Российский рынок услуг каршеринга продолжает быстро расти

ЭкспертБизнес

Каршеринг: гонки на выживание

Российский рынок услуг каршеринга продолжает быстро расти и переживает период ожесточенной конкурентной борьбы с элементами демпинга, в результате которой на плаву могут остаться лишь несколько крупных игроков

Алексей Грамматчиков

Рынок каршеринга в Москве — второй по объему в Европе. Фото ТАСС

В конце февраля московский каршеринг Carlion сообщил о прекращении работы, в ноябре прошлого года ушел с рынка сервис каршеринга Easy Ride. Другая заметная каршеринговая компания Carenda на днях объявила, что уходит из Москвы и, существенно сокращая свой автопарк, переезжает в Санкт-Петербург. На грани разорения оказался каршеринг TimCar: компания втрое сократила автопарк и сейчас, судя по всему, находится на грани банкротства. На российском рынке каршеринга ужесточается конкурентная борьба, и ведущие игроки спешат занять на нем доминирующее положение.

Впереди планеты всей

«Не владеть, а пользоваться» — этот принцип «шеринговой» экономики оказался особенно востребован в услугах поминутной аренды автомобилей. В России каршеринг не просто пользуется спросом, а бурно растет и становится одним из самых востребованных в мире. Согласно исследованию международного банка JPMorgan, 85% российского автопарка каршеринга сейчас сконцентрировано в Москве, и темпы его прироста очень впечатляют: почти в шесть раз за год. И в ближайшее время динамичный рост будет продолжаться: представители правительства Москвы заявляют, что к концу текущего года парк каршеринговых автомобилей в городе может достичь 20 тыс. автомобилей, а к 2025-му— порядка 25 тыс. (см. график 1). Если сейчас, по данным JPMorgan, на один каршеринговый автомобиль в Москве приходится около тысячи жителей города, то в ближайшем будущем на одну такую машину будет приходиться примерно 500 жителей — это уже сопоставимо с показателями мировых лидеров, например с Торонто (здесь один каршеринговый автомобиль приходится на 498 жителей), Мадридом (500), Штутгартом (515), Нью-Йорком (525).

Помимо Москвы потенциал у каршеринга есть и в других российских регионах. По оценке PricewaterhouseCoopers (PwC), сегодня сервис каршеринга присутствует в 14 городах России — в частности, этот вид услуг динамично развивается в Санкт-Петербурге, Сочи, Краснодаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Казани, Ростове. Однако, как уже отмечалось выше, на российские регионы приходится лишь 15% всего каршерингового парка, или около 2500 машин. Всего же в России парк каршеринга составляет порядка 20 тыс. автомобилей. А в ближайшие пять-шесть лет, по оценкам PwC, он увеличится еще на 50% и достигнет как минимум 30 тыс. автомобилей.

«В России клиенты отказываются от личных автомобилей в пользу каршеринга, поскольку он дешевле и удобнее. При краткосрочной аренде оптимизируются расходы на страховку, обслуживание, парковку, хранение, мойку автомобиля. Например, парковка личного транспорта в отдельных местах в центре Москвы достигает 380 рублей в час. Прокатный автомобиль на той же парковке в режиме ожидания будет стоить вам всего 150 рублей в час, — говорит Александр Вусов, руководитель проектов оценочной компании «Апхилл». По оценкам PwC, сегодня пользователь каршеринга в России может в среднем сэкономить в год минимум 10%, если сравнивать с тем, что ему придется потратить на личный автомобиль, при этом при каршеринге можно выбирать разные классы и типы автомобилей.

Помимо этого в Москве и других крупных российских городах пользоваться каршерингом дешевле, чем такси. В среднем поездка продолжительностью 40–50 минут в столице обойдется в 250–400 рублей, в среднем это на 30–40% меньше, чем на такси. Правда, на такси передвигаться комфортнее: оно подъедет прямо к клиенту, не нужно тратить время на осмотр машины, прилагать усилия для ее вождения, не нужно искать парковку в месте назначения и т. д.

«В целом мы оцениваем капитализацию российского рынка каршеринга по итогам 2018 года в 60 миллиардов рублей, всего в России в ушедшем году на каршеринге было совершено около 16 миллионов поездок. В нынешнем году эти показатели будут расти: мы прогнозируем, что по итогам 2019 года капитализация рынка увеличится до 80 миллиардов рублей, а количество поездок достигнет 24–25 миллионов», — прогнозирует Александр Вусов.

Демпинговое ускорение

Каршеринг — очень молодой сервис, первый оператор появился в Москве в конце 2012 года, а динамичное развитие сервиса началось в 2015-м, когда в столице появились первые сто машин для краткосрочной аренды. Сегодня, по данным JPMorgan, этим бизнесом в России занимаются порядка 20 компаний. Но уже сейчас налицо серьезное укрупнение игроков этого рынка. По оценке PwC, более 90% рынка каршеринга в Москве сейчас принадлежит четырем компаниям: «Яндекс. Драйв», «Делимобиль», Belca Car, YouDrive.

Компания «Яндекс. Драйв», которая появилась только год назад, сегодня является самым крупным и агрессивным игроком на российском рынке каршеринга. «Сейчас парк “Яндекс. Драйв” насчитывает 8300 автомобилей, из них 7500 в Москве и 850 в Санкт-Петербурге, — рассказал “Эксперту” Дмитрий Горчаков, руководитель PR-проектов геосервисов компании “Яндекс”. — Таким образом, можно говорить, что сервис “Яндекс. Драйв” по количеству автомобилей сейчас номер один в России и номер два в Европе (уступает немецкой компании Car2go с парком 16 тыс. машин. — “Эксперт”)».

Другие ведущие игроки российского каршеринга — компания «Делимобиль» и Anytime (в прошлом году владеющая «Делимобилем» Mikro Kapital Group (MKG) приобрела Anytime) обладают в сумме парком 7500 машин и помимо столицы активно развивается в Санкт-Петербурге, Уфе, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Самаре, Грозном, Краснодаре, Красноярске, Ростове-на-Дону. Следом идет каршеринг Belka Car с парком 4100 автомобилей (работает в Москве и Сочи). Каршеринг YouDrive, в свою очередь, имеет автопарк 1200 машин (предоставляет услуги в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Екатеринбурге).

Прочие игроки рынка каршеринга имеют в своем распоряжении от менее чем 100 до 800 машин (см. график 2).

Компании не раскрывают своих финансовых показателей. В среднем, по оценочным данным, один каршеринговый автомобиль используется семь–восемь раз в день, каждая поездка в среднем длится 40–50 минут. То есть в день выручка от эксплуатации одного автомобиля составляет 2800 рублей (более миллиона рублей в год). Но, по мнению экспертов, большинство каршеринговых компаний сейчас работают в убыток, пытаясь привлечь клиентов скидками и акциями и занять таким образом более значимую долю на растущем рынке. «О маржинальности сейчас говорить не приходится, основная задача игроков — агрессивный рост, — признается Екатерина Макарова, сооснователь сервиса BelkaCar. — В России каршеринг в ближайшие несколько лет способен показать рост в несколько раз. Консолидация в текущих условиях маловероятна, небольшие игроки, которые не выдерживают долгой работы в минус, просто уходят с рынка. Крупные игроки будут наращивать свое присутствие, используя эффект масштаба и инвестиции».

Сейчас средняя цена за минуту аренды автомобиля колеблется от шести до десяти рублей. Однако в некоторых случаях цены на аренду (например, в утреннее время) операторы опускают ниже трех рублей за минуту, что явно ниже себестоимости. Особенно в агрессивной ценовой политике сейчас выделяется «Яндекс. Драйв», который практикует так называемые динамические тарифы, когда каждому пользователю, по сути, делается индивидуальное предложение по цене в зависимости от условий аренды в данном месте и в данное время.

Маржинальность каршеринга в России пока невысока, считает Александр Усов, исполнительный директор компании «Ctrl Лизинг». Доходность здесь, по его словам, напрямую зависит от количества активных машин на линии и загрузки автомобилей в день. Помимо этого в каршеринге есть также такие статьи расходов, как маркетинг или привлечение клиентов, ИТ-платформа, на основе которой работает весь процесс, а также содержание парка машин, где основными расходами являются платежи по лизингу или кредиту, оплата топлива, мойка автомобилей, ремонт и плановое техобслуживание.

Дальнейший разгон

Сейчас бизнес-модель каршеринга в России построена на лизинге, и порог входа здесь все еще не очень высок. «Существует несколько видов бизнес-модели каршеринга: это может быть франчайзинг или построение своей компании с нуля. Есть варианты, различающиеся с точки зрения владения автопарком: некоторые приобретают автомобиль в собственность, но большинство каршеринговых компаний берут машины в операционный лизинг. В последнем случае период окупаемости может составлять порядка 10–20 месяцев, объем первоначальных вложений оценивается примерно в полтора миллиона рублей из расчета 10–15 автомобилей и четырех сотрудников». — рассказывает Александр Захаров, руководитель направления по работе с ключевыми клиентами группы компаний «Автоспеццентр».

Однако даже при небольших первоначальных вложениях (для скромного автопарка) в нынешних рыночных условиях мелким компаниям и стартапам пробиться будет уже почти невозможно. «Скорее всего, через некоторое время в отрасли останутся три-четыре крупных игрока, при этом вряд ли будут поглощения — сервису выгоднее закупить дополнительную тысячу автомобилей, чем выходить на сделку с другим оператором», — продолжает Александр Захаров.

Каршеринг в России активно развивается, в том числе за счет поддержи этого сервиса городскими властями. Они рассчитывают на то, что этот сервис поможет снизить нагрузку на дорожную инфраструктуру: одной машиной пользуется в течение дня несколько человек, а значит, общее количество машин в городе снижается. Например, в Москве каршеринговые компании платят столичным властям за абонемент на парковку одного автомобиля порядка 25 тыс. рублей в год, при том что цена такой парковки в свободной продаже сейчас находится в районе 300 тыс. рублей. Операторы каршеринговых услуг говорят, что развитию их бизнеса также помогло бы разрешение каршеринговым автомобилям выезжать на полосы общественного транспорта.

Любопытно, что сам каршеринговый бизнес имеет массу возможностей для инноваций и диверсификации. Новые технологии позволят им еще больше подстраиваться под запросы потребителей: например, по примеру США в России скоро могут появиться специальные тарифы на дальние поездки, когда человек будет платить не за аренду всего автомобиля в сутки, а в зависимости от его ежедневного пробега. Перспективной может быть и сдача в аренду частных автомобилей — в России так называемый peer to peer каршеринг, в частности, развивает компания Rent a Ride, в базе которой уже насчитывается более 4500 автомобилей, предлагаемых в аренду их владельцами. «Индустрия каршеринга в России только набирает обороты, многие процессы еще отлаживаются, — отмечает Борис Голиков, генеральный директор компании YouDrive. — Мы видим постоянно растущий интерес к каршерингу и планируем наращивать автопарк и выходить в новые города и страны. Кроме того, мы стремимся развивать наш бизнес как платформу транспортных услуг: уже сейчас с помощью YouDrive можно запустить каршеринг с нуля или отдать свой личный автомобиль в сервис по принципу банковского вклада под 18% процентов годовых. Мы также предоставляем услуги по шерингу такси для таксистов и планируем и дальше развиваться в этом направлении».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лабораторная работа Лабораторная работа

Алексей Ремез строит бизнес на цифровой диагностике онкологических заболеваний

Forbes
Зачем женщины идут работать военными репортерами Зачем женщины идут работать военными репортерами

Мэри Колвин об опасной профессии военного журналиста

Vogue
Логика инвестирования Логика инвестирования

Сергей Колесников о том, как принимать инвестиционные решения в России

Эксперт
Как найти свой камень Как найти свой камень

Какие минералы помогут защититься от негатива и привлечь успех

Vogue
Город мечты Город мечты

Рио-де-Жанейро – город вечного лета и праздника

АвтоМир
Похудеть любой ценой?! Похудеть любой ценой?!

Почему после похудения мы снова набираем вес и как этого избежать

Psychologies
Резиновых дел мастера: как создаются автомобильные шины Резиновых дел мастера: как создаются автомобильные шины

Циклы появления новой шины: от рождения до передачи изделия в магазин

Популярная механика
Спасибо, не надо: что не стоит дарить девушке на 8 марта Спасибо, не надо: что не стоит дарить девушке на 8 марта

Как бы вы ни старались, иногда можно "не угадать" и расстроить, а не обрадовать

CHIP
Москва следам поверит Москва следам поверит

Шесть необычных маршрутов, раскрывающих Москву с неожиданных сторон

GQ
Лена Горностаева Лена Горностаева

Какую часть мужского тела Лена Горностаева считает самой сексуальной?

Playboy
Ученые сообщили о втором случае исцеления от ВИЧ Ученые сообщили о втором случае исцеления от ВИЧ

Британцу пересадили костный мозг

Esquire
Ангел по имени Юля Ангел по имени Юля

В Москве простились с Юлией Началовой

StarHit
Сага о Харальде Сага о Харальде

Патриотизм и романтика легенд способны создать бренд национального масштаба

Вокруг света
«Мальчик в свете фар»: фрагмент книги Самюэля Бьорка, которая понравится любителям скандинавского нуара «Мальчик в свете фар»: фрагмент книги Самюэля Бьорка, которая понравится любителям скандинавского нуара

Отрывок из нового романа Сэмюэля Бьорка о загадочном маньяке

Esquire
Стоит ли женщинам горевать из-за развода? Стоит ли женщинам горевать из-за развода?

Женщины чаще относятся к расставанию как к катастрофе

Psychologies
Виды батареек по размерам и химическому составу: шпаргалка CHIP Виды батареек по размерам и химическому составу: шпаргалка CHIP

Чем литиевая батарейка отличается от солевой или щелочной? Какая лучше?

CHIP
Тест Lenovo Ideapad 330S-15IKB: производительный красавчик Тест Lenovo Ideapad 330S-15IKB: производительный красавчик

Обзор ноутбука Lenovo Ideapad 330S-15IKB. Есть и небольшие претензии

CHIP
Ставка на осторожность. Что угрожает частным инвесторам в марте Ставка на осторожность. Что угрожает частным инвесторам в марте

Сохраняющиеся внешние риски говорят в пользу инвестиций в короткие облигации

Forbes
Ограниченный местом в истории. Почему Назарбаев решил уйти Ограниченный местом в истории. Почему Назарбаев решил уйти

Назарбаев ушел, чтобы остаться, — и в первую очередь в истории

Esquire
Лики Вики Лики Вики

До съемки в нашем презренном журнале снизошла богиня «Инстаграма» Вики Одинцова

Maxim
Все, что вам нужно знать о ботинках челси Все, что вам нужно знать о ботинках челси

15 фактов о ботинках, которые поощряют вашу лень

GQ
Новые первые Новые первые

Задумавшись о завтрашнем дне, задались вопросом: о ком будем писать в будущем

Grazia
Как помириться с близким человеком Как помириться с близким человеком

Как построить разговор, прийти к компромиссу и не выглядеть слабохарактерным

Psychologies
$1,5 млрд с картинки: зачем идет на биржу «любимая соцсеть американских мамочек» Pinterest $1,5 млрд с картинки: зачем идет на биржу «любимая соцсеть американских мамочек» Pinterest

«Визуальная» соцсеть Pinterest хочет стать публичной

Forbes
Гиалуроновая кислота: вопросы и ответы Гиалуроновая кислота: вопросы и ответы

Что такое гиалуроновая кислота и как она действует на кожу?

9 месяцев
Драки, взрывы и ОМОН: 10 неожиданных историй о миллиардерах Драки, взрывы и ОМОН: 10 неожиданных историй о миллиардерах

Самые занимательные истории из бурных биографий миллиардеров

Forbes
«Оптом не дешевле»: особенности воспитания близнецов «Оптом не дешевле»: особенности воспитания близнецов

Близнецы требуют не только повышенного внимания, но и особого подхода

Psychologies
Дарига Назарбаева: «Ежегодно в Китае рождается по одному Казахстану» Дарига Назарбаева: «Ежегодно в Китае рождается по одному Казахстану»

Основные вызовы, стоящие перед Евразией и Казахстаном

Forbes
Марина Зудина: «С болью можно жить и улыбаться» Марина Зудина: «С болью можно жить и улыбаться»

Марина Зудина о новом этапе в карьере и отношениях с Владимиром Машковым

StarHit
8 мест, где запрещено фотографировать, но люди все равно фоткаются 8 мест, где запрещено фотографировать, но люди все равно фоткаются

Спрячь свой инстаграм подальше от неприятностей

Playboy
Открыть в приложении