Актер Максим Матвеев — о том, почему сила искусства скрыта в милосердии

Собака.ruЗнаменитости

Максим Матвеев

Текст Ксения Гощицкая

Жакет, рубашка и брюки 12 Storeez Очки Dior (Optics Gallery), джемпер и рубашка 12 Storeez

День города мы решили отметить с Максимом Матвеевым — за эту идею спасибо сериалу «Фандорин. Азазель», где Максим сыграл Николая III. Мы пробежали тест марафона и финишировали на Дворцовой, сыграли у Эрмитажа в футбол с инклюзивной командой детей с синдромом Дауна «47 в игре», станцевали контемпорари во дворах Капеллы и прокачали что надо, поднявшись на одну из самых высоких крыш исторического центра. Во время прогулки Матвеев рассказал нам, как был волонтером и попечителем фонда «Доктор Клоун», поделился, как телесные практики помогают перевоплотиться в императора, объяснил, почему сила искусства — в милосердии, и даже намекнул, что произойдет с его героем — психотерапевтом-провокатором из сериала-блокбастера «Триггер» в полнометражном фильме.

Доктор-клоун — что это вообще за профессия

Ты замечаешь, как люди робеют при встрече с тобой?

Серьезно? Почему? Любопытно.

Ты красивый, Максим. Как тебе с этим живется?

Внешность — не мое достоинство и не моя заслуга. Это данность. А мне скучно пытаться выехать на одной данности.

То есть ты актер, но не принимаешь свою красоту?

Это обычный инструмент. Свою профессию я воспринимаю как трансляцию смыслов, а себя — как их проводника: чтобы зритель мог найти в ситуациях, проживаемых моими героями, созвучие с собственной жизнью и дальше сделать какие-то выводы о себе. А просто быть органичным не требует большого ума.

Не соглашусь. Когда снимают меня, чаще всего я похожа на испуганного суриката. Думаю, актерская органика — это дар.

Сейчас уже нет. Мир переполнен визуальным контентом. Люди без профильного образования мечтают попробовать себя на экране, вселенная откликается и дает им возможность. Или кто-то сам снимает себя для роликов в соцсетях — и все получается, потому что интуитивно понятно, как не наврать. Но актерская работа состоит не только из органики — это и постоянное расширение своего эмоционального спектра, и развитие вкуса, и вдумчивый анализ для полного погружения. Мне важно находить в себе неожиданные грани, доставать их и показывать. Тогда и зритель будет идти за мной из проекта в проект.

И ты всеми силами хочешь уйти от амплуа «красивый мужчина» и не понимаешь, почему все с этим носятся, ведь ты не приложил к этому никаких усилий.

Это так. Никаких усилий я и правда не приложил. И амплуа — абсолютно устаревшее понятие. Я об этом говорил, еще когда выпускался на театральном факультете Саратовской консерватории, где нам вдалбливали в мозжечок, что амплуа — неотъемлемая часть профессии актера. А если захочется сыграть старика? Или женщину? Почему я должен быть рабом одного образа? Глупости.

Мягкотелый, подопухший, с животиком и опавшими плечами император: ты успешно стер свою красоту и спортивную фигуру, сыграв Николая III в сериале «Фандорин. Азазель».

Я очень боюсь закрепоститься. Я наблюдаю за людьми, пытаюсь разглядеть их внутреннего ребенка за масками, которые часто сильно прирастают. Его прячут за манерой поведения, грудой мышц или философией, а я почему-то периодически на эту тему размышляю.

Под внутренним ребенком ты имеешь в виду живое и от этого уязвимое?

Да! Вот поэтому не дай бог закостенеть. Хочется воспринимать жизнь максимально открыто. Мне кажется, в этом мой ресурс, в том числе актерский. Вот для чего зритель приходит в театр, кино или на концерт? Расшириться. Эмоцию получить. Кто-то — расслабиться. Стать лучше. Согласен! И во всех этих примерах прослеживается одна причинно-следственная связь, причем довольно прагматичная: человек идет за искусством, чтобы увидеть себя. За терапевтическим эффектом — и только за ним. Он видит в искусственно созданном безопасном мире ситуации, похожие на те, в которые попадает сам, и, если повезет, сможет найти к ним ключ, ответить себе на важные вопросы.

То есть актер — психотерапевт поневоле?

Зритель осознает, что не он один переживает такие проблемы — и это сразу катарсис. Сейчас я читаю книгу «Дом с маяком. О мире, в котором каждый важен»: Лида Мониава (учредитель благотворительного фонда и хосписа «Дом с маяком». — Прим. ред.) описывает свой опыт работы в детской клинической больнице. И объясняет одну важную вещь: ребенка или взрослого не обязательно смешить и развлекать, часто сильнейшее лекарство — просто посидеть рядом. Помолчать. Побыть. Дать сигнал: «Я понимаю, что ты сейчас чувствуешь. Я сопереживаю тебе».

Ты ведь работал доктором-клоуном, тебя этому научили при подготовке?

Да, мы занимались детьми с онкологическими диагнозами. Доктор-клоун — не арт-терапевт и не аниматор. Был серьезный отбор, клинический психолог проверял волонтеров на адекватность, психологическую устойчивость, лидерство. Процесс обучения занял несколько месяцев, в том числе хождения по больницам, где в предоперационных и палатах по подготовке к трансплантации костного мозга мы видели разные ситуации. Кто-то отсеялся: «Не, ребят, я не смогу». Это нормально. Не буду описывать, с чем столкнулся я, но меня не остановило.

Почему?

Раз мой семилетний опыт обучения в театральном может иметь врачебную пользу, необходимо этим заниматься — вот моя мотивация. Что-то похожее происходит на сцене: акт творчества — это быть проводником. Миссия искусства в этом и состоит. Но быть проводником означает еще и уметь задавать неудобные вопросы.

Неудобные для кого?

Для тех, кто обычно их избегает. Искусство — зеркало. А время такое, что всем нам бывает не очень-то приятно смотреть на себя. Но согласись, бессмысленно обвинять зеркало в том, что оно плохое. Или требовать от него показать что-то получше и поидеальнее. Это путь в никуда. Стать получше и поидеальнее невозможно без неудобных вопросов самому себе. Только так ты становишься шире, милосерднее, толерантнее. В этом суть искусства. Причем трудиться должны обе стороны — и тот, кто отдает, и тот, кто принимает. Костенея, мы лишаем себя гигантского количества возможностей, открытий в себе, в окружающем мире. Надо не бояться этих открытий.

А насколько хорошо ты знаешь себя?

Я совсем не уверен, что знаю. Может, там под водой айсберг скрывается. А может, льдиночка, которую я ошибочно принимаю за айсберг. К счастью, профессия дает мне возможность постоянного изучения себя. Иногда роль совпадает с моими запросами, и тогда я будто прохожу терапию. А иногда неожиданно бывает: играю я драматическую сцену, включаюсь так, что забываю обо всем на свете, даже о зрителе. Это здоровское чувство, настоящий поток, мой собственный катарсис. И вот выношу я эту сцену зрителю в диалог, а зал смеется. Это хорошо или плохо?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Общество Общество

Захар Прилепин – о том, почему после 1990-х страна ждала от нулевых большего

Esquire
«Убийца «Священный паук» — леденящий триллер о том, как иранское общество оправдывало маньяка «Убийца «Священный паук» — леденящий триллер о том, как иранское общество оправдывало маньяка

Чего ждать от фильма «Убийца «Священный паук» Али Аббаси

Правила жизни
«Пятница, 13-е»: почему мы подвержены суевериям — мнение психолога «Пятница, 13-е»: почему мы подвержены суевериям — мнение психолога

Почему мы избегаем определенных знаков и символов и выполняем странные ритуалы?

Psychologies
7 книг о том, как добиваться результатов, не выгорая 7 книг о том, как добиваться результатов, не выгорая

Книги авторов, чьи советы помогают избежать выгорания

СНОБ
Что делать, если у вашего партнера другие ценности и принципы? Что делать, если у вашего партнера другие ценности и принципы?

Отличия в системах ценностей и принципов способны вызвать серьезные конфликты

Psychologies
Проверяйте ответы ChatGPT: его надежность пока на низком уровне Проверяйте ответы ChatGPT: его надежность пока на низком уровне

Ученые проверили надежность ответов, которые дают генеративные поисковые системы

TechInsider
Анализ скопившегося за 2200 лет гуано указал на смену рациона андских кондоров Анализ скопившегося за 2200 лет гуано указал на смену рациона андских кондоров

Ученые реконструировали историю андских кондоров

N+1
10 странных фактов о теле человека, которые мало кто знает 10 странных фактов о теле человека, которые мало кто знает

Человек светится в темноте, производит алкоголь и несет килограммы бактерий

Maxim
Экзистенция и искусственный интеллект: почему бастуют сценаристы Экзистенция и искусственный интеллект: почему бастуют сценаристы

Как забастовка Гильдии сценаристов США может отразиться на мире вокруг

РБК
Чипам готовят смену уклада Чипам готовят смену уклада

Скачок в развитии полупроводниковой индустрии связывают с ростом конкуренции

Эксперт
Не только авокадо: 5 продуктов, которые гарантированно снизят холестерин Не только авокадо: 5 продуктов, которые гарантированно снизят холестерин

Что нужно есть для того, чтобы контролировать холестерин в крови

Psychologies
Гегемон пришел: как «Зенит» превратился в самый успешный клуб России Гегемон пришел: как «Зенит» превратился в самый успешный клуб России

История превращения «Зенита» из команды второй лиги в гегемона элитной лиги

Forbes
«Сила волчьей стаи» «Сила волчьей стаи»

Реальные истории из жизни диких хищников

N+1
Театр природы Театр природы

Случайным зрителем этой идеальной гармонии и красоты стала лишь одна яхта

Y Magazine
От социального прогресса до манипуляции сознанием: как работает окно Овертона От социального прогресса до манипуляции сознанием: как работает окно Овертона

Как работает концепция окна Овертона

Forbes
Как в американских дата-центрах TikTok обнаружили огромные дыры в безопасности Как в американских дата-центрах TikTok обнаружили огромные дыры в безопасности

Сервера TikTok использовались сотрудниками для майнинга криптовалют

Forbes
От легенды о Харламове до сказки о Рокки: лучшие художественные фильмы о спорте От легенды о Харламове до сказки о Рокки: лучшие художественные фильмы о спорте

20 лучших спортивных фильмов, которые стоит пересмотреть в межсезонье

Forbes
За молоком За молоком

В выходные жена послала меня за молоком в деревню

Вокруг света
EELS: уникальный робот-змей NASA, который будет исследовать льды и огромный океан на луне Сатурна EELS: уникальный робот-змей NASA, который будет исследовать льды и огромный океан на луне Сатурна

JPL создала самоходную автономную роботизированную змею

TechInsider
Эль-Ниньо и Ла-Нинья случаются все чаще при глобальном потеплении Эль-Ниньо и Ла-Нинья случаются все чаще при глобальном потеплении

Глобальное потепление делает климат все более неустойчивым и непредсказуемым

TechInsider
Инженеры научили робомедузу переносить предметы Инженеры научили робомедузу переносить предметы

Инженеры разработали робомедузу с актуаторами на жидком диэлектрике

N+1
Наташа Темежникова (North x Carolina) Наташа Темежникова (North x Carolina)

Наташа Темежникова сочетает любовь к андерграунду и интерес к поп-культуре

Правила жизни
Культурный гид по Владикавказу: что смотреть и куда идти в столице Северной Осетии Культурный гид по Владикавказу: что смотреть и куда идти в столице Северной Осетии

Исследуем столицу Северной Осетии: интересные старые и новые локации

Forbes
О чем думали люди в послевоенном 1947 году О чем думали люди в послевоенном 1947 году

Отрывок из книги Элисабет Осбринк «1947»

СНОБ
Зачем нужен психолог, и как выбрать своего? Зачем нужен психолог, и как выбрать своего?

На что обратить внимание, подбирая психолога?

Здоровье
«Нейроны печали»: где живут эмоции — взгляд ученых «Нейроны печали»: где живут эмоции — взгляд ученых

Что нейроученые думают об эмоциях?

Psychologies
От Альмодовара до Скорсезе: 10 лучших короткометражных фильмов известных режиссеров От Альмодовара до Скорсезе: 10 лучших короткометражных фильмов известных режиссеров

10 коротких метров мировых режиссеров, которые точно стоит посмотреть

Forbes
«Мир, дружба, жвачка»: 5 разновидностей дружеских отношений «Мир, дружба, жвачка»: 5 разновидностей дружеских отношений

Рассмотрим несколько видов дружбы и посмотрим на их характерные черты и отличия

Psychologies
«Зона интересов»: каким получился фильм Джонатана Глейзера про холокост «Зона интересов»: каким получился фильм Джонатана Глейзера про холокост

Самый долгожданный участник Каннского фестиваля — парализующий фильм ужасов

Правила жизни
«Мне потребовалось много времени, чтобы вернуться в реальность»: Том Холланд и Дуэйн Джонсон рассказали о своем опыте проблем с психическим здоровьем «Мне потребовалось много времени, чтобы вернуться в реальность»: Том Холланд и Дуэйн Джонсон рассказали о своем опыте проблем с психическим здоровьем

Том Холланд и Дуэйн Джонсон рассказали о проблемах с психическим здоровьем

Правила жизни
Открыть в приложении