Весь мир — съемочная площадка, а люди в нем — киноактеры

ЭкспертРепортаж

Персональная киновселенная Роберта Макки

Весь мир — съемочная площадка, а люди в нем — киноактеры

Вячеслав Суриков

Роберт Макки — автор книги «История на миллион долларов», которая сделала его наиболее важной персоной среди голливудских сценаристов. Фото: из архива Роберта Макки

Роберт Макки — автор лучшей книги всех времен и народов об искусстве создания сценариев «История на миллион долларов». Ее величие в том, что посвящена она не только кино, но и жизни как таковой, и по прочтении почти не остается сомнений: все, что происходит вокруг нас, и мы сами — часть глобального сюжета, разворачивающегося прямо у нас на глазах. С 24 по 27 мая он будет в Москве и проведет серию семинаров — поделится своим представлением о том, как следует рассказывать истории, чтобы они целиком и полностью завладевали вниманием аудитории. Накануне приезда Роберта Макки «Эксперт» поговорил с ним о том, что происходит сейчас в мире кино, и об искусстве написания сценариев.

— Почему премию «Оскар» в категории «Лучший фильм» третий год подряд получают откровенно скучные фильмы?

(Смеется.) На это есть две причины. Первая и самая очевидная: претенциозность. Для Голливуда важно не столько совершенство фильма, сколько отношение общества к Голливуду. Он хочет быть максимально креативным, социально чувствительным и социально ответственным — с точки зрения расы, с точки зрения пола и так далее. «Форма воды» — ужасный пример того, как Голливуд возвеличивает артхаусный фильм. Другая причина: не считая нескольких годов-исключений, это лучшие фильмы, которые они могут найти, — у них не слишком широкий выбор. В список прошлогодних фильмов, номинированных на «Оскар», вместе с «Формой воды» входил «Три билборда». Его снял талантливый британец Мартин Макдонах. Это отличное кино, тогда как остальные фильмы были вовсе не отличными.

Что до меня, то он лучший. Что же происходит? Проблема в том, что идет массовая миграция голливудских сценаристов на телевидение. Лучшие авторы больше не хотят писать сценарии для художественных фильмов — они предпочитают работать над сценариями для телевизионных сериалов. В Голливуде происходит утечка мозгов на телевидение, поэтому качество фильмов снижается. В то же время на телевидении мы можем встретить такие великолепные сериалы, как «Лучше звоните Солу», и с каждым годом они становятся все более замечательными. Мы с нетерпением ждем новый сезон, например, «Мира дикого Запада».

— Как вы оцениваете ситуацию, когда продюсер полностью контролирует процесс написания сценария?

— Я бы сформулировал этот вопрос следующим образом: что я должен делать в ситуации, когда продюсер хочет уничтожить мой сценарий? Что делать, если продюсер хочет, чтобы я написал сценарий исключительно таким, каким видит его он? Я говорю: нет, не пишите этот сценарий, черт побери, уходите из этого бизнеса и напишите роман, если вы уверены в себе, если у вас есть талант, если у вас есть отличные персонажи и отличная история. Пошлите к черту кино, напишите пьесу, реализуйте свою идею в других медиа, добейтесь успеха, и тогда, кто знает, возможно, ваш роман адаптируют для кино и вы будете лично контролировать его адаптацию. Мой совет: уходите прочь из этого бизнеса и ищите другие пути.

— Как много хороших сценариев сценаристы всего мира способны произвести в течение года?

— Великолепный вопрос. По моим ощущениям, Бог дает нам слишком мало времени. Сегодня спрос на фильмы, романы и пьесы, спрос на истории увеличивается год от года, но одновременно ускоряется темп, в котором они выпускаются. Человечество распоряжается своим временем таким образом, что значительную его часть предпочитает проводить внутри выдуманных историй. И чем дальше, тем эта часть становится больше. Я не скажу вам, сколько хороших сценариев может быть написано в течение года. Но каждый раз, когда смотрю в прошлое, мне кажется, что я больше никогда не увижу фильмов, которые снимались тогда и были по-настоящему прекрасны. Я беспокоюсь о будущем кино. Хотелось бы смотреть его на большом экране в кинотеатре вместе с другими зрителями, но такого рода просмотры уходят в прошлое — они на грани вымирания. Люди хотят не только смотреть фильм, но и заниматься чем-нибудь еще, им нужны дополнительные услуги. Они жаждут удобства и сервиса, стремятся получать истории, где они хотят и когда они этого хотят. И больше не желают куда-то ехать в семь часов вечера и покупать билет. Для них это не удобно. Они предпочитают смотреть фильмы дома на экране компьютера. Поэтому я беспокоюсь за выживание кино в целом. Экран как элемент кинопоказа останется неизменным, вопрос в том, какого он будет размера.

— Чем сценарист отличается от писателя и драматурга?

— Различие в том, что сценарист должен не рассказать историю, а показать ее. В романе писатель может себе позволить пространное объяснение, перед тем как начнет разворачиваться действие. Автор пишет о том, что чувствуют и думают его персонажи. Он может передать их внутренний мир, то, как они взаимодействуют с внешним миром, и то, как реагируют люди на их действия. В романе можно воссоздать все подробности человеческого существования. В театре персонаж все время подсвечивается внутренним светом, мы слышим его разговор с самим собой, автор постоянно заставляет персонажей рассказывать зрителю, что происходит у них внутри. На то, что в романе легко объяснить, в фильме можно только намекнуть, используя язык диалога и изображения. Нужно дать понять, каков масштаб описываемых событий, дать почувствовать их сложность, чувства, мысли, желания людей, обозначить все, что происходит у них внутри. Это две принципиально отличающиеся друг от друга разновидности механизма воображения.

Если писатель объясняет, то сценарист лишь подразумевает. Он использует энергию подтекста. Возможности сценариста ограниченны, поэтому он более техничен, и, как мне кажется, это самая сложная форма передачи истории. Сценарист ведь не может позволить себе использовать те приемы, что есть в распоряжении автора романа.

— Как на профессию сценариста влияет популярность сериалов?

— Сериалы ее усложнили. Им приходится рассказывать длинные истории, при этом к каждому эпизоду предъявляются те же требования, что и к полнометражному фильму. В нем, как в реалити-шоу «Копы», должно происходить минимум два преступления в час. При этом нужно создать 50, 75 или даже 100 историй с невероятно привлекательными и сложными персонажами. Но именно за этой формой будущее. Она очаровательна своей бесконечностью. Для авторов это все, о чем можно только мечтать. У них теперь есть шанс все глубже и глубже раскрывать своих персонажей, подвергать их всевозможным изменениям — как позитивным, так и негативным. Аудитория очарована сериалами, а что до меня, то, считаю, они требуют от сценариста очень большой изобретательности.

— Как вы можете объяснить магию фильмов Marvel о супергероях и сказок компании Disney? В чем новизна сериала «Игра престолов»? Почему людей так притягивают фэнтезийные миры?

— Во всех этих случаях мы имеем дело с великолепными персонажами, продуманными конфликтами и так далее. На мой взгляд, люди нуждаются в фэнтезийном мире, потому что он воплощает их мечты — они пытаются таким образом сбежать от реальности. А причина стремления к побегу проста: реальность слишком жестока, даже если остаться в ней на час, не говоря уже о двадцати четырех часах.

Фото: из архива Роберта Макки

Сегодняшняя реальность провоцирует стресс даже в большей степени, чем реальность прошлого, хотя в это и трудно поверить, зная историю человечества. Успех таких компаний, как Marvel и Disney, связан также с людской инфантильностью и очарованностью нереальным миром. Современные люди предпочитают как можно дольше оставаться подростками. Мы наблюдаем множество взрослых, продолжающих в свои сорок жить с родителями и имеющих соответствующие вкусы. Конечно, они горят желанием сбежать от реалий, в которых живут, и оказаться в мире, описанном в комиксе из журнала.

Благодаря этому печальному факту аудитория фильмов Marvel и Disney, в которую входят не только подростки двенадцати-тринадцати лет, но и двадцатилетние и тридцатилетние, резко вырастает. А поскольку комиксам для успеха нужна поддержка идеи существования фантастического мира, куда можно сбежать от реальности, Marvel, Disney и создатели сериала «Игры престолов» стали великолепными рассказчиками историй. Они наполнили выдуманный мир уникальными деталями, интригующими поворотами сюжета, привлекательными положительными персонажами и неподражаемыми отрицательными. Мне семьдесят семь, и я погружен в мир «Игр престолов», как и все остальные. Для меня оказалось настоящим стрессом осознать, что мне придется ждать следующего сезона до 2019 года. Я был поражен появлением в истории охотника на драконов и дракона-зомби. Кому пришла в голову эта потрясающая идея? Подобного рода идеи существенно расширяют аудиторию подобных сериалов. Такую жемчужину сегодня едва ли еще где-нибудь встретишь. Они заслуживают вознаграждения, выплачиваемого создателям этого сериала. Они расширяют традиционный возрастной диапазон фильмов, которые производят, и теперь те интересны не только подросткам. Это феноменально.

— Как вы оцениваете мастерство сценаристов сериала «Карточный домик»?

— Они отлично работают. Они взяли за основу представление Макиавелли о том, как устроена власть. Но персонажи этого сериала очень противоречивые, а я хотел бы лучше понимать, кто из них плохой парень, а кто — хороший, то есть чтобы они были не такими сложными. Это сериал того же уровня, что и «Прослушка» и «На улицах Балтимора» (скорее всего, имеется в виду сериал Life on the Street, в русском переводе — «Убойный отдел». — «Эксперт»). Если бы персонажи «Карточного домика» были менее сложными, это сделало бы его увлекательнее.

— Как вы оцениваете практику коллективной работы над сценариями? Насколько она эффективна?

— Без коллективной работы в создании сериалов не обойтись, за очень редким исключением. Особенно когда пишешь длинную историю и у тебя много сюжетных линий, как, например, в сериале «Во все тяжкие», где таковых двадцать шесть. Исключения — единолично написанные «Викинги» и «Аббатство Даунтон». Коллаборация нужна для того, чтобы обеспечить хорошее качество, сочетание лучших идей, рожденных умами ее участников, и в большинстве случаев она дает хороший эффект. Но существует опасность возникновения ситуаций, когда личные отношения становятся важнее работы. Разумеется, это очень сильно осложняет движение к цели. Поэтому я всегда советую людям, собирающимся вступать в коллаборации, как можно тщательнее прорабатывать контракт, который они подписывают. Особое внимание стоит обращать на пункт, предусматривающий последствия распада коллаборации: кто в этом случае будет нести ответственность за ребенка? Нужно предварительно все прояснить и плыть по чистой реке либо быть максимально осторожными.

Кстати, коллаборации очень хороши для авторов комедийных сериалов. Два-три сильных комедийных автора способны создать превосходную комедию — просто потому, что автор А имеет возможность рассказать автору Б шутку и увидеть его реакцию. И если автор Б засмеется над шуткой, она, вероятно, будет воспринята на ура и аудиторией. А если не засмеется, то и шутка невеселая. Так опытным путем авторы быстро выясняют, что работает, а что — нет.

— Сколько нужно времени, чтобы написать хороший сценарий?

— Это зависит от того, что вы подразумеваете под хорошим сценарием. Комикс или фэнтези не требуют много времени. Иногда на хороший сценарий для фильма в этом жанре достаточно двух или трех недель. Например, сценарий «Манчестера у моря» был написан достаточно быстро, но в данном случае автор имел дело с персонажами и сюжетом уже созданного автором романа. Для написания качественных сценариев, насыщенных разговорами, требуется не меньше шести месяцев, а может, и больше. Но это очень обобщенные сроки: все зависит от индивидуальных особенностей создателя и сложности задачи.

Присутствие в сценарии сюжетных клише, как, например, в фильмах-катастрофах, значительно облегчает ее решение. В целом сценарий зависит от очень многих факторов, каждый из которых может увеличить срок работы над ним.

Роберт Макки рекомендует

«Положитесь на Пита» (Lean on Pete),

Великобритания, 2018, режиссер Эндрю Хэй

«Изящно представленная история, рассказывающая о мире, который мы до сих пор никогда не видели»

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (Three Billboards Outside Ebbing, Missouri),

США, Великобритания, 2017, режиссер Мартин Макдонах

«Что делает этот фильм исключительным, так это знание Макдонахом человеческой психологии и тот новый ракурс, с которого он смотрит на старую как мир тему»

«Игра престолов» (Game of Thrones),

Начиная с 2011 года, США, Великобритания, режиссеры Алан Тейлор, Мигель Сапочник, Дэвид Бениофф, Нил Маршалл, Алик Сахаров и другие

«Достижение Дэвида Бениоффа и Д. Б. Вайса в сериале “Игра престолов” — адаптации романа Джорджа Р. Мартина “Песнь льда и пламени” заключается в том, что им удалось объединить глубину мифа с иронией фантастики»

«Моя кузина Рэйчел» (My Cousin Rachel),

США, Великобритания, 2017, режиссер Роджер Мишелл

«Отличный пример блестяще рассказанного романа, умело переведенного со страниц книги на экран писателем/режиссером Роджером Мишелем»

«Чудо-женщина» (Wonder Woman),

Гонконг, Китай, США, 2017, режиссер Пэтти Дженкинс

«“Чудо-женщина” удачно сочетает в себе логически выверенный сценарий и хороший кастинг со зрелищностью и победой добра над злом»

«Безумный Макс: дорога ярости» (Mad Max: Fury Road),

2015, Австралия, США, режиссер Джордж Миллер

«Джордж Миллер, создавая “Безумного Макса: дорогу ярости”, свел диалог к минимуму и сфокусировался на кинетической хореографии своей истории»

«Грань будущего» (Edge of Tomorrow),

2014, США, Канада, режиссер Даг Лайман

«“Грань будущего” — отличный пример умножения противодействующих сил. Когда вы думаете, что эти силы достигли предела, сюжет развивается по спирали и вы понимаете, что выхода нет»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мясная отрасль переходит на длинные контракты Мясная отрасль переходит на длинные контракты

Почему дорожает мясо?

Эксперт
Александр Коршунов: «Вдохновение должно приходить в назначенное время» Александр Коршунов: «Вдохновение должно приходить в назначенное время»

Режиссер Александр Коршунов — о новом спектакле и театре «Сфера»

Монокль
Хочу на ручки Хочу на ручки

Психолог Екатерина Приморская — о своём опыте перезагрузки в центре аюрведы

Новый очаг
Хороший тон Хороший тон

Как добиться эффекта идеально гладкой сияющей кожи с помощью тональных средств

Лиза
Московский фаюм Московский фаюм

Судьба египтолога Владимира Голенищева и знаменитых фаюмских портретов

Правила жизни
Парус, лыжи, кошки, спиннинг… Парус, лыжи, кошки, спиннинг…

В кратер вулкана на лыжах и неделя «вне зоны действия сети»

Вокруг света
Первые роли 10 знаменитых современных актеров Первые роли 10 знаменитых современных актеров

Педро Паскаль, Милош Бикович, Тимати Шаламе и другие в своих первых ролях

Maxim
Два аспида не поделили червягу Два аспида не поделили червягу

Исследователи стали свидетелями битвы за добычу между двумя коралловыми аспидами

N+1
Прокладывая путь: как София Ионеску стала первой в мире женщиной-нейрохирургом Прокладывая путь: как София Ионеску стала первой в мире женщиной-нейрохирургом

София Ионеску — первая женщина-врач, которая провела операцию на головном мозге

Forbes
Берегли вещь для особого случая? Используйте ее прямо сейчас! Берегли вещь для особого случая? Используйте ее прямо сейчас!

Выясняем, почему мы не используем то, что приобрели, и как с этим справиться

Psychologies
Кокни пацана Кокни пацана

«Джентльмены»: образцовый Гай Ричи в восьми сериях

Weekend
Всего два дня отсутствия здорового сна могут заставить человека чувствовать себя на годы старше Всего два дня отсутствия здорового сна могут заставить человека чувствовать себя на годы старше

Недосып прибавляет к ощущаемому возрасту человека почти 4,5 года

ТехИнсайдер
Силиконовый остров Силиконовый остров

Как Тайвань стал главной мировой полупроводниковой державой

Деньги
Неофициальные шестидесятые: от СМОГа до «ахматовских сирот» Неофициальные шестидесятые: от СМОГа до «ахматовских сирот»

Неофициальная поэзия 1960-х: поэтические содружества и авторы-одиночки

Полка
Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду

Случаи, почему течет посудомойка, а также способы, как это исправить

CHIP
Главная роль Кэтрин Зета-Джонс Главная роль Кэтрин Зета-Джонс

Свою главную и самую сложную роль она играет не на сцене или в кино, а в жизни

Караван историй
Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане? Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане?

почему стоит смотреть новую драму Стефана Бризе «(Не)бывшие»?

Правила жизни
Космические университеты Юрия Гагарина Космические университеты Юрия Гагарина

Каким был вклад Юрия Гагарина в космонавтику

Наука и жизнь
На Петровке по-французски На Петровке по-французски

Изысканный «кружевной» интерьер в самом сердце Москвы

SALON-Interior
Жестокий эксперимент, который держали в строгом секрете: как в СССР готовились к отправке человека на Марс Жестокий эксперимент, который держали в строгом секрете: как в СССР готовились к отправке человека на Марс

«Год в земном звездолете»: что это за эксперимент и почему СССР его скрывал?

ТехИнсайдер
«Едем по эскалатору вниз»: как живут родственники людей с инвалидностью «Едем по эскалатору вниз»: как живут родственники людей с инвалидностью

Глаза из сборника «Красные блокноты Кристины» — о хрупкости и уязвимости

Forbes
Как управлять телевизором с помощью Алисы Как управлять телевизором с помощью Алисы

Как настроить пульт и каналы на телевизоре для управления Алисой

Цифровой океан
Ностальгический алкоголь: почему коктейли в банках снова стали популярны Ностальгический алкоголь: почему коктейли в банках снова стали популярны

Популярность сладкого алкоголя: шлейф барной культуры или борьба со стрессом?

Forbes
Сопрано для диктатуры пролетариата Сопрано для диктатуры пролетариата

Как «Тоску» Пуччини заставили бороться за коммуну

Weekend
Медленно, но верно Медленно, но верно

Если хотите изменить набор пищевых привычек, действуйте постепенно

Добрые советы
Действительно ли дезодорант может защитить от пота в течение 48 часов Действительно ли дезодорант может защитить от пота в течение 48 часов

Насколько заявленная эффективность соответствует реальному времени дезодорантов?

Maxim
Удивительные шедевры архитектуры: древнейшие сооружения, мимо которых невозможно пройти Удивительные шедевры архитектуры: древнейшие сооружения, мимо которых невозможно пройти

Здания, которые восхищают не только любителей архитектуры, но и простых туристов

ТехИнсайдер
Что такое мнительность и кто такой мнительный человек: объяснение гештальт-терапевта Что такое мнительность и кто такой мнительный человек: объяснение гештальт-терапевта

Что значит — мнительный характер? Почему он вреден для вашей жизни?

Psychologies
«Взглянуть страху в глаза»: как работает экспозиционная терапия «Взглянуть страху в глаза»: как работает экспозиционная терапия

Как работает экспозиционная терапия и на каких принципах она основана

Psychologies
Дальний Восток: Начало координат Дальний Восток: Начало координат

Шесть точек притяжения на Дальнем Востоке для путешественников

Цифровой океан
Открыть в приложении