Обучение с научно-практическим уклоном
В Техническом университете Уральской горно-металлургической компании студенты слушают лекции действующих менеджеров предприятий и занимаются реальными исследованиями.
О необходимости самостоятельно проводить повышение квалификации и переподготовку сотрудников в Уральской горно-металлургической компании (УГМК) задумались, когда руководство осознало: привычная система технического образования неспособна обеспечить потребность ее предприятий в квалифицированных кадрах. В 2000-е годы УГМК вкладывала миллиарды в инвестиционные проекты, создавая производства, соответствующие мировому уровню. Нужны были специалисты, способные обеспечить эффективность технологических процессов на модернизированных предприятиях, и система, позволяющая транслировать накапливаемый передовой опыт лучших профессионалов компании остальным работникам.
В УГМК пытались отправлять работников на повышение квалификации и переподготовку в вузы крупных городов и даже столиц. Но качество подготовки специалистов не всегда оправдывало высокие затраты, связанные с командировками и отрывом от производства. Поэтому после всестороннего анализа созрело решение создать свой центр корпоративного обучения. Он был открыт в 2013 году, вложения в него составили один миллиард рублей. В среднем в компании каждый специалист и руководитель раз в три года повышает свою квалификацию. За год квалификацию повышают около 8500 инженерно-технических работников УГМК и около 2500 руководителей и специалистов других компаний.
В 2015 году корпоративный центр обучения было решено превратить в полноценный вуз — так в Техническом университете УГМК (ТУ УГМК) появились бакалавриат для выпускников школ и специалистов, уже работающих в компании, магистратура, научный центр. Сегодня ТУ УГМК — единственный в России частный технический университет горно-металлургического профиля. С 2018 года уже 228 выпускников его бакалавриата, специалитета и магистратуры пришли на предприятия УГМК.
Теория, подкрепленная практикой
По направлениям обучения (горное дело, металлургия, энергетика, автоматизация технологических процессов, механика) университет мало отличается от государственных вузов соответствующего профиля. Важнейшее отличие обучения в ТУ УГМК — теоретические основы, которые дают слушателям приглашенные из других вузов преподаватели, сочетаются здесь с конкретными знаниями, которые вносят в обучение специалисты с производства, в то время как многие вузы все еще оторваны от промышленности. «Идея заключалась в том, — рассказывает Вячеслав Лапин, директор ТУ УГМК, — что в одной точке, в Верхней Пышме, откроется центр, консолидирующий интеллектуальные ресурсы ведущих вузов, компаний — разработчиков оборудования и технологий, и в обязательном порядке в каждой программе будут задействованы наши специалисты и руководители компании — ведущие профессионалы в своих направлениях».
Программы обучения также разрабатываются с участием специалистов и руководителей УГМК, поскольку именно они способны сформулировать конкретные цели и содержание корпоративного образования, отвечающие потребностям компании в квалифицированных кадрах. В частности, в магистратуре, куда направляют специалистов, имеющих потенциал движения по карьерной лестнице, предусмотрены не только профессиональные дисциплины, но и курсы по экономике, менеджменту, управлению проектами и инвестициями.
Всего в портфеле ТУ УГМК программы высшего образования по пяти направлениям и около 400 программ повышения квалификации и переподготовки, при этом еженедельно стартуют семь-десять новых. Программы разбиты на модули, из которых при необходимости можно сконструировать новые, под конкретные задачи. Курсы повышения квалификации длятся от 16 учебных часов до 200, переподготовка — зачастую более 500 часов. По завершении каждой из программ слушатели оставляют отзывы в мобильных анкетах: насколько материал был полезен и применим, наглядно ли подавался и т. д. Отзывы берут и у руководителей подразделений, которые направляли сотрудников на обучение. Результаты анализируются, после чего в программы вносятся коррективы. Так, на первом этапе работы университета «замечания с мест» касались того, что в курсах не полностью раскрывались особенности конкретного оборудования и технологий. И университет «прирос» лабораториями и интерактивными тренажерами.
Многие программы пользуются особой популярностью у внешних заказчиков. Это касается как далеких от горного дела программ развития управленческих навыков (таких как стратегический менеджмент, управление конфликтами, а также личных компетенций — развитие навыков публичных выступлений, тайм-менеджмент), так и профессиональных — металлургии, энергоменеджмента, управления инвестициями и др. А программа осознанной безопасности входит в число фаворитов благодаря тому, что нацелена на формирование у руководителей практически на подсознательном уровне понимания, что необходимо беречь себя и работников, какие опасности и риски существуют, как строить систему безопасности на предприятии. «Здесь надо принимать во внимание психологию. Зачастую несчастные случаи случаются не потому, что кто-то плохо знает технику безопасности, а потому, что относится к ней безалаберно», — поясняет Вячеслав Лапин.
Университетские программы постоянно обновляются. Так, сегодня очень востребована программа обучения работе с информацией, поскольку растет объем знаний, которые необходимо грамотно обрабатывать и использовать всем специалистам. Отдельный пул программ связан с трендом на цифровизацию. «Сама по себе цифровизация не существует — она либо в рамках информационных технологий, либо в рамках автоматизации технологических и административных процессов, — рассуждает Вячеслав Лапин. — Поэтому соответствующих программ много, начиная с базового общеобразовательного курса, допустим “Цифровое предприятие”, к которому может бесплатно подключиться любой специалист нашей компании и пройти обучение в электронной системе университета, и заканчивая специализированными программами». Если специалист прошел базовое обучение, его руководитель может направить его на углубленное обучение, например по SAP-системам либо по геоинформационным системам, что для горняков сегодня очень актуально.
Внедрение дипломов и научных разработок в производство
Наличие собственной производственной базы компании позволяет ТУ УГМК решать вечную проблему всех вузов — обеспечение практической направленности обучения. Занятия по темам «энерго-эффективность», «энергоэффективное оборудование», «системы энергоменеджмента» проводит на реальных кейсах предприятий заместитель директора службы по энергетике УГМК; обучение контролю качества продукции проходит в заводских лабораториях, а расчеты вентиляции горных выработок производятся в единой с ГОК специализированной программе. Кроме того, на выходе студенты и магистранты в качестве дипломных работ представляют проекты решения вполне реальных и актуальных производственных задач.
«Руководители служб управляющей компании, предприятий УГМК и кафедр нашего университета совместно ставят перед студентом производственную проблему, которую он решает в течение нескольких лет обучения. Благодаря наставникам в лице лучших преподавателей и научным руководителям выпускная квалификационная работа (раньше это называлось дипломной работой) студента представляет собой подготовленное технико-экономическое обоснование каких-то инноваций, модернизации производств, реорганизации структуры и так далее. И защита проходит не формально: председателями наших государственных экзаменационных комиссий являются директора направлений компании, они внимательно изучают со своими специалистами эти работы и предложенные решения, критикуют, иногда заставляют доработать. Зато в итоге после защиты многие проекты не ложатся на полочку в архив, а принимаются к внедрению, под них планируются инвестиции», — поясняет Вячеслав Лапин. Из выполненных проектов около 60% на стадии защиты рекомендуется к внедрению. В итоге студенты практически окупают затраты, которые несет компания на их обучение.
Достойный уровень квалификационных работ, выработка новых идей и доведение их до готовых технологий стали возможны в том числе благодаря созданию в 2015 году в системе университета научно-исследовательского центра. Исследования ведут как ученые сторонних организаций, так и студенты. Основные направление исследований: рециклинг — переработка отходов производства; диверсификация производства, или получение новой товарной продукции (в том числе металлов: кадмия, теллура, селена, сурьмы, олова, высокочистых металлов, которые раньше в компании не получали либо получали их другого уровня чистоты); цифровизация — компьютерное зрение в процессах флотации; использование дронов в горном деле; математическое моделирование металлургических процессов; прогнозирование энергопотребления. Все направления исследований носят прикладной характер. Например, разработанная технология геодезической съемки позволила с помощью недорогих дронов в разы снизить ее трудоемкость и оцифровать объекты горного комбината для наполнения модели предприятия.
Многие научные проекты ТУ УГМК уже реализованы. Так, предложенная совместно с АО «Уралэлектромедь» схема рафинирования сурьмы — плавка с флюсами — легла в основу проекта опытного участка пирометаллургического рафинирования сурьмы с производительностью переработки 150 тонн черновой сурьмы в год. Технология внедрена в 2020 году, извлечение из концентрата в товарный продукт сурьмы чистотой более 99% составило 82%, чего раньше достичь не удавалось. На Челябинском цинковом заводе внедрена технология переработки металлургических пылей: фактически отходы производства перерабатываются, и получается цинк. Заканчиваются испытания технологии получения высокочистых металлов — теллура и селена.
Цифровизация для пользы дела
Формы обучения сотрудников в ТУ УГМК различны: очная — в бакалавриате и специалитете для выпускников школ, заочная — для действующих работников предприятий. Так что в ней большое место занимает дистанционный формат. Для его обеспечения была сформирована солидная ИТ-база. В университете действует собственный центр обработки данных. В аудиториях установлены камеры, отлажена единая система управления образовательным процессом, все работники предприятий, хотя бы раз проходившие обучение в ТУ УГМК, имеют личные логины для доступа на образовательный портал. Это позволяет накапливать, хранить и обрабатывать большие объемы информации, создавать собственные электронные курсы, доступные из любой точки мира.
Даже расписание в университете формируется в электронном виде, перед входом в каждый кабинет висят жидкокристаллические панели, где высвечивается информация, какое занятие идет, и новостная лента.
Сильная ИТ-составляющая дает возможность подключиться к обучению работникам всех предприятий УГМК, размещенных в 12 регионах России и за рубежом, «не гоняя их через полстраны», по выражению Вячеслава Лапина. Часть лекционных курсов ведут преподаватели из других регионов — из ведущих вузов Новосибирска, Томска, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска, Магнитогорска. «Нужен нам человек, мы знаем, что он лучший по своему направлению, — вот мы его и приглашаем», — поясняет Вячеслав Лапин. Да и преподаватели из компании — тоже благодаря дистанционке — могут вести занятия непосредственно с рабочего места. В планах — увеличение доли дистанционного обучения в программах повышения квалификации и переподготовки сотрудников, где это не навредит результату обучения. До пандемии 44% повышающих квалификацию специалистов проходили курсы через систему электронного обучения. В пандемийном 2020 году этот показатель достиг 88,4%.
Что касается студентов высшего образования технических направлений, то дистанционный формат для них зачастую противопоказан — например, при выполнении лабораторных работ, прохождении тренингов, требующих командной работы или специализированного оборудования.
К слову, лабораторный комплекс ТУ УГМК оборудован по последнему слову техники и во многом уникален, в том числе благодаря тому, что часть лабораторий построена по собственным проектам. Например, лаборатории по электроприводу, автоматизации, горному делу носят приставку «интеллектуальные», так как представляют собой комплексное программно-аппаратное решение: аппаратная часть — двигатели, приводы, датчики, контроллеры и т. д. связаны в единый технологический процесс специально разработанными программами и математическими моделями, эмулирующими действия оборудования на реальных объектах УГМК. Существует возможность составления схем: вживую, со всеми кнопками, проводами, включением реального оборудования, получением от него обратной связи и интерактивной картинки на 3D-экранах. Можно, например, запрограммировать новый контроллер в металлургическом цехе или смоделировать аварийную ситуацию на заводе. «Это безопасная возможность натренировать свои навыки, не допустить ошибку, при этом оставшись в живых и минимизируя риски остановки цехов. 3D визуализирует твои действия, дает возможность, как в реальности, оценить, к каким последствиям они приводят. Допустим, ты запрограммировал алгоритм розлива меди, медных анодов в карусельную машину. Если ошибся, у тебя металл протечет мимо, и это все будет воспроизведено на экране. Производство же не остановишь, чтобы поошибаться, поэкспериментировать, а здесь есть такая возможность», — объясняет Вячеслав Лапин.
Фото предоставлено УГМК
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl