Какие компетенции важны для металлургов будущего и как их развивать?

ЭкспертБизнес

«Поймать возрастающий темп развития технологий»

Георгий Алексеев

Заместитель генерального директора по управлению персоналом Трубной металлургической компании (ТМК), директор корпоративного университета ТМК2U Елена Позолотина

Технологический уклад металлургической отрасли за последнее десятилетие претерпел кардинальную трансформацию. О том, какие компетенции важны для металлургов будущего и как их развивать, рассказывает заместитель генерального директора по управлению персоналом Трубной металлургической компании (ТМК), директор корпоративного университета ТМК2U Елена Позолотина.

— Как меняется современная металлургическая отрасль, какие компетенции в ней становятся все более востребованы, какие, наоборот, уходят в прошлое?

— Несмотря на то что металлургия — интенсивная отрасль, она сильно меняется в технологическом плане. Например, в ТМК за последние десять лет полностью закрылось мартеновское производство. Как следствие, некоторые профессии ушли в прошлое, а некоторые при «старом» названии на 70–90 процентов изменили функционал, а значит, и модель компетенций. Кроме того, за пятнадцать лет мы полностью перестроили прокатное производство на всех наших предприятиях, по сути, построили новые заводы. Вальцовщик, который работал на заводе ТМК в 2005 году, и вальцовщик в 2020-м — это люди с совершенно разными функциями, и одна и та же по названию профессия тогда и сейчас предполагает совершенно разные требования к знаниям и умениям.

Поэтому вопрос изменения компетенций комплексный, ведь за последние десять—пятнадцать лет поменялись требования практически ко всем профессиям в металлургии. В этом изменении есть определенные тренды, один из основных — возрастающий темп развития технологий, в том числе тех, о которых мы узнали буквально за последние пять—десять лет. Речь, конечно, идет о «цифре». И это отражается напрямую на изменении требований к сотрудникам — как уже работающим, так и тем, кто еще только получает образование. Корпоративный университет ТМК2U разработал корпоративный справочник квалификаций и компетенций для группы ТМК, в нем уже более 700 компетенций, относящихся к различным программным продуктам и цифровым технологиям. И справочник продолжает пополняться.

— Готовят ли металлургов будущего современные вузы и техникумы? Чему приходится доучивать выпускников уже после трудоустройства?

— Термин «доучивание» мне кажется неверным. За три-пять лет невозможно подготовить специалиста, чтобы он успешно работал всю жизнь. К тому же за это время большое количество информации устаревает, и попросту невозможно по окончании колледжа или вуза быть уверенным, что все полученные знания на сто процентов актуальны. Основная задача вузов и средних специальных учебных заведений (ссузов) — дать базовые знания по фундаментальным дисциплинам. Но их не менее важная миссия — научить студентов думать, добывать и анализировать информацию, научить учиться. А еще они, безусловно, должны давать трендовые компетенции, которые точно пригодятся в ближайшее время.

ТМК активно привлекает студентов на практику

Источник: ТМК

Образовательные организации понимают необходимость идти в ногу со временем и уже сейчас активно вводят в образовательные программы всех уровней и направлений такие дисциплины, как «прикладной анализ данных», «цифровая трансформация бизнеса», «управление проектами», а также цифровые инструменты в различных отраслях. При этом любой проактивный работодатель должен обеспечить непрерывное повышение квалификации и компетенций своих сотрудников. Хочется отметить, что сейчас образовательные учреждения достаточно быстро реагируют на потребность в повышении цифровой грамотности студентов. У нас появилось большое количество площадок для общения между работодателями и вузами, плюс тема образования патронируется органами власти, поэтому взаимодействие стало трехсторонним, и такие федеральные проекты, как, например, олимпиада «Я — профессионал», «Профстажировки 2.0», «Время карьеры», способствуют более оперативному реагированию вузов и ссузов на запросы работодателей.

Учреждения активно меняют свои программы под актуальные потребности, а мы готовы предоставлять свои ресурсы — экспертизу и учебные полигоны — для того, чтобы теория не расходилась с практикой и студенты видели, как работает современное производство, а преподаватели модернизировали свои образовательные курсы. Очень хорошо, что сейчас все больше экспертов из реального бизнеса привлекаются для преподавательской работы. Вузы и ссузы понимают, что гарантия качества обучения, а главное, применимости получаемых знаний на практике — это не степень преподавателя, а его реальный опыт и способность заинтересовать аудиторию живыми примерами из бизнеса.

— Каковы, на ваш взгляд, оптимальные пути совместить образование и практику в современной металлургии?

— Здесь, пожалуй, нет смысла изобретать велосипед. Система дуального образования придумана давно, вопрос лишь в качестве ее функционирования. Если предприятие заинтересовано в выпускниках, которые сразу смогут успешно работать, оно будет поддерживать свои профильные вузы и техникумы: предлагать места для стажировок и практики, направлять экспертов на олимпиады, готовить кейсы для хакатонов. Мы в своей практике сначала знакомим школьников с предприятиями: они приходят на экскурсии в рамках дней открытых дверей, специалисты компании проводят в школах профориентационные уроки. Нам важно вызвать интерес к профессии металлурга уже в школе, ведь, даже если в семье сложилась династия, у современных детей куда больше выбора, многие не хотят идти на производство. И здесь наша задача — показать перспективу, чтобы школьник задумался о профессии не только как об источнике дохода. Важно, чтобы он осознавал смысл этой работы, видел, какие преимущества она дает и ему лично, и его городу, и экономике страны. И если такой школьник поступает в техникум или вуз по нашим профильным направлениям, мы поддерживаем его на протяжении учебы. Мы по праву гордимся нашими учебными полигонами — площадками корпоративного университета ТМК2U: тренажеры-имитаторы, физические стенды и станки, как механические, так и с ЧПУ, учебные комплексы для мехатроников и гидравликов и многое другое используются не только для повышения квалификации наших сотрудников, но и при обучении студентов.

— Какие инициативы в этом направлении предлагает ТМК? Как организован процесс целевой подготовки в вашей компании? Какие образовательные подходы вы используете?

— Корпоративный университет ТМК2U, созданный три года назад, курирует и реализует весь процесс обучения в компании. Университет унифицирует программы, создает электронные курсы по основным теоретическим дисциплинам, чтобы повысить скорость обучения, снизить затраты и получить прозрачный контроль результатов с помощью тестирования по итогам каждого курса. При этом программы повышения квалификации разрабатываются как с участием специалистов компании и собственных бизнес-тренеров, так и с привлечением внешних экспертов и спикеров. Мы разрабатываем прикладные магистерские программы: совместно с Уральским федеральным университетом уже запущены «Финансы в цифровой экономике» и «Управление металлургическим предприятием». Более точечные запросы закрываем программами дополнительного профессионального обучения. При этом в нашем случае обучение или даже получение образования неотрывно связано с реальной работой: в каждой программе делается акцент на практику, даются обязательные кейсы из бизнеса, проводится отработка в режиме реального времени.

Существует также отдельное направление, напрямую не связанное с обучением, — развивающие мероприятия, крупнейшим из которых в нашей компании является молодежная научно-практическая конференция в рамках форума «Горизонты». На ней специалисты в возрасте до 35 лет представляют свои проекты по совершенствованию производства, экономический эффект от их реализации уже измеряется в миллиардах рублей. В 2018 году мы начали приглашать к участию в конференции студентов наших вузов-партнеров, которые разрабатывают проекты под кураторством экспертов ТМК. Результат не заставил себя ждать: уже четыре проекта, выполненных студентами, вошли в число призеров и победителей и реализуются в компании. При этом сами студенты участвуют в их внедрении, хотя некоторые еще не закончили обучение в вузе.

Помимо проектной работы очень популярно сейчас обучение с помощью кейсов. Эту практику взяли на вооружение все учебные заведения, и мы охотно предоставляем наши задачи для развития потенциала студентов, например в проекте «Профстажировки 2.0», зачастую получая очень интересные идеи. Еще одно направление, с помощью которого студенты отрабатывают практические навыки, — конкурсы профмастерства. В течение нескольких лет студенты техникумов участвуют в заводских конкурсах, а с этого года мы планируем привлекать их и к общекорпоративному конкурсу «Игры мастеров». Здесь в увлекательных соревнованиях будут принимать участие лучшие из лучших, которые в будущем, как мы надеемся, станут высококвалифицированными специалистами металлургической отрасли.

В ТМК число принятых на работу выпускников растет

Источник: ТМК

Профориентация для школьников: проект ТМК «Точка опоры»

Чтобы помочь школьникам выбрать будущую профессию и повысить престиж рабочих специальностей, благотворительный фонд «Синара» и входящий в ТМК Северский трубный завод в 2013 году инициировали в Свердловской области проект «Точка опоры». Сегодня в нем участвуют уже десять городов, в которых расположены предприятия ТМК и группы «Синара»: Верхняя Пышма, Волжский, Калуга, Каменск-Уральский, Курган, Орел, Орск, Полевской, Таганрог и Челябинск. Сотрудники предприятий проводят для учащихся 8–11-х классов экскурсии и живые уроки на производстве, организуют конкурсы в разных форматах — от сочинений до карьерных квестов и реалити-шоу. По итогам всех этапов проекта фонд выделяет школам-победителям гранты на оснащение классов технологичным оборудованием. В 2019/20 учебном году в проекте приняли участие более 100 школ и почти 6000 человек.

Рассказывают участники проекта «Точка опоры». Диана Андриашвили, ученица школы № 19, г. Волжский: «Я ожидала, что найду множество новой и интересной информации, которая не только расширит мой кругозор, но и даст мне возможность переосмыслить понятие самой металлургии. Все ожидания оправдались. Этот проект дал мне возможность четко представить, чего именно я желаю от своей будущей профессии». Валерия Моторина, ученица школы № 23, г. Таганрог: «Некоторые одноклассники всерьез задумались связать свою будущую жизнь с металлургией. Такие проекты очень важны, ведь они позволяют “изнутри” увидеть труд, узнать о плюсах и минусах профессии, оценить свои возможности в данной сфере».

Фото: предоставлено ТМК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Когда наши поезда поедут быстро Когда наши поезда поедут быстро

Александр Либеров: как создать в России высокоскоростные железные дороги

Эксперт
Как нельзя использовать эфирные масла: 8 запретов, которые следует соблюдать Как нельзя использовать эфирные масла: 8 запретов, которые следует соблюдать

Можно ли навредить себе эфирными маслами?

VOICE
Пандемия, китайский фактор и суэцкий кризис Пандемия, китайский фактор и суэцкий кризис

Транспортный коллапс в Суэцком канале

Эксперт
От древнеримских вилл до дальнего космоса От древнеримских вилл до дальнего космоса

Как умами ученых и политиков овладела перспектива создания ядерного оружия

Наука и Техника
«В отношениях с США для Китая наступила ситуация полной определенности» «В отношениях с США для Китая наступила ситуация полной определенности»

Главный фронт войны между Китаем и США — экономический

Эксперт
Грозит ли насекомым вымирание? Грозит ли насекомым вымирание?

С насекомыми в Европе не всё благополучно, и вот почему

Наука и жизнь
Михаил Гордин: «Научно-техническую мысль невозможно остановить» Михаил Гордин: «Научно-техническую мысль невозможно остановить»

Россия подтвердила свое умение создавать современные авиадвигатели

Эксперт
Гостья из космоса Гостья из космоса

Актриса Софья Лебедева — о фантастике, свободе и страхах

OK!
Животных накормят бактериями, а бактерии — газом Животных накормят бактериями, а бактерии — газом

Как ускорить развитие микробиологической промышленности в России

Эксперт
Быть женщиной Быть женщиной

Основательница бренда OLOLOL — как опыт в бизнесе помогает строить модный бренд

Grazia
Верные слуги короля Верные слуги короля

С XVII века королевские мушкетёры стали привилегированными войсками

Дилетант
Рано списывать: 5 главных преимуществ HDD перед SSD Рано списывать: 5 главных преимуществ HDD перед SSD

Почему в некоторых случаях лучше купить HDD, а не SSD?

CHIP
Разворот к человечности Разворот к человечности

Выход из социально-политического кризиса лежит в новом взгляде на человека

Монокль
Во славу победы Во славу победы

Почему Храм Воскресения Христова и музей «Дорога памяти» стали знаковым местом

Отдых в России
«Иерусалим земной и подземный» «Иерусалим земной и подземный»

Как были устроены первые археологические исследования в городе?

N+1
Расхламляйся! Расхламляйся!

Как расстаться навсегда с ненужным скарбом?

Лиза
В атмосфере отдыха В атмосфере отдыха

Эта маленькая, но уютная квартира находится в известном курортном месте

Идеи Вашего Дома
Один раз, еще не жена Один раз, еще не жена

Однажды я провел за два года три свадьбы у одной и той же невесты!

Men Today
Дмитрий Леонтьев: Subaru Outback. Как полюбить японца? Дмитрий Леонтьев: Subaru Outback. Как полюбить японца?

Subaru Outback: японский кроссовер с оппозитным мотором

4x4 Club
«Плохая девочка»: как Николь Кидман учит женщин не бояться собственных желаний «Плохая девочка»: как Николь Кидман учит женщин не бояться собственных желаний

«Плохая девочка»: фильм о женщине, которая учиться жить в мире с самой собой

Forbes
Как появился ярлык Made in China. Отрывок из книги Как появился ярлык Made in China. Отрывок из книги

Как появился ярлык Made in China, что он значит для производителей и покупателей

СНОБ
Кто чего боится Кто чего боится

Каких неожиданных вещей боятся обладатели фобий?

Лиза
Сто дорог Тольятти Сто дорог Тольятти

Путешествие по современному городу с итальянским названием — Тольятти

Отдых в России
Легенда морей Легенда морей

«Легенда» уже нашего времени, в реальности которой нет никаких сомнений

Y Magazine
Как никогда не выйти замуж. 7 вредных советов Как никогда не выйти замуж. 7 вредных советов

Если не хочешь брака, следуй нашим рекомендациям – и оставайся свободной!

Лиза
Кончается наша кассета: в чем трагедия Жени Белоусова? Кончается наша кассета: в чем трагедия Жени Белоусова?

Что мы знаем про певца Женю Белоусова?

Правила жизни
Осенняя аллергия Осенняя аллергия

Сезонная аллергия может проявляться и с наступлением холодов

Здоровье
Индивидуальность: как остаться самим собой в мире, где все стремятся выглядеть одинаково Индивидуальность: как остаться самим собой в мире, где все стремятся выглядеть одинаково

Индивидуальность: что это такое и почему её важно развивать?

Psychologies
Морские губки отпугивают хищников ядовитым молибденом Морские губки отпугивают хищников ядовитым молибденом

У губок в Эйлатском заливе есть оригинальный способ отпугивания хищников

ТехИнсайдер
Свет заперли между зеркалами и охладили до комнатной температуры Свет заперли между зеркалами и охладили до комнатной температуры

Физики превратили свет в конденсат Бозе–Эйнштейна с помощью красителя

N+1
Открыть в приложении