Обогреть по-русски
Потеряв возможность покупать за границей необходимый материал, челябинский производитель систем отопления самостоятельно разработал оборудование для его производства и перестал зависеть от иностранных поставок
«Впервые с необходимостью импортозамещения мы столкнулись в 2014 году. Из-за кризиса, санкций и резкого скачка курса доллара нам пришлось перестроить свою работу. Мы одновременно разрабатывали и сам продукт, и технологию его производства, а также станочную базу, так как ничего подобного никто прежде не делал», — рассказывает Игорь Панасюк, директор челябинской группы компаний ПСО, производящей электрические системы отопления.
Основные продукты ПСО — электрические системы отопления «Зебра ЭВО-300»: теплый пол и греющий потолок. Речь идет не только о дополнительном комфорте, но и о полноценном отоплении помещений вместо, например, газового. Помимо этого компания производит настенные обогреватели в виде картин, сушилки для продуктов питания, нагревательные элементы для одежды, греющие стельки. С 2014 года также изготавливает нагреватели для российских электропоездов «Ласточка» на замену использовавшимся ранее иностранным элементам. ПСО сделала приборы для уничтожения комаров, которые привлекают насекомых, дуя подогретым углекислым газом и имитируя тем самым дыхание человека. В целом у предприятия около 30 патентов.
Как все начиналось
«Мой научный руководитель привез в Челябинский агроинженерный университет пленочный нагреватель из Финляндии и дал задание специалистам кафедры создать что-то похожее. У них получилась отдаленная копия того, что делали финны. Так образовалась компания, а я к ней присоединился», — говорит Игорь Панасюк.
Потолочный нагреватель, который изначально стали делать в университете, изготавливался из пленки и поэтому был пожароопасным. Кроме того, оказалось невозможно осуществить заземление. Технологию решили усовершенствовать, добавив к пленке алюминий. «Он и тепло проводит, и электричество, и заземлить можно, и поджечь непросто. В итоге наши изделия имеют тот же класс горючести, что и окрашенная бетонная стена. То есть очень низкий», — поясняет директор ПСО.
В 2012–2013 годах специалисты компании разработали усовершенствованный электрический встраиваемый обогреватель на 300 миллиампер — ЭВО-300. Однако первый блин вышел комом: из-за того что не учли некоторые физические процессы, пришлось делать заводской отзыв на 3 млн рублей. Затем недостатки устранили и начали организовывать полноценное производство на оборудовании, которое сами же разработали.
«Первые четыре года работали на фанерных станках. Звучит забавно, но на самом деле это отличный способ моделирования и тестирования. Только потом мы воплотили наши идеи в металле», — рассказывает Игорь Панасюк. ПСО обычно сама проектирует оборудование, затем заказывает производство металлических комплектующих у сторонних компаний и самостоятельно осуществляет финальную сборку.
Сами склеили
Тогда же компания столкнулась с необходимостью создать оборудование для нанесения термоклея на полиэтилентерефталатовую пленку (ПЭТ), которую использует в своем производстве. Ранее она заказывала в Китае пленку, на которую термоклей был нанесен с обеих сторон, но цены слишком сильно выросли. У других поставщиков такой товар найти не удалось: в продаже имелась пленка с термоклеем лишь с одной стороны. Изучив технологию производства пленки с термоклеем на импортном оборудовании, Игорь Панасюк пришел к выводу, что компании это не подходит. Во-первых, слишком дорого: по предварительным расчетам, затраты на покупку оборудования составили бы более 100 млн рублей. Во-вторых, станки были слишком большими и ориентированными на очень высокие объемы выпуска. Столько пленки для обеспечения своего производства было не нужно.
В результате компания пошла нестандартным путем. На предприятии за вполне подъемные деньги создали станок по нанесению термоклея на пленку. «Обычно такие станки занимают площадь размером со школьный спортивный зал, а мы ухитрились уместить его всего на двух квадратных метрах и начали наносить термоклей на пленку сами», — рассказывает директор предприятия. При этом пленку ПСО закупает в Индии. Это один из немногих иностранных компонентов, который используется в производстве.
Изобретать с нуля оборудование и продукты не всегда просто. Так, в 2018 году ПСО начала выпуск плоского греющего кабеля — ленточки шириной 23 мм и толщиной менее 1 мм. В рамках того же проекта компания изобрела устройство для удаления сосулек, которое устанавливается на кромку наклонных кровель. Разработка и создание этих продуктов стоили компании порядка 40 млн рублей — существенная сумма для предприятия, чья выручка составила примерно 40–50 млн. Оборудование приходилось переделывать по несколько раз. И не одна партия товара, прежде чем удалось добиться желаемого качества, ушла в брак.
Новые возможности
События 2022 года не только не застали компанию врасплох, но и сыграли ей на руку. Игорь Панасюк оценивает российский рынок теплых полов в 2 млрд рублей, из которых ранее на долю западных производителей приходилась половина. После начала СВО и ухода с российского рынка западных поставщиков товары со склада ПСО раскупили всего за пару недель. Сейчас спрос выровнялся, но в то же время перед компанией открылись новые двери.
«В 2022 году очень активно начал развиваться внутренний туризм, стали появляться гостиницы в виде небольших быстровозводимых модульных домов. Туда невыгодно ставить газ, так как оборудование дорогое, на маленькой площади будет очень долго окупаться, — говорит Игорь Панасюк, — а если мы туда интегрируем электрическое отопление, выйдет в три-четыре раза дешевле».
Фотографии предоставлены ГК ПСО
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl