Родные пенаты: готовы ли регионы к внутреннему туризму
Минувшие два года серьезно изменили мир, людей и их привычки, касающиеся работы и отдыха. После того как границы закрылись из-за пандемии в 2020-м, 6,2 млн россиян поехали в Краснодарский край — это в 10 раз больше, чем в Турцию в тот же год. В феврале 2022 года, когда только появилась надежда на возвращение международных поездок, вооруженные силы России начали «спецоперацию» на территории Украины. В ответ США и Евросоюз ввели несколько пакетов санкций, в том числе закрыли небо для российских самолетов, а ряд стран приостановил выдачу виз заявителям из России. Очевидно, что большинство населения теперь нацелено исключительно на поездки внутри страны. Но вот вопрос: готовы ли Российские города к наплыву туристов?
Красноярский край: видовой потенциал
Красноярск почти как Париж, город противостояния двух берегов. Левый — это лучшие прогулочные маршруты, магазины, музеи. «Правый, где я живу и который люблю, — это рабочие окраины. И самая красивая видовая площадка, благоустроенная набережная, экотропы, парки сначала появились на левом берегу, что вызывало возмущение правобережных красноярцев», — рассказывает жительница Красноярска Нина Фатеева.
За последние два года ситуация изменилась: впервые с советских времен на правом берегу благоустроили сразу две значимые набережные.
«Теперь вместо того чтобы любоваться на корабль с сомнительной репутацией и почасовой арендой кают, мы смотрим на Енисей (кораблик убрали во время ремонта). Самые интересные архитектурные новинки появляются тоже у нас, на правом: беседка «Северное сияние», арт-объект «Дуальность», который светится, если два человека одновременно возьмутся за сенсорные пластины. А еще старые хрущевки на небольшой и уютной улице Вавилова привлекли внимание художников, которые разрисовывают фасады вот уже третий год. Галерея под открытым небом доступна всем и очень сильно меняет настроение рабочего из правобережного микрорайона», — уверена Нина.
Красноярск — третий по численности населения город Сибири и один из ее логистических, экономических и культурно-образовательных центров. Несмотря на репутацию типичного промышленного города, Красноярск может предложить самый разнообразный отдых: от культурного — здесь хотя и небольшой, но ухоженный исторический центр, до природного — город окружен пышной тайгой, невысокими, но завораживающими холмами и небольшими озерами. По отзывам путешественников, здесь «пробирает сибирским духом до мурашек».
В 2020 году, помимо привычных и знакомых по допандемийным временам российских городов и курортов, случилось и несколько «открытий»: Дагестан (рост на 40%), Карелия (рост в два раза), Ингушетия, Алтай и Калининградская область
Местные советуют гостям Красноярска обязательно сделать несколько вещей. Во-первых, пройти 10 000 шагов по проспекту Мира, центральной исторической улице Красноярска. На ней расположены самые красивые старые здания. Здесь же памятники, кафе и бары. Удивительно, но Красноярск — один из главных городов для российской гастрономии. В городе находится филиал французского Института Поля Бокюза, который по франшизе открыл крупнейший в городе ресторанный холдинг Bellini Group. Это единственное в стране высшее учебное заведение на базе Сибирского федерального университета, где обучают рестораторов, шеф-поваров, операционных директоров и маркетологов.
Особое удовольствие — покормить сусликов на острове Татышеве. Это огромный природный парк посреди миллионного города. Горожане здесь отдыхают у воды, занимаются спортом, устраивают пикники. На острове запрещены машины, но можно взять напрокат велосипед и ролики, а зимой — лыжи и коньки.
С Караульной горы открывается хороший вид на исторический центр Красноярска и горы на правом берегу Енисея — это визитная карточка города. Власти вкладываются в проекты по развитию «видового потенциала» и неплохо с этим справляются, рассказал Forbes Life урбанист Аркадий Гермаш. Для России ситуация, когда достопримечательностью становится сам вид на город, скорее редкость, до недавних пор исключением был разве что парящий мост в московском Зарядье. В Красноярске реализованным видовым потенциалом можно назвать смотровую площадку Николаевская сопка и большую лестницу на Торгашинский хребет, которая соединяет его еще с одной природной достопримечательностью — «Красноярскими Столбами».
Власти Красноярска не только занимаются масштабными проектами, но и поддерживают местные общественные пространства: за счет «локальных и деликатных» вмешательств делают город лучше — начиная с того, что для озеленения используют «не тюльпанчики», а многолетние композиции, которые радуют глаз в течение года и экономят бюджет, отмечает Гермаш. «У нас как обычно происходит? Вложили деньги в реконструкцию, ремонт и забыли, а объект начинает устаревать, — говорит Гермаш. — Здесь же пошли другим путем: за счет оперативной ежедневной работы, менее финансово затратной, но более эффективной, ежедневно улучшают пространство. И вот такого подхода нашим городам очень не хватает, потому что часто важнее закрыть строительный контракт и перерезать ленточку, чем заниматься ежедневной рутиной. Город же — это история именно про кропотливую, ежедневную работу, а не про большую стройку».
Вместе с тем в Красноярске есть проблемы с экологией, а туристы редко едут массово в города, где есть риск для их здоровья.
Тем не менее, несмотря на промышленную специализацию и связанные с ней экологические отягощения, туризм сегодня — одна из перспективных отраслей, которая продвигает Красноярский край и играет важную роль в социально-экономическом развитии региона, рассказали Forbes Life в правительстве Красноярского края.
В период пандемии в регионе возрос спрос на посещение природных объектов. Природный парк «Ергаки» на юге Красноярского края (Западный Саян) в 2019 году посетило около 100 000 человек, в 2020-м — более 120 000, в 2021-м — еще на 20 000 больше. Национальный парк «Красноярские Столбы» в 2021 году посетило уже более 900 000 человек. За последний год число проживающих в гостиницах края увеличилось на 37%.
В 2018 году бюджет туристической отрасли Красноярского края составлял 38 млн рублей, в 2022 году — 555 млн рублей. В 2020 году туризм стал одной из первых отраслей в Красноярском крае, которая получила поддержку в связи с пандемией. Губернатор выделил более 30 млн рублей из бюджета на помощь туристическим компаниям, турагентствам и туроператорам на возмещение фактически понесенных расходов в период простоя, а 20 млн рублей в виде грантов пошли на развитие новых туристических проектов.
Только 5–10% российских городов осознают свой туристический потенциал и умеют правильно им пользоваться, считает Герман. В частности, он отмечает города Калининградской области — Зеленоградск и Светлогорск. Понятно, что они были курортами и до включения в состав СССР, но именно на наших глазах города стали «осознавать свои проблемы, решать их, двигаться дальше и зарабатывать на туризме». Другим городом, который наряду с Красноярском в последние годы добился существенных изменений, стал Нижний Новгород.