Фильмы студии «Мельница» заработали в прокате более пяти миллиардов рублей

ЭкспертСобытия

«Мельница» непрерывного цикла

Девять полнометражных фильмов франшизы «Три богатыря» студии «Мельница» заработали в прокате России и СНГ более пяти миллиардов рублей

Вячеслав Суриков

«Мельница»

Семь лет назад фильм «Три богатыря на дальних берегах» собрал 949 млн рублей, став самым успешным фильмом 2012 года. Спустя два года «Три богатыря: ход конем» собрал чуть больше — 963 млн рублей. Девятый фильм франшизы «Три богатыря и наследница престола» вышел в прокат в конце декабря прошлого года и собрал в прокате в условиях жесточайшей конкуренции больше 600 млн рублей. В 2020 году выйдет десятый фильм франшизы — «Конь Юлий и большие скачки». Над ним работают опытнейшие режиссеры, на счету которых уже не один полнометражный анимационный фильм, — Дарина Шмидт и Константин Феоктистов по сценарию, написанному руководителем студии и одновременно основным автором франшизы Александром Боярским вместе с братьями Свешниковыми (сценаристы первых «богатырских» серий). В этом году студия выпустит продолжение «Урфина Джюса». Предыдущий фильм вышел два года назад с классическим названием «Урфин Джюс и его деревянные солдаты». Кроме того, в прокат выйдет четвертый фильм франшизы «Иван Царевич и Серый волк», которую «Мельница» снова делает по сценарию «Квартета И».

Чтобы достичь этого результата — выпуск трех полнометражных анимационных фильмов в год одновременно с работой над двумя анимационными сериалами, «Лунтик» и «Барбоскины», число серий которых исчисляется сотнями (502 «Лунтика» и 205 «Барбоскиных») — студии «Мельница» понадобилось двадцать лет. Ее создатели Александр Боярский и Сергей Сельянов изначально задумывали студию как индустриальную, производство непрерывного цикла, которое, по определению Сельянова, должно работать как доменная печь: «Студия “Мельница” с самого начала была индустриальной, так она была придумана. В чем ее плюсы? В том, что сохраняется трудовой коллектив. А это ценность. Ведь за время проекта ты кого-то вырастил и выучил, а кто-то и так уже давно был ценным специалистом, и вот проект закончен и все разошлись. И когда у тебя новый проект созрел, ты, скорее всего, людей этих не вернешь. Они заняты. Нужно других искать. Создание и сохранение творческого коллектива — это то, за что следует бороться. Да, “Мельница” была индустриальной с самого начала и продолжает в этом виде существовать».

Кадры, подчеркивает Сельянов, это самое главное, «потому что кино делают люди и в Голливуде, и у нас». В России сейчас нет образовательных учреждений, которые выпускают в достаточном количестве качественных специалистов в области анимации, поэтому отечественные анимационные студии, и «Мельница» в том числе, решают эту проблему путем создания собственных курсов. Как правило, из двадцати человек, которые проходят эти курсы, в профессии остаются двое. Положение «Мельницы» осложняется тем, что она находится в Санкт-Петербурге, где до сих пор анимацию не делали. Ее делали в Москве, Ереване, Киеве, Свердловске. В Петербурге двадцать лет назад можно было встретить только отдельных творческих единиц, таких как Константин Бронзит, что в итоге и позволило выстроить студию, несмотря на то что все эти творческие единицы были очень востребованы за границей. Что, по словам Сельянова, только подтверждает ее класс: «Все эти имена — Хитрук, Норштейн — это реально великие имена. Очень много наших специалистов работает в Канаде, Америке и Европе. Наша анимация такая же конвертируемая, как черная икра и нефть».

«Мельница» стратегически ориентирована на российский рынок. Свой выбор Сергей Сельянов объясняет следующим образом: «Казалось бы, нужно делать проект международным, ведь мир больше, чем Россия. И денег больше, и все такое… Но анимация — это в первую очередь юмор. Funny is money, как говорят наши зарубежные коллеги. И здесь мы обладаем неоспоримым конкурентным преимуществом перед западной анимацией. Потому что юмор — это национальное. Не будет Pixar делать российскую анимационную комедию, да и не нужно им это. Национальный юмор, как известно, не переводится. На национальном рынке это существенное преимущество. Богатыри — фольклорные, помимо юмора там еще и наши национальные коды, и наши мультфильмы в 2D. В мире продается и производится в основном 3D. Мы же всей “Мельницей” считаем, что 2D — это российское национальное достояние. И мы будет делать 2D, пока жизнь нас не заставит совсем с этим расстаться. Надеюсь, что не заставит. Соответственно, 2D не очень продается за рубеж. Есть сделки, но несущественные. Мы давно хотели делать 3D, но не могли найти проект. Вообще, идея, сценарий — это основа и в игровом кино, и в анимационном. И вот два года назад мы с удовольствием сделали мультфильм “Урфин Джюс и его деревянные солдаты”. Он не имел рекордных продаж, хотя продан широко. Стран много, но сделки не крупные — почему, не знаю».

В какой-то момент «Мельница» заработала достаточно денег, чтобы построить «под себя» студию. До этого она арендовала помещения на «Леннаучфильме», который находится в Санкт-Петербурге на улице Мельничной, отсюда и название студии. Следующий этап — финансовые рекорды «Богатырей», начало работы над анимационными сериалами, затем создание первого фильма в формате 3D. Сейчас в студии работают 350 человек. И это не так много. Студия вынуждена отказываться от предложений, а они поступают прежде всего из Китая, выпустить совместную анимационную продукцию. Для этого производственных мощностей пока не хватает. Основной принцип, по которому распределяется нагрузка между ними, — «производить только то, что может хорошо получиться, имеет шанс быть успешным, а не заполнять лихорадочно пять оставшихся единиц чем-нибудь, лишь бы было». Все производственные процессы максимально оптимизированы. Есть строгий свод правил, который определяет, что можно делать, а что нельзя. Выглядят эти своды правил, как книги толщиной с «Капитал» Карла Маркса.

«Карлик Нос» — дебют первой в России независимой анимационной студии — стал первым отечественным полнометражным анимационным фильмом за последние сорок лет. Предыдущий выпустили в шестидесятых. Отечественная анимация почти полвека была приговорена к короткометражному формату и телевизионным показам. Науку создания полнометражных фильмов постигали «методом наступания на грабли». Дважды приходилось выбрасывать уже сделанные полфильма и начинать с нуля. Так было с «Карликом Носом», так было с первым «Иваном Царевичем». К необходимости переделки подтолкнуло мнение западных коллег. Посмотрев существенные части фильмов, они дали свои рекомендации: что хорошо, а что плохо. Продюсеры «Мельницы» признали свою неправоту и перезапустили процесс производства фильмов. Это оказалось и дорого, и сложно. Но другого пути не было. В итоге в России сейчас работают две крупные анимационные студии: «Мельница» и Wizart. Одна из них расположена в Санкт-Петербурге, другая — в Воронеже.

У «Мельницы» есть два фильма, всерьез проигнорированных аудиторией: сделанный в технике перекладки (самый известный пример мультфильма, выполненного в этой технике, — «Ежик в тумане» Юрия Норштейна) «Про Федота-стрельца — удалого молодца» и делавшаяся долго, сложно и тщательно «Крепость», которая показала финансовый результат в два раза меньший, нежели тот, на который рассчитывали создатели. Но даже если бы она его достигла, все равно была бы убыточной. Перекладка «Федора-стрельца» на фоне мейджорских американских проектов показалась слишком архаичной, и зритель ее не воспринял. Но в этом случае это был ожидаемый результат. Однако и первый фильм из очень успешного цикла про богатырей «Алеша Попович и Тугарин Змей» тоже был убыточным, хотя и собрал рекордные для российской анимации на тот момент (2004 год) 48 млн рублей. Второй — «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» — собрал уже сто миллионов рублей, но тоже был убыточным. Но Сельянов и Боярский верили в этот проект— и не обманулись в своих ожиданиях. Уже третий фильм, «Илья Муромец и Соловей Разбойник», собрал 240 млн рублей.

Высококачественный анимационный 3D-фильм стоит 300–360 млн рублей. Еще сто миллионов — маркетинговые расходы. Чтобы отбить эти затраты, по оценкам Сельянова, нужно заработать в российских кинотеатрах миллиард рублей. Пока для российской анимации это слишком большая цифра. «Богатыри», поскольку они двумерные, обходятся студии несколько дешевле и благодаря их успешности полностью окупаются и получают государственную поддержку только на условии ее возврата вне зависимости от степени успешности проекта — это беспроцентный кредит на очень жестких условиях. Для всех остальных анимационных проектов российский рынок слишком мал, и они не могут обходиться без господдержки. Пять лет назад студия начала движение в сторону международного проката. Еще один рынок, который осваивает «Мельница», — лицензионный. Для анимационных сериалов он основной. За показами на YouTube и по телевизору следует реализация прав на персонажи изготовителям и продавцам различных детских товаров, которые хотят брендировать любимыми героями.

Среди лицензиатов «Лунтика» и «Барбоскиных» — Procter & Gamble, Chupa Chups, Ferrero, Egmont, ИД «Комсомольская правда», «Диадар», «Сладкая сказка». Оборот лицензионной продукции в России и странах СНГ за 2018 год составил 800 млн рублей. По данным исследования KidzGlobal, проведенного в апреле 2018 года, девочки трех–шести лет больше всего хотят купить Розу из сериала «Барбоскины», которая опережает даже диснеевских принцесс и Барби. По словам Сельянова, мультипликационный сериалы — самый ходовой контент на международных рынках: «YouTube-каналы обоих сериалов, а также франшизы о богатырях одними из первых в России получили “Золотые кнопки” (даются при достижении планки один миллион подписчиков), совокупно у них более восьми миллионов подписчиков и двенадцать миллиардов просмотров контента». «Наши международные продажи осуществляет датская компания INK Global. И “Лунтик”, и “Барбоскины” проданы Amazon Prime на все англоговорящие территории, “Лунтика” также показывают на Среднем Востоке и в Южной Африке, в Польше и странах бывшей Югославии; “Барбоскины” эксклюзивно проданы китайской платформе Tencent, каналу Planet Sony, входящему в группу Sony Pictures, а также израильскому HOP TV. Сейчас в Китай выбираемся с “Лунтиком”. У нас есть еще новый сериал “Царевны”, но он только начинает свой путь», — делится планами Сергей Сельянов.

Сельянову и Боярскому за двадцать лет фактически удалось не только перезапустить отечественную анимацию, но и открыть для нее новые горизонты. «Мельница» сконструирована как высокоэффективная машина по производству анимационной продукции. И главный ее конструктор — Сергей Сельянов. Трудно себе представить, что бы мы, российские зрители, без него делали.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Крутой воппер Крутой воппер

Дэниел Шварц возрождает Burger King, сеть быстрого питания с 60-летней историей

Forbes
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Машина времени Машина времени

Как Дэниел Аршам стал главным художником мировой luxury-индустрии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Роман Мадянов: «В моей жизни все решал Его величество господин великий случай» Роман Мадянов: «В моей жизни все решал Его величество господин великий случай»

Люди меня встречают и в большинстве случаев просят: «Можно пожать вашу руку?»

Коллекция. Караван историй
Дальнобойщики 2:0 Дальнобойщики 2:0

Страшно ли ехать в кабине беспилотного грузовика?

ТехИнсайдер
Беги, мой хороший Беги, мой хороший

Пронзительная история проживания горя после потери любимой собаки

VOICE
Далекий гром: как распознать признаки грядущего разрыва с китайским партнером Далекий гром: как распознать признаки грядущего разрыва с китайским партнером

Как не потерять китайского партнера?

Forbes
Новые русские ремесленники Новые русские ремесленники

Как делают свои прекрасные вещи настоящие ремесленники

Монокль
Сибирский центр притяжения Сибирский центр притяжения

Чем Новосибирская область удивит своих гостей?

Отдых в России
Я не хотела Я не хотела

Как быть, если на эмоциях наговорила лишнего

Лиза
Фасадные работы: плюсы и минусы химического пилинга Фасадные работы: плюсы и минусы химического пилинга

Химический пилинг: врач рассказывает обо всех нюансах

ТехИнсайдер
Опасный аксессуар: нужно ли в доме снимать с собаки ошейник Опасный аксессуар: нужно ли в доме снимать с собаки ошейник

Так ли необходим ошейник на собаке в четырех стенах?

ТехИнсайдер
Корневая система Корневая система

О вопросах идентичности, которые сегодня исследуют художники в своем творчестве

Grazia
Космос начинается с Земли: метрологическое обеспечение космической техники Космос начинается с Земли: метрологическое обеспечение космической техники

Зачем на Луну сбрасывают зеркала? И как мы пользуемся достижениями метрологии?

Наука и техника
Служебный роман Служебный роман

Советские актеры, у которых служебные отношения переросли в личные

Лиза
Равнение на середину Равнение на середину

Простые упражнения для тонкой талии и плоского живота

Лиза
Открыть в приложении