Кинопрокат: хроники сжимающейся индустрии
Количество кинозалов в России в первом полугодии уменьшилось на 12,4 процента
На прошлой неделе в прокат вышел фильм Жака Деми «Шербурские зонтики». Это произошло спустя 57 лет после его первого выхода на отечественные экраны — тогда еще в СССР. Не столь уж редкий случай в отечественном кинопрокате, когда фильм можно увидеть на большом экране через много лет после того, как он был снят. Особенно в последние годы, когда кинотеатры столкнулись с дефицитом релизов. Сначала это было связано с пандемией и ограничениями в работе кинотеатров, теперь — с отказом крупнейших голливудских компаний выпускать в прокат фильмы в России, вступившим в силу в марте этого года. В случае с «Шербурскими зонтиками» удивляет разве что давность их производства. Фильмы шестидесятых в прокате все-таки редкость. Впрочем, в нем есть картины и постарше «Зонтиков». Например, «Иваново детство» Андрея Тарковского — фильм 1962 года, или выпущенная в 1957-м «Земляничная поляна» Ингмара Бергмана, или снятая им в том же году «Седьмая печать».
Да поможет нам Тарковский
Неплохим спросом у публики пользуется фильм Тарковского «Андрей Рублев». До этого года он выходил в прокат несколько раз: в 1966 году — ограниченные показы, в 1971-м — сокращенная версия, в 1988-м — режиссерская. 8–10 июля, по данным «Кинопоиска», его посмотрели 15 человек, купив билеты на общую сумму 6000 рублей, что позволило «Андрею Рублеву» попасть в сотню самых успешных фильмов второго июльского уикенда. На семь рублей его опережает суперхит 2019 года «Холоп», но у последнего есть значительное преимущество: в отличие от «Андрея Рублева» в распоряжении кинотеатров три копии картины, а не одна. Самым успешным фильмом Андрея Тарковского по итогам второго уикенда июля стал «Сталкер». Его посмотрели 66 зрителей, заплатив за билеты 53,9 тыс. рублей. А самым успешным из всех фильмов, вышедших в повторный прокат за тот же период, оказалась «Асса» Сергея Соловьева: ее посмотрели 243 зрителя, отдав за билеты 96,55 тыс. рублей. На последнем месте — мультфильм «Приключения Буратино» 1959 года. И на него в этот июльский уикенд нашелся зритель, но всего один.
Лидер российского проката начала июля — комедия «Булки» с Кристиной Асмус. Ее персонаж неожиданно обнаруживает себя где-то на Шри-Ланке. На втором месте — фильм «Одна», рассказывающий о женщине, пережившей авиакатастрофу и сумевшей не только уцелеть при падении самолета с высоты пять километров, но и выжить в амурских лесах, где она блуждала два дня. В десятке самых кассовых релизов — «Дикая» с Таисией Вилковой, героиня которой тоже вынуждена выживать, но в якутской тайге. Единственный из релизов крупных голливудских компаний — «Бэтмен». Кинотеатры показывают его на том основании, что успели заключить соглашения с дистрибьютором фильма компанией Warner Bros. до того, как та приняла решение уйти из России. Но даже эта экстраординарная мера не спасает доходы кинотеатров от неуклонного падения. По результатам уикенда 7–10 июля «Бюллетень прокатчика» зафиксировал новый минимум общей кассы топ-20 релизов: 126 млн рублей. Это на 66,5% ниже показателей аналогичного уикенда годичной давности.
Одним Тарковским сыт не будешь
В апреле Ассоциация владельцев кинотеатров прогнозировала закрытие к концу первого полугодия до половины всех кинозалов. Действительность оказалaсь не такой мрачной. Количество кинозалов, по данным «Невафильм Research», за первые полгода уменьшилось только на 12,4%: с 5704 до 4996. Несмотря на то что год еще не закончился, он уже стал рекордным по количеству закрытых кинозалов, превзойдя по этому показателю 2020-й, когда кинотеатры сначала были закрыты на протяжении нескольких месяцев, а после открытия могли себе позволить только ограниченную продажу билетов. Наиболее интенсивное сокращение числа кинозалов отмечается с марта. При этом количество кинотеатров, находящихся в частной собственности, сократилось на 7%, кинозалов в них — на 14%. Число муниципальных кинотеатров снизилось на 6%, кинозалов в них — на 5%. По сравнению с началом года на 5% увеличилось количество миниплексов. Количество мультиплексов уменьшилось почти наполовину. Мегаплексы (больше 17 залов) пропали с рынка.
Если еще совсем недавно для производителей российского кино самой большой проблемой был выбор подходящей даты для начала проката фильма — так, чтобы она не совпадала с какимлибо голливудским релизом, то сейчас, когда российским картинам из иностранных релизов приходится конкурировать лишь с китайским анимационным фильмом «Побег из космоса» и испанской артхаусной комедией «Главная роль», их основное предложение — комедия «Булки» и фильм-катастрофа «Одна». Последний держится в топе уже пятую неделю, собрав при этом чуть больше 230 млн рублей. А самой большой отечественный хит этого года — анимационный фильм «Финник». В прошлом году на долю российских картин пришлось 25,6% (10,4 млрд рублей) всех сборов. Почти такую же сумму, 10,7 млрд, они собрали в кризисном для отрасли 2020 году. Но это произошло в отсутствие большинства самых ожидаемых иностранных релизов, и тогда она составила 46,9% совокупных кассовых сборов.
Отключить режим автоматического обновления
Сейчас, когда путь к зрителю свободен, в распоряжении прокатчиков кино не оказалось ни одного отечественного блокбастера. И приходится либо предлагать публике, у которой еще осталась привычка ходить в кинотеатры, фильмы, выходящие в повторный прокат, либо продолжать показывать голливудские картины, которые удалось заполучить еще до санкций. Как следует из отчета Ассоциации владельцев кинотеатров о встрече заместителя председателя Госдумы Владислава Даванкова с представителями киноиндустрии, глава компании СТВ Сергей Сельянов пообещал, что в 2024 году замещение голливудских фильмов фильмами отечественными произойдет по крайней мере в «достаточном объеме», а пока индустрия будет вынуждена жить в ситуации дефицита качественного контента. При этом продюсерам необходима уверенность в том, что к моменту завершения цикла кинопроизводства им будет где эти фильмы демонстрировать, «иначе вложенные продюсерами в их создание силы и средства окажутся потрачены впустую».
Еще одна проблема, с которой приходится сталкиваться прокатчикам, — невозможность продвигать фильмы через еще совсем недавно общепринятые, а ныне запрещенные социальные сети. Если в апреле Ассоциация владельцев кинотеатров утверждала, что параллельный импорт в киноиндустрии невозможен, поскольку «копия кинофильма уже давно не является физическим носителем», то теперь, как следует из того же отчета, она, наоборот, на нем настаивает. Среди других мер, которые предлагает Ассоциация владельцев кинотеатров, переговоры с арендодателями об оплате аренды в виде процентов от оборота без фиксированных и минимальных платежей, сокращение количества работающих кинозалов и перевод кинотеатров на сокращенный график, а персонал — на режим неполного рабочего дня. Еще одна рекомендуемая мера — временно приостановить обновление программного обеспечения билетных систем, проекторов и серверов, убрать режим автоматического обновления везде. Возможно, это и в самом деле поможет продержаться.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl