), тем более что электорат воспринимает Консервативную партию как более расколотую, чем Лейбористская, а расколотые партии выборы не выигрывают.
Цена брекзита
Прогнозы темпов роста экономики Британии на 2019 год от ведущих международных организаций (ОЭСР, МВФ, ООН), Банка Англии, консалтинговых компаний и мозговых центров разнятся (от 1,1 до 1,8%). В то время как британское Управление бюджетной ответственности повысило прогнозы на 2019 и 2020 годы, экономический рост до 2023 года не достигнет уровня, который наблюдался до проведения референдума. По прогнозам МВФ, рост в еврозоне в 2019 году составит 1,9%. Учитывая, что МВФ прогнозирует замедление мирового экономического роста, представляется затруднительным отделить влияние брекзита от общего состояния мировой экономической конъюнктуры.
Неопределенный характер носят прогнозы для Британии до 2024 года. Референдум, считают экономисты, сказался на перспективах развития экономики, а ВВП растет медленнее, чем по прогнозам до референдума. В целом прогнозы состояния экономики Британии на ближайшие годы (вплоть до 2030-го) предполагают снижение темпов роста независимо от вариантов брекзита.
В самой Британии объективность прогнозов наталкивается на субъективные предпочтения сторонников (бремейнеров) и противников (брекзитеров) членства Британии в ЕС. Так, по мнению канцлера казначейства Филипа Хэммонда (бремейнер), в случае выхода без сделки (и перехода на правила ВТО) замедление экономического роста снизит доходы государства. В результате до 2033/34-го финансового года государственные заимствования будут увеличиваться на 80 млрд фунтов стерлингов ежегодно, а рост ВВП в течение пятнадцати лет будет на 7,7% ниже. Правительство уже отказалось от мер «жесткой экономии» и от задачи сбалансировать бюджет к 2020 году, поставленной еще при Дэвиде Кэмероне. Казначейство готовилось и к дополнительному финансированию ключевых министерств на случай выхода из ЕС без сделки.
Правительство в октябре 2018 года представило бюджет на 2019/20-й финансовый год (начинается в апреле), обозначив завершение «жесткой экономии» и повысив социальные расходы. Его еще предстояло утвердить парламенту, но важна смена экономического курса государства. Обещан экономический рост на 1,6% в 2019 году, единовременный рост социальных расходов, снижение налогов, причем не столько для малоимущих, сколько для лиц со средними доходами; рост минимальной и почасовой оплаты труда. Тереза Мэй обещала предоставить Национальной службе здравоохранения 20 млрд фунтов стерлингов в течение следующих пяти лет. Хэммонд также объявил о дополнительных расходах в размере миллиарда фунтов стерлингов на кибербезопасность и модернизацию ядерной системы Trident.
Филип Хэммонд предупредил, что в случае выхода из ЕС без сделки Британия будет вынуждена решать проблемы авиасообщения, импорта продовольствия и медикаментов. Бюджет придется пересматривать (поскольку не будет переходного периода в 21 месяц), как и прогнозы экономического развития. С другой стороны, бюджет был составлен исходя из переходного периода в 24 месяца, а не в 21, что может указывать на планы Терезы Мэй продлить его из-за нерешенности вопроса об ирландской границе. Если ситуация изменится, то кабмину придется либо увеличивать госдолг, либо повышать налоги. Представляется, что правительство, отказавшись от «жесткой экономии», создает себе «подушку безопасности» на случай новых досрочных выборов.
Действительно, условия Соглашения о выходе Соединенного Королевства из ЕС и Политической декларации о будущих отношениях от 25 ноября 2018 года вызвали отторжение в Британии. Однако ее уступки на переговорах с ЕС носили объективный характер (например, по ирландской границе) и не зависели от личности премьера. Еще до голосования в парламенте (декабрь 2018-го) было очевидно, что правительству не удастся добиться его одобрения: документами были недовольны и брекзитеры, и бремейнеры. Дальнейшее развитие событий могло пойти по нескольким путям:
— повторное голосование по соглашению в парламенте через 21 день;
— выход из ЕС без сделки;
— «согласованный» выход без сделки (negotiated no deal — при согласии Евросоюза Британия выходит из ЕС через год без сделки);
— повторный референдум (возможен при одобрении парламентом, если правительство внесет подобный законопроект, но правительство категорически против, опасаясь, что противостояние в стране обострится);
— членство в ЕС (в случае положительного исхода повторного референдума);
— досрочные выборы (при выражении недоверия правительству);
— отставка Терезы Мэй с поста лидера партии и, соответственно, премьер-министра (если недоверие ей выразят 158 депутатов фракции тори), выборы нового лидера (становится премьер-министром).
Эти варианты подразумевают перенос выхода Британии из ЕС на более позднюю дату (если парламент примет новый закон, а ЕС согласится).
Появились и иные варианты — формирование лейбористского правительства меньшинства без выборов или национального (коалиционного) правительства лейбористов и консерваторов (по подобию национального правительства Дж. Макдональда 1931–1935 годов).
В этих условиях сохраняется вероятность второго референдума о независимости Шотландии, большинство в которой высказалось за членство Британии в ЕС. С другой стороны, не урегулированы взаимоотношения с Испанией по Гибралтару и возможно обострение проблемы ирландской границы. Таким образом, территориальное единство Соединенного Королевства подвергается испытаниям.
Глобальная Британия
Торгово-экономическая политика страны будет зависеть от решения проблем во взаимоотношениях с ЕС. В случае выхода без сделки Британия должна будет заново установить все индивидуальные обязательства в рамках ВТО и по пошлинам, и по услугам, и по тарифным квотам, а также провести переговоры со всеми членами ВТО — как если бы Лондон вновь присоединялся к этой торговой организации.
Британия рассчитывает заключить торговое соглашение с США и укрепить с ними двусторонние военно-политические отношения. Однако до голосования в парламенте по соглашению с ЕС президент США Дональд Трамп, подрывая позиции Терезы Мэй, заявил, что соглашение Британии с ЕС не позволит ей заключить торговое соглашение с США. Отметим, что Соединенное Королевство было интересно Вашингтону как член ЕС. Вероятно, «особые отношения» в результате брекзита пострадают.
Основная задача Лондона в отношениях с Брюсселем после брекзита — участвовать в его внешней и оборонной политике, в частности в «европейской армии», самой идее которой Лондон противился, будучи его членом. В сфере обороны и ВТС действия Лондона были и будут направлены на укрепление связей с отдельными европейскими странами. Так, уже достигнуты договоренности с Польшей, а со странами Северной Европы (включая нейтральные Швецию и Финляндию) — об их участии в Объединенном экспедиционном корпусе Великобритании. Соединенное Королевство, даже выходя из ЕС, пыталось расширить свое присутствие и на Западных Балканах, вступлению которых в ЕС и НАТО Британия содействует.
Свои позиции в НАТО Британия собирается сохранить и даже нарастить расходы на оборону до 3% в год, к чему ее призывает и Вашингтон.
Лондон в свете брекзита выдвинул концепцию «Глобальной Британии», рассчитывая после выхода из ЕС заключить торговые соглашения с Китаем, а также со странами Содружества наций (включая Индию), резко активизировав внешнюю политику на африканском и азиатском направлениях и используя помощь развитию (0,7% валового национального дохода) для укрепления своего политического влияния.
Британия выступает с резкой антироссийской риторикой, пытаясь поднять свой авторитет на международной арене, и подключает к противодействию мнимой российской угрозе партнеров по ЕС и НАТО, а также международные организации, формируя имидж России как страны-изгоя и в СБ ООН. Вероятно, политика Британии по отношению к России не изменится при любом консервативном правительстве. Улучшение российско-британских отношений возможно при лейбористском правительстве и при определенных условиях.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl