Виктор Дробыш — о фундаментальных изменениях рынка

ЭкспертБизнес

Почему больше не появится новый Майкл Джексон

Музыкальный продюсер Виктор Дробыш — о фундаментальных изменениях рынка, секретах бизнес-модели и перспективах молодых российских артистов

Петр Скоробогатый

Продюсер, музыкант, композитор, глава компании «Национальная Музыкальная Корпорация» Виктор Дробыш

События последних полутора лет принесли новую волну перемен в российский шоу-бизнес. Многие отечественные исполнители покинули страну, какая-то часть творчества вышла за рамки допустимого в условиях военных действий, иностранные артисты перестали приезжать в Россию с концертами. Поле очистилось — и это, возможно, шанс для новых исполнителей. Правда, в последние десятилетия особых звездочек российский шоу-бизнес не рождал, тем более мирового уровня.

В то же время музыкальная индустрия все последние годы продолжает трансформироваться в условиях новых технологических вызовов, в первую очередь с точки зрения развития стриминговых платформ, возможности продвижения онлайн и доступности средств для записи и обработки музыкальных произведений.

Это значительно повлияло на рынок: во-первых, некоторые артисты попадают напрямую к пользователям через интернет, минуя продюсерский цех и привычные радио и ТВ-площадки. Во-вторых, значительная статья доходов приходится на продажу прав в Сети и рекламных контрактов от интернет-площадок. В-третьих, на рынок хлынуло огромное количество новых треков, правда, как и раньше, они быстро забываются, а «таланты» столь же быстро вымываются с рынка.

Наконец, многим показалось, что карьеру теперь можно сделать и без продюсера, так что больше не нужно делиться с ним частью заработка.

Действительно ли продюсерские центры уже не нужны начинающим певцам и певицам? Мы поговорили об этом с Виктором Дробышем — одним из самых известных и опытных продюсеров в стране, главой компании «Национальная Музыкальная Корпорация» (НМК), которой в этом году исполняется 17 лет.

— Какие перемены на рынке для вас самые существенные?

— Главное — у каждого появилась возможность стать продюсером самого себя. Это сразу же увеличило количество музыки и в большой пропорции — плохой музыки. Хотя осталось много талантливых исполнителей.

— Продюсер для самого себя — это как?

— Я считаю, самый лучший продюсер для самого себя — Филипп Киркоров. У него вообще не может быть продюсера, он его съест. Он сам знает, какую песню спеть, как одеться, где нахамить, где поцеловать, где подставить, где отставить. Он постоянно в поисках материала. Человек, который не одно десятилетие сам знает, чего хочет.

— Ну понятно, он же опытный, готовая звезда.

— Он готовая звезда с тех времен, когда сам себя сделал. И поверьте мне, очень тяжело готовой звезде столько лет себя поддерживать. Он же держит планку, о нем говорят, его приглашают на заказники. Ведь популярность неизменно уходит, и многим это уже не сильно надо. А Филе надо. Ни один продюсер столько не придумает, сколько он.

— Сильная внутренняя мотивация. И все же Киркоров уже прошел период становления. А как начинающей звезде сегодня обойтись без продюсера?

— Раньше это было невозможно. Не было даже технической возможности. Сейчас, если ты об этом серьезно задумаешься, то найдешь студию, музыку. Даже если не умеешь играть, то откопаешь какие-то музыкальные штучки, лупы, аккорды. Придумаешь слова о том, как тяжело жить на окраине Рязани. Запишешь в лэптоп, ноутбук, выложишь в ВК. И Рязань тебя услышит вдруг. Фактически сегодня доступен весь набор инструментов, которым может воспользоваться начинающий исполнитель.

— И тогда зачем продюсер?

— Если Led Zeppelin, Pink Floyd был нужен продюсер, если Фредди Меркьюри не мог без продюсера, люди великие этим пользовались, то, наверное, он нужен. Чтобы проект стал лучше.

— У них тогда не было такого доступа к технологиям, вы сами говорите.

— Продюсер — это не только музыкант. Он обладает знаниями и в бизнесе, и в музыке. Он и коммуникатор, и юрист. Понимает, как к музыке приделать видео, как его продвинуть.

— Раньше для продвижения были важны хорошие отношения продюсера со СМИ.

— Чего раньше ждали от продюсерского центра? Ты молодой человек, приходишь со своей песнью или тебе ее напишут, снимут клип. «Русское радио» будет играть. Клип покажут «МузТВ» или MTV. И, наверное, Первый канал в каких-нибудь «Новых песнях о главном». Это была мечта любого человека.

— Главное — пробиться. Сейчас это не нужно?

— Сейчас вообще молодежь такая: как артист споет первый хит, первое его желание, чтобы скорее умер продюсер. А потом он будет говорить, что все сам сделал. Но надолго этого не хватит.

График 1. Объем и структура мирового рынка музыки, млрд долл. США

График 2. Объем музыкального рынка в России и в мире, млн долл. США

График 3. Как часто вы слушаете музыку?

Маркетинговый профиль артиста

— Сколько людей работают в НМК?

— В штате примерно десять человек, если не брать артистов.

— Так мало? Кто эти люди?

— Да. Правда, авторскими правами и юридическим сопровождением занимается Первое музыкальное издательство. Штат юристов по праву там. Права на переработку, на исполнение, на отчуждение — все через них. А у нас бухгалтерия, звукорежиссеры, саунд-дизайнеры, PR-специалисты. С другой стороны, при грамотном релизном планировании на медиасезон, который длится, условно, где-то с сентября по июль, всех хватает.

— Со сколькими артистами работает компания?

— Артистов достаточно много, есть автономные, такие как Стас Пьеха, была певица Наргиз. А основные сейчас шесть артистов, на которых делается упор. Это Гузель Хасанова, победительница моей последней «Фабрики звезд». IVAN, участник Евровидения 2016 года из Белоруссии. Есть у нас поп-рок Fishy, начинающая группа из Питера. Самобытная Лиза Гинзбург. ANSE. Группа «Тутси» возродилась. Остальные приходят то трек записать, то сопроводить релиз.

— Слышал, что современные продюсерские центры могут работать не только с исполнителями, а исключительно с песнями: берут одну, раскручивают и зарабатывают.

— Наверное, много сейчас таких появилось. Ищут артистов с одной песней, закидывают ее и смотрят, как на рыбалке: о, клюнула! Как-то раскручивают, пытаются на ней концертики прихватить. Кстати, теперь обладают фонограммными правами какого-нибудь артиста, который чисто в Сети всех победил. Миллионов тридцать его посмотрело, и тебе достаточно, можно даже особо и не лезть в концертную деятельность, просто сидеть и зарабатывать деньги с прав. Кстати, неплохие деньги.

— То есть продюсер может решить, интереснее ему работать вдолгую с артистом или рассчитывать на одну хитовую песню?

— Как правило, вдолгую всегда работают. Потому что никто вам не скажет, когда вы «взлетите». Эта формула успеха до сих пор никому не известна. Не все зависит только от продюсера и продюсерского центра, скорее от артиста и его таланта.

— Но вы работаете с людьми? Что делает для артистов центр?

— Мы работаем с людьми. Полностью, по системе 360! И не только музыка. Мы же говорим про бизнес, который включает в себя несколько фундаментальных сегментов: здесь не обойтись без маркетинга, пиара, продвижения релиза, творчества, коммуникации не только с музыкальными площадками, но и с радиостанциями, телеканалами — всеми, кто продвигает твоего артиста.

— Музыка и тексты в команде рождаются или могут уйти на аутсорс?

— Абсолютно по-разному, но нам повезло, у нас артисты пишущие, играющие, реально знающие, что такое музыка, со школьной скамьи. Восемьдесят процентов материала они создают. Крайне редко какие-то исполнители, авторы, композиторы присылают демки, и это может заинтересовать. Но бывает и такое, тогда мы начинаем эти «турецкие рынки», переговоры, выкупаем песню и начинаем ее доделывать, совершенствовать под того или иного артиста.

— То есть большей частью работа компании — это создание красивой обертки вокруг артиста — и аранжировки, и где площадку для концертов найти, и PR-сопровождение?

— Это основа, в любом случае. Музыка — это прекрасно. Но если говорить с точки зрения не только творчества, но и бизнеса, то здесь без обертки не обойтись. Продюсер — это условный дворник, который подметает, убирает, коммуницирует, договаривается, взаимодействует, чувствует тренды и возможности.

— Как под творчество подстраивается бизнес-модель?

— Если сегментировать грубо, то, допустим, Гузель Хасанова в компании уже пять лет. У нее платежеспособная аудитория 2544, они уже думающие, уже прошедшие какой-то отрезок жизни, возможно, пострадавшие в личных взаимоотношениях. А у Гузель творчество такое женское, слезное, за сердечко берущее. То есть аудитория вырисовывается. Дальше мы, допустим, хотим увеличивать сегмент бизнеса, тогда мы должны переходить от творчества к более коммерческой музыке, которая подразумевает большее количество ротаций. Тогда, совершенно условно, у певицы появляются песни, где мы не умираем, а возрождаемся: то есть он меня бросил, но я сильная, успешная, независимая, кусай локти, смотри, кого упустил. Я сейчас, конечно, утрирую. Или певец IVAN: сегментарно — это рок, это аудитория Носкова. Но чтобы нам расширяться, мы так или иначе должны экспериментировать со стилями. То есть не уходить в «кальянный рэп», который сегодня, к сожалению, популярен, два притопа, три прихлопа, но и не забывать о правилах игры радиостанций. Они задают tone of voice, потому что страна большая. Это Москва идет с Питером на опережение, но регионы продолжают слушать большие сетевые федеральные радиостанции. И звучать там — это признак хорошего тона и залог успеха.

— У каждого артиста, по сути, есть некий маркетинговый профиль.

— Естественно, он вырисовывается со временем. Чтобы артист «получился», нужно примерно от трех до семи лет. Мари Краймбрери в «Вельвете» работала порядка семи лет, чтобы дойти до сегодняшнего уровня. С певицей Анной Асти, которая вышла из группы «Артик и Асти», порядка десяти лет работали. Изначально, когда ты видишь артиста, ты еще не понимаешь, на какую аудиторию он зайдет. Затем постепенно вырисовывается картинка продукта и его потребление. И там уже начинается «ручная» корректировка. Продюсер сегментирует нишу, которая могла бы быть занята, придумывает, как это можно дальше двигать, в какую сторону направлять, какие обороты это может приносить, и в целом масштабирует проект.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Закат Европы Закат Европы

Старый Свет лишается дешевой энергии — основы своей промышленности

Эксперт
Судить по одежке: как имидж и внешность преступника могут повлиять на приговор Судить по одежке: как имидж и внешность преступника могут повлиять на приговор

Действительно ли внешний вид подсудимых имеет значение

Forbes
Завтрак у Феликсова Завтрак у Феликсова

В чем секрет успешного проекта на стыке ретейла и общепита?

Эксперт
Движение, порожденное войной и общественным кризисом Движение, порожденное войной и общественным кризисом

В книге исследуются истоки, история, социальные основы и идеология фашизма

Эксперт
Лучше дефолт, чем жить по средствам Лучше дефолт, чем жить по средствам

США оказались на пороге технического дефолта, но это не страшно

Эксперт
Сколько нужно времени, чтобы он в тебя влюбился: вот что говорят мужчины Сколько нужно времени, чтобы он в тебя влюбился: вот что говорят мужчины

Существует ли любовь с первого взгляда и сколько минут нужно, чтобы влюбиться?

VOICE
Могила неизвестного Павлика Могила неизвестного Павлика

История Павлика Морозова

Дилетант
Три сочных русских мужских сериала, которые вы могли пропустить Три сочных русских мужских сериала, которые вы могли пропустить

Делимся случайно найденным и полюбившимся русскими сериалами

Maxim
Скрытые вредители: 9 продуктов, которые вызывают изжогу Скрытые вредители: 9 продуктов, которые вызывают изжогу

Если вы часто испытываете изжогу, стоит исключить эти продукты из рациона

TechInsider
Узнайте о самых древних языках, на которых говорят до сих пор! Интересные факты Узнайте о самых древних языках, на которых говорят до сих пор! Интересные факты

Иврит, санскрит, тамильский и другие языки используются на протяжении тысяч лет

TechInsider
Технологические новинки для обычных людей: «Тесла» для младенцев, модный скафандр и переносной дом Технологические новинки для обычных людей: «Тесла» для младенцев, модный скафандр и переносной дом

Ученые изобретают не только технологичные ракеты, но и бытовые инновации

TechInsider
Секс без обязательств: вред или польза — узнайте правду Секс без обязательств: вред или польза — узнайте правду

О плюсах и минусах мимолетных встреч

Psychologies
Канадцы составили распорядок дня среднестатистического землянина Канадцы составили распорядок дня среднестатистического землянина

Как проходит день среднестатистического человека?

N+1
Ученые воссоздают в 3D города, исчезнувшие с лица Земли Ученые воссоздают в 3D города, исчезнувшие с лица Земли

Исследователи воссоздали 3D-модели районов, которых больше не существует

TechInsider
Ангина, Лаки, Акула: как сегодня живут поп-дивы нулевых с самыми странными псевдонимами Ангина, Лаки, Акула: как сегодня живут поп-дивы нулевых с самыми странными псевдонимами

20 лет назад их треки гремели на всех танцполах страны. А что потом?

VOICE
Привычный конфликт поколений в непривычных обстоятельствах: рецензия на фильм «Снегирь» Привычный конфликт поколений в непривычных обстоятельствах: рецензия на фильм «Снегирь»

«Снегирь» Бориса Хлебникова держит зрителя в напряжении до последней секунды

Psychologies
Датский кинорежиссер Мартин Сковбьерг: Если мы не переосмыслим суть привилегированности, то чувства многих останутся проигнорированы Датский кинорежиссер Мартин Сковбьерг: Если мы не переосмыслим суть привилегированности, то чувства многих останутся проигнорированы

Режиссер Мартин Сковбьерг — о губительных социальных нормах и Копенгагене

СНОБ
Людмила Петрановская объяснила, что делать, если ребенок не слышит, пока не наорешь Людмила Петрановская объяснила, что делать, если ребенок не слышит, пока не наорешь

Можно ли повышать голос на ребенка, если тот пропускает все мимо ушей?

Psychologies
Разгрузи потихоньку помойку Разгрузи потихоньку помойку

Гибридный «Урал» — лучшая альтернатива и дымящим-рычащим мусоровозам

Эксперт
Инъекция генов в печень бабуина позволила вылечить гемофилию Инъекция генов в печень бабуина позволила вылечить гемофилию

Результаты исследования показывают, что данный метод лечения гемофилии безопасен

TechInsider
Почему болит поясница Почему болит поясница

5 самых частых причин болей в пояснице

Лиза
Атмосфера нулевых: 7 лучших фильмов, чтобы переосмыслить то время Атмосфера нулевых: 7 лучших фильмов, чтобы переосмыслить то время

Несколько фильмов и сериалов, которые погрузят вас в нулевые

Maxim
Boston Dynamics улучшила знаменитого желтого робопса Spot - теперь он сам открывает двери Boston Dynamics улучшила знаменитого желтого робопса Spot - теперь он сам открывает двери

Робот-собака Boston Dynamics стал функциональнее

TechInsider
Вдова Георгия Буркова: «После выхода «Иронии судьбы» Жора не мог спокойно выйти на улицу» Вдова Георгия Буркова: «После выхода «Иронии судьбы» Жора не мог спокойно выйти на улицу»

Бурков трижды приезжал в Москву поступать в театральное училище, но безуспешно

Коллекция. Караван историй
Правда ли, что с годами происходит падение нравов или это только иллюзия Правда ли, что с годами происходит падение нравов или это только иллюзия

Ученые пришли к выводу, что восприятие морального упадка является иллюзией

TechInsider
Дети и взрослые с СДВГ: отвечаем на самые важные вопросы Дети и взрослые с СДВГ: отвечаем на самые важные вопросы

Как отличить особенности поведения или темперамента ребенка от диагноза?

Psychologies
Импакт идет в кино | Cinema, Brace for Impact! Импакт идет в кино | Cinema, Brace for Impact!

Оценка эффективности инвестиций в российский кинематограф

Позитивные изменения
Маски с грядки Маски с грядки

Достойная замена дорогим салонным процедурам из простых и доступных ингредиентов

Лиза
Математики научили нейросеть предсказывать будущее. Пока не слишком далекое Математики научили нейросеть предсказывать будущее. Пока не слишком далекое

Исследование показало, как мозг предсказывает будущее в режиме реального времени

TechInsider
Как поклонники бизнес-тренингов построили сеть школ барабанов по франшизе на 1,2 млрд Как поклонники бизнес-тренингов построили сеть школ барабанов по франшизе на 1,2 млрд

Как устроена сеть музыкальных кружков под брендом «Не школа»?

Forbes
Открыть в приложении