Чтобы появлялись хиты продаж, нужно тестировать гипотезы

ЭкспертБизнес

Личный гардероб как бизнес-стратегия

«Чтобы появлялись хиты продаж, нужно тестировать гипотезы. Чем больше гипотез, тем больше вероятность, что вы сможете найти новую категорию или потребность, которая в будущем приведет к значительному росту бизнеса» — так основатели одежной компании 12storeez видят свой путь к успеху

Вера Кузьмина

Создатели марки 12storeez Марина и Ирина Голомаздины

Одежный бренд 12storeez начал свою историю с комплиментов. Их удостаивались сестры из Екатеринбурга Марина и Ирина Голомаздины, которые шили для себя одежду на заказ и всегда выглядели модно и привлекательно. Создаваемые ими уникальные образы очень нравились друзьям и знакомым, а также подписчикам сестер в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Это подметил муж Ирины Иван Хохлов, который предложил сестрам превратить личный успех в бизнес.

Иван Хохлов помог сестрам превратить их личный успех в бизнес

Стратегия бизнеса выстраивалась вокруг популярной в последнее время предпринимательской идее: то, что я люблю и хочу делать для себя, я предлагаю и другим — своему кругу, своим клиентам. За последние годы на этой идее выросло немало бизнесов: будущие предприниматели, намучавшись в поисках подходящего ресторана, детского сада, удобной одежды, салона красоты или салона для стрижки собак, начинали создавать свой продукт сами. И потом оказывалось, что этот продукт востребован и многими другими людьми.

Сегодня 12storeez — одна из успешных российских марок женской одежды. Название 12 storeez — это 12 историй про одежду в год, 12 коллекций, по одной в месяц. Таким темпом обновления ассортимента может похвастать далеко не каждая одежная компания, так же как и динамикой роста. За пять лет работы на отечественном рынке бренду удалось значительно вырасти по разным показателям: с трех до трехсот сотрудников, с одного шоурума в Екатеринбурге до 16 полноценных магазинов в пяти городах России, с первой выручки в 650 тыс. рублей за месяц работы в 2014 году до 1,216 млрд за 2018 год.

Свою одежду сестры Голомаздины создают в стиле «уютный casual», который отличает оригинальный свободный крой, спокойная цветовая гамма и качественные, в основном натуральные ткани. «Наличие своего стиля у модного бренда — это условие для формирования лояльности покупателей, которые четко понимают, за какой компетенцией они обращаются именно к этой торговой мраке. 12Storeez — это лаконичная, удобная одежда в стиле athleisure (от англ. athletic — спортивный и leisure — досуг. — “Эксперт”). Бренд четко уловил потребность молодых жительниц больших городов, подготовленных к жизни “на скоростях”, но при этом стремящихся найти баланс между задачами личной реализации и здоровья», — говорит Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group.

Капсульный подход к созданию коллекций позволяет создать модный образ целиком — все вещи сочетаются между собой. А гибкая ценовая политика — привлечь покупателей с разным уровнем дохода, хотя в основном компания работает в среднем ценовом сегменте, как и большинство новых российских марок. Удержаться на этом уровне можно, только предлагая одежду высокого качества, уникальный дизайн и контролируя цены. «Преимущество марки 12storeez в том, что при ценах чуть выше массового ценового сегмента — чуть дороже, чем, например, Massimo Dutti, — ей удается сохранять дизайнерское позиционирование, что привлекает покупательниц», — считает Дарья Ядерная, гендиректор консалтинговой компании Y-Consulting.

По словам Ивана Хохлова, в планах компании на ближайший год — наращивать объемы производства, открывать новые магазины, запустить две новые ассортиментные линейки: нижнее белье и аксессуары. А из глобального — выход на зарубежные рынки и запуск мужской линии одежды.

Минимальные инвестиции для максимального дохода

Для создания компании 12storeez в 2014 году оказался полезен опыт всех участников: у Ивана Хохлова в то время был строительный бизнес, имелись навыки в управлении и организации бизнес-процессов. А у сестер — опыт в сфере моды: помимо того что они с детства шили для себя одежду у портных, Ирина одиннадцать лет работала в fashion-ритейле, а Марина восемь лет — в глянцевом издании. Собранный на новую компанию капитал в целом составил два миллиона рублей: миллион вложил Иван Хохлов и по 500 тысяч — Марина и Ирина. На производство первой коллекции одежды из 20 моделей, по шесть изделий на каждую модель, больших вложений не потребовалось: 50 тыс. рублей вложили в закупку тканей и пошив у швеи, которая до этого работала над частными заказами сестер Голомаздиных. Первая коллекция была ограничена несколькими моделями. «Мы шьем только те вещи, которые хотели бы носить сами. В первую капсулу вошли пальто-халат, который до сих пор у нас является хитом, топ и брюки из кашемира, шелковые плащи», — вспоминает Марина Голомаздина. С первых продаж предприниматели заработали 650 тыс. рублей за месяц.

Первым каналом сбыта товара закономерно стал Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), который был готовым каналом продаж с большим числом подписчиков — целевой аудиторией. Чтобы продвигаться здесь, достаточно было выкладывать новые фотографии: сестры Голомаздины делали фото в одежде бренда и выкладывали их в Сеть, а заказы оформляли через WhatsApp.

Между тем, несмотря на хороший объем заказов через социальную сеть, у покупателей была потребность в реальном магазине, где вещи можно посмотреть и примерить, поэтому компания открыла первый шоурум — им стала комната в квартире Ирины и Ивана. «Мы изначально думали продаваться только онлайн. Экономия на магазине позволяет вкладывать деньги в качество товара. Но есть покупки, которые сложно совершать в интернете, одежда относится к одной из них. Человек не знает, как на нем сядет вещь, потому что параметры размеров внутри марки могут плавать, ведь модели одежды отшиваются на разных фабриках», — уточняет Иван Хохлов.

Довольно быстро у 12storeez возникла необходимость существенно нарастить производство и открыть первый полноценный шоурум — спрос на изделия был очень высокий. Компания решила взять под свои заказы небольшое швейное производство под Екатеринбургом. «Этот цех по пошиву мы забрали под свое производство: вкладывались в оборудование, платили зарплату сотрудникам», — вспоминает Иван Хохлов. Параллельно был открыт первый полноценный шоурум в Екатеринбурге, а также начал работу интернет-магазин — к этому моменту уже набралось около трехсот заказчиков по WhatsApp, что создавало путаницу, поэтому оформлять заказы через интернет-магазин было удобнее.

Вместе с активным локальным ростом продаж в Екатеринбурге, где работал единственный офлайн-магазин, начало расти количество заказов через социальные сети и в других городах. Больше половины таких заказов приходилось на Москву, и в компании приняли решение открыть магазин в столице. Поскольку спрос в Москве оказался выше, чем в Екатеринбурге, туда переехали склад и главный офис.

Где будем шить

На новом месте у 12storeez возникли две проблемы: нужен был новый цех по пошиву и поставщики сырья. В обоих случаях обойтись внутренними ресурсами отечественного легпрома оказалось невозможно. В итоге ткани компания закупает в Италии и Китае, а заказы на производство стала размещать как в России, так и за рубежом.

Выбор тканей имеет принципиальное значение для создания качественной одежды. Поначалу предприниматели использовали только натуральные ткани, но оказалось, что они не так практичны в носке, как качественные синтетические, поэтому сегодня в ассортименте есть как натуральные, так и искусственные ткани. И компания находится в постоянном поиске новых материалов — с лучшим составом, интересными принтами, хорошими ценами.

Первый этап создания коллекций — разработка лекал, размерной сетки, подбор тканей и фурнитуры и проч. — компания взяла на себя. С пошивом обстояло сложнее. Предприниматели хотели шить всю одежду в России, идеальный вариант — на одной большой фабрике. Однако бренд по объемам производства недотягивал до работы с большими фабриками — те, по словам Ивана Хохлова, брались за крупные заказы, от 500 тыс. единиц, и на российских фабриках нельзя произвести весь нужный ассортимент. Поэтому 12storeez вынуждена работать с большим числом швейных цехов в России, а ту часть ассортимента, которую у нас произвести не получается, стала шить за рубежом. Например, меха и кожу компания шьет в Турции, во Вьетнаме — джинсовые вещи, а в Китае — пальто без подкладки, обувь, несколько моделей одежды из трикотажа, включая вещи из кашемира. Но все-таки большую часть ассортимента удается шить на российских предприятиях: футболки, юбки, блузки, платья, пальто на подкладке и т. п.

Если сравнивать с тем, как строится работа на зарубежных фабриках и у нас, то в России, по словам Ивана Хохлова, шить одежду сложнее, поскольку приходится постоянно искать новые производства, которые будут устраивать по соотношению цены и качества. К тому же работа на наших фабриках возможна только по давальческой схеме, что предполагает самостоятельный подбор сырья за рубежом.

Преимущество работы по подрядной схеме, которая используется за рубежом, в частности в Китае, где развита легкая промышленность, состоит в том, что бренды размещают заказ на фабрике, и она сама, в соответствии с техзаданием, подбирает у местных поставщиков необходимые ткани, фурнитуру и т. д, что удобно для заказчика.

В то же время в России больше возможностей контролировать производственные процессы, гибко реагировать на изменения объемов производства, меньше времени тратится на само производство. «В целом, если рассматривать базовую себестоимость — пошив, сырье и ввозные пошлины, то российское производство дешевле. Но это если не включать наши административные расходы, которые могут быть существенными. Например, штат сотрудников, которые занимаются производством в России, больше, чем число людей, которые размещают заказы за рубежом. Плюс у нас есть большие склады сырья в России, это тоже расходы», — говорит Иван Хохлов.

Тестирование гипотез

Серое трикотажное платье, кремового цвета пальто и в тон ему кожаные сапоги — для рабочих будней, для вечера — платье мини с накинутым на плечи пиджаком oversize и босоножками на шпильке, для быстрого похода в магазин за углом — трикотажный костюм. Вариантов модного образа у 12storeez — на все случаи жизни. Причем каждый месяц в эти образы дизайнеры добавляют что-то новое — частое появление новинок интригует покупателя, и он чаще заходит в магазин, чтобы посмотреть обновленный ассортимент.

Однако построить постоянное обновление ассортимента и производство только на трендовых, модных вещах невозможно — для этого необходимы склады с огромными запасами, большое число фабрик по пошиву разного вида одежды, расположенные в одной локации. Поэтому большая часть ассортимента 12storeez, 70–80%, — базовый ассортимент, а остальные 20–30% — модные новинки. При этом часть нового ассортимента повторяет прежние успешные модели: «Сорок-пятьдесят процентов моделей из новой коллекции — это изделия, которые мы уже продавали, и они пользовались хорошим спросом у покупателей. В новых коллекциях эти модели дорабатываем, меняем цвет, качество, элементы дизайна», — поясняет Иван Хохлов. Использование в новых коллекциях одежды из прошлых сезонов значительно упрощает работу, ускоряет производство новой коллекции и позволяет предложить покупателю востребованные вещи.

Сейчас в ассортименте бренда есть почти все: платья, свитеры, пуховики, джинсы, брюки, пальто, купальники и обувь. В ближайшее время коллекции будут пополнены нижним бельем и аксессуарами. Таким образом, покупательницы смогут в одном магазине собрать весь гардероб в одном стилевом ключе. При этом решение ввести новую вещь в ассортимент основывается на все тех же личных оценках. «Когда мы понимаем, что чего-то нет в нашем личном гардеробе, эта вещь обязательно появится в 12storeez», — говорит Ирина. Новые товары станут экспериментальными, они будут производиться на постоянной основе, если у покупателей будет к ним интерес. Похожую методику бренд использовал и в прошлом году, когда запустил продажу обуви. Сейчас обувь — одна из самых популярных категорий товаров. «Чтобы появлялись хиты продаж, нужно тестировать гипотезы. Чем больше гипотез, тем больше вероятность, что вы сможете найти новую категорию или потребность, которая в будущем приведет к значительному росту», — говорит Иван Хохлов. Практически в каждой коллекции есть вещь, которая дает вау-эффект в продажах: например, в прошлом году это был свитер из кашемира, который в 12storeez планировали продавать на протяжении нескольких месяцев, а продали всё за месяц.

Очередная «гипотеза», на которую компания возлагает большие надежды, — идея шить мужскую одежду. «Я как-то проводил опрос в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и увидел, что многие мои подписчики, а это в основном женщины, жалуются, что не могут найти хорошую мужскую одежду за приемлемые деньги», — рассказывает Иван Хохлов. Это и подтолкнуло компанию к идее попробовать производить одежду для мужчин. Так же, как и женскую коллекцию, мужскую линию планируется производить в России и Китае, а изделия из денима — во Вьетнаме. На первом этапе в ассортименте будут базовые вещи в стиле casual и в ограниченных количествах: рубашки, джинсы, футболки, брюки, пальто, парки и спортивный костюм. Инвестиции в новое направление можно оценить примерно в десять миллионов рублей. «Мы не будем пока шить сложные по конструированию вещи, а только базовые. Это значит, что мы попробуем запустить, протестировать коллекцию. Если увидим интерес, то будем развивать», — говорит Иван Хохлов.

В поиске способов увеличить выручку компания постоянно экспериментирует с разными схемами производства и продаж. Изначально коллекции 12storeez выпускались равномерным объемом в течение года, но со временем компания решила попробовать стандартное для ритейлеров распределение производства: делать коллекции в пики сезона — осенью и весной больше, а в межсезонье уменьшать объемы выпуска. «Мы попробовали изменить стратегию производства и поняли, что за счет перехода на классическую розничную модель сильно выросли и начали лучше удовлетворять потребности покупателей». В итоге остатки у компании сократились, за сезон она распродает 70–80% ассортимента, оставшийся товар идет на распродажу. На распродаже, как правило, продается вся одежда.

Несмотря на то что компания позиционируется в среднем ценовом сегменте, в ассортименте есть как более дорогие, так и более дешевые позиции, что позволяет привлекать более широкую аудиторию. Платья стоят от шести тысяч рублей, на распродаже — от четырех тысяч, трикотаж — от трех тысяч рублей, на распродаже — от двух тысяч, брюки — от шести тысяч рублей и от четырех тысяч со скидкой. В ассортименте есть и дорогие позиции, например вещи из кашемира и кожи: 17 тыс. рублей за джемпер и 53 тыс. за кожаное платье. «На все ассортиментные позиции находится покупатель», — говорит Иван Хохлов. «Такая ценовая политика вполне сбалансированна: есть базовые недорогие вещи, и их много в коллекции, но есть и эксклюзивные дизайнерские модели по более высоким ценам. Бренд четко отстроен как от бюджетного сегмента, так и от цен люкса. Его место на рынке вполне понятно — это отечественная марка среднего ценового сегмента с акцентом на качество, а не на низкие цены», — считает Анна Лебсак-Клейманс.

На сегодняшний день у 12storeez 16 магазинов в крупных городах России: в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге и Сочи. При этом все они — собственные магазины бренда. Больше всего магазинов в Москве — 10 из 16. В планах на ближайший год открыть еще 10–13 магазинов. В среднем инвестиции в открытие одного магазина составляют от двух до двадцати миллионов рублей, в зависимости от города, локации, качества недвижимости. Для открытия своих магазинов компания выбирает крупнейшие города и самые популярные в городе торговые центры — например, в Москве магазины бренда открыты в ТЦ «Метрополис», «Европейский», «Охотный ряд».

В этом году 12storeez планирует попробовать свои силы и на экспортном направлении, прежде всего размещая свою продукцию в иностранных интернет-магазинах. «Мы хотим попробовать продавать за рубежом. Возможно, начнем с иностранных маркетплейсов — Amazon, Farfetch, Zalando», — говорит Иван Хохлов. Опыт работы некоторых российских брендов показал, что на зарубежных рынках отечественная одежда может пользоваться хорошим спросом, прежде всего благодаря уникальному дизайну, высокому качеству пошива и доступным ценам.

Фотографии предоставлены компанией 12storeez

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Возраст смелости Возраст смелости

Возраст больше не помеха, чтобы освоить новую профессию и вступить в отношения

Домашний Очаг
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
Мы выбираем друг друга не случайно Мы выбираем друг друга не случайно

Выбор партнера предопределен всем предшествующим ходом нашей жизни

Psychologies
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым В поисках рифмы: каким получился музыкальный фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Святослав Иванов рассказывает, каким получился байопик с Юрой Борисовым

Forbes
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
Молодость навсегда Молодость навсегда

Важные бьюти-ингредиенты, которые помогают нам дольше оставаться молодыми

Лиза
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
Гуляем на масленицу! Гуляем на масленицу!

5 веселых сценариев праздника для всей семьи – масленицы

Лиза
Всё в норме Всё в норме

Как правильно применять психологические кодексы, чтобы изменить жизнь к лучшему

VOICE
Как была устроена модная индустрия в СССР — отрывок из книги «Мода в стране дефицита» Как была устроена модная индустрия в СССР — отрывок из книги «Мода в стране дефицита»

Как в 1960–1980-х годах была устроена модная индустрия в СССР

СНОБ
Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича» Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича»

Как появился первый народный автомобиль — «Москвич»

ТехИнсайдер
Не хочу, не буду! Не хочу, не буду!

Как отказаться от сладкого так, чтобы не сорваться уже через неделю

Лиза
Под замком Сфорца в Италии нашли тайные туннели: их описывал Леонардо да Винчи! Под замком Сфорца в Италии нашли тайные туннели: их описывал Леонардо да Винчи!

Как ученые смогли доказать, что под замком Сфорца существуют подземные туннели

ТехИнсайдер
Умный помощник Умный помощник

Как в спорте применяют технологии искусственного интеллекта?

Ведомости
«Осторожно, затягивает»: как ледоколы ломают лед (на самом деле) «Осторожно, затягивает»: как ледоколы ломают лед (на самом деле)

Может ли мощное судно проиграть битву со льдом?

ТехИнсайдер
Юрий Сапрыкин: «Все было на драйве, на кураже, на преодолении собственного невежества и непонимания» Юрий Сапрыкин: «Все было на драйве, на кураже, на преодолении собственного невежества и непонимания»

Юрий Сапрыкин об истории медиа, роли поколения пятидесятилетних и даже будущем

Afternoon Seasons of life
4 простых способа узнать человека по-настоящему 4 простых способа узнать человека по-настоящему

Как узнать человека быстро и без тестов от спецслужб?

Psychologies
«Лыжный спорт все еще переживает постолимпийский бум» «Лыжный спорт все еще переживает постолимпийский бум»

Юрий Бородавко о перспективной молодежи в команде и российском инвентаре

Ведомости
Уголь теряет рынки Уголь теряет рынки

Из-за чего сокращается объем экспорта российского угля

Ведомости
Физкультуру в массы Физкультуру в массы

Как функционируют любительские спортивные лиги

Ведомости
Познание в обход сознания Познание в обход сознания

Почему мозг приписывает намерения нарисованным треугольникам?

Вокруг света
Открыть в приложении