Слабое звено. Могут ли США ввести санкции против Армении
Законы позволяют США принимать санкционные меры не только против России, но и против ее стратегических союзников. Как выглядит ситуация с точки зрения этих стран и чего они ждут от Большого соседа?
Закон о «Противодействии противникам Америки посредством санкций» дает возможность администрации и Конгрессу принимать меры не только в отношении России, Ирана и Северной Кореи, но и третьих стран. Возможно, уже в краткосрочной перспективе Москве придется думать о том, как помогать союзникам, которые могут попасть в санкционный капкан
Часто приходится наблюдать, как эксперты и политики из разных стран жестко критикуют внешнеполитическое поведение Соединенных Штатов. Америку обвиняют в двойных и тройных стандартах, характеризуют как лицемера и даже откровенного лжеца, стремящегося любыми средствами сохранить свою функцию глобального полицейского.
Но давить на совесть в международной политике — самое бесполезное занятие, и опций против подобного эгоистического подхода не так много, особенно у малых стран и народов. Сегодня в Белом доме находится крайне прагматичная администрация, внешняя политика которой подчинена строгим последовательным расчетам. Стратегия национальной безопасности, принятая при Трампе, четко определяет два основных вектора сосредоточения американских ресурсов — Китай и Россия. По мнению американской стороны, именно Пекин и Москва являются силами, которые стремятся нарушить существующий миропорядок (т.е. однополярный мир во главе с США как гегемоном).
Можно сколько угодно спорить о вреде однополярности и мечтать о прекрасном многополярном мире, где будущее человечества будут определять несколько полюсов, но нынешние реалии немного иные и с ними нужно считаться. Удары по России будут носить постоянный характер, а их сила и интенсивность растут с каждым днем. Уже в краткосрочной перспективе Москве придется думать о том, как помогать своим ближайшим союзникам, которые могут попасть в санкционный капкан.
Чтобы понять всю сложность ситуации, достаточно обратить внимание на то, в каких сложных условиях оказались европейские и азиатские союзники Штатов. Лидеры Старого света в лице Германии и Франции, недовольные сворачиванием Трампом «неовильсонианских» трансатлантических программ, стараются вести самостоятельную игру, что приводит к жесткой реакции со стороны Белого дома. Аналогичное положение наблюдается в отношениях с Японией и Южной Кореей на азиатском трэке. Неудивительно, что на последней конференции в Мюнхене были представлены две Америки. Одна, в лице вице-президента Майка Пенса, чертила красные линии. Другая — устами экс вице-президента и одного из потенциальных кандидатов от Демократической партии на выборах 2020 года Джозефа Байдена — просила у своих союзников «терпения» и обещала «возвращение» к старым добрым временам. Первая Америка — реальность, а вторая пока всего лишь желание. Более того, не нужно полагать, что подобное отношение есть признак ослабления американской гегемонии. Напротив, ужесточение правил и условий игры необходимо для удержания своих глобальных позиций. Просто «джексонианцы» Трампа реализуют американскую исключительность через призму силы: простую, но понятную формулу «будет так, как скажем мы».