«Отличники» в Музее русского импрессионизма: пути становления русских художников
Выставка, посвященная полуторавековой традиции европейских образовательных турне русских художников
Каждая выставка рассказывает историю. Музей русского импрессионизма предпочитает истории сложносочиненные, требующие длительной подготовки, вовлекающие в проект как столичных коллег, так и региональных, а заодно и частных коллекционеров. В этот раз они обратились к сюжету, хорошо известному в искусствоведческой среде и неожиданному для широкой публики. Новая выставка повествует об одном из аспектов системы художественного образования в России — учебных поездках в Европу тех студентов, кто показал себя наилучшим образом в процессе обучения в Академии художеств. Основателем этой традиции, как и создателем первой в стране «рисовальной школы» был Петр I. Он еще в 1716 году отправил на Запад живописцев, граверов, скульпторов и архитекторов — совершенствоваться за государственный счет. С 1859 года право на такие поездки стали получать лучшие выпускники Императорской академии художеств — обладатели Большой золотой медали.
Приоритет был у исторических живописцев: они могли уехать в Европу для «усовершенствования в искусстве» на шесть лет. Художники, предпочитавшие писать пейзажи, батальные и жанровые сцены, могли рассчитывать на содержание в течение трех лет за рубежом и еще три года в России. Предполагалось, что человек все это время будет осматривать достопримечательности, получать художественные впечатления и подробно о них отчитываться, тем самым доказывая, что не зря тратит время, а также ежегодно отправлять на родину написанную картину. Присланные работы позволяли оценить степень мастерства автора и то, как на него влияет пребывание за границей.
В 1872 году женатые художники лишились прав на путешествие в Европу, однако Илья Репин сумел его обойти, отправившись в зарубежный вояж с женой и сыном. Найденная им лазейка заставила чиновников ужесточить правила, чтобы лишить живописцев, успевших обзавестись семьей, любых шансов. В 1879 году срок образовательной поездки с шести лет сократился до четырех — правда, с увеличением бюджета в полтора раза.
Во второй половине XIX века развитие искусств, а с ним и центр притяжения русских художников сместился. Если до сих пор выпускники академии ездили по преимуществу в Италию — например, именно здесь Александр Иванов писал свое полотно «Явление Христа народу», — то теперь их интересы сосредоточились на Франции. Это вызвало протест со стороны администрации Академии художеств, и в регламент заграничных путешествий внесли изменения, ограничивавшие пребывание русских живописцев в Париже.
Но не проходит и полувека, как бюрократические препоны наконец снимаются. До начала Первой мировой войны художникам предоставлена полная свобода: они самостоятельно выбирают, куда ехать и как тратить деньги. Больше никаких письменных отчетов — только полотна.
На выставке можно не только увидеть то, на что обращали внимание художники, оказываясь за границей, но и посмотреть, как менялась сама живопись. Живописцы, сформировавшиеся в первой половине XIX века, предпочитали работать в мастерской. Сюжет в то время рождался в воображении творца, его модели представали в роли тех или иных героев. Картина могла создаваться годами и даже, как в случае Александра Иванова, десятилетиями. Такое полотно нельзя было охватить мимолетным взглядом — оно требовало от зрителя долгого вдумчивого изучения, расшифровки всех изображенных художником персонажей и деталей. Но во второй половине XIX века подход меняется: теперь художники стремятся запечатлеть уникальный момент — то, что существовало в реальности и больше никогда не повторится.
По мнению искусствоведа Анны Познанской, это произошло еще и благодаря изобретению американского художника Джона Ренда — оловянному тюбику для краски с завинчивающейся крышкой. Такой тюбик вкупе с этюдником позволил творцам вырваться из мастерских — а заодно и из мифологического мира, который до тех пор находил свое отражение на большинстве полотен.
Еще один процесс — активность русских коллекционеров на европейских арт-рынках. Мировой художественный опыт, сумма впечатлений, накопленных ведущими живописцами, их технические достижения с каждым десятилетием становились все доступнее. Это позволяло русским творцам из самых разных социальных слоев и с разными стартовыми возможностями ускорить свой путь в искусстве — изучить все этапы его эволюции, чтобы в конце концов обрести собственный стиль.
Одним из таких художников был Исаак Бродский, оставшийся в истории как классик соцреализма и создатель канонического образа Владимира Ленина и других вождей революции. На выставке мы видим работы, где он еще только подступается к новому стилю создания портрета. В Европу Бродский попадает в 1909 году: Париж, Вена, Берлин, затем Испания. В поездке художник знакомится с Огюстом Роденом, который производит на него неизгладимое впечатление. Вернувшись в Санкт-Петербург, Исаак Бродский предъявляет свои работы на суд академического совета и, получив разрешение продолжить путешествие, вместе с Александром Савиновым отправляется на Капри. Там он пишет портрет Максима Горького и полотно «Сказка». За «Сказку» на родине художник получает премию в две тысячи рублей и возвращается на остров уже на собственные деньги.
Портрет Максима Горького написан уже в том узнаваемом стиле, который принес его автору известность: Бродскому всегда удавалось очень точно передать не только внешние особенности человека, но и его эмоциональное состояние. Горький в светлой рубашке, штанах и туфлях сидит в плетеном кресле на фоне белой стены — типичный житель средиземноморского острова. Но смотрит он настороженно: вошел в роль вестника революции и пытается ей соответствовать. Короткая стрижка, хрестоматийные усы, прищуренные глаза. И никаких намеков на то, что он писатель. Надень Максим Горький какую-нибудь рыбацкую одежду, и вполне мог бы сойти за итальянского рыбака. Картину для выставки привезли из мемориального Музея А. М. Горького Института мировой литературы РАН.
На картине Исаака Бродского «Мальчики», написанной здесь же, на Капри, подробностей уже куда больше. На полотне изображены два темноволосых ребенка, которые сидят спиной к зрителям. На заднем плане полоска моря. Между мальчиками и морем — каменистый берег с вытащенной на сушу лодкой. Стиль вполне узнаваемый, но тема «Море и дети» для художника, которому меньше чем через десять лет придется с головой окунуться в революционные сюжеты, скорее неожиданная. Это словно сон из какого-то беззаботного прошлого, навсегда утраченного рая. Картина приехала на выставку из Ярославского художественного музея.
Третье полотно — та самая «Сказка», благодаря которой Бродский получил возможность вернуться в Италию. Фантастическая картина, неожиданно написанная одним из основателей соцреализма. На холсте — белый город с высокими башнями; по центральной улице идут люди, словно что-то празднуя. Зрителю предлагается роль наблюдателя: он словно подглядывает за происходящими сквозь листья дерева. Но орнамент, который образуют листва, оперение павлинов и цветы, расположенные на переднем плане, оказывается куда более притягательным и завораживающим, чем город и его едва различимые жители. Природа состязается в красоте с творением рук человеческих и безоговорочно побеждает. Изначально художник хотел назвать картину «Вечная сказка», однако Максим Горький убедил его убрать эпитет, оставив лишь последнее слово: сказка ведь всегда вечная.
Но в творческом пути Исаака Бродского сказка ограничилась только одной картиной.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl