Российский рынок услуг каршеринга продолжает быстро расти

ЭкспертБизнес

Каршеринг: гонки на выживание

Российский рынок услуг каршеринга продолжает быстро расти и переживает период ожесточенной конкурентной борьбы с элементами демпинга, в результате которой на плаву могут остаться лишь несколько крупных игроков

Алексей Грамматчиков

Рынок каршеринга в Москве — второй по объему в Европе. Фото ТАСС

В конце февраля московский каршеринг Carlion сообщил о прекращении работы, в ноябре прошлого года ушел с рынка сервис каршеринга Easy Ride. Другая заметная каршеринговая компания Carenda на днях объявила, что уходит из Москвы и, существенно сокращая свой автопарк, переезжает в Санкт-Петербург. На грани разорения оказался каршеринг TimCar: компания втрое сократила автопарк и сейчас, судя по всему, находится на грани банкротства. На российском рынке каршеринга ужесточается конкурентная борьба, и ведущие игроки спешат занять на нем доминирующее положение.

Впереди планеты всей

«Не владеть, а пользоваться» — этот принцип «шеринговой» экономики оказался особенно востребован в услугах поминутной аренды автомобилей. В России каршеринг не просто пользуется спросом, а бурно растет и становится одним из самых востребованных в мире. Согласно исследованию международного банка JPMorgan, 85% российского автопарка каршеринга сейчас сконцентрировано в Москве, и темпы его прироста очень впечатляют: почти в шесть раз за год. И в ближайшее время динамичный рост будет продолжаться: представители правительства Москвы заявляют, что к концу текущего года парк каршеринговых автомобилей в городе может достичь 20 тыс. автомобилей, а к 2025-му— порядка 25 тыс. (см. график 1). Если сейчас, по данным JPMorgan, на один каршеринговый автомобиль в Москве приходится около тысячи жителей города, то в ближайшем будущем на одну такую машину будет приходиться примерно 500 жителей — это уже сопоставимо с показателями мировых лидеров, например с Торонто (здесь один каршеринговый автомобиль приходится на 498 жителей), Мадридом (500), Штутгартом (515), Нью-Йорком (525).

Помимо Москвы потенциал у каршеринга есть и в других российских регионах. По оценке PricewaterhouseCoopers (PwC), сегодня сервис каршеринга присутствует в 14 городах России — в частности, этот вид услуг динамично развивается в Санкт-Петербурге, Сочи, Краснодаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Казани, Ростове. Однако, как уже отмечалось выше, на российские регионы приходится лишь 15% всего каршерингового парка, или около 2500 машин. Всего же в России парк каршеринга составляет порядка 20 тыс. автомобилей. А в ближайшие пять-шесть лет, по оценкам PwC, он увеличится еще на 50% и достигнет как минимум 30 тыс. автомобилей.

«В России клиенты отказываются от личных автомобилей в пользу каршеринга, поскольку он дешевле и удобнее. При краткосрочной аренде оптимизируются расходы на страховку, обслуживание, парковку, хранение, мойку автомобиля. Например, парковка личного транспорта в отдельных местах в центре Москвы достигает 380 рублей в час. Прокатный автомобиль на той же парковке в режиме ожидания будет стоить вам всего 150 рублей в час, — говорит Александр Вусов, руководитель проектов оценочной компании «Апхилл». По оценкам PwC, сегодня пользователь каршеринга в России может в среднем сэкономить в год минимум 10%, если сравнивать с тем, что ему придется потратить на личный автомобиль, при этом при каршеринге можно выбирать разные классы и типы автомобилей.

Помимо этого в Москве и других крупных российских городах пользоваться каршерингом дешевле, чем такси. В среднем поездка продолжительностью 40–50 минут в столице обойдется в 250–400 рублей, в среднем это на 30–40% меньше, чем на такси. Правда, на такси передвигаться комфортнее: оно подъедет прямо к клиенту, не нужно тратить время на осмотр машины, прилагать усилия для ее вождения, не нужно искать парковку в месте назначения и т. д.

«В целом мы оцениваем капитализацию российского рынка каршеринга по итогам 2018 года в 60 миллиардов рублей, всего в России в ушедшем году на каршеринге было совершено около 16 миллионов поездок. В нынешнем году эти показатели будут расти: мы прогнозируем, что по итогам 2019 года капитализация рынка увеличится до 80 миллиардов рублей, а количество поездок достигнет 24–25 миллионов», — прогнозирует Александр Вусов.

Демпинговое ускорение

Каршеринг — очень молодой сервис, первый оператор появился в Москве в конце 2012 года, а динамичное развитие сервиса началось в 2015-м, когда в столице появились первые сто машин для краткосрочной аренды. Сегодня, по данным JPMorgan, этим бизнесом в России занимаются порядка 20 компаний. Но уже сейчас налицо серьезное укрупнение игроков этого рынка. По оценке PwC, более 90% рынка каршеринга в Москве сейчас принадлежит четырем компаниям: «Яндекс. Драйв», «Делимобиль», Belca Car, YouDrive.

Компания «Яндекс. Драйв», которая появилась только год назад, сегодня является самым крупным и агрессивным игроком на российском рынке каршеринга. «Сейчас парк “Яндекс. Драйв” насчитывает 8300 автомобилей, из них 7500 в Москве и 850 в Санкт-Петербурге, — рассказал “Эксперту” Дмитрий Горчаков, руководитель PR-проектов геосервисов компании “Яндекс”. — Таким образом, можно говорить, что сервис “Яндекс. Драйв” по количеству автомобилей сейчас номер один в России и номер два в Европе (уступает немецкой компании Car2go с парком 16 тыс. машин. — “Эксперт”)».

Другие ведущие игроки российского каршеринга — компания «Делимобиль» и Anytime (в прошлом году владеющая «Делимобилем» Mikro Kapital Group (MKG) приобрела Anytime) обладают в сумме парком 7500 машин и помимо столицы активно развивается в Санкт-Петербурге, Уфе, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Самаре, Грозном, Краснодаре, Красноярске, Ростове-на-Дону. Следом идет каршеринг Belka Car с парком 4100 автомобилей (работает в Москве и Сочи). Каршеринг YouDrive, в свою очередь, имеет автопарк 1200 машин (предоставляет услуги в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Екатеринбурге).

Прочие игроки рынка каршеринга имеют в своем распоряжении от менее чем 100 до 800 машин (см. график 2).

Компании не раскрывают своих финансовых показателей. В среднем, по оценочным данным, один каршеринговый автомобиль используется семь–восемь раз в день, каждая поездка в среднем длится 40–50 минут. То есть в день выручка от эксплуатации одного автомобиля составляет 2800 рублей (более миллиона рублей в год). Но, по мнению экспертов, большинство каршеринговых компаний сейчас работают в убыток, пытаясь привлечь клиентов скидками и акциями и занять таким образом более значимую долю на растущем рынке. «О маржинальности сейчас говорить не приходится, основная задача игроков — агрессивный рост, — признается Екатерина Макарова, сооснователь сервиса BelkaCar. — В России каршеринг в ближайшие несколько лет способен показать рост в несколько раз. Консолидация в текущих условиях маловероятна, небольшие игроки, которые не выдерживают долгой работы в минус, просто уходят с рынка. Крупные игроки будут наращивать свое присутствие, используя эффект масштаба и инвестиции».

Сейчас средняя цена за минуту аренды автомобиля колеблется от шести до десяти рублей. Однако в некоторых случаях цены на аренду (например, в утреннее время) операторы опускают ниже трех рублей за минуту, что явно ниже себестоимости. Особенно в агрессивной ценовой политике сейчас выделяется «Яндекс. Драйв», который практикует так называемые динамические тарифы, когда каждому пользователю, по сути, делается индивидуальное предложение по цене в зависимости от условий аренды в данном месте и в данное время.

Маржинальность каршеринга в России пока невысока, считает Александр Усов, исполнительный директор компании «Ctrl Лизинг». Доходность здесь, по его словам, напрямую зависит от количества активных машин на линии и загрузки автомобилей в день. Помимо этого в каршеринге есть также такие статьи расходов, как маркетинг или привлечение клиентов, ИТ-платформа, на основе которой работает весь процесс, а также содержание парка машин, где основными расходами являются платежи по лизингу или кредиту, оплата топлива, мойка автомобилей, ремонт и плановое техобслуживание.

Дальнейший разгон

Сейчас бизнес-модель каршеринга в России построена на лизинге, и порог входа здесь все еще не очень высок. «Существует несколько видов бизнес-модели каршеринга: это может быть франчайзинг или построение своей компании с нуля. Есть варианты, различающиеся с точки зрения владения автопарком: некоторые приобретают автомобиль в собственность, но большинство каршеринговых компаний берут машины в операционный лизинг. В последнем случае период окупаемости может составлять порядка 10–20 месяцев, объем первоначальных вложений оценивается примерно в полтора миллиона рублей из расчета 10–15 автомобилей и четырех сотрудников». — рассказывает Александр Захаров, руководитель направления по работе с ключевыми клиентами группы компаний «Автоспеццентр».

Однако даже при небольших первоначальных вложениях (для скромного автопарка) в нынешних рыночных условиях мелким компаниям и стартапам пробиться будет уже почти невозможно. «Скорее всего, через некоторое время в отрасли останутся три-четыре крупных игрока, при этом вряд ли будут поглощения — сервису выгоднее закупить дополнительную тысячу автомобилей, чем выходить на сделку с другим оператором», — продолжает Александр Захаров.

Каршеринг в России активно развивается, в том числе за счет поддержи этого сервиса городскими властями. Они рассчитывают на то, что этот сервис поможет снизить нагрузку на дорожную инфраструктуру: одной машиной пользуется в течение дня несколько человек, а значит, общее количество машин в городе снижается. Например, в Москве каршеринговые компании платят столичным властям за абонемент на парковку одного автомобиля порядка 25 тыс. рублей в год, при том что цена такой парковки в свободной продаже сейчас находится в районе 300 тыс. рублей. Операторы каршеринговых услуг говорят, что развитию их бизнеса также помогло бы разрешение каршеринговым автомобилям выезжать на полосы общественного транспорта.

Любопытно, что сам каршеринговый бизнес имеет массу возможностей для инноваций и диверсификации. Новые технологии позволят им еще больше подстраиваться под запросы потребителей: например, по примеру США в России скоро могут появиться специальные тарифы на дальние поездки, когда человек будет платить не за аренду всего автомобиля в сутки, а в зависимости от его ежедневного пробега. Перспективной может быть и сдача в аренду частных автомобилей — в России так называемый peer to peer каршеринг, в частности, развивает компания Rent a Ride, в базе которой уже насчитывается более 4500 автомобилей, предлагаемых в аренду их владельцами. «Индустрия каршеринга в России только набирает обороты, многие процессы еще отлаживаются, — отмечает Борис Голиков, генеральный директор компании YouDrive. — Мы видим постоянно растущий интерес к каршерингу и планируем наращивать автопарк и выходить в новые города и страны. Кроме того, мы стремимся развивать наш бизнес как платформу транспортных услуг: уже сейчас с помощью YouDrive можно запустить каршеринг с нуля или отдать свой личный автомобиль в сервис по принципу банковского вклада под 18% процентов годовых. Мы также предоставляем услуги по шерингу такси для таксистов и планируем и дальше развиваться в этом направлении».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ни два, ни четыре Ни два, ни четыре

Япония официально продолжает настаивать на возвращении ей Курильских островов

Эксперт
Самым богатым россиянином в рейтинге миллиардеров Forbes стал Леонид Михельсон Самым богатым россиянином в рейтинге миллиардеров Forbes стал Леонид Михельсон

Состояние богатейшего россиянина впервые с 2011 года превысило $20 млрд

Forbes
«Они стоят и утираются» «Они стоят и утираются»

Китай твердо намерен стать глобальным центром промышленных инноваций

Эксперт
Языком танца Языком танца

Ильдар Гайнутдинов в 18 лет добился высот, к которым стремятся многие

OK!
В США одобрили назальные капли для лечения депрессии В США одобрили назальные капли для лечения депрессии

Существует ли лекарство от депрессии и будет ли оно продаваться в России?

Forbes
На Мосбирже появится возможность инвестировать в индекс ведущих компаний США На Мосбирже появится возможность инвестировать в индекс ведущих компаний США

На Мосбирже появятся биржевые ПИФы, отслеживающие динамику индекса S&P 500

Forbes
Зависимость от бакса. Почему россияне боятся остаться без наличных долларов Зависимость от бакса. Почему россияне боятся остаться без наличных долларов

В чем причина любви россиян к доллару и есть ли реальные альтернативы ему?

Forbes
«Оптом не дешевле»: особенности воспитания близнецов «Оптом не дешевле»: особенности воспитания близнецов

Близнецы требуют не только повышенного внимания, но и особого подхода

Psychologies
Диета молодости Диета молодости

«Включите» гены, которые отвечают за молодость

Домашний Очаг
Михаил Башкатов «Что я делаю лучше всего? Сыновей» Михаил Башкатов «Что я делаю лучше всего? Сыновей»

Актер признался, что обожает помедитировать, когда моет посуду

StarHit
7 натуральных удобрений для комнатных цветов 7 натуральных удобрений для комнатных цветов

Некоторые виды удобрений очень просто сделать самостоятельно

Лиза
Клюква в сахаре Клюква в сахаре

Сравнительный тест ярких переднеприводных Haval H2 и Hyundai Creta с АКП

АвтоМир
Свои и чужие: как сделать послов бренда из сотрудников компании Свои и чужие: как сделать послов бренда из сотрудников компании

Как мотивировать людей выполнять корпоративную миссию

Forbes
У банков отбирают комиссии У банков отбирают комиссии

Экономическая обоснованность комиссий за эквайринг вызывает все больше вопросов

Эксперт
Ловушка от Путина. Избежит ли Россия разбазаривания резервов Ловушка от Путина. Избежит ли Россия разбазаривания резервов

Угроза деприватизации и риски при распечатывании государственной «кубышки»

Forbes
Мировая житница: доходы России от экспорта зерна увеличились на 40% Мировая житница: доходы России от экспорта зерна увеличились на 40%

Лидерство по поставкам зерновых в 2018 году сохранили США

Forbes
«С русской кухней сегодня происходит катастрофа» «С русской кухней сегодня происходит катастрофа»

Откуда пошла и к чему идет национальная система питания

Огонёк
Прекрасное далеко Прекрасное далеко

Какие туристические направления в скором времени станут самыми популярными

Grazia
Трое смелых: сразу несколько компаний запланировали IPO на Московской бирже в 2019 году Трое смелых: сразу несколько компаний запланировали IPO на Московской бирже в 2019 году

Провести IPO на Московской бирже в 2019 году собрались целых три компании

Forbes
Дело Абызова и дело Калви: совпадения случайны Дело Абызова и дело Калви: совпадения случайны

Арест Михаила Абызова некоторым наблюдателям напоминает дело Baring Vostok

Forbes
«Врете, недоноски». «Газпром» отреагировал на «пропажу» трубопровода под Приозерском «Врете, недоноски». «Газпром» отреагировал на «пропажу» трубопровода под Приозерском

Возбуждено уголовное дело о хищении 700 млн рублей за газопровод под Петербургом

Forbes
Распознать обман: как искусственный интеллект и человек соперничают в хитрости Распознать обман: как искусственный интеллект и человек соперничают в хитрости

Как сохранить возможность различать правду и мистификацию

Forbes
Рекордсмен, каких свет не видывал: Ан-225 «Мрия» Рекордсмен, каких свет не видывал: Ан-225 «Мрия»

Ан-225 «Мрия» создавалась и готовилась для долгой и сложной работы

Популярная механика
«Начальник моложе меня»: как с этим смириться «Начальник моложе меня»: как с этим смириться

Представьте ситуацию: руководителем назначили того, кто ощутимо моложе вас

Psychologies
«Сексуальная медсестра»: всё, что тебе понадобится для ролевой игры в доктора «Сексуальная медсестра»: всё, что тебе понадобится для ролевой игры в доктора

Как организовать ролевую игру, чтобы она запомнилась надолго

Cosmopolitan
Новые первые Новые первые

Задумавшись о завтрашнем дне, задались вопросом: о ком будем писать в будущем

Grazia
Дарига Назарбаева: «Ежегодно в Китае рождается по одному Казахстану» Дарига Назарбаева: «Ежегодно в Китае рождается по одному Казахстану»

Основные вызовы, стоящие перед Евразией и Казахстаном

Forbes
11 самых богатых холостяков до 40 лет. Рейтинг Forbes 11 самых богатых холостяков до 40 лет. Рейтинг Forbes

Молодые миллиардеры, не связанные узами брака

Forbes
Выход в свет. Что помогает женщинам становиться руководителями глобального уровня Выход в свет. Что помогает женщинам становиться руководителями глобального уровня

Женщины, управляющие компаниями, выходят на глобальный рынок труда

Forbes
Создатель Всемирной паутины — о том, почему нельзя откладывать создание единого договора об использовании интернета Создатель Всемирной паутины — о том, почему нельзя откладывать создание единого договора об использовании интернета

Перевод открытого письма сэра Тима Бернерса-Ли, придумавшего Всемирную паутину

Esquire
Открыть в приложении