«Московская кофейня на паяхъ» хочет потеснить иностранных производителей кофе

ЭкспертБизнес

Кофе, который растет

Увеличив производство сублимированного кофе в два с половиной раза, «Московская кофейня на паяхъ» рассчитывает потеснить иностранных производителей растворимого кофе на российском рынке

Вера Кузьмина

Потребление кофе в России обогнало потребление чая. Фото: Олег Сердечников

Известный российский производитель кофе «Московская кофейня на паяхъ» до конца года планирует завершить строительство своего второго завода, на котором будут производить сублимированный растворимый кофе: «Этот вид кофе сейчас в России основной по потреблению вне кофеен, он занимает 70 процентов рынка, и у нас порядка 70 процентов от всего объема производства приходится на него», — поясняет «Эксперту» Дмитрий Бабков, заместитель генерального директора компании «Московская кофейня на паяхъ». Помимо сублимированного кофе компания производит кофе в зернах, молотый, кофе молотый в растворимом, кофе «три в одном» и кофе в капсулах, а также сублимированный цикорий. Вся ее продукция выпускается под брендом «Московская кофейня на паяхъ».

По итогам 2019 года оборот «Кофейни» составил более 3,5 млрд рублей, доля компании в общем объеме продаж на розничном кофейном рынке составляет шесть–семь процентов. Открыв второй завод по производству сублимированного кофе, компания планирует увеличить свою рыночную долю еще на несколько процентов за счет конкуренции с более дорогим импортным сублимированным кофе.

Дмитрий Бабков, заместитель генерального директора компании «Московская кофейня на паяхъ». Фото: Олег Сердечников

На волне роста

В последние годы кофейный рынок стабильно рос (12% в прошлом году в натуральном выражении) за счет кофейного бума, возникшего после того, когда стало модно пить кофе в стаканчиках на ходу и начали активно расти точки с кофе навынос. Наша традиционно чайная страна стала смещаться по типу потребления в сторону кофе, и в конце прошлого года кофе впервые обогнал по объемам потребления чай: в 2019 году потребление напитков из кофе в России достигло 180 тыс. тонн, а потребление чая — 140 тыс. тонн. При этом рост потребления кофе происходил за счет жареного кофе в зернах, которые используют кофейни, а спрос на растворимый кофе в целом оставался стабильным. В прошлом году потребление жареного кофе составило 99,5 тыс. тонн, а растворимого — 80,5 тыс. тонн.

Несмотря на то что рынок растворимого кофе в целом не растет, «Московская кофейня на паяхъ» видит растущий спрос на свою продукцию: в последние годы производство в компании росло на 20–30% ежегодно. В итоге компания достигла предела своих производственных мощностей — 2500 тонн сублимированного кофе в год (объем потребления в России — 30 тыс. тонн). Такие объемы производства считаются небольшими среди других производителей сублимированного кофе. Компаний, которые производят его в России, всего три, и это крупнейшие мировые игроки — Nestle, Jacobs (каждая из них производит в десять раз больше кофе, чем «Московская кофейня на паяхъ») а с прошлого года в тройку лидеров попала и группа компаний «Орими», которая открыла в Ленинградской области свой завод по производству растворимого сублимированного кофе. Все эти предприятия — полного цикла производства, от сырья до готового продукта в упаковке.

На российском рынке также есть кофе и от небольших производителей с достаточно известными брендами, такими как Egoiste, который производят в Европе и поставляют затем в Россию. И есть огромное количество мелких производителей, который завозят готовый растворимый кофе, часто непонятного качества, в больших объемах и фасуют его уже внутри страны.

По данным Российской ассоциации производителей чая и кофе, российская кофеперерабатывающая промышленность обеспечивает на 70% производство жареного и молотого кофе, на 88% — расфасовку растворимого кофе и только на 53% — переработку кофе полного цикла.

Особая технология для кофе

Поначалу, в середине 1990-х, «Кофейня на паяхъ» специализировалась на производстве жареного кофе, а сублимированный кофе под своей торговой маркой импортировала из Европы. Увидев стабильный рост спроса на него несколько лет подряд, компания в начале 2000-х решила построить собственный завод полного цикла по производству сублимированного кофе. Завод был запущен в 2004 году. Это первый завод на территории постсоветского пространства и Восточной Европы по производству сублимированного кофе полного цикла. Новейшие технологии позволили добиться стопроцентного контроля над производственным процессом.

Развитие кофеен в стране привело к значительному росту потребления кофе в прошлом году

Однако компания хотела контролировать качество не только в процессе переработки зерен, но и на этапах их выращивания. Для этого в 2012 году она приобрела плантации в Колумбии и Доминикане. Правда, собственные плантации дают только 25% нужного объема сырья для производства. Остальные 75% сырья обеспечивают производителю множество сторонних поставщиков из Колумбии, Доминиканской Республики, Папуа — Новой Гвинеи и Перу. Поставляемое ими сырье также жестко контролируется. «Недобросовестные компании могут производить растворимый кофе из не очень качественных зерен, мы же производим наш сублимированный кофе из тех же высококачественных кофейных зерен, что используем для производства жареного кофе в зернах», — говорит г-н Бабков.

Так как спрос на сублимированный кофе как наиболее качественный до сих пор продолжает расти до сих пор, логичным решением в развитии компании стало строительство второго завода (в планах есть и увеличение площадей своих плантаций).

Сублимированный кофе является разновидностью растворимого кофе (в категорию растворимого кофе также входит порошковый и гранулированный) и производится по технологии сухой заморозки (Freeze Dried), при которой влага из зерен после обжарки и заваривания удаляется путем замораживания. Порошковый и гранулированный кофе производятся по технологии Spray Dry — лишняя вода удаляется путем сушки кофе в потоке горячего воздуха, что лишает продукт яркого кофейного аромата. «Freeze Dried — самая современная технология, которая позволяет сохранить вкусо-ароматические свойства продукта. Эта технология дороже, но продукт получается более качественный, и у него выше маржа», — говорит Рамаз Чантурия, глава ассоциации «Росчайкофе».

Новый завод будет располагаться на территории существующего — в поселке Тучково Московской области. Большая часть инвестиций пойдет на закупку автоматизированного оборудования в Германии и Дании. С точки зрения производственного процесса делать сублимированный кофе сложнее. Сначала зерна поступают в обжарочный аппарат, после этого жареный кофе поступает на мельницу, дальше проходит через экстракционную колонну, где кофе заваривается, как в чашке, кипятком. Затем из него удаляется молотый жмых, а оставшийся экстракт отправляется на сгущение в концентратор, который испаряет лишнюю воду. После этого кофе охлаждается, становится густым ликером, он попадает в морозильные камеры и уже замороженный разбивается на гранулы и направляется в сублимационную камеру. Это самый важный этап производства — здесь кофе несколько часов высушивается: за счет снижения давления и температуры кипения лед переходит в пар, минуя жидкую фазу, благодаря этому гранулы не теряют форму. «Сублимированный кофе делается по самой передовой технологии, когда экстракт из зерен после помола и заваривания не распыляют при температуре 180–200 градусов, как делают для создания порошкообразного и гранулированного кофе, чтобы выпарить воду, а наоборот, экстракт охлаждают, замораживают и высушивают при низкой температуре в вакууме. Благодаря отсутствию экстремального нагрева такой кофе получается значительно вкуснее и ароматнее», — говорит г-н Бабков. При этом в процессе производства используется всего два сырья — кофе и очищенная вода.

В планах — дальнее зарубежье

Инвестиции в новое производство составят порядка пяти миллиардов рублей, большая часть которых — заемные средства. Компания рассчитывает вернуть вложения через десять лет.

При существующих объемах производства проблем со сбытом у «Кофейни» нет. За все время своего существования компания развивала продажи только через один канал — розничные федеральные и региональные продуктовые сети по всей стране и за ее пределами (продукция компании продается в нескольких странах СНГ — Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Киргизии).

Она представлена во всех известных сетях — «Перекресток», «Пятерочка», «Дикси» и «Магнит». В продажах на федеральные сети у компании приходится 50%, еще 25% продукции компания продает в региональных сетях и оставшиеся 25% — в несетевых магазинах.

С увеличением объемов производства в два с половиной раза конкуренция с другими игроками возрастет. Такие производители, как Nestle и Jacobs, в основном ориентированы на производство массового продукта. «Московская кофейня на паяхъ» утверждает, что производит более качественный продукт, чем эти известные компании, себестоимость производства ее продукта может быть в два раза выше, чем у других производителей, прежде всего за счет использования качественного сырья, поэтому и розничная цена на получаемый кофе выше на 15–20%.

Скорее, конкурентами компании будут импортный сублимированный кофе таких брендов, как Egoiste и Bushido. Продукт у этих компаний по цене значительно выше (на 50–80%), чем у «Московской кофейни на паяхъ», при том что качество аналогичное. Поэтому «Кофейня» ориентирована на то, что ее конкурентное преимущество перед ними будет в более низкой цене.

Учитывая, что продукция компании уже представлена во всех продуктовых сетях, «Кофейня на паяхъ» рассматривает возможность выхода в новые каналы продаж (Horeca), а также на новые рынки, где продукция компании еще не представлена, однако есть на нее спрос, — но только после ввода новых мощностей: «Нам поступают запросы на поставки продукции, в том числе из стран дальнего зарубежья, однако на сегодняшний день наши мощности полностью загружены, что не позволяет нам удовлетворить эти запросы до запуска нового завода», — говорит Дмитрий Бабков.

Что касается кофеен, то пока в этот сегмент компания выходить не планирует. «Нам не очень интересно поставлять кофе в кофейни, потому что, как правило, речь идет о небольших для нас объемах поставок, но, чтобы их осуществлять, необходимы большие затраты», — объясняет Дмитрий Бабков. Правда, у «Московской кофейни на паяхъ» есть и две собственные кофейни, но они играют скорее имиджевую роль, и их дальнейшего развития в планах компании пока нет.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Груз платформы Груз платформы

Павел Дуров: бизнесмен, который бросил вызов мировому господству доллара

Forbes
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
«И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни» «И теперь я точно знаю, что семья — это самый главный, самый трудный бизнес-проект в жизни»

Владимир Потанин рассказал о своих жизненных ценностях и мотивации

Forbes
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
«Москворотые»: русскоязычные Украины на распутье «Москворотые»: русскоязычные Украины на распутье

Почему русская Украина отказывается от своей языковой и культурной идентичности

Эксперт
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Меняю автомат на беспилотник Меняю автомат на беспилотник

Первое боестолкновение, где решающую роль сыграли беспилотные дроны

Популярная механика
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Алексей Гуськов: «Я не могу годами ждать, что кто-то предложит мне роль моей мечты» Алексей Гуськов: «Я не могу годами ждать, что кто-то предложит мне роль моей мечты»

Алексей Гуськов — о том, как создавался сериал «Седьмая симфония»

Эксперт
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Евгений Дятлов: «Дар голоса — возможность обрести невыразимую легкость бытия» Евгений Дятлов: «Дар голоса — возможность обрести невыразимую легкость бытия»

Евгений Дятлов — о превратностях актерской судьбы и плохих сценариях

Эксперт
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Как заинтересовать клиента, и почему люди больше не любят гипермаркеты Как заинтересовать клиента, и почему люди больше не любят гипермаркеты

Как рынку электроники привлекать новых клиентов?

Inc.
Get ready with me: в чем смысл тренда и почему люди показывают, как готовятся выйти из дома Get ready with me: в чем смысл тренда и почему люди показывают, как готовятся выйти из дома

Почему видеоролики, в которых блогеры одеваются, становятся вирусными?

Psychologies
Zoloto Zoloto

Как путь к статусу рок-звезды у Владимира Золотухина занял десять непростых лет

Собака.ru
Как растения размножаются Как растения размножаются

Почему одни растения плодятся спорами, а другие семенами?

Наука и жизнь
Что такое «теория красных ногтей» — и правда ли, что этот цвет помогает привлечь мужчину Что такое «теория красных ногтей» — и правда ли, что этот цвет помогает привлечь мужчину

Почему красный цвет маникюра некоторым кажется таким «могущественным».

Psychologies
Astondoa — имя собственное Astondoa — имя собственное

Портрет старейшей испанской верфи Astondoa Yachts: история и жизнь сегодняшняя

Y Magazine
Папа умер, отче жив Папа умер, отче жив

«Конклав»: политико-нравственный триллер о правлении католической церкви

Weekend
ДНК всемогущая ДНК всемогущая

Можно ли узнать все о своем происхождении благодаря генетическим исследованиям?

Grazia
Искусственный интеллект в деле Искусственный интеллект в деле

6 возможностей нейросетей в быту: подсказки от эксперта

Лиза
В мире смартфонов грядет революция В мире смартфонов грядет революция

Apple создает AI Phone — умного помощника

ТехИнсайдер
Любовь и виноград Любовь и виноград

Когда сыну поставили диагноз, его мама думала, что о работе можно забыть. И зря!

Новый очаг
Хозяин порта Хозяин порта

Фантастический рассказ Роберта Чамберса «Хозяин порта»

Наука и жизнь
Не вибрируй! Не вибрируй!

4 признака того, что стиральная машина скоро сломается

Лиза
Дело жизни Дело жизни

Известные шеф-повара об их истоках и пути в профессии

Grazia
Этот голубь по кличке Шер Ами спас 200 человек во время Первой мировой и стал героем США! Этот голубь по кличке Шер Ами спас 200 человек во время Первой мировой и стал героем США!

История геройских подвигов птицы ​​​​​​​Шер Ами во время Первой мировой

ТехИнсайдер
«Чукотка» на воде, ждем «Лидера» «Чукотка» на воде, ждем «Лидера»

Россия последовательно наращивает свою ледокольную группировку

Монокль
Бегом-бегом: 6 секретов, как сэкономить время и везде успеть Бегом-бегом: 6 секретов, как сэкономить время и везде успеть

Как научиться трезво оценивать свой список задач и успевать намного больше?

Psychologies
Тише едешь… Тише едешь…

Спуск на воду Silent 62 3-Deck — шаг на пути к успеху верфи Silent-Yachts

Y Magazine
Открыть в приложении