Национальное разочарование
Редакционная статья
В феврале 2006 года журнал «D», входивший в медиахолдинг «Эксперт», писал: «…“Газпрому” еще многое предстоит сделать и в области повышения прозрачности своего бизнеса. Так, концерн уже много лет упрекают в неумении контролировать свои издержки. Главная претензия — огромные суммы оседают у многочисленных посредников, необходимость существования которых никто в “Газпроме” не объясняет».
В статье, из которой приведена цитата, рассматривалась возможность достижения компанией акционерной стоимости в триллион долларов. На тот момент капитализация «Газпрома» составляла порядка 200 млрд долларов и он уверенно входил в десятку крупнейших компаний мира. Ряд аналитиков, опираясь на размер запасов «Газпрома», прогнозировали дальнейший рост стоимости компании вплоть до невообразимых тогда значений.
Однако в статье делался неутешительный вывод: без кардинальной смены стратегии, без диверсификации бизнеса эта цель будет недостижима. Более того, даже вполовину меньший показатель для «Газпрома» будет мечтой, которая не сбудется. Да, рост цен на энергоносители способен тащить стоимость «Газпрома» за собой, но и только.
Собственно, через два года этот тезис подтвердил кризис: рухнули цены на нефть, а за ними и капитализация «Газпрома».
Так что от былой славы не осталось и следа.
Стоимость компании схлопнулась, доля на мировом рынке газа планомерно снижается, в России его теснят независимые производители, и они не отъели у «Газпрома» еще большую долю только потому, что концерн по-прежнему главный на трубе.
Будучи монопольным экспортером трубопроводного газа, «Газпром» основные усилия прилагает к тому, чтобы как можно больше продать его за рубеж, дискриминируя внутренний рынок. Сегодня «Газпром» больше газа продает на экспорт, нежели внутри страны.
Концерн «зевнул» приход и становление рынка СПГ, сделав упор на строительство экспортных газопроводов, причем дублирующих уже существующие. Но даже сейчас, когда необходимость реализации проектов по производству сжиженного газа стала очевидной и для «Газпрома», он не торопится со строительством СПГ-заводов. Как результат, частный «НоваТЭК» уже запустил один завод и собирается построить второй, а «Газпром» все еще в стадии подписания меморандумов.
Российские нефтяные компании за эти годы нарастили объем нефтепереработки и долю нефтепродуктов с высокой добавленной стоимостью в экспорте. В «Газпроме» же переработка газа с начала 2000-х только снижалась, а ряд газоперерабатывающих активов из него был выведен, и на их базе появился «Сибур», вполне успешная и эффективная частная компания.
Капитальные затраты «Газпрома» растут из года в год, но объемы добычи газа при этом последовательно уменьшаются. Сегодня отдача на активы у «Газпрома» заметно ниже, чем тринадцать лет назад.
Имея огромные ресурсы, монопольное положение на рынке, практически неограниченные финансовые возможности и даже столь важный административный ресурс, «Газпром» с первых строчек мировых рейтингов самых дорогих компаний слетел в третью сотню.
Да что там говорить, северная страна, добывающая и экспортирующая газ сотнями миллиардов кубометров, газифицирована только на две трети. С момента, когда перед «Газпромом» в 2005 году была поставлена задача доставить газ до российских домохозяйств, уровень газификации вырос всего-то на 14 процентных пунктов.
Поэтому нетрудно догадаться, какие мысли приходят в голову жителю российской глубинки, когда он, протопив печь дровами и усевшись перед телевизором, видит очередную рекламу «национального достояния» и слышит о том, что «мечты сбываются». Не все мечты сбываются. Например, о триллионной капитализации «Газпрома».
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl