Общественные пространства могут быть самоокупаемыми

ЭкспертОбщество

Парк как доходное место

Общественные пространства могут создаваться не только для решения социальных задач, но и быть самоокупаемыми

Алексей Щукин

Трансформация столичного Парка Горького, начатая в 2011 году, открыла новый этап развития общественных пространств в России. Вслед за Москвой в масштабах целой республики парками и набережными занялся Татарстан. Затем появилась федеральная программа развития общественных пространств. Федеральным и региональным чиновникам новые общественные пространства представляются чуть ли не идеальными проектами «быстрых побед». Это быстро, сравнительно недорого, всем заметно и вроде как имеет электоральный эффект.

Большинство чиновников видит в общественных пространствах лишь возможность для получения социальных эффектов, архитекторы рассматривают их как шанс сделать что-то современное и модное.

Однако сегодня настал момент посмотреть на парки, скверы и набережные не только как на планово-расходную часть городского бюджета, но и как объекты, имеющие экономическую эффективность. В России уже есть ряд проектов, где такой подход реализован. Причем два из них осуществлены в довольно неожиданном месте — в Ижевске.

Как просчитать эффекты от парка

«Влияние общественного пространства на городскую экономику весьма сложно точно оценить», — считает директор Фонда “Институт экономики города” Александр Пузанов. — Можно подсчитать прямые доходы от аренды имущества или земли, а также привлеченные внебюджетные средства. Но есть и целый ряд косвенных экономических эффектов, трудно поддающийся анализу. Во-первых, новые рабочие места и налоговые поступления, которые появляются при развитии общественных пространств. Во-вторых, эффекты в здравоохранении: люди, активно посещающие хорошие парки, улучшают здоровье. В-третьих, качественные общественные пространства препятствуют оттоку населения и способствуют развитию социального капитала».

Тема коммерциализации общественных пространств активно развита в США, там давно рассчитывают всевозможные выгоды для городской экономики или отдельного землевладельца от нового парка. Известен кейс частного парка Зукотти в Нью-Йорке: его создатель был убежден, что новое общественное пространство оказалось выгоднее застройки участка, потому что совокупная стоимость окружающей недвижимости резко выросла. Другой известный кейс — парк «Миллениум» в Чикаго. Его создание обошлось в 470 млн долларов, и почти половина средств была привлечена из многочисленных внебюджетных источников: это были инвестиции в создание отдельных объектов от корпораций, пожертвования от частных и юридических лиц и т. д. Новый парк привлекает в Чикаго два-три миллиона туристов в год, значительно выросли налоговые поступления от недвижимости, находящейся рядом с парком.

«В России сегодня есть два взгляда на экономику общественных пространств, — говорит генеральный директор агентства стратегического развития “Центр” Сергей Георгиевский. — Первый заключается в том, что создание таких пространств — это элемент социально-экономической стратегии, нацеленной на развитие комфортной среды. Это борьба за человеческий капитал, в частности за “миллениалов”. В этой логике общественные пространства — это дотационный элемент инфраструктуры города, такой же как мост или больница. Другой взгляд предполагает, что общественные пространства не всегда обуза. Они могут иметь свою экономику и генерировать средства, по крайней мере на свое содержание».

Большинство архитекторов традиционно не задумываются о вопросах эксплуатации общественных пространств и их экономической модели — им важно сделать современный и модный проект. Чиновники тоже редко думают об экономике парков и набережных: их задача-максимум — освоить в срок и без превышения сметы федеральные или региональные средства. В то же время уже есть ряд примеров общественных пространств с интересными экономическими эффектами. Есть крупные столичные парки вроде Парка Горького и «Сокольников», которые имеют серьезные доходы и самостоятельно покрывают значительную часть бюджета. Впрочем, их опыт впрямую почти невозможно использовать в российских городах: нигде больше нет такой платежеспособной публики и столь большого потенциала парков.

Есть опыт привлечения внебюджетных средств в трансформацию общественных пространств: так, в Новотроицке в городской парк уже несколько лет идут внебюджетные вложения от компании «Металлинвест», имеющей завод в этом городе.

«В небольших городах у общественного пространства может не быть своей доходной части, но оно может играть важную роль в повышении туристического потенциала. Например, связывая несколько достопримечательностей», — говорит Сергей Георгиевский. По такой логике, к примеру, работает набережная в Туле, которая была создана на месте полузаброшенной территории. «Расположенная у стен Кремля новая набережная становится частью проекта ревитализации всего центра Тулы. Работая вместе с новой пешеходной улицей и новыми музеями, она оживляет центр, резко увеличивает туристический потенциал города, создает кумулятивный эффект развития», — говорит генеральный директор бюро Wowhaus Анна Ищенко.

Новая набережная в Туле (архитектурное бюро Wowhouse) стала частью большого проекта ревитализации центра города

Сквер вскладчину

В Ижевске новое общественное пространство — «Открытый сад» — было построено по оригинальной схеме с привлечением целого спектра финансовых инструментов. История проекта такова. Группа компаний «Острова» получила через конкурс земельный участок от муниципалитета под строительство небольшого офисного здания, а в качестве обременения должна была благоустроить соседний заброшенный участок, примыкающий к городской администрации. «Мы сразу сказали, что хотим реализовать проект в диалоге с жителями, чтобы получился объект, который им нужен и за который они чувствуют ответственность. Мы готовы были пойти на дополнительные затраты и сделать качественное благоустройство, а не то, что положено по нормативам. Но если горожане захотят, чтобы в сквере появились какие-то объекты, то необходимо дополнительное финансирование», — вспоминает генеральный директор ГК «Острова» Дмитрий Данилов.

Чтобы граждане приняли участие в создании архитектурного проекта, были привлечены ижевская Ассоциация развития города (АРГО) и столичная МАРШ Лаб. На первом воркшопе были проанализированы запросы горожан относительно сценариев использования территории и создана концепция. Опросы и семинары показали, что жители Ижевска хотели бы, чтобы в сквере появились детская площадка, коворкинг (большая беседка с вайфаем и розетками) и, что было неожиданно, сцена. На втором воркшопе был создан архитектурный проект, на третьем участники вместе с местными жителями завершили проектирование, заказали в мастерских и частично сделали сами, а потом собрали на месте запланированные объекты и арт-объект.

Общий бюджет проекта был оценен в 14 млн рублей, из них 8,5 млн вкладывала ГК «Острова». «Благоустройство по нормативам обошлось бы нам в четыре миллиона. Но мы вложили вдвое больше, чтобы создать качественное общественное пространство с брусчаткой, хорошим светом и скамейками. Высадили не саженцы деревьев высотой сорок сантиметров, а крупномеры от двух с половиной до пяти метров», — говорит Дмитрий Данилов.

Посещаемость ижевских парков выросла в этом году на 85%

Процесс привлечения недостающих средств занял четыре месяца. «Первоначальной идеей был сбор средств через краудфандинг. Но после анализа мы увидели ограниченность этого инструмента, для города уровня Ижевска собрать 200–250 тысяч рублей — это потолок. В итоге через краудфандинг, не используя специализированные платформы, мы собрали около 130 тысяч рублей. А акцент в поиске средств был сделан на встречи с ижевскими бизнесменами», — говорит координатор АРГО Елена Колчина. — За первые три месяца было проведено более 60 встреч. В какой-то момент стало тяжело морально, потому что результата не было. Но на четвертый месяц “прорвало”, и нам удалось собрать необходимую сумму». Часть суммы (1,2 млн рублей) поступила из бюджета, когда местные депутаты увидели активное участие горожан в проекте.

Мерило любого общественного пространства — его посещаемость. «Открытый сад» был запущен в середине августа этого года, и в первый месяц этот сквер размером чуть больше футбольного поля посетило порядка 40 тысяч человек, что, безусловно, успех. За это время было проведено четыре городских фестиваля. За несколько месяцев в «Открытом саду» прошли десятки лекций, концертов, встреч. «Для нас проект содержит три социальных эксперимента. Первые два — вовлечение горожан в проектирование общественного пространства и совместное финансирование — закончились успешно. На повестке дня третий: что надо сделать, чтобы проект успешно жил дальше? Чтобы он не ветшал, а находил деньги на содержание и развитие», — говорит Елена Колчина. Сейчас доходная часть пространства состоит из арендной платы с шести небольших павильонов с едой и платы за аренду пространства для мероприятий. «По нашим расчетам, в год на содержание пространства необходимо тратить 800 тысяч рублей. В первый месяц удалось заработать на содержание, но есть сезонность, и говорить о результатах эксперимента можно будет через год», — говорит Дмитрий Данилов.

В этом году «Парки Ижевска» заработают 20 млн рублей прибыли

Перезапуск с монетизацией

Большинство парков в городах России деградируют. Они не приносят дохода и живут на муниципальных субсидиях: оборудование стареет, инвестиций в развитие муниципалитеты себе позволить не могут. В Ижевске предпринята смелая попытка разорвать этот круг, перезапустив систему городских парков. Первым шагом в этом проекте было создание единого оператора «Парки Ижевска», объединившего управление ключевыми общественными пространствами города. Перед ним была поставлена задача не только улучшить парки, но и увеличить сборы в городской бюджет.

Первое, что сделала новая команда, — занялась снижением расходов. С поставщиками и подрядчиками удалось договориться о пересмотре цен — в среднем затраты сократились на 12%. При этом акцент сделан на развитие доходной части. Была улучшена инфраструктура: так, на входе в Парке Кирова возведен целый блок современных павильонов с едой и прокатом по единому дизайн-коду. Появились новые аттракционы, внедрена автоматизированная система продажи билетов на них, устраняющая возможности воровства. Раскручена масштабная программа мероприятий: за полгода их проведено более двухсот. «Сегодня основные элементы коммерциализации парков — это качественная инфраструктура с современной архитектурой и насыщенная программа мероприятий. Именно мероприятия создают поток посетителей, что позволяет зарабатывать малому бизнесу», — говорит генеральный директор АО «Парки Ижевска» Сергей Буторин.

Самый заметный новый объект — фан-зона, построенная к чемпионату мира по футболу. Сначала с ней произошла неувязка. Были выделены федеральные средства, но муниципалитет Ижевска, как и многие другие города, не успел в сжатые сроки подготовить и согласовать проект, провести необходимые торги. Чтобы не лишать город праздника, было решено все же построить фан-зону на привлеченные средства: она имела огромный успех, за месяц ее посетило более 200 тыс. человек. Сегодня фан-зона стала одним из новых источников дохода: ее арендуют удмуртские компании для проведения мероприятий. Расчетная окупаемость фан-зоны — порядка десяти лет.

Ижевский «Открытый сад» — пример совместного финансирования общественного пространства частным бизнесом, горожанами и властями

Всего за полгода удалось увеличить поток посетителей парков на 85%. Резко выросли и доходы: по итогам года «Парки Ижевска» должны выйти на прибыль в 20 млн рублей. В числе основных источников дохода аренда от павильонов и площадок под мероприятия, а также спонсорские вложения от бизнеса Удмуртии. При этом основной источник дохода — аттракционы. На их долю приходится до 80% поступлений. С одной стороны, это говорит о том, что ландшафтные парки без аттракционов ограничены в способности генерировать существенные финансовые потоки. С другой — единая дирекция парков позволяет «аттракционные сверхдоходы» использовать для развития менее выгодных или не приносящих доходов объектов.

Новому руководству удалось привлечь и значительные по меркам Удмуртии инвестиции — 500 млн рублей. На территории Парка Кирова уже строится круглогодичный коммерческий «Парк будущего». В следующем году будет построен спа-центр. У «Парков Ижевска» большие планы на ближайший год: от присоединения новых общественных пространств до проектов на набережной. Но уже сегодня «Парки Ижевска» представляют собой важный кейс монетизации общественных пространств, которая проводится в кратчайшие сроки во многом за счет изменения менеджмента.

В первый месяц небольшой «Открытый сад» посетило более 40 тысяч горожан

Благоустройство с экономикой

Учет экономических эффектов уже начинает проникать и в бюджетное строительство. «Сейчас мы учимся правильно делать современные парки и улицы. Следующий этап — заняться их экономикой», — говорит один из чиновников Минстроя. В этом году министерство провело конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Впервые в состав конкурсной документации входил раздел «Экономическая модель».

Концепции включали в себя расчеты увеличения числа рабочих мест, налоговых поступлений и роста доходов малого бизнеса, связанных с появлением новых общественных пространств. «По сравнению с другими разделами экономическая часть была самой слабой», — говорит Александр Пузанов. Однако в данном случае важно, что экономику попытались учитывать. Тем более что этот конкурс будет проводиться еще как минимум несколько лет, и в следующем году проекты будут уже сильнее.

В этом году на конкурс было прислано более 450 заявок. Из них 80 городских проектов получат гранты от 30 до 100 млн рублей. Общая сумма грантов — пять миллиардов рублей. Проекты-победители будут реализованы в 2019 году. Спектр проектов весьма широк — от улиц и скверов до парков и набережных.

В некоторых проектах речь идет не просто о благоустройстве отдельной территории — они являются частью долгосрочных стратегий развития туристических кластеров. Так, в историческом Касимове будет благоустроен участок главной городской улицы Советская, где сосредоточены памятники архитектуры и проходят основные туристические маршруты. Таким образом локальный проект «Купеческий посад» станет частью более крупного проекта по развитию туристско-рекреационного кластера «Касимовский».

На синергию рассчитан и проект трансформации парка и набережной каскада прудов в промышленном городе Выкса. Он затрагивает обширную территорию площадью 42 га, его стоимость — более 160 млн рублей. Перестроенные общественные пространства должны усилить начатые в городе проекты, связанные с наследием великого инженера Шухова и активно развиваемым кластером промышленного туризма.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Другая мобильность. И это не бла-бла Другая мобильность. И это не бла-бла

Сжатие автомобильных рынков — признак фундаментальной трансформации отрасли

Эксперт
Отцы и дети. Как управлять людьми в 2019 году Отцы и дети. Как управлять людьми в 2019 году

Мировой рынок труда продолжает меняться год от года все интенсивнее

Forbes
Как взыскать долги с реального владельца компании-банкрота Как взыскать долги с реального владельца компании-банкрота

Как взыскать долги с реального владельца компании-банкрота

Forbes
Новогодний подарок Новогодний подарок

Новый рассказ от Александра Цыпкина

Esquire
Слоны на фоне Килиманджаро: парк Амбосели, Кения Слоны на фоне Килиманджаро: парк Амбосели, Кения

Один из лучших вариантов наблюдения за слонами — Кения

National Geographic
Гекконы с легкостью бегают по воде – как? Гекконы с легкостью бегают по воде – как?

Некоторые представители фауны способны перемещаться по поверхности воды

National Geographic
Итоги года: главные изменения 2018 года, о которых нужно знать каждому водителю Итоги года: главные изменения 2018 года, о которых нужно знать каждому водителю

Итоги года: главные изменения 2018 года, о которых нужно знать каждому водителю

АвтоМир
Как выбрать вытяжку для кухни и вздохнуть спокойно Как выбрать вытяжку для кухни и вздохнуть спокойно

На что обратить внимание, выбирая вытяжку для кухни

CHIP
Самые полезные орехи для мужчин: топ-7 (спойлер: они мега-крутые) Самые полезные орехи для мужчин: топ-7 (спойлер: они мега-крутые)

Веские причины полюбить орехи и включить их в свой рацион

Playboy
Куда в квартире прятать деньги: 12 хитрых тайников Куда в квартире прятать деньги: 12 хитрых тайников

Как прятать ценности, которые ты по каким-то причинам не можешь сейчас съесть

Maxim
Страхи слабых. Почему компании боятся нанимать женщин Страхи слабых. Почему компании боятся нанимать женщин

Что стоит за отказом от найма на работу женщин

Forbes
Стойка раздора Стойка раздора

Минтранс обсудит введение платы за регистрацию в аэропортах с участниками рынка

РБК
Брючный костюм: трудно найти, невозможно забыть, обязательно купить! Брючный костюм: трудно найти, невозможно забыть, обязательно купить!

История женского брючного костюма и советы по выбору идеального

Cosmopolitan
5 способов сказать о своих предпочтениях в постели, чтобы не устроить скандал 5 способов сказать о своих предпочтениях в постели, чтобы не устроить скандал

Лучшие способы наладить отношения в постели

Playboy
Самые редкие и желанные сумки в мире Самые редкие и желанные сумки в мире

Какие сумки женщины рассматривают как инвестицию, а не просто модный аксессуар?

Vogue
Мнительность отчаянных парней. Какие суеверия есть у спецназовцев, полярников, хирургов, актеров и других профессионалов Мнительность отчаянных парней. Какие суеверия есть у спецназовцев, полярников, хирургов, актеров и других профессионалов

Суеверие — страшная штука: никогда не знаешь,где оно тебя подкараулит

Maxim
Наверное, показалось Наверное, показалось

Все знаки – всего-навсего продукт нашего подсознания

Cosmopolitan
О тех, кто в море О тех, кто в море

Креветки – деликатес, без которого не обходится праздничный стол

Лиза
Массаж для грудничков: делаем правильно! Массаж для грудничков: делаем правильно!

Массаж полезен для малышей, но только если делать его правильно

9 месяцев
Как менялись женские стандарты красоты  в рекламе известных брендов Как менялись женские стандарты красоты  в рекламе известных брендов

Как менялись тенденции в моде и жизни общества

Psychologies
Мои итоги-2018 Мои итоги-2018

Конечно, мудрец прав: все проходит – и печаль, и радость

StarHit
Вы их не узнаете: 18 поражающих преображений известных актеров Вы их не узнаете: 18 поражающих преображений известных актеров

Вы их не узнаете: 18 поражающих преображений известных актеров

Playboy
Диадема из бивня мамонта: украшение из глубины тысячелетий Диадема из бивня мамонта: украшение из глубины тысячелетий

Диадема из бивня мамонта: украшение из глубины тысячелетий

National Geographic
Очень страшное письмо Путину Очень страшное письмо Путину

Почему покончила с собой девочка из Сафонова

Русский репортер
Как рассказать ребенку правду про Деда Мороза Как рассказать ребенку правду про Деда Мороза

Когда и как обсудить с ребенком то, что Дед Мороз существует лишь в сказках?

Psychologies
Патент недели: как спасти больше жизней Патент недели: как спасти больше жизней

Патент, который спасет жизнь многим нуждающимся в пересадке органов

Популярная механика
«Голые платья» и другие наряды Анастасии Волочковой в уходящем году «Голые платья» и другие наряды Анастасии Волочковой в уходящем году

Чем отличилась Волочкова в уходящем году?

Cosmopolitan
Андорра: княжество для бережливых Андорра: княжество для бережливых

Краткий гид по миниатюрному государству

National Geographic
Используй свое время! Используй свое время!

Как дожить до 105 лет, сохраняя ясность мысли и интерес к жизни

Playboy
Как оживить отношения: 9 советов Как оживить отношения: 9 советов

Отношения — это процесс, их невозможно выстроить раз и навсегда

Psychologies
Открыть в приложении