Пришла пора прислать гонца
Эксперименты «Яндекса» с беспилотными автомобилями неожиданно перешли в практическую плоскость: сразу на нескольких площадках, от казанского Иннополиса до столичных Хамовников, начали работать доставочные роботы «Яндекс.Ровер», обещающие заменить пеших курьеров.

Апокалиптические кадры годичной давности из пораженного эпидемией китайского Уханя напугали реальный мир — и показали мир будущего, мир самоходных роботов. Роботы-дезинфекторы, роботы-уборщики… и роботы-доставщики. Большей частью это самоходные торговые автоматы или микрофургончики размером с квадроцикл, рассчитанные на передвижение по проезжей части в районах малоэтажной застройки (тех же кампусах) с низким трафиком.
Дальше — больше: в стремлении сократить контакты человека с человеком, дабы не множить число заболевших, вспомнили и о машинках поменьше — чтоб прямо к подъезду привезли по тротуару заказанные в ближайшем магазине продукты. Вспомнили — и оживились: американские магазины и муниципалитеты начали заключать договоры на экспериментальное использование эстонских Starship, а Amazon и FedEx расширили программы доводки своих аппаратов.
В бурном потоке новостей о дронах и перспективах беспилотности того времени появление на публике нового проекта «Яндекса» — роботов-курьеров «Яндекс.Ровер» — прозвучало почти что буднично. Тем более что форм-факторы и габариты новинки и ее аналогов были схожими. Немногие вспомнили, что у «Ровера» есть неоспоримый аргумент против конкурентов: алгоритмы и технологии, отработанные за сотни тысяч километров на беспилотных автомобилях «Яндекса».
Опыт доводки первых «Роверов» (и шасси, и кузова, и беспилотного оборудования, и софта) в реальных условиях доставки породил уже вторую серию машин. И они принимают заказы на доставку продуктов на Ходынке и в Хамовниках, а также в районе делового квартала «Белая площадь» у Белорусского вокзала в Москве — и в казанском Иннополисе. А в ближайшие недели территорию вторжения «Яндекс.Роверов» пополнит еще и Москва-Сити, где «Роверы» уже замечены: они обкатывают будущие маршруты.
Избушка на круглых ножках
Внешне «Яндекс.Ровер» до степени смешения похож на конкурентов — такая же округлая коробочка на шести колесиках. Хотя и симпатичная: дизайнеры в «Яндексе» не из последних (по неофициальным данным, автор экстерьера — Борис Тарасов, набивший руку еще в Marussia Motors). Но похожесть обманчива: на поверку машина оказывается классом выше «иномарок». В первую очередь по электронной начинке. Если другие «пешеходные рободоставщики» из экономии, как правило, ограничиваются камерами да знанием карт, а значит, слепы, как кроты, в серьезную непогоду, то здесь всепогодно, потому что капитально и по науке.
Принципиальное устройство собственно «автопилота» здесь то же, что и у беспилотных автомобилей «Яндекса». Снаружи — лидар (только он позволяет видеть сквозь снег), пара радаров для бокового зрения, GPS-приемник и четыре видеокамеры. Внутри — «мозг» с навыком самообучения. Упрощения налицо (у беспилотных автомобилей «Яндекса» число лидаров доходит до семи), но в рамках разумного. Главное — функционал тот же (с поправкой на тихоходность «Ровера», развивающего скорость не более восьми километров в час и только на свободных пространствах, в потоке же пешеходов убавляющего прыть вдвое-втрое для комфорта и безопасности окружающих). Ориентация по прописанным картам местности, распознавание стационарных и неподвижных объектов (включая пешеходов и велосипедистов), знание ПДД и самообучение, позволяющее адаптироваться к малопредсказуемым действиям окружающих.
К слову, еще более непредсказуемым, чем на дороге: правил поведения пешеходов на тротуаре, писаных и неписаных, куда меньше, чем для машин на проезжей части. (Таким образом, не только автомобили делятся своим «опытом» с меньшим братом, но и «Ровер» учит старших, как избегать конфликтов с двуногими и четвероногими «кожаными мешками».)
Как показали испытания «в условиях реальной местности», «Ровер» видит и понимает всю окружающую обстановку — на тротуарах, пешеходных переходах и во дворах он соображает вовремя и правильно. Реакции и на внезапные движения пешеходов, и на снежные заряды — адекватная и предсказуемая. В любое время суток (на улицах со стандартным освещением), в любую погоду.
Проходимость? Скажем так, своеобразная. Нет, дело не в клиренсе, он достаточный: 100 мм «в базовой комплектации» плюс регулировка на 50 мм вверх или вниз, а плоское днище в сочетании с шестью ведущими, пусть и маленькими, колесами, позволяет пробираться даже по обледенелым тротуарам, расчищенным от снега. Подвеска — комбинированного типа, на резиновых демпферах, углепластиковых рессорах и балансирах, с ходом 50 мм (как у электросамокатов). Луж в полметра глубиной тут не бывает, как и высоких бордюров на переходах. То есть для районов современной застройки и с надлежащим (даже не идеальным) содержанием таких характеристик достаточно. А вот для «условий реальной местности» с «бумажными душами» вместо живых дворников и забитой ливневкой — да, не годится. Неспроста более крупные «рободоставщики» (например, уже перешедший в предсерийную фазу Nuro R2) используют системы с четырьмя колесами, да и некоторые «одноклассники» тоже (например, Kiwibot). А, например, американская Refraction Al на своем аппарате REV-1 схожего с «Ровером» калибра — и вовсе трехколесную схему с одним задним мотор-колесом от электровелосипеда.
Такие схемы имеют и другое преимущество — ресурс. Пока три десятка «Яндекс.Роверов» накатали всего 8000 километров, что не позволяет судить о долговечности шасси. Но с началом реальной коммерческой эксплуатации (а это каждый день, от 40 до 70 км за смену) встанет вопрос и ресурса ступиц и моторчиков, и вибронагруженности кузова, и самой уместности шестиколесной схемы с бортовым торможением, прекрасно себя чувствующей на обледенелой или мокрой плитке, но куда хуже — на гладком и цепком летнем асфальте. О чем прекрасно знают и конструкторы, получившие образование в стране с лучшим, наверное, опытом (и количественно, и качественно) разработки многоколесных и гусеничных вездеходов.
Но робокурьер не автомобиль и не трактор, где особенности технологии разработки предполагают на второй серии прототипов почти серийный облик будущей машины. Так что конфигурация ходовой части может измениться не раз. Как и форма грузового отсека, рассчитанного на 20 кг полезной нагрузки. Сейчас в этот объемистый (гораздо больше, чем и у первой серии прототипов, и у большинства зарубежных аналогов) ящик входит большая (40 см) пицца вместе с коробкой и термосумкой. Или упаковка минералки. Для заказа из близлежащего магазина, по уверениям яндексовцев, объем достаточный. Но, безусловно, конфигурация отсека будет уточняться согласно пожеланиям заказчиков в процессе опытной эксплуатации. Как, собственно, и было с «Прото-2», получившим и ящик побольше, и бесконтактное открывание крышки — нажатием кнопки на смартфоне с мобильным приложением.
Вообще, слово «кастомизация» звучало в разговоре со специалистами «Яндекс.Беспилотные автомобили» постоянно. Они готовы менять и ходовую часть, и кузов, и внешний облик под пожелания заказчика. Благо опытное производство (на собственной базе «Яндекса») позволяет экспериментировать и с формой, и с конструкцией. В том числе с конструкцией «механических глаз»: от расположения лидара до количества камер. Процесс совершенствования машины продолжается. Как продолжаются совершенствование и опытная эксплуатация у конкурентов, от Starship до Kiwibot, переживающих уже четвертые-пятые итерации. И все больше склоняющихся к более простой и компактной конструкции, способной привезти в солнечной Калифорнии пакет с завтраком, но не ужин для семьи в снежной Москве.
Мальчик, водочки принеси!
Как видим, машина даже в нынешнем виде вполне готова к бою — точнее, на замену пеших и отчасти велосипедных курьеров, а вопросы к ней — по части отнюдь не «мозгов» или «глаз», а скорее к «опорно-двигательному аппарату». Который даже сконструировать заново, в расчете на долгую счастливую жизнь в самых невыносимых условиях, — сущие копейки в сравнении со стоимостью всего проекта и его коммерциализации.
А коммерческие перспективы «Ровера» не так и туманны, как кажется на первый взгляд. Точнее, на взгляд с точки зрения масс-маркета, предполагающего предельную простоту машинки, в свою очередь влекущую за собой метеозависимость, а значит, ограничивающую сферу использования — и далее по кругу. «Яндекс» пошел другим путем, вопреки законам юнит-экономики. Да, «Ровер» и в перспективе будет недешев — точно не дешевле массового автомобиля, и в разы дороже электроскутера (один лидар стоит несколько тысяч долларов). И экономия на оплате труда курьера сократит, но не аннигилирует разницу — тут проблема в самом наличии человеческого фактора.
Услуги «Ровера» — часть модели luxury-потребления, по умолчанию минимизирующей контакты с людьми не своего круга. Точнее, so-luxury, «полулюкса», выражаясь языком маркетологов, — современная квартира в районе элитной застройки не подразумевает наличия мальчика на посылках в штате постоянной прислуги, да и самого штата (уборщица на абонементе и «муж на час» не в счет). А современные курьеры в том же «Яндексе» по разным причинам (от погодных до социальных) не самые приемлемые люди для контакта с «теми, кто может себе позволить». И спуститься вниз в тапках и халате к подъезду, открыть люк в «Ровере» нажатием кнопки на телефоне и достать еду — та самая роскошь, за которую состоятельные граждане вполне готовы заплатить. Точнее, доплатить — в сравнении с суммой обычного заказа. Так же, как они доплачивают за саму еду из магазина или ресторана «своего круга», а вот за рободоставку пока платят столько же, сколько за пешего курьера. Пока.
И именно обитатели «элитных» районов и одноэтажных пригородов станут двигателем прогресса — благодаря им вырастет тиражность, соответственно, удешевятся сами «Роверы» и продолжат экспансию в менее элитарные сегменты. Благо к их услугам вся экосистема «Яндекса».
И не только «Яндекса». Вот как оценивает опыт использования «Ровера» Кирилл Жанайдаров, руководитель управления транспорта фонда «Сколково»: «Площадка инновационного центра была одной из первых, где “Ровер” начал трудиться на постоянной основе, сняв часть наших забот по транспортировке рабочих документов между службами фонда “Сколково”, расположенными в разных зданиях. Скорость передвижения робота-курьера сопоставима с человеческой, правил дорожного движения не нарушает, аварийных ситуаций не создает, программное обеспечение уверенно работает с “большими братьями” — автомобилями, при этом прямой контакт между отправителем и получателем отсутствует, что немаловажно в период пандемии. Буквально несколько месяцев назад мы вместе с “Яндексом” расширили диапазон применения “Ровера”, и он приступил к доставке еды из ресторанов в границах Иннограда. В целом я положительно оцениваю перспективы развития таких решений на рынке, и в будущем мы абсолютно точно будем видеть роботов-курьеров все чаще, а в свете явного тренда на снижение стоимости навесного оборудования робота — лидара, радаров и камер — экспансия случится быстрее, чем мы могли бы себе представить».
Более скептичен Сергей Жильцов, основатель логистического стартапа BANTgo. «Не стоит забывать, что аудитории жизненно необходима эмоциональная связь с брендом, и глобальные корпорации в этом начинают проигрывать локальным брендам и местным производителям. “Кожаный мешок”, я привезла тебе покушать “Яндекс-пиццу” — возможно, это наши дети будут слышать через “Алису”, если победят экосистемы. Но будущее не предопределено. Рынок автономной доставки в тренде, и встать у истоков реки можно. Но не исключено, что “Ровер” может повторить судьбу разработок Google Glass и в итоге встанет в музей рядом с аппаратом 8ЕЛ № 203, также известным как “Луноход-1”». Не разделяя пессимизма Сергея Жильцова, позволю себе отметить, что в тех же Хамовниках «Роверы» используют для доставки продуктов в основном из сетевых магазинов (той же «Азбуки вкуса»), никак не отменяющих ни ресторанов, ни их авторской кухни. Которые, в конце концов, вполне могут стать потребителями «Роверов», но уже завязанных на персонифицированные службы доставки вроде той же BANTgo.
Еще один резерв для масштабирования проекта — новые, пусть и менее массовые, специализации машины. Инкассация, например: самоходный сейф из 50-килограммового «Ровера» получится отменный. Или патрулирование улиц — не всех, конечно (из американской практики Starship известны случаи, когда на их роботах катались дети, не говоря о том, что несознательные граждане норовили залить «механическое око» соусом или просто опрокинуть забавы ради), но в относительно законопослушных районах (все той же «элитной застройки») такой шестиколесный персонаж вполне способен и достоин поместить кокарду на корпус.
А вот послать робота за выпивкой не получится — закон пока не позволяет. Ни пешим, ни механическим курьерам не дозволено доставлять алкоголь, табачные изделия и рецептурные лекарства. Так что желающим достать на парковке, после хорошей уличной гонки, шампанское из ведерка со льдом и раскурить сигару придется подождать снятия этого не самого умного запрета. Как уже снимаются в РФ запреты на эксплуатацию беспилотных автомобилей без оператора. И тогда «Яндекс.Ровер» будет всегда к вашим услугам. Если, конечно, вы обитаете в районе, удостоенном флота таких луноходов.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl