Повестка дня
«Армата» никак не разгонится
Российская армия в этом году получит дюжину первых серийных танков Т-14 «Армата» и еще 4 БРЭМ Т-16, которые будут значительно отличаться от опытных образцов, не раз демонстрировавшихся на параде Победы. Уже известно, что будут усовершенствованы силовая установка и трансмиссия танка, а также система управления огнем, включая прицельный комплекс. Более того, для танкового орудия разработают новую номенклатуру боеприпасов, включая управляемые, с подрывом на траектории, и ряд других. Но самое главное, что серийные танки должны радикально подешеветь. Напомним, что первые два десятка машин, уже поступивших в войска для опытной эксплуатации, поражали военных не только своими уникальными характеристиками (они на треть превосходят конкурентов), но и фантастически высокой для нашей страны ценой. Так, по некоторым данным, стоимость первых машин составляла почти полмиллиарда рублей. То есть «Армата» стоила почти вдвое дороже, чем Т-90, и в три раза больше, чем модернизированный Т-72.
Сколько стоят современные танки
Безусловно, «Армата» — единственный в мире танк с необитаемой башней, что резко повышает в бою показатели живучести экипажа. Не будет преувеличением сказать, что он на голову превосходит все известные аналоги, включая хваленый израильский Merkava Mark4. Но его цена уже стала причиной недовольства военных. Так, вице-премьер Юрий Борисов прямо заявил, что Вооруженные силы не стремятся массово закупать Т-14 из-за их дороговизны, предпочитая повышать боевой потенциал имеющейся военной техники за счет ее модернизации (читай: усовершенствовать Т-72).
Тем не менее контракт на приобретение почти ста машин военные с Уралвагонзаводом все-таки подписали. Правда, машиностроители обещали снизить цену «Арматы» как минимум до 250 млн рублей. Однако даже такая цена оказалась слишком высокой для Минобороны. В результате наше военное ведомство приняло решение закупать лишь ограниченные партии новых танков и ждать, пока УВЗ снизит свои издержки до приемлемого уровня. Напомним, что всего Минобороны России намерено приобрести 2300 «Армат». И пока они не станут поступать в войска в достаточном количестве, Россия не сможет предложить эти танки на экспорт. Между тем именно экспортные заказы могли бы обеспечить УВЗ необходимую серийность и существенно снизить себестоимость.
Язык террора
В Иране совершен теракт: смертник взорвал себя рядом с автобусом, который перевозил военных из элитного Корпуса стражей Исламской революции. Взрыв унес более сорока жизней. Напомним, что еще в декабре 2017-го — январе 2018 года по Ирану прокатилась волна антиправительственных выступлений, связанных с ухудшением экономического положения. В нескольких городах дело дошло до погромов и нападений на полицейские участки. Теперь же, когда Тегеран уже почти год находится под экономическим давлением Вашингтона, ситуация усугубляется.
Выйдя из ядерной сделки с Ираном, США возобновили антииранские санкции, распространяющиеся в том числе на покупателей иранской нефти. Чтобы избежать резкого роста нефтяных цен на мировом рынке, что также угрожает росту американской экономики, в ноябре прошлого года США разрешили Китаю, Индии, Италии, Греции, Японии, Южной Корее, Турции и Тайваню покупать иранскую нефть до 5 мая 2019 года. За это время, по расчетам Вашингтона, производители нефти должны увеличить предложение на мировом рынке. Действительно, только сами США, добывавшие в 2017 году в среднем 9,2 млн баррелей в сутки, за 2018 год увеличили суточную добычу на 2,1 млн баррелей, что почти сравнялось с объемами предсанкционного экспорта Ирана в 2017 году. Помешать запланированному на май экономическому удушению Исламской республики могут прежде всего сами США: стремясь обложить санкциями всех, кто им не нравится, они успели ввести ограничения на экспорт нефти из Венесуэлы. Одновременное выпадение венесуэльской и иранской нефти из мирового баланса снова грозит резким ростом цен. Возможный провал торговых переговоров США и Китая также способен поставить крест на санкциях против Исламской республики: не найдя с Вашингтоном общего языка в вопросах экономики, Пекин может попытаться отыграться на геополитической карте.
Явную, хотя и очень вялую фронду проявляет Евросоюз, не желающий подчиняться американским санкциям в отношении Ирана и планирующий сохранить торговые отношения с Тегераном. Стремясь убедить ЕС отказаться от порочной практики ослушания, США провели разъяснительную работу на заднем дворе ЕС — в Польше. В Варшаве состоялась конференция по Ближнему Востоку, где США были представлены на достаточно высоком уровне — вицепрезидентом Майком Пенсом и госсекретарем Майком Помпео. Представителей Ирана даже не пригласили на конференцию, Россия отказалась в ней участвовать, а Франция и Германия прислали сотрудников своих МИД. Майк Пенс обвинил «некоторых из наших ведущих европейских партнеров» в создании механизмов, нарушающих антииранские санкции, и призвал одуматься. Хотя ЕС и утверждает, что создаваемый им механизм расчетов с Ираном нужен для обслуживания движения товаров, не подпадающих под санкции, основная статья экспорта Ирана все же нефть, и Евросоюзу предстоит сделать свой выбор.
Иран, несмотря на выход США из ядерной сделки, продолжает выполнять ее условия, то есть не ведет исследований в области ядерных технологий. Это подтверждают даже руководители американских спецслужб. Но если экспорт иранской нефти будет полностью блокирован, Тегеран может посчитать себя свободным от прежних обязательств. Занимать выжидательную позицию и наблюдать ухудшение экономической ситуации в стране иранское руководство вряд ли рискнет. Теракты в Иране, равно как и экономическое давление США, могут привести к падению нынешней власти. Однако в результате Иран может превратиться не в дружественную США и Израилю страну, а, подобно Ираку, родить новую угрозу всему региону. «Исламское государство» (запрещенное в России), с которым борется Иран в Сирии, не преминет включить Исламскую республику в свой состав в случае возникновения хаоса в стране.
Вагоны проехали по кругу
Крупнейший оператор инновационных грузовых вагонов (имеющих повышенную грузоподъемность) Первая тяжеловесная компания (ПТК) меняет владельца. Группа «Промышленные инвесторы» Сергея Генералова продает ее группе ИСТ (основной владелец Александр Несис) и партнерам. В этой истории примечательно то, что ранее активы ПТК фактически и принадлежали ИСТ, а обе эти группы инвесторов занимаются тем, что инвестируют в какой-либо бизнес, развивают его, а затем продают.
В 2016 году Объединенная вагоностроительная компания, контролирующим акционером которой в то время была группа ИСТ, продала Первой тяжеловесной сначала «Нитрохимпром» (оперативный лизинг грузовых вагонов нового поколения), а затем и «Восток1520» (компания-оператор). Они и стали основными активами ПТК.
С момента продажи суммарный парк вагонов этих двух предприятий существенно вырос и составляет порядка 53 тыс. вагонов. Бльшая доля, 36,6 тыс., приходится на «Восток1520». Основной вид ее деятельности — перевозка угля в экспортных направлениях: в порты Дальнего Востока и Северо-Запада; на ее долю приходится порядка 20% экспортных перевозок угля.
Для группы ИСТ Объединенная вагоностроительная компания и связанные с ней бизнесы были большим инвестиционным проектом. Так что все вполне логично: группа постепенно выходила из вагоностроительного бизнеса. Пусть даже на последнем этапе этот выход смахивал больше на бегство из-за проблем с кредиторами и миноритарными акционерами: одна из компаний группы ОВК нарушила ряд обязательных дефолтных финансовых ковенантов по кредитам, выданным «ФК Открытие», являющейся не только кредитором, но и акционером вагонопроизводителя. Последнее, видимо, оказалось причиной того, что банк не стал требовать досрочного погашения кредитов, а ограничился повышением ставки по ним на один процентный пункт. Что касается акционерного конфликта, то здесь претензии к ОВК есть у пенсионных фондов, входящих в группу «Сафмар» Михаила Гуцериева: они требуют, чтобы компания выкупила их акции, поскольку фонды не голосовали на собрании акционеров, где принималось решение о крупной сделке. Суды по этому поводу с переменным успехом продолжаются с прошлого года. На таком фоне в декабре прошлого года было объявлено о сделке по продаже группой ИСТ 9,33% ОВК «Ростеху». Это последний пакет акций ОВК, находившийся в распоряжении группы ИСТ. После завершения сделки она полностью выйдет из капитала вагоностроительной компании. Участники рынка отмечают, что «Ростеху», учитывая его административный ресурс и масштаб бизнеса, будет проще договариваться и улаживать конфликты и с кредиторами, и с партнерами.
Что же касается обратного выкупа Первой тяжеловесной, то здесь интерес группы ИСТ может быть связан с перспективами роста железнодорожных грузоперевозок в России, в частности угля.
Погрузка на сети РЖД выросла в 2018 году относительно 2017-го на 2,2%, а угля — на 4,6%. Вообще же в натуральном выражении погрузка стала максимальной за последние девять лет, а грузооборот — рекордным за всю новую историю России. По прогнозам Международного энергетического агентства, спрос на уголь в Юго-Восточной Азии будет расти. В свою очередь, в нашей стране добыча угля увеличивается: по данным Минэнерго России, рост в 2018 году составил 6%, а инвестиции в отрасль увеличились на 21%. Ожидается, что будет расти экспорт угля в восточном направления, и под это планируется к 2025 году увеличить провозную способность железнодорожной инфраструктуры по поставкам угля в два раза относительно нынешнего уровня. Так что перспектива заработать на вывозе угля у компаний-операторов есть.
Вместе с тем с осени прошлого года активизировалась дискуссия об отмене скидки на порожний пробег для инновационных вагонов. И не исключено, что она закончится в пользу тех, кто лоббирует ее отмену. Сейчас практически все имеющиеся на сети тяжеловесные полувагоны задействованы как раз в перевозках угля. Надо сказать, что введение скидки на порожний пробег было наиболее выгодно именно ОВК (а с ней и группе ИСТ) как самому крупному в России производителю инновационных вагонов: наличие скидки давало дополнительный стимул покупать и эксплуатировать именно такой подвижной состав. Участники рынка считают, что в свое время как раз ОВК и ее контролирующий акционер пролоббировали появление этой преференции.
В случае уравнивания в правах вагонов инновационных и обычных вырастет конкуренция между операторами подвижного состава: компании, обладающие парком типовых полувагонов, попытаются потеснить на рынке экспортных перевозок угля владельцев вагонов инновационных. А это может привести к снижению доходов последних, к числу которых относится и Первая тяжеловесная компания.
Агрохолдинги понуждают к налоговому миру
На прошлой неделе Федеральная налоговая служба совместно с ФСБ начала обыски и изъятие бухгалтерских документов в структурах сразу нескольких агрохолдингов в 13 регионах России в связи с подозрением в неуплате ими НДС при закупках сельхозпродукции. Это коснулось региональных подразделений таких лидеров аграрного рынка, как «Черкизово», «Русагро», «Настюша», а также средних птицефабрик и переработчиков зерна. Речь идет о покупке этими компаниями сельхозпродукции у недобросовестных контрагентов, которые сбывают агрохолдингам продукцию, не уплачивая при этом НДС (10% для сельхозпереработчиков), через подставное юрлицо, якобы обладающее правом уплаты единого сельхозналога: это освобождает его от уплаты НДС. Все проверяемые компании — подписанты добровольной Хартии в сфере оборота сельскохозяйственной продукции (ФНС России — одна из сторон подписания), устанавливающей правила добросовестной конкуренции. Ключевой ее пункт — добровольно выявлять в цепочке поставщиков сельхозпродукции недобросовестных поставщиков, уклоняющихся от уплаты налогов. Ее приняли в 2015 году, прежде всего для устранения с рынка экспорта зерна недобросовестных компаний, которые зарабатывали на возмещении НДС (государство возвращает его в случае экспорта продукции).
«При этом в СМИ ошибочно сообщили, что сейчас обыски идут в связи с подозрениями в незаконном возмещении НДС относительно этих компаний (его возмещают только при экспорте сельхозпродукции), — рассказал “Эксперту” осведомленный источник в ФНС. — После подписания хартии экспортеры сельхозпродукции у нас очистились почти полностью и уже не покупают сырье у сомнительных компаний. Но на внутреннем рынке, даже среди подписантов хартии, остались компании, которые умышленно или неумышленно скрывают контрагентов, уклоняющихся от уплаты налога». По словам нашего собеседника, налоговая несколько раз предупреждала эти холдинги, что некоторые их поставщики не уплачивали НДС. «Но чтобы доказать сговор между менеджером того же агрохолдинга и поставщиком, нужны оперативно-розыскные мероприятия, поэтому мы и привлекли ФСБ. При этом всем проверяемым сейчас компаниям мы еще полгода назад предлагали устранить эти внутренние проблемы; они обещали, но не сделали», — пояснил источник в ФНС. По его словам, выполнение экспортерами сельхозпродукции правил хартии позволило привлекать в бюджет до 100 млрд рублей в год, ранее оседавших в карманах мошенников. «Экспортерам грозила уголовная ответственность за мошенничество, которое совершали их контрагенты, специализировавшиеся на незаконном возмещении НДС, поэтому они очень быстро очистились от контактов с такими фирмами-однодневками, — подтверждает один из инициаторов подписания хартии генеральный директор компании SmartSeeds Кирилл Подольский. — Поскольку при обороте сельхозпродукции на внутреннем рынке возмещения НДС нет, а за факт его неуплаты продавцом покупатель не отвечает, агрохолдинги и не отнеслись серьезно к предупреждениям налоговой инспекции. Точнее, кто всерьез не воспринял предупреждение, тот сейчас и попал под раздачу. Это своего рода понуждение к миру со стороны ФНС».
По мнению нашего собеседника в ФНС, сотрудничество с теми, кто не платит НДС, невыгодно высшему руководству крупных компаний; это, скорее, сговор менеджеров по закупкам, которые, вероятно, получают взятки от недобросовестных поставщиков. Впрочем, президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский считает иначе: «Возможно, руководство агрохолдингов и не имеет прямой выгоды, но оно ставит своим менеджерам задачу снижать издержки, которую те выполняют любыми способами, в том числе порой сами организуют закупки у фирм, якобы имеющих право на неуплату НДС. Как доказательство, когда обсуждали условия хартии, руководители входящих в крупнейшие агрохолдинги торговых домов настояли на том, чтобы им сделали послабление в правилах торговли». Речь идет об условии хартии не иметь дела с фирмами, у которых нет активов или они имеют лишь минимальный уставный капитал. «Зачастую это и есть мошеннические однодневки — право на работу с ними сохранили за собой торговые дома агрохолдингов, пообещав при этом добровольно выявлять жуликов, — продолжает г-н Злочевский. — Но очевидно же: покупая продукцию без НДС, компания потом вычитает его из своей бухгалтерии и тем самым экономит десять процентов, что по цепочке ведет к удешевлению конечной продукции. Это нечестная конкуренция. Я думаю, поэтому руководство агрохолдингов и смотрит сквозь пальцы на игры менеджеров с законом».
ВКС ждут «Охотника»
Уже через полтора-два месяца свой первый полет совершит новый тяжелый ударный БПЛА С-70 «Охотник», разработанный ОКБ Сухого. Этот аппарат выполнен по аэродинамической схеме «летающее крыло» (в результате чего отсутствует хвостовое оперение), его взлетная масса достигает 20 тонн. «Работа по этому проекту приоритетная, она идет на хорошем уровне», — заявил замминистра обороны Алексей Криворучко, добавив, что для его ведомства это серьезная задача. Внешне «Охотник» имеет немало сходства с истребителем пятого поколения Су-57. Это заставило многих западных экспертов предположить, что новый БПЛА сможет на определенных режимах полета развивать сверхзвуковую скорость. Но на самом деле это не так. Планируется, что скорость «Охотника» составит около 900 км/ч. При этом он может получить сверхзвуковую противорадиолокационную ракету класса «воздух — поверхность» Х-58 с дальностью полета 260 км.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl