Выставка, посвященная традиции образовательных турне русских художников

ЭкспертКультура

«Отличники» в Музее русского импрессионизма: пути становления русских художников

Выставка, посвященная полуторавековой традиции европейских образовательных турне русских художников

Вячеслав Суриков

Исаак Бродский, Дети на берегу моря. Капри. 1909–1919. Холст, масло. Ярославский художественный музей

Каждая выставка рассказывает историю. Музей русского импрессионизма предпочитает истории сложносочиненные, требующие длительной подготовки, вовлекающие в проект как столичных коллег, так и региональных, а заодно и частных коллекционеров. В этот раз они обратились к сюжету, хорошо известному в искусствоведческой среде и неожиданному для широкой публики. Новая выставка повествует об одном из аспектов системы художественного образования в России — учебных поездках в Европу тех студентов, кто показал себя наилучшим образом в процессе обучения в Академии художеств. Основателем этой традиции, как и создателем первой в стране «рисовальной школы» был Петр I. Он еще в 1716 году отправил на Запад живописцев, граверов, скульпторов и архитекторов — совершенствоваться за государственный счет. С 1859 года право на такие поездки стали получать лучшие выпускники Императорской академии художеств — обладатели Большой золотой медали.

Приоритет был у исторических живописцев: они могли уехать в Европу для «усовершенствования в искусстве» на шесть лет. Художники, предпочитавшие писать пейзажи, батальные и жанровые сцены, могли рассчитывать на содержание в течение трех лет за рубежом и еще три года в России. Предполагалось, что человек все это время будет осматривать достопримечательности, получать художественные впечатления и подробно о них отчитываться, тем самым доказывая, что не зря тратит время, а также ежегодно отправлять на родину написанную картину. Присланные работы позволяли оценить степень мастерства автора и то, как на него влияет пребывание за границей.

В 1872 году женатые художники лишились прав на путешествие в Европу, однако Илья Репин сумел его обойти, отправившись в зарубежный вояж с женой и сыном. Найденная им лазейка заставила чиновников ужесточить правила, чтобы лишить живописцев, успевших обзавестись семьей, любых шансов. В 1879 году срок образовательной поездки с шести лет сократился до четырех — правда, с увеличением бюджета в полтора раза.

Во второй половине XIX века развитие искусств, а с ним и центр притяжения русских художников сместился. Если до сих пор выпускники академии ездили по преимуществу в Италию — например, именно здесь Александр Иванов писал свое полотно «Явление Христа народу», — то теперь их интересы сосредоточились на Франции. Это вызвало протест со стороны администрации Академии художеств, и в регламент заграничных путешествий внесли изменения, ограничивавшие пребывание русских живописцев в Париже.

Но не проходит и полувека, как бюрократические препоны наконец снимаются. До начала Первой мировой войны художникам предоставлена полная свобода: они самостоятельно выбирают, куда ехать и как тратить деньги. Больше никаких письменных отчетов — только полотна.

Выставка «Отличники» рассказывает о европейских путешествиях молодых русских мастеров — лучших выпускников Императорской академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Фото: Музей русского импрессионизма

На выставке можно не только увидеть то, на что обращали внимание художники, оказываясь за границей, но и посмотреть, как менялась сама живопись. Живописцы, сформировавшиеся в первой половине XIX века, предпочитали работать в мастерской. Сюжет в то время рождался в воображении творца, его модели представали в роли тех или иных героев. Картина могла создаваться годами и даже, как в случае Александра Иванова, десятилетиями. Такое полотно нельзя было охватить мимолетным взглядом — оно требовало от зрителя долгого вдумчивого изучения, расшифровки всех изображенных художником персонажей и деталей. Но во второй половине XIX века подход меняется: теперь художники стремятся запечатлеть уникальный момент — то, что существовало в реальности и больше никогда не повторится.

По мнению искусствоведа Анны Познанской, это произошло еще и благодаря изобретению американского художника Джона Ренда — оловянному тюбику для краски с завинчивающейся крышкой. Такой тюбик вкупе с этюдником позволил творцам вырваться из мастерских — а заодно и из мифологического мира, который до тех пор находил свое отражение на большинстве полотен.

Еще один процесс — активность русских коллекционеров на европейских арт-рынках. Мировой художественный опыт, сумма впечатлений, накопленных ведущими живописцами, их технические достижения с каждым десятилетием становились все доступнее. Это позволяло русским творцам из самых разных социальных слоев и с разными стартовыми возможностями ускорить свой путь в искусстве — изучить все этапы его эволюции, чтобы в конце концов обрести собственный стиль.

Одним из таких художников был Исаак Бродский, оставшийся в истории как классик соцреализма и создатель канонического образа Владимира Ленина и других вождей революции. На выставке мы видим работы, где он еще только подступается к новому стилю создания портрета. В Европу Бродский попадает в 1909 году: Париж, Вена, Берлин, затем Испания. В поездке художник знакомится с Огюстом Роденом, который производит на него неизгладимое впечатление. Вернувшись в Санкт-Петербург, Исаак Бродский предъявляет свои работы на суд академического совета и, получив разрешение продолжить путешествие, вместе с Александром Савиновым отправляется на Капри. Там он пишет портрет Максима Горького и полотно «Сказка». За «Сказку» на родине художник получает премию в две тысячи рублей и возвращается на остров уже на собственные деньги.

Портрет Максима Горького написан уже в том узнаваемом стиле, который принес его автору известность: Бродскому всегда удавалось очень точно передать не только внешние особенности человека, но и его эмоциональное состояние. Горький в светлой рубашке, штанах и туфлях сидит в плетеном кресле на фоне белой стены — типичный житель средиземноморского острова. Но смотрит он настороженно: вошел в роль вестника революции и пытается ей соответствовать. Короткая стрижка, хрестоматийные усы, прищуренные глаза. И никаких намеков на то, что он писатель. Надень Максим Горький какую-нибудь рыбацкую одежду, и вполне мог бы сойти за итальянского рыбака. Картину для выставки привезли из мемориального Музея А. М. Горького Института мировой литературы РАН.

На картине Исаака Бродского «Мальчики», написанной здесь же, на Капри, подробностей уже куда больше. На полотне изображены два темноволосых ребенка, которые сидят спиной к зрителям. На заднем плане полоска моря. Между мальчиками и морем — каменистый берег с вытащенной на сушу лодкой. Стиль вполне узнаваемый, но тема «Море и дети» для художника, которому меньше чем через десять лет придется с головой окунуться в революционные сюжеты, скорее неожиданная. Это словно сон из какого-то беззаботного прошлого, навсегда утраченного рая. Картина приехала на выставку из Ярославского художественного музея.

Исаак Бродский, Сказка. 1911. Холст, масло. Фото: Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск

Третье полотно — та самая «Сказка», благодаря которой Бродский получил возможность вернуться в Италию. Фантастическая картина, неожиданно написанная одним из основателей соцреализма. На холсте — белый город с высокими башнями; по центральной улице идут люди, словно что-то празднуя. Зрителю предлагается роль наблюдателя: он словно подглядывает за происходящими сквозь листья дерева. Но орнамент, который образуют листва, оперение павлинов и цветы, расположенные на переднем плане, оказывается куда более притягательным и завораживающим, чем город и его едва различимые жители. Природа состязается в красоте с творением рук человеческих и безоговорочно побеждает. Изначально художник хотел назвать картину «Вечная сказка», однако Максим Горький убедил его убрать эпитет, оставив лишь последнее слово: сказка ведь всегда вечная.

Но в творческом пути Исаака Бродского сказка ограничилась только одной картиной.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пенсия для тех, кому тяжело Пенсия для тех, кому тяжело

Доступ к пенсионным накоплениям для людей в «тяжелых жизненных ситуациях»

Эксперт
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
Ирина Старшенбаум: «Мой личный выбор всегда зависит только от режиссера» Ирина Старшенбаум: «Мой личный выбор всегда зависит только от режиссера»

Самая яркая актриса нового поколения — о психологических основах своей профессии

Эксперт
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Молодость навсегда Молодость навсегда

Важные бьюти-ингредиенты, которые помогают нам дольше оставаться молодыми

Лиза
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
История Pony Express, недолговечной, но запоминающейся службы доставки Дикого Запада История Pony Express, недолговечной, но запоминающейся службы доставки Дикого Запада

В 1860-х на американском Диком Западе существовал свой сервис доставки писем

ТехИнсайдер
Разработана умная роботизированная инвалидная коляска Разработана умная роботизированная инвалидная коляска

Как умное кресло-коляска позволяет находить оптимальный путь к пункту назначения

ТехИнсайдер
Винный смолток: да — чувствам, нет — снобизму Винный смолток: да — чувствам, нет — снобизму

Какие существуют беспроигрышные темы для беседы за бокалом?

РБК
Выбирай головой Выбирай головой

Как понять, к кому обратиться — психологу, психотерапевту и психиатру?

VOICE
Зимний гриль Зимний гриль

Закрываем холодный сезон снежным пикником в саду своего загородного дома

Лиза
Ни рук, ни ног — вообще ничего… Ни рук, ни ног — вообще ничего…

Что представляют собой змеи, чем они опасны и чем прекрасны?

Наука и жизнь
Жертвы уверенного земледелия Жертвы уверенного земледелия

Когда я привела мужа в сад, который мы купили, он присвистнул

Afternoon Seasons of life
Умный помощник Умный помощник

Как в спорте применяют технологии искусственного интеллекта?

Ведомости
Еще чашечку! Еще чашечку!

7 симптомов, что у тебя зависимость от кофеина и как с этим справиться

Лиза
Не время для чувствительности: что делать, если «сводит» зубы Не время для чувствительности: что делать, если «сводит» зубы

Откуда берется повышенная чувствительность зубов и как от нее избавиться

ТехИнсайдер
Мирные переговоры войне не помеха Мирные переговоры войне не помеха

История завершения военных конфликтов с участием СССР и США

Монокль
Творчество и суждения Творчество и суждения

Как Джонни Депп снял фильм об Амедео Модильяни — и немного о себе

Weekend
Юлины дети Юлины дети

В 44 года она оставила стабильную работу, а в 53 — открыла инклюзивное кафе

Afternoon Seasons of life
Наталья Мазур: Театр – субъективное искусство Наталья Мазур: Театр – субъективное искусство

Наталья Мазур рассуждает о магии театра и делится репертуарными планами

Ведомости
Открыть в приложении