Пищевая индустрия голодает без компонентов
Российские компании наращивают производство пищевых добавок для кормов и продуктов питания. Однако их развитие ограничено дефицитом нужных для производства химических компонентов и сырья
Российский рынок пищевой продукции и кормов для животных столкнулся с дефицитом ингредиентов, которые используют для улучшения вкуса, запаха, сохранности, полезности и проч. Без них любой индустриальный продукт имел бы совершенно другой вкус, внешний вид, а корма для животных были бы лишены нужной питательной ценности.
Угроза недостатка в пищевых ингредиентах назревала с прошлого года, после того как из-за пандемии нарушились поставки от ведущих производителей — Китая и Индии. А в феврале этого года ситуация усугубилась, когда из-за украинского кризиса прекратились отгрузки с некоторых заводов Евросоюза.
Сегодня большинство российских производителей продуктов питания и кормов для животноводства ищет замену европейским пищевым ингредиентам в том же Китае и частично в России, но российское производство пока может обеспечить не более трети имеющегося спроса.
Как стало известно «Эксперту», ряд компаний, которые ранее специализировались на импорте и торговле пищевыми добавками, намерены развивать собственное производство внутри страны. Но им необходимы базовые компоненты для производства (кислоты, соли, фосфаты и многое другое), как органические (большая часть компонентов для пищевых добавок производится из органического сырья), так и неорганические. Пока мы зависим здесь от импорта: мировое производство компонентов на 80% сосредоточено в Китае. Китай же в последние годы планомерно сокращает химические производства в стране, в том числе выпуск пищевых компонентов, из-за ужесточения экологического законодательства. Поэтому развитие собственного производства пищевых ингредиентов и добавок нам необходимо осуществлять вместе с развитием компонентной базы. К этому же подталкивает и начавшееся удорожание компонентов во всем мире в связи с ожидаемым их дефицитом.
Уже существующие на рынке производители ингредиентов готовы начать производить и некоторые базовые компоненты. Но поскольку это долгоокупаемое малотоннажное производство, без целевой помощи государства им не обойтись.
В весе не потеряли
Рынки пищевых и кормовых ингредиентов тесно связаны между собой, поскольку ряд добавок используют в обоих секторах (витамины, минералы, аминокислоты, ферменты и проч.). Тем более что для производства тех и других используют общие базовые компоненты: соли, кислоты, спирты, газы, а также более сложные органические соединения вроде крахмалов, жиров, клетчатки.
Еще в декабре прошлого года дефицит компонентов для производства кормовых ингредиентов и добавок из них оценивался в треть от потребностей предприятий, а запасы иссякали из-за нарушенного в период пандемии транспортного сообщения с основными поставщиками — Китаем и Индией (см. «Без аминокислот рынок мяса трясет», «Эксперт» № 50 за 2021 год). Российские производители кормовых добавок или ингредиентов для них (а таковых несколько сотен) задумались о сокращении производства, поскольку зависимость страны от импортных компонентов достигает 70–90% по наиболее востребованным позициям.
Первыми забили тревогу крупные агрохолдинги, которые нередко сами готовят кормовые смеси и добавки и нуждаются в компонентах для них. Но, судя по всему, пока катастрофы не произошло, хотя из ситуации все выходят по-разному и, как правило, не в ущерб технологии. «Никаких отклонений от принятых технологий производства кормов в группе “Продо” нет, — сообщили в пресс-службе одного из крупнейших агрохолдингов. — Хотя, конечно, ситуация с поставками аминокислот, витаминов и других составляющих кормов уже второй год сложная. В 2022 году напряженность с обеспечением производства витаминами и аминокислотами также существует. Мы ищем альтернативных поставщиков на замену тем, кто прекратил сотрудничество с Россией». Некоторые производители начали заменять импортные жиры и белки отечественными еще в прошлом году из-за подорожания их на 50% и более. «Сейчас проблема стоит еще более остро, поскольку некоторых компонентов просто нет в наличии, — говорит заместитель управляющего по животноводству ГК “Концерн “Покровский” Андрей Наночкин. — Мы полностью импортируем защищенные жиры — кормовую добавку для обеспечения организма животного энергией. Заместить ее на российском рынке нечем. Законтрактованную поставку, которой мы ждали в феврале, сначала перенесли на апрель, а сейчас — предварительно на конец мая. Высока вероятность, что поставки кормовых добавок и компонентов комбикормов европейского производства полностью прекратятся». Поэтому сейчас многие агрохолдинги не только ищут новых поставщиков в России и других странах, но и думают над возможностью корректировать рационы животных и вводить в них те питательные компоненты, которые можно производить самостоятельно. «Вместо импортного рапсового шрота можем ввести в рационы животных соевый или подсолнечный жмых: эти продукты производятся на нашем комбикормовом заводе, и сейчас мы имеем достаточные их запасы», — говорит Андрей Наночкин.
Глобалисты не хотят терять российский рынок
Наиболее важные пищевые ингредиенты для производства продовольствия, используемые в основном в мясной, хлебопекарной и кондитерской промышленности, — это ароматизаторы (эфирные масла и вкусоароматические вещества); непосредственно пищевые добавки, улучшающие свойства и сохранность продуктов (красители, консерванты, антиокислители, стабилизаторы, эмульгаторы, усилители вкуса и т. д.); на третьем месте — технические вспомогательные вещества, к которым относятся в основном ферменты (преобразуют одни вещества в другие), смазки, упаковочные газы и многое другое — без чего качество и свойства продуктов также трудно сохранить на заявленном уровне.
Мировой рынок пищевых ингредиентов и компонентов к ним (четко разделить вещества на два класса сложно, так как часто компоненты уже являются готовыми к использованию ингредиентами) составляет 30–40 млрд долларов в год. По оценкам Союза производителей пищевых ингредиентов (СППИ), в 2020 году российский рынок составлял свыше 3 млрд долларов (или почти 750 тыс. тонн), из которых более 2,2 млрд — более 70% — импорт. Пятнадцать лет назад импорт составлял 95%, за эти годы рынок рос по 5–7% в год вслед за развитием отечественной пищевой промышленности и появлением новых пищевых ингредиентов в мире. В общем импорте три четверти составляют компоненты (или микроингредиенты) — на сумму свыше 1,5 млрд долларов, что и говорит о высокой зависимости от зарубежной компонентной базы, равно как и о новых возможностях российских компаний.
Проблемы с поставками компонентов у производителей и импортеров пищевых ингредиентов и добавок возникли те же, что и в кормовом секторе: сначала из-за пандемии, а потом из-за Олимпиады закрылись предприятия Китая, который обеспечивает 90% мирового производства компонентов для пищевых и кормовых ингредиентов. В феврале добавился политический фактор, и торговые ворота временно закрылись в Европе, откуда Россия импортирует незначительные объемы пищевых ингредиентов, но некоторые из них трудно или нечем заменить. «Ряд европейских компаний, с которыми мы работали более двадцати лет, отказал нам в поставках на неопределенное время, — говорит директор по маркетингу “Неос Ингредиентс” Татьяна Гордеева. — К тому же все поставщики из Европы, включая тех, кто уже отгрузил частично оплаченный товар, выдвинули условие: произвести стопроцентную предоплату. Груз стоял на границе, пока мы не перевели полную стоимость каждого заказа, что шло вразрез со всеми договоренностями».
Если в кормовой промышленности проблемы возникли с десятками наименований компонентов или ингредиентов, входящих в их состав, то в пищевом производстве хватились сразу сотен позиций. «Пекари и сыроделы были в шоке из-за временного прекращения поставок ферментов, которые получают в основном из Дании и Германии, а также солода из Финляндии. Но эти поставщики не заявляли о прекращении сотрудничества и сейчас договоры уже заключают», — рассказал вице-президент Российского союза пекарей Сергей Краус. Исполнительный директор Союза производителей пищевых ингредиентов (СППИ) Полина Семенова подтвердила, что многие европейские производители пищевых ингредиентов приложили усилия для восстановления своих поставок. А те, что локализовали свои производства в России несколько лет назад, — американский лидер мирового рынка кормов Cargill (крахмалопродукция и другие ингредиенты в России) и немецкая Symrise (в основном вкусовые добавки и ароматизаторы), — вовсе не приостанавливали производства и отгрузки продукции. «У них здесь слишком много вложено, а российский рынок пищевых ингредиентов занимает значительную долю мирового — до 10 процентов. Поэтому их отсюда не выманишь, особенно на фоне давно растущей конкуренции с Китаем», — говорит Полина Семенова.
Поскольку в Китае закрылось большинство заводов, производящих такие массовые позиции компонентов, как лимонная кислота, глутамат натрия, цитрат натрия, сорбат-бензоат и др., это немедленно вызвало ажиотаж и всплеск цен в среднем на 50–60% (помимо повышения на треть в прошлом году). Например, лецитин, который активно используют кондитеры, подорожал почти на 90% за полтора года, из-за чего себестоимость некоторых видов конфет выросла наполовину.
«Сейчас ажиотаж с поставками уже спал, китайские коллеги легко готовы заместить выпадающие европейские объемы, тем более что в ЕС пищевые ингредиенты все равно делают из китайских компонентов, — говорит генеральный директор Очаковского завода пищевых ингредиентов Александр Савков. — Но если образуется критический дефицит каких-то компонентов, то наши, например, мясопереработчики смогут легко заменить их другими. Они уже давно научились обеспечивать необходимую цветность, аромат, консистенцию той же колбасы с помощью самых разных добавок из аналогичных по свойствам ингредиентов. Поэтому сейчас часть переработчиков смело переходит на российские ингредиенты. Если российские производители пищевых добавок чего-то не смогут полноценно заменить, их клиенты положат больше мяса в колбасу».
Мясопереработчики не ответили на вопросы «Эксперта» о том, как они преодолевают трудности снабжения пищевыми ингредиентами и меняется ли технология производства. Дело в том, что нарушение поставок компонентов в среднесрочной перспективе грозит некоторым переработчикам (в основном мяса, молока и хлеба и кондитерских изделий) перестройкой технологических процессов, поскольку, как правило, из-за отсутствия одного ингредиента приходится менять и несколько других, а порой и само оборудование. «Действительно, ситуация меняется каждый день. Кто-то сейчас нашел полноценную замену своим компонентам на рынках Азии или в России, а кто-то вынужден менять рецептуру, — объясняет исполнительный директор Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. — Но вряд ли в колбасе будет меньше мяса из-за удорожания ароматизаторов: его количество зависит от возможностей покупателя, а не отсутствия вкусовой добавки».
Другое дело, что производства в Китае продолжат закрываться из-за ужесточения экологического законодательства, а значит, цены на компоненты для кормовой и пищевой промышленности будут расти и дальше. «Поэтому нам все равно надо развивать собственную базу микроингредиентов для пищевой промышленности: с годами проблема будет только нарастать и уже является ключевой для продовольственной безопасности», — уверена Полина Семенова.
Что скажут химики?
Производство собственных пищевых ингредиентов в РФ начало возрождаться около десяти лет назад. В СССР около пяти предприятий выпускали все пищевые кислоты, в ограниченном количестве — пищевые красители и ароматизаторы, некоторые консерванты, антиокислители, гидроколлоиды (агар, желатин, модифицированные крахмалы), эмульгаторы и усилители вкуса (лейцин, глутаминовая кислота). В 1990-е годы после закрытия этих предприятий немногочисленные пищевые производства перешли на импортные комплексные пищевые добавки, сделанные из базовых компонентов. Вплоть до 2010-х годов в стране не появлялось собственных производств пищевых компонентов из-за большого выбора и доступности импортных. Но уже к 2019 году их насчитывалось несколько десятков с общим объемом выпуска пищевых добавок и ингредиентов к ним свыше 57 тыс. тонн. Лидерами производства считаются Лыткаринский МПЗ, ГК ПТИ, ООО «Зеленые линии», «Ирекс Триэр» и «Дёлер Ингредиентс». К тому же в России локализовали производства глобальные компании — те самые американская Cargill и немецкая Symrise. «Российские компании, осваивая западные технологии производства, включились в борьбу за отечественный рынок, — говорит Полина Семенова. — Уже несколько лет наблюдается переход от продаж готовых зарубежных пищевых добавок к созданию собственных. Поэтому так растет спрос, особенно сейчас, на отечественные микроингредиенты».
Например, компания «Марбиофарм» несколько лет назад наладила отечественное производство подсластителей с использованием собственного сырья (пищевой сорбит), а Комбинат химикопищевой ароматики — выпуск пищевого колера. Производством пищевых консервантов (уксусов) в России заняты «Невинномысский азот», «Пищехимпродукт», Ашинский химический завод, Дмитриевский химический завод и др. В России также начали производить в ограниченных пока объемах лимонную, молочную, аскорбиновую, ортофосфорную кислоты, сорбит, глицерин, пропиленгликоль, желатин, модифицированные крахмалы и еще с десяток компонентов. Хотя большую их часть все равно приходится импортировать. При этом в стране нет собственных витаминов, колеров, ванилина, лецитина (его производят некоторые предприятия для собственных нужд), пектинов, рибофлавинов, а главное — ферментов и ряда аминокислот.
Для развития производства пищевых добавок и ингредиентов производителям остро не хватает базовых компонентов. Долгое время крупные химические предприятия страны не обращали внимания на такие ниши из-за слишком малых объемов, которые может потребить кормовая и пищевая промышленность. «Но в марте правительство определило производство пищевых микроингредиентов как приоритетное, поэтому есть надежда, что крупные компании займутся и малотоннажным производством для пищевой промышленности», — говорит Сергей Краус.
В крупнейшем нефтехимическом холдинге «Сибур» на запросы «Эксперта» о планах выпускать компоненты для кормовой, пищевой или фармацевтической промышленности не ответили. Зато стало известно, что другой химический холдинг, «Уралхим», намерен развиваться в нише органической химии. «Мы сейчас в нашем R&D-центре отрабатываем пилотную технологию экстракции белка из гороха и разработки регламента производства горохового изолята (стадия лабораторной разработки пройдена) — как одного из ингредиентов, необходимого для производства продуктов питания, — говорит генеральный директор ООО “Уралхим Инновация” (дочернее предприятие АО “ОХК “Уралхим”) Анна Ненахова. — В настоящий момент гороховый изолят, используемый в растительных альтернативах мясных и молочных продуктов, спортивном питании и других диетических и функциональных продуктах, полностью импортируется. Наши амбиции — занять весь российский рынок и не только. Другой вопрос, что рынок в абсолютном выражении пока небольшой, менее тысячи тонн, но у компании есть идеи по развитию этого рынка внутри страны». Однако, по расчетам «Уралхим Инновации», объемы будущего выпуска концентрата можно будет наращивать за счет того, что потребители готовы охотно заменять им активно импортируемый сейчас соевый белок. «Мы активно работаем и с внешними партнерами — как с научными институтами, так и со стартапами — в тех областях, где самостоятельно заместить импортные продукты не можем, — говорит Анна Ненахова. — Мы готовы совместно вкладываться в разработку критически важных для пищевой промышленности компонентов».
В последние годы список производителей пополняется компаниями — бывшими импортерами пищевых ингредиентов. Одним из примеров импортозамещения в пищевой промышленности можно считать открытое в 2020 году предприятие «Нью-Био», которое в прошлом году достигло производственной мощности по переработке кукурузы 145 тыс. тонн в год. В результате выпускаемые компанией, например, мальтодекстрины, патока и глютен стали стоить дешевле импортных аналогов на треть и почти вытеснили их.
Еще один поставщик ингредиентов, компания «Неос Ингредиентс», последние восемь лет вела активные разработки собственных линеек продуктов, которые способны полностью заменить европейские аналоги. «Первым результатом стало собственное производство эмульгаторов, которые сейчас, в кризисный период, помогли производителям пищевых ингредиентов и продуктов почти полностью заменить импортный лецитин, — говорит Татьяна Гордеева. — Мы ожидаем, что спрос на него вырастет еще на 40 процентов до конца года, с учетом затруднений импорта».
Другие компании из десятков членов СППИ пока не решились ответить на запросы «Эксперта» о своих планах импортозамещения. «Мы не можем сказать, кто прямо завтра готовы выпускать, например, лимонную кислоту: на организацию такого производства нужно минимум два-три года, — говорит Полина Семенова. — Но мы видим огромный спрос на российские ингредиенты, а отсюда и воодушевление компаний, которые задумались о производстве как можно большего числа собственных компонентов». Впрочем, разрабатываемый много лет проект комплексной программы развития производства пищевых ингредиентов так и не обрел форму готового документа, без чего компаниям трудно рассчитывать на системные меры господдержки. «Для замещения даже простых ароматизаторов или усилителей вкуса требуются многолетние НИОКР, финансирование которых частным компаниям если и под силу, то на это уйдет много лет, — говорит Сергей Краус. — А в организации таких многомиллиардных производств, как выпуск витаминов и минералов, без участия государства вовсе не обойтись».
График 1. Ввоз пищевых ингредиентов в прошлом году снизился из-за пандемии
График 2. Ароматизаторы применяют больше всего для наращивания ассортимента продукции
График 3. Пищевые добавки улучшают качество и сохранность продукции, ароматизаторы привлекают потребителя
От редакции
«Эксперт» начал новый проект «Окно возможностей». В секторе, о котором идет речь в статье, явно отрывается окно возможностей.
Если у вас есть интерес к этому сегменту рынка, вы можете написать нам, пройдя по ссылке https://expert.ru/okna_ vozmozhnostey/, и мы опишем ваши предложения в ближайших выпусках журнала.
Владимир Горовых/ТАСС Редактор-АК
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl