Кто оплатит рост
Дискуссия на Петербургском экономическом форуме развернулась вокруг источников денег для будущего высокого экономического роста. Антон Силуанов надеется одновременно копить и тратить, а Владимир Путин приглашает иностранных инвесторов
Лежащая на поверхности интрига главного экономического форума страны, Петербургского (ПМЭФ), — первая встреча кабинета министров после формирования состава правительства. Традиционно Санкт-Петербургский экономический форум собирает представителей крупнейшего российского и международного бизнеса, представителей власти, законодателей, экспертов.
В этом году прямо на ПМЭФ продолжалось доформирование структуры исполнительной власти: здесь было объявлено о назначении Игоря Шувалова руководителем ВЭБа, Дмитрия Рогозина — главой «Роскосмоса».
С внешнеполитической точки зрения важен приезд на ПМЭФ японского премьера Синдзо Абэ и президента Франции Эммануэля Макрона, а также директора-распорядителя Международного валютного фонда Кристин Лагард.
Эммануэль Макрон, судя по его выступлению, становится главным европейцем, нацеленным на преодоление изоляции России на пространстве Европы. В этом смысле Франция в лице молодого лидера стремится занять место, практически освобожденное Германией. В своем выступлении Макрон посетовал, что за прошедшие двадцать пять лет Россия и Европа не смогли создать атмосферу доверия, а могли бы. Теперь же момент настойчиво этого требует. Макрон призвал избавиться от критических расхождений, создать с участием России новую философию для Новой Европы, а заодно и найти новую модель экономики, которая позволит реализовать более справедливый социальный мир. Он прямо заявил, что Россия должна остаться в Совете Европы, а также подчеркнул свою приверженность идее безусловного суверенитета стран и необходимости выстраивать международную политику с обязательным учетом этого принципа. Таким образом, французский президент однозначно выразил свою идеологическую близость взглядам российского президента.
Кстати, представлявший на форуме деловую Францию глава французской Total Патрик Пуянне попросил Владимира Путина провести «смелую реформу»и либерализовать экспорт газа из России по трубопроводам, поскольку Total хотела бы экспортировать в Европу газ со своего совместного предприятия с «НоваТЭКом». На фоне этих заявлений акции «НоваТЭКа» в пятницу взлетели почти на семь процентов.
Синдзо Абэ интересовала Северная Корея и денуклеаризация корейского полуострова с помощью России, но больше — Курилы и экономическое сотрудничество с Россией. «Каким будет мир, когда между Японией и Россией установится постоянная стабильность? Я думаю, мы создадим оплот мира Северного и Восточного полушарий. Прочный оплот, поддерживающий как регион, так и весь мир… Острова, бывшие причиной противостояния, превратятся в символ японо-российского сотрудничества, открыв новые возможности в качестве логистического опорного пункта… Ваш российский СПГ из Северного Ледовитого океана, из этого региона, благодаря совместной работе с Японией, сможет стать огромным стабилизирующим фактором для мирового рынка».
Владимир Путин предупредил участников форума, что несоблюдение международного законодательства — это путь к глубочайшему финансовому кризису. Все это — протекционизм, санкции, недоверие, эрозия институтов — может привести к невиданному кризису и «отбросить мировую экономику в состояние натурального хозяйства», напомнил российский лидер главам Франции и Японии.
В целом же иностранных гостей на форуме было меньше, чем в предыдущие годы, кроме политиков это были представители мирового сектора ТЭК. Машиностроителей, финансистов и других потенциальных инвесторов, не связанных с топливом, было откровенно мало.
ПМЭФ был больше сосредоточен на внутренней повестке страны — формировании контуров новой экономической политики, в которую включены строительство инфраструктуры, налоговая политика, пенсионная реформа и цифровизация — пожалуй, самое модное слово ПМЭФ-2018.
Подлинной интригой, так, кстати, и не разрешившейся в рамках форума, стал экономический рывок, о котором говорил президент. Этот рывок, в числе прочего, должен строиться на огромных вливаниях государства (дополнительно по восемь триллионов рублей в год) в российскую экономику. Деньги пойдут на строительство инфраструктуры, социальные программы, образование и медицину. Где взять эти деньги и как они будут распределены?
Страна свободы
В ходе своего выступления в рамках ПМЭФ Владимир Путин обозначил четыре ключевых принципа политики своего нового президентского срока и еще раз подтвердил: он сосредоточится на внутренней политике и экономике.
Модернизировать экономику, создать новые рабочие места, поднять образование, решить проблему доступности жилья, укрепить кадровый потенциал, повысить социальную мобильность — все это Путин перечислил в качестве основных пунктов программы развития России, повторив фактически основные тезисы своего мартовского послания Федеральному собранию и «майского указа».
К ним президент теперь добавил три важных пункта. Первый — «расширить пространство свободы», в том числе для поддержки предпринимательских инициатив. «Курс на снятие барьеров, на либерализацию законодательства отвечает прежде всего интересам наших граждан», — указал Путин. Он пообещал создать в России максимально комфортные условия работы для ведения бизнеса.
Второй пункт, важный для развития, — технологический прорыв. И наконец, третий — открытость страны: во все инфраструктурные проекты — транспортные, энергетические, информационно-коммуникационные — мы снова приглашаем иностранных инвесторов. Вокруг источников финансирования нового экономического рывка на форуме разгорелась жаркая дискуссия.
Средства на реализацию «майских указов» есть, считает зампред Внешэкономбанка Андрей Клепач. «Вообще, доходов в бюджете достаточно, дополнительных больше двух триллионов будет в этом году. Деньги есть и на рынке, и в бюджете, вопрос в том, сколько потратят», — сказал он в кулуарах форума.
А глава Счетной палаты Алексей Кудрин заявил: получить дополнительные средства на реализацию «майского указа» можно, просто скорректировав бюджетное правило. «Я назову еще один такой выбор — это повышать налоги для формирования вот этой большой новой суммы в восемь триллионов рублей или не повышать. Я считаю, если нам нужно выбирать между корректировкой бюджетного правила на пять долларов или повышением налогов, то здесь однозначный вывод: лучше скорректировать бюджетное правило и не повышать налоги», — сказал Кудрин.
Маневр точно будет, но неизвестно какой
Напомним, в федеральном законе «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» заложен переход с этого года на новое бюджетное правило, предусматривающее, что дополнительные нефтегазовые доходы, полученные за счет более высокой по сравнению с заложенной в федеральном бюджете цены на нефть, будут направляться не на расходы, а в резервы. Базовая цена на нефть марки Urals устанавливается на уровне 40 долларов за баррель в ценах 2017 года и подлежит ежегодной индексации на два процента с 2018 года. В соответствии с бюджетным правилом Минфин направляет дополнительные нефтегазовые доходы на покупку валюты. Против пересмотра бюджетного правила выступает Минфин и первый вице-премьер Антон Силуанов, об этом он заявил и на ПМЭФ. При этом, по оценкам Минфина, объем дополнительных нефтегазовых доходов бюджета в текущем году в сравнении с запланированными ранее увеличится в пять раз — с 527,6 млрд до 2,74 трлн рублей. Получается, что все они будут направлены не на развитие, а в запасы.
Несмотря на обилие нефтегазовых доходов в бюджете, Минфин, похоже, намерен собрать дополнительные средства на президентскую программу за счет изменения налогов. Так, Антон Силуанов сообщил, что правительство дошлифовывает предложения по изменениям налоговой системы, которые будут действовать в течение ближайших шести лет. «Будет снижение в отношении прямых налогов. Что касается нефтяников, мы планируем завершить налоговый маневр. Мы уже приняли решение о снижении акцизов на продукты нефтепереработки с первого июля», — сказал Силуанов.
Судя по тому, что об этом говорил и президент, вопрос можно считать решенным. «Мы планируем добиться изменений в налоговой политике и зафиксируем эту планку на ближайшие шесть лет. Затем мы будем развивать инфраструктуру, потому что такое развитие — это один из приоритетов, означенных мною в послании. Будем бороться с административными барьерами и оказывать прямую финансовую поддержку национально значимым проектам», — указал Путин.
Напомним, в качестве основного «претендента» на налоговый маневр ранее назывались резкое снижение страховых взносов одновременно с повышением НДС. Однако страховые взносы не являются прямым налогом, поэтому пока неясно, о каком снижении говорит Силуанов. Разве что страховые взносы будут снова заменены единым социальным налогом — тогда это будет уже налог на труд.
Что касается налогового маневра в нефтянке, то напомним: он предполагает полную отмену экспортной пошлины к 2024 году и ее замещение налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Сейчас российские нефтяные компании платят два основных налога, НДПИ и экспортную пошлину, но последняя снижается с 2015 года в связи с ростом ставки НДПИ. Минфин выступает за отмену экспортной пошлины (и его теперь поддержал Путин), а вот нефтяные компании и Минэнерго категорически против. По данным Минфина, отмена экспортной пошлины к 2024 году принесет в бюджет дополнительные 1–1,6 трлн рублей доходов, в зависимости от цены на нефть.
«Мы считаем, что финальная точка в этой истории еще не поставлена, и обсуждения между министерствами и нефтяными компаниями будут продолжаться», — пишут аналитики ИК «Атон», напоминая, что отмена экспортной пошлины сильно бьет по рентабельности переработки нефти.
Тайна восьми триллионов
Консервативное крыло представляла глава ЦБ Эльвира Набиуллина. У Банка России есть вопросы относительно источников финансирования дополнительных расходов госбюджета на восемь триллионов рублей, которые нужны для выполнения «майских указов», заявила она, выступая на ПМЭФ. По словам главы ЦБ, любой фискальный стимул без проведения достаточных структурных реформ «может привести к перегреву экономики», росту темпов инфляции, краткосрочному резкому росту и последующему падению. «Здесь пока для нас есть неясности. С одной стороны, по источникам финансирования этих восьми триллионов рублей, и второе — по тому, насколько эффективны и на какие направления эти расходы будут направлены и насколько они смогут повлиять на потенциальные темпы экономического роста», — сказала г-жа Набиуллина. Хотя тут же на ПМЭФ начали формироваться первые контуры больших трат правительства на ближайшие шесть лет. Так, вице-премьер Татьяна Голикова рассказала о средствах, которые будут выделены на выполнение «майского указа» президента. «Цифра (8 трлн рублей. — “Эксперт”) касается бюджетной системы, федерального бюджета, бюджетов регионов. Сейчас нам предстоит организовать работу», — сказала г-жа Голикова. Она подчеркнула, что на данный момент работа будет происходить на уровне отраслевых министерств вместе с регионами. «Я думаю, что из этих восьми триллионов рублей порядка двух с половиной триллионов, наверное, придется на мой блок — на демографию, образование, здравоохранение и науку», — уточнила Татьяна Голикова.
Кстати, интересно, что на ПМЭФ-2018 впервые была обозначена проблема взаимоотношений федерального центра и регионов. Сколько бы денег ни выделил федеральный бюджет, без дееспособной и эффективной региональной и муниципальной власти решить проблемы экономического роста невозможно.
Пример отсутствия координации между федеральной властью и регионами привел министр промышленности Денис Мантуров. Сейчас в России действует более 600 программ стимулирования бизнеса и инвестиций. И разобраться в их хитросплетениях практически невозможно, даже обладая хорошими навыками.
Понятно, что теперь перед правительством встала задача скоординировать все существующие программы стимулирования бизнеса, налоговых льгот, региональные программы и субсидии необходимо быстро — в преддверии огромных инвестиционных затрат, которые готово понести государство. Лишь правильное законодательство и необременительные налоги способны давать максимальный мультипликативный эффект от инфраструктурных инвестиций.
Чуть-чуть занять на дорогу
В рамках ПМЭФ появились и контуры будущей модели финансирования большой стройки. «То, что будет создан специальный ресурс в виде фонда для инфраструктурных инвестиций, — вытекает из указов, из послания президента. Это один из источников для обеспечения более высоких темпов роста экономики… В правительстве сейчас происходит обсуждение, что мы создадим специальный ресурс для вложений в инфраструктуру. В чем у нас был негатив — недостаток вложений государства в инфраструктуру, которая впоследствии могла бы трансформироваться в частные инвестиции, в развитие бизнеса. Так вот, начиная с 2019 года мы создаем специальный фонд значительных объемов — на протяжении шестилетнего периода может быть три процента ВВП — с тем, чтобы массированно увеличивать государственные вложения в эту часть экономики, которая потом подстимулирует частный бизнес. Это наша задача», — рассказал первый вице-премьер Антон Силуанов.
Ресурсы, которых так не хватает в федеральном бюджете и которые Минфин не готов выдавать из закромов, будут восполнены с долгового рынка.
«Это деньги, которые мы планируем получить от привлечения долгового финансирования, но в рамках так называемого золотого правила — мы можем привлечь деньги с рынка, направив их на инвестиции, которые будут создавать нам дополнительные государственные активы и которые будут работать для экономики», — пояснил г-н Силуанов. Он еще раз подчеркнул: это ни в коем случае не приведет к изменению принципов бюджетной политики, особенно цены отсечения, при которой формируются доходы, и основных принципов бюджета и денежной политики. Интересно, что, по оценкам Минфина, долг, может быть, и не вырастет. «Если мы обеспечим темпы роста около трех процентов, то общий объем заимствований, который будет происходить для инфраструктуры, не будет способствовать росту долга», — оптимистичен Антон Силуанов.
Так, объем российской инфраструктурной программы составит три процента ВВП, что эквивалентно примерно трем триллионам рублей (для сравнения: стоимость крымского моста составила 228 млрд рублей). Позже заместитель Силуанова Владимир Колычев уточнил в кулуарах форума, что речь идет максимум о трех триллионах рублей в период до 2024 года. До этого же года будет работать и сам фонд. Объем заимствований увеличится на 100–200 млрд в год с текущего уровня. В этом году правительство планирует занять около триллиона рублей.
Если фонд должен составлять три триллиона на шесть лет, то, грубо говоря, пополняться он должен на 500 млрд в год. Таким образом, надежды Минфина, что увеличения долга для этого не потребуется (вкупе с тем, что резервы мы не тратим), может означать одно из двух: или Минфин будет максимально резать все остальные расходы, чтобы не занимать больше ни на что, кроме инфраструктуры, или он ожидает, что цены на нефть останутся как минимум такими же высокими, а рубль как минимум таким же низким, как сейчас, и бюджет резко станет бездефицитным. Возможно и сочетание вариантов.
Министр экономического развития Максим Орешкин также заявил, что при росте экономики гос-долг может не вырасти и даже снизиться в течение пятидесяти лет. «Не на каждую инфраструктуру можно занимать, — добавил он. — Эта инфраструктура должна приводить к росту частных инвестиций и существенному улучшению качества жизни людей». Иной точки зрения по вопросу гос-долга внезапно стал придерживаться Алексей Кудрин. «То, что долг у нас сегодня низкий… — это наш ресурс, наш запас на ближайшие годы для того, чтобы за счет этого источника инвестировать в инфраструктуру», — сказал он. Одобрила новую концепцию и Эльвира Набиуллина, которая считает возможным увеличение гос-долга для финансирования инфраструктуры. Напомним, что темой инфраструктурной ипотеки занимается Минэкономразвития. Поручение президента было дано еще в 2016 году на том же ПМЭФ. У МЭР и Минфина ранее были разногласия именно по вопросу создания фонда и механизмов его наполнения. Глава экономического ведомства Максим Орешкин, который также участвовал в панельной сессии с Антоном Силуановым, никаких пояснений по этой теме не давал.
Пенсия раздора
В свою очередь Центробанк денег экономике не даст, но Эльвира Набиуллина говорит, что регулятор будет проводить политику, стимулирующую увеличение объемов кредитования инвестиций и операционной деятельности бизнеса и дестимулирующую финансирование сделок по слияниям и поглощениям. Кроме того, по ее мнению, надо развивать финансовые рынки и пенсионную систему как источник длинных кредитов для экономики. ЦБ собирается вместе с Минфином доработать концепцию индивидуального пенсионного капитала, которая уже и так почти готова. «Нам нужно вернуть пенсионные накопления в систему. Это нужно для двух целей: для обеспечения достойной пенсии пенсионерам и для того, чтобы у нас были длинные деньги. И концепция индивидуального пенсионного капитала — мы ее прорабатывали, — на наш взгляд, в высокой степени готовности, ее надо принимать», — заявила глава ЦБ.
При этом пенсионные накопления, поступавшие из страховых взносов в рамках обязательного пенсионного страхования будут заморожены навсегда — об этом заявил Силуанов.
Поддерживает переформатирование накопительной пенсионной системы и Минэкономразвития. По мнению главы министерства, без этого невозможно увеличить долю инвестиций в России до 25% ВВП. «Увеличение инвестиций в экономику связано с повышением нормы сбережения населения. Если у нас в стране за ближайшие шесть лет не появится мощная в соотношении с размером экономики накопительная пенсионная система, система страхования, говорить о росте инвестиций, конечно, не приходится», — предупредил Максим Орешкин.
Впрочем, учитывая, что автоподписки в ИПК не будет, а львиная доля граждан вряд ли захочет отчислять дополнительно в НПФ даже пару процентов своей и так небольшой зарплаты, об ИПК и о длинных пенсионных деньгах можно забыть уже сейчас.
Другая часть пенсионной реформы связана с увеличением пенсионного возраста. По словам Татьяны Голиковой, пенсионная реформа в этой части может начаться уже в следующем году.
Напомним, сейчас обсуждается два варианта, Минфина и Минтруда, и оба предполагают крайне жесткие темпы повышения пенсионного возраста. Судя по дискуссиям и высказываниям в кулуарах ПМЭФ, пока никто из чиновников и бизнесменов не понимает всех рисков такой реформы.
Прорыв в неизвестность
Секции ПМЭФ-2018, посвященные научно-технологическому будущему России, были наполнены ожиданием скорых изменений. В очередной раз подчеркивались проблемы, стоящие перед страной, и хорошо известные преграды развития — большая территория, кадровый дефицит и проч. Участники форума уверены: России необходим путь прорывного развития. Министр науки и высшего образования России Михаил Котюков подчеркнул, что для технологического прорыва в России следует создавать систему дополнительных компетенций, концентрацию интеллектуальных ресурсов страны. А заместитель министра образования и науки Григорий Трубников отметил, что России необходим радикальный научный прорыв, и к этому может привести создание исследовательских установок класса «мегасайенс».
Особое внимание также получили «большие вызовы» (grand challenges) и взаимодействие человека с природой. Решение проблем — в новых подходах, изменении образа мышления, переосмыслении места человека в мире. По мнению выступавших экспертов, для ответа на «большие вызовы» необходимо разрабатывать стратегии развития на несколько десятилетий вперед и постепенно переходить к опережающему росту. При этом в стратегиях нужно не просто описывать направления деятельности, а отталкиваться от запросов общества и окружающего мира, учитывать технологические тенденции.
Помощник президента Андрей Фурсенко отметил, что единого инструмента, который позволил бы совершить прорыв, просто нет. Масштаб необходимых изменений столь велик, что нельзя полагаться только на стратегии, на пошаговые планы действий. Нужно полностью переосмыслить положение России в мире — и для этого нужно начинать работать немедленно. Впрочем, вопросы, кто именно должен обеспечить прорыв и к какой целевой точке нужно прийти, остались без ответа.
Начальник отдела Института теоретической и математической физики РФЯЦ-ВНИИЭФ Роман Королев подошел к вопросу технологического прорыва рационально. «Прежде чем переходить к технологическому прорыву, необходимо поставить задачу», — заявил он. Однако никаких задач на сессии, посвященной технологическому прорыву, поставлено не было. Звучали речи о неравномерном экономическом развитии России, которое все усложняет, о необходимости перестройки системы образования и науки. Куда перестраивать, как — к единому выводу выступающие не пришли. Именно в человеческом капитале кроется ключ к развитию России и восстановлению ее конкурентоспособности. С этим не поспоришь.
Сошлись на необходимости создания региональных научных центров, чтобы децентрализовать систему образования и науки, — в противном случае происходит сильный перекос, в результате чего талантливые ученые из регионов стремятся уехать в Москву и Санкт-Петербург. Декларировалась потребность в коммуникации между регионами, чтобы созданные научные центры могли обмениваться исследовательской информацией.
Участники согласились в главном: каким будет технологический прорыв — неизвестно, но и не так важно; важно, чтобы для него были созданы все условия. При этом участников ПМЭФ не смутили ни деиндустриализация, ни катастрофически низкий уровень развития хайтек-отраслей страны — грядущему прорыву это, кажется, не помеха.
Заур Мамедьяров
Судьба российской экономики через призму ПМЭФ
2013
Центральной стала тема медленного роста российской экономики — хотя по итогам 2012 года темпы составили 3,4%, мировой уровень. Министр финансов Антон Силуанов: «Дополнительные вложения приведут к тому, что нужно будет создавать новые рабочие места, новую рабочую силу, а их нет. Это дорогое удовольствие будет». Глава ВЭБа Владимир Дмитриев: «Нам говорят, что российская экономика закредитована и что наращивать кредитование не стоит. Однако если разобраться в структуре этих кредитов, то окажется, что мы выдали полтора триллиона рублей кредитов на сделки слияния и поглощения. На обновление же основных фондов в два раза меньше — всего 750 миллиардов.»
2014
Из-за попыток американцев саботировать форум на нем не присутствовали многие европейские бизнесмены. Рост ВВП ожидается на уровне 0,5%, от форума ждали четких предложений по выходу из стагнации. Возникло устойчивое ощущение, что в правительстве смирились с нулевыми темпами роста ВВП, не считают их чем-то недопустимым и продолжают работать на стратегическую перспективу и институциональные реформы — например, дебюрократизацию.
2015
От парализующей атмосферы страха и неуверенности, омрачившей ПМЭФ-2014, не осталось и следа. Сделки, подписанные на форуме, прямо свидетельствовали, что международной изоляции России так и не произошло. Так, «Роснефть» заключила свой первый в условиях санкций крупный контракт, продав британской BP 20% в компании «Таас-Юрях нефтегазодобыча», разрабатывающей Среднеботуобинское месторождение в Восточной Сибири. Однако экономические проблемы России все меньше пытаются решать с помощью экономических инструментов.
2016
ПМЭФ в этом году посетили глава Еврокомиссии ЖанКлод Юнкер, бывший президент Франции Николя Саркози, глава итальянского правительства Маттео Ренци (Италия вообще была представлена внушительной делегацией первых лиц страны и крупнейшего бизнеса), постоянным фоном звучала тема инвестиций, точнее их отсутствия. Министр финансов РФ Антон Силуанов заявляет, что источником роста страны должна стать бюджетная стабильность, а значит, минимальный дефицит федерального бюджета. Главный экономист и зампред Внешэкономбанка (ВЭБ) Андрей Клепач убежден, что денег в российской экономике достаточно, проблема лишь в том, что они не работают.
2017
Новых драйверов в экономике пока нет, а старые тяговые лошади — инфраструктурные и нефтегазовые компании, тащившие экономику вперед последние пятнадцать лет, — истощились и требуют перерыва. В рамках ПМЭФ Владимир Путин вновь заявил, что темпы роста российской экономики должны быть намного выше имеющихся, при этом развитие экономики также должно работать на решение проблемы неравенства — новая тема на ПМЭФ. «Речь идет о том, чтобы наша экономика генерировала больше доходов и люди получали больший доход соответственно. И сделать это можно исключительно на путях развития новых технологий, в том числе цифровых», — сказал президент.
2018
Главная тема — выполнение «майского указа» Владимира Путина о росте экономики и благосостояния, масштабной инфраструктурной стройке и цифровизации. Нужно 8 трлн рублей. Несмотря на обилие нефтегазовых доходов в бюджете и низкий долг, Минфин, похоже, намерен собрать дополнительные средства на президентскую программу с помощью налогов. Поможет сэкономить повышение пенсионного возраста.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl