«Геонавигационные технологии» успела предложить нефтяникам отечественное ПО

ЭкспертБизнес

Новые горизонтали нефтедобычи

Компания «Геонавигационные технологии» успела первой предложить российским нефтяникам отечественное программное обеспечение для повышения эффективности разработки скважин в качестве аналога импортному софту

Вера Колерова

Еще десять лет назад горизонтальных скважин в России было лишь пять из ста, а сейчас— 40%. ТАСС

В 2007 году Сергей Стишенко и два его партнера по проекту «Геонавигационные технологии» (ГТ) Айрат Сабиров и Виталий Тиханович работали в компании «Сахалин Энерджи» (совместное предприятие «Газпрома» и Shell), на месторождении «Сахалин 2» на шельфе Сахалина.

Сервис по сопровождению горизонтального бурения на «Сахалине-2» предоставляла зарубежная компания из «большой четверки» — Schlumberger, Halliburton, Baker Huges и Weatherford. Как рассказывает Сергей Стишенко, делала она это спустя рукава, геологи с дневной и ночной смен порой спорили, обнаруживая едва ли не полное непонимание реальной ситуации. «А отвечали за анализ показаний приборов мы, — говорит Стишенко. — Мы расписывались на документе, в соответствии с которым строилась скважина ценой пятьдесят миллионов долларов».

Партнеры решили найти российское программное обеспечение для сопровождения горизонтального бурения, но на рынке его не оказалось. Тогда стали разрабатывать его сами.

Стишенко и его партнеры думали тогда, что у них под ногами очень перспективная ниша, ведь объем горизонтального бурения увеличивался все последние годы, даже в периоды снижения нефтяных цен, когда падала традиционная нефтедобыча.

«Было ясно, что на геонавигации можно сделать бизнес, который может кормить не хуже, чем работа в западной нефтесервисной компании, — поясняет предприниматель. — Ведь такое ПО помогает нефтяникам серьезно экономить. Строительство скважины может стоить сто миллионов рублей, но если ты экономишь за счет снижения аварийности и уменьшения сроков строительства двадцать миллионов и при этом просишь за услуги четыре миллиона, то это вполне нормальная и логически обоснованная сделка».

По оценкам исследовательской компании «Эр Пи Ай Интернэшнл», рынок сопровождения наклонно-направленного и горизонтального бурения (ННиГБ) составляет около десяти процентов от общего объема рынка нефтепромыслового сервиса в денежном выражении и оценивается более чем в 126 млрд рублей. Эксперты считают этот рынок высокоперспективным из-за роста потребности в высокотехнологичном и более дорогом сопровождении бурения. До 2030 года он должен демонстрировать среднегодовой рост около 13% и опережать темпы роста рынка бурения в денежном выражении. В США горизонтальных скважин 90%, и Россию через пять лет ждет то же самое, предполагает Сергей Стишенко.

Один против четверых

За девять месяцев Стишенко (по первому образованию он программист) с партнерами втроем написали первый вариант программного комплекса «Геонафт», который изначально был нацелен на сопровождение бурения внутри нефтяного интервала. Они зарегистрировали компанию «Геонавигационные технологии», но еще какое-то время продолжали работать в Shell.

Грубо описать технологию работы «Геонафта» можно так: буровое оборудование измеряет физические параметры пласта, они через спутник передаются в центр обработки данных, с помощью программ ГТ данные визуализируются, автоматически обновляется модель пласта, в соответствии с которой принимается решение об изменениях траектории бурения. Так в удаленном режиме можно управлять действиями буровой бригады.

В ГТ решили конкурировать с «большой четверкой» не только качеством программного обеспечения, но и большей гибкостью. Дело в том, что иностранные компании не поставляли софт для сопровождения горизонтального бурения отдельно от сервиса и оборудования. «Продажи “железа” приносят им основную долю выручки на территории России, и отказываться от него они не намерены. Им гораздо выгоднее самим обслуживать каждую скважину. Если вы хотите получить их сервис, придется доверять им на слово, — рассказывает Стишенко. — Вам просто присылают три слайда и говорят: нефть вот здесь, подпишите, пожалуйста. А ошиблись они или нет, вы узнаете постфактум. Да еще и навяжут вам своих людей, которые будут бурить скважины».

ГТ, напротив, сразу стала продавать программные лицензии, которые первыми купили «Газпромнефть НТЦ», «Газпромнефть-Оренбург» и ТНК-BP. По сути, они предоставляли инструмент, с помощью которого инженеры заказчика могли создавать сервис сопровождения бурения самостоятельно. Сергей Стишенко решил работать с любым «железом», в том числе от российских производителей. «К тому же у оператора компании-клиента была возможность загрузить наши модели, проверить и спросить о том, что непонятно», — добавляет он.

Заходить на рынок было относительно просто, ведь в России на тот момент не было такого специализированного программного обеспечения.

Как рассказал начальник центра управления бурением Научно-технического центра «Газпром нефти» Виталий Корябкин, в «Газпром нефти» до 2012 года для проведения геонавигационных работ привлекали сервисные компании, предоставлявшие и софт, и инженеров, так как проекты по горизонтальному бурению были единичными. Но в связи с истощением ресурсной базы месторождений приходилось бурить всё более сложные участки месторождений, где маленькая толщина нефтяного пласта и низкая проницаемость. При таких условиях бурение вертикальных скважин невыгодно. Когда объем сложного бурения начал быстро расти (сейчас 60% скважин в год — горизонтальные), стало целесообразно создавать собственный центр сопровождения горизонтального бурения, который и был открыт в Санкт-Петербурге. «Первым софтом, который мы использовали, был продукт “Геонавигационных технологий”, — говорит Виталий Корябкин. — Просто потому, что они тогда были единственными, кто делал такое программное обеспечение в России. Стоило оно значительно дешевле, чем у иностранных компаний. Другой важный плюс: они находились рядом, то есть нам было значительно проще и удобнее работать с отечественным поставщиком». Поначалу в «Газпром нефти» использовали комплекс «Геонафт» при работах на всех скважинах горизонтального бурения, но со временем появилось еще несколько российских поставщиков подобного программного обеспечения и услуг.

В целом за счет применения технологий геонавигации эффективность проходки (показатель того, какая часть скважины находится непосредственно в продуктивном нефтяном пласте) у «Газпромнефти» выросла с 65% в 2011 году до 92% в 2017-м. «Этот показатель напрямую влияет на эффективность скважины, — говорит Виталий Корябкин. — Особенно он важен для скважин с многостадийным гидроразрывом пласта».

Горизонтальная скважина имеет угол отклонения от оси вертикального ствола. Если она проходит точно в пределах нефтеносного пласта, то позволяет выкачивать в десять раз больше нефти, чем вертикальная. ТАСС

Венчурная скважина

Партнерам удалось довольно быстро найти возможности для финансовой подпитки развивающегося бизнеса. На Мировой нефтяном конгрессе в 2014 году стенд ГТ заметил представитель фонда «Сколково», который сходу пригласил стартаперов в кластер энергоэффективных технологий и предложил пройти ускоренную программу, чтобы стать резидентами фонда. Скоро они получили мини-грант в пять миллионов рублей. Но главное — среди экспертов, оценивавших разработку, оказался представитель фонда Phystech Ventures, который их бизнесом очень заинтересовался. В 2015 году «Геонавигационные технологии» получили первый раунд финансирования от двух фондов — Phystech Ventures и North Energy Ventures — порядка полумиллиона долларов. Средства они направили на новые разработки.

Начинали с сопровождения бурения внутри интервала, потом стали добавлять модули геомеханики. Для нефтяной отрасли это важная вещь. Геомеханика — это приложение науки о сопротивлении материалов к процессу строительства скважин. Она предполагает построение математической модели, где просчитаны напряжения на стенки скважины и устойчивость ее ствола. По оценкам ГТ (правда, сделанным для североамериканского рынка), из-за неправильных или вовсе отсутствующих расчетов этих параметров ежегодно теряется до 15 млрд долларов. С помощью геомеханики эти потери можно снизить как минимум на 10–15%.

Кроме того, по заказу «Газпромнефти» ГТ разработала модуль для оперативной оценки петрофизических (петрофизика — это физика горных пород) свойств пласта и автоматизированной передачи данных. Раньше не было настоящего сопровождения бурения в реальном времени, рассказывает Сергей Стишенко. Пробурив десять метров, приходилось отправлять замеры по почте, потом загружать их в программу обработки и т. д. Модуль передачи данных в реальном времени позволил избежать использования ручного труда на тысячах скважин.

Сергей Стишенко решил действовать по принципу «хочешь сделать хорошо — сделай сам». Из личного архива Сергея Стишенко

В 2016 году ГТ получила два миллиона долларов на втором раунде финансирования (раунд B), средства которого направляются на развитие и рост бизнеса. Кроме текущих инвесторов в компанию вложились еще два фонда. А в начале этого года стартапу дали очередной грант от «Сколково» в размере 61 млн рублей на развитие технологической платформы. В рамках «Геонафта» будет создаваться много дополнительных модулей — «дорожная карта» расписана на три года вперед. Интересный проект связан с разработкой нефтяных месторождений баженовской свиты. Там залегают миллиарды тонн углеводородов, но извлечь их крайне сложно: они содержатся в мелкодисперсной породе. Чтобы извлечь такие запасы, необходимо применять горизонтально-наклонное бурение и делать гидроразрывы пласта. «В рамках гранта от “Сколково” мы как раз пишем кусочек софта для работы с ТРИЗами (трудноизвлекаемыми запасами. — “Эксперт”)», — говорит Стишенко. Причем конкуренции с иностранными поставщиками нефтесервисных услуг в этом случае можно не особо опасаться. «Западные компании не могут из-за санкций поставить в Россию ни одну технологию, которая позволила бы разрабатывать ТРИЗы на глубине более 50 метров, — утверждает предприниматель. — Нам “отрезали” весь шельф и баженовскую свиту, и выход только один — что-то делать самим».

Если же говорить не об узких пока задачах, а о рынке программного обеспечения для геонавигации в целом, то он большей частью занят иностранными продуктами. Однако российские поставщики отвоевывают свою долю. По оценкам ГТ, в сегменте геомеханики — строительстве геомеханических моделей пласта — их опережает по объему продаж только Schlumberger. В России у ГТ тоже появилось несколько конкурентов в разных сегментах. Например, это компания ROGII с программным обеспечением StarSteer и ООО «Геонавигация». И все-таки количество разработчиков ПО для геонавигации в России совсем невелико. По мнению Сергея Стишенко, преимущество его проекта в том, что ГТ делает всю цепочку — и навигацию, и геофизику, и геомеханику. То есть единую платформу, которой нет даже у «большой четверки». По словам Виталия Корябкина из «Газпром нефти», сильная сторона «Геонавигационных технологий» в том, что они производят широкую линейку модулей для разного функционала. Модули можно приобретать отдельно.

Сегодня компания расширилась, в штате уже 30 человек, причем в ГТ работают семь из десяти человек, раньше состоявших в группе геомеханики в компании Schlumberger (там была самая сильная школа по этому направлению). «Schlumberger — это огромный слон, у которого за петрофизику и геонавигацию отвечают разные компании, центры разработки у них в разных странах. Не так просто взять и слепить из всех этих дивизионов, которые много лет росли в своей логике, что-то единое, — поясняет Сергей Стишенко. — А я сразу людям показываю: у нас изначально все на уровне одной скважины, но зато “от и до”, от начала бурения и до вывода скважины на режим, когда из нее уже нефть идет. С профессиональной точки зрения специалистам это интереснее, здесь более длинная цепочка».

К настоящему времени «Геонавигационные технологии» продали уже более 150 лицензий. Но их бизнес-модель стала преимущественно сервисной: за два года компания выполнила более 270 проектов по разработке скважин «под ключ». Такое направление развития подсказал сам рынок: у нефтяников не всегда есть ресурсы, чтобы везде бурить самим.

За прошлый год, по данным Сергея Стишенко, выручка ГТ выросла в четыре с половиной раза по отношению к 2016-му. В этом году компания планирует увеличить ее еще втрое, до нескольких миллионов долларов, говорит он, не конкретизируя, за счет чего это произойдет.

Раньше основные виды на развитие проекта в ГТ связывали с увеличением присутствия на американском рынке, где российское ПО могло бы быть конкурентоспособным по цене. Да и сам по себе рынок услуг геонавигации там во много раз больше российского. Но пока эти ожидания не очень оправдываются. Компания запускала офис в Хьюстоне, который через семь-восемь месяцев пришлось закрыть. «Мы начали работу, когда было очередное дно по цене на нефть, — объясняет Стишенко. — Нефтяные компании провели две масштабные волны сокращений людей в Северной Америке. Кроме того, рынок там оказался очень конкурентным». В итоге ГТ решила сконцентрироваться на рынках стран Персидского залива. Компания реализовала несколько пилотных проектов в Иране, Омане, Нигерии. Следующим должен быть проект для Saudi Aramco в Саудовской Аравии. Там нефтяники тоже хотят избавиться от гегемонии «большой четверки», инициируют процессы импортозамещения «по-омански» и «по-арабски», и так же, как наши, озабочены снижением затрат на нефтедобычу. «Но у них там все делается долго, — сетует Сергей Стишенко — Жизнь у них такая счастливая — сытая и размеренная. Сейчас у них Рамадан, например, начинается. Никаких решений они не принимают».

Так что с бурной экспансией на мировые рынки придется повременить. А в России компания планирует скооперироваться с производителями бурового оборудования: с их стороны — «железо», со стороны ГТ — инженерия. «В “ЛУКойле” мы, например, сейчас боремся, чтобы вытеснить представителя “большой четверки”. Идем единым фронтом с российскими производителями оборудования», — говорит Стишенко. Если так пойдет дальше, то у российских предприятий появится шанс составить реальную конкуренцию иностранным нефтесервисным компаниям, что в условиях ужесточения санкций было бы весьма неплохо.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Нефть будущего» «Нефть будущего»

Сырье, необходимое для производства смартфонов, уже считается «нефтью будущего»

CHIP
А Эшли это судьба А Эшли это судьба

Halsey и на улицах, и на стадионах поет о любви к плохим парням и поисках себя

Vogue
Встречаем по обложке: 10 приложений для идеального Instagram-аккаунта Встречаем по обложке: 10 приложений для идеального Instagram-аккаунта

Приложения, которые обязательно сделают из тебя звезду Instagram

Cosmopolitan
Бунтарский стиль в фильмах «Клуб Завтрак» и «Под кайфом и в смятении» Бунтарский стиль в фильмах «Клуб Завтрак» и «Под кайфом и в смятении»

Весной и летом как никогда хочется хулиганить

Esquire
С чем носить гавайскую рубашку С чем носить гавайскую рубашку

5 поводов надеть гавайскую рубашку

Esquire
Лучшие кроссовки мая 2018 Лучшие кроссовки мая 2018

«Конверсы» Вирджила Абло и джинсовые «вэнсы»

Esquire
Обзор и тестирование блока питания ThunderX3 Plexus 800 Обзор и тестирование блока питания ThunderX3 Plexus 800

Блок питания, который можно использовать в самых востребованных системах

CHIP
Афроамериканская активистка опубликовала манифест-обращение к белым Афроамериканская активистка опубликовала манифест-обращение к белым

Не хочешь быть расистом или белым супремасистом — следуй этим правилам!

Maxim
Витает в воздухе: 5 вирусов, которых стоит бояться Витает в воздухе: 5 вирусов, которых стоит бояться

Cosmo расскажет о пяти вирусах, которых стоит опасаться

Cosmopolitan
Toyota Camry. Современная архитектура Toyota Camry. Современная архитектура

Toyota Camry примерил новую платформу и существенно изменил ездовой характер

АвтоМир
Оденься как парижанка! 7 идей для луков во французском стиле 80х с показа Chanel Оденься как парижанка! 7 идей для луков во французском стиле 80х с показа Chanel

Смотрим 7 актуальных идей в парижском стиле 80-х с показа Chanel

Cosmopolitan
Завтрак аристократа Завтрак аристократа

О книге рецептов, шоу «Еда, я люблю тебя» и кулинарных экспериментах

OK!
Как Чуи встретил Соло: обзор нового фильма вселенной “Звездных войн” (без спойлеров) Как Чуи встретил Соло: обзор нового фильма вселенной “Звездных войн” (без спойлеров)

Единственный спойлер: вас ждет поразительный фильм.

Esquire
11 звездных детей, которым родители разрешают краситься, как взрослым 11 звездных детей, которым родители разрешают краситься, как взрослым

Дети знаменитостей, лояльно относящихся к самовыражению несовершеннолетних

Cosmopolitan
Строгость без насилия Строгость без насилия

Вопросы воспитания волнуют каждого родителя

Psychologies
По брокерам пройдутся наждачкой По брокерам пройдутся наждачкой

Инициативы ЦБ и Мосбиржи меняют бизнес брокеров

Эксперт
Отец и сын Отец и сын

Пётр не сомневался, что бегство сына есть результат заговора

Дилетант
Кудрин должен совершить маленькое чудо. Зачем России новый глава Счетной палаты Кудрин должен совершить маленькое чудо. Зачем России новый глава Счетной палаты

Назначение Алексея Кудрина главой Счетной палаты прошло достаточно буднично

СНОБ
Цигун как духовная и энергетическая практика: техника безопасности Цигун как духовная и энергетическая практика: техника безопасности

Что будет, если начать практику цигун с дыхания?

Psychologies
Звезды, которые не гаснут: 6 легендарных рок-групп, не спешащих на пенсию Звезды, которые не гаснут: 6 легендарных рок-групп, не спешащих на пенсию

Никто не вечен, но эти звезды гаснуть пока не собираются

Playboy
Танковый таран – оружие смелых Танковый таран – оружие смелых

Танковый таран – широко распространенный и отработанный тактический прием

Популярная механика
«Потребителю следует опасаться продуктов без Е-добавок» «Потребителю следует опасаться продуктов без Е-добавок»

Правда ли надо бояться буквы Е и так ли ужасны консерванты и красители

Maxim
Ураловедение Ураловедение

Екатеринбург обладает всеми чертами современного крупного города

Quattroruote
На берег крутой На берег крутой

Байк Indian Roadmaster покоряет дикий шотландский маршрут North Coast 500

Robb Report
Страх полетов: 3 совета, как его побороть Страх полетов: 3 совета, как его побороть

Много ли среди нас тех, кто боится летать?

Psychologies
Держать строй: тест Mercedes-Benz S 400 d Держать строй: тест Mercedes-Benz S 400 d

S-класс находится на острие технического прогресса

Популярная механика
Инвестиции на ярославском направлении Инвестиции на ярославском направлении

Ярославская область обладает большим потенциалом для бизнеса

РБК
Как вас зовут: лучшие примеры нового мема из Твиттера! Как вас зовут: лучшие примеры нового мема из Твиттера!

Крик души девушки Александры стал шаблоном для шуток про имена

Maxim
Хозяйка музея Хозяйка музея

Начальник отдела обслуживания Государственного Эрмитажа Елена Рябова

Дилетант
Вулканизация биткоина Вулканизация биткоина

Исландия превратилась в рай для майнинга криптовалют

Forbes
Открыть в приложении