Капексов на всех не хватит
В нынешнем году развитие рынка тепличных овощей затормозится из-за сокращения господдержки сельхозпроизводителей. Владельцы теплиц прогнозируют уменьшение динамики роста тепличных площадей, рост цен на овощи и увеличение объемов импорта
В последние годы тепличное овощеводство было одним из главных драйверов отечественного АПК. С 2013 года производство тепличных овощей, прежде всего томатов и огурцов, увеличилось почти на 50%, достигнув одного миллиона тонн в натуральном выражении и 1,1 млрд долларов — в денежном. При этом 2018 год стал особенно показательным: если в предыдущие четыре года валовое производство овощей в среднем увеличивалось на 15%, то в прошлом году оно выросло более чем на 20% (для сравнения: производство свинины выросло примерно на 10%, а производство молока в сельхозорганизациях — на три–четыре процента). Внутри страны производится уже 95% всех огурцов и 65% томатов, выращенных в теплицах. При этом большая часть из 300 гектаров новых теплиц, введенных в строй в прошлом году, — это новые высокотехнологичные комплексы последнего поколения, что также является рекордным показателем для тепличной отрасли.
Между тем сегодня производители овощей закрытого грунта бьют тревогу: многие из них вошли в активную фазу инвестирования, что стало возможным благодаря государственной поддержке отрасли. Однако с начала 2019 года господдержку урезали. «Тепличное овощеводство в России развивается быстрыми темпами. Высоких результатов мы достигли благодаря госпрограмме поддержки овощеводства закрытого грунта, прежде всего благодаря капексам — субсидиям на возмещение капитальных затрат на создание и модернизацию тепличных комплексов. Однако уже с осени прошлого года размер субсидии снизили с двадцати процентов до десяти, а сейчас этот ключевой для нас вид поддержки хотят полностью ликвидировать. При этом до окончания действия программы осталось еще два года», — рассказывает президент ассоциации «Теплицы России» Алексей Ситников. По его мнению, в случае досрочного прекращения субсидирования развитие тепличной отрасли существенно замедлится и она вряд ли выполнит свои производственные планы: к 2025 году довести долю отечественных овощей на российском рынке с текущих 65 до 85%; кроме того, не исключен рост цен на овощи и увеличение импорта. Часть ключевых бизнес-проектов будет заморожена, а отдельные предприятия, которые не в силах остановить строительство, могут столкнуться с техническими дефолтами.
В последние годы площади теплиц в России стали активно расти
Оставьте капексы
В Минсельхозе подтверждают, что с 2019 года не планируют предоставлять тепличным комплексам субсидии на компенсацию прямых понесенных затрат. «Мы для себя определились, что капексы — это экстрамера, которая должна помочь тем отраслям, которые без подобной поддержки не смогут сами развиться. Сегодня таковыми являются животноводческие комплексы молочного направления, льно- и пенькоперерабатывающие предприятия (в текущем году по ним планируется 25-процентное возмещение прямых затрат), овцеводческие комплексы, селекционные центры по виноградарству, птицеводству, хранилища и другие сферы отечественного агропрома (размер возмещения — 20 процентов); пока что эти отрасли в большей степени недотягивают до уровня самообеспеченности, чем производители тепличных овощей», — пояснила позицию ведомства замминистра сельского хозяйства России Елена Фастова.
Вместе с тем сами участники рынка тепличных овощей подчеркивают, что до требуемого правительством уровня самообеспеченности им еще далеко. «В прошлом году дефляция на овощи защищенного грунта доходила до десяти процентов, из чего можно было сделать вывод, что в нашей стране переизбыток овощей. На самом деле снижение цен во многом было вызвано реакцией рынка на единовременный запуск целого ряда новых тепличных комплексов, — рассказывает Алексей Ситников. — Конечно, если посмотреть на карту самообеспеченности регионов овощами, то в наилучшем положении сегодня оказываются южные регионы — Краснодарский край, Ставрополье, ряд республик Северного Кавказа. Если рассматривать Центральное Черноземье или Сибирь, то там наблюдается дефицит овощей. А про Дальний Восток и вовсе говорить не приходится — там нулевая обеспеченность овощами».
Согласно данным ассоциации «Теплицы России», по итогам 2018 года площади теплиц в России составили 2,8 тыс. гектаров: на долю современных теплиц приходится порядка тысячи гектаров, остальные теплицы — старого типа, появившиеся в нашей стране в 1970–1980-е годы. «Ранее мы ожидали, что по итогам госпрограммы по тепличным комплексам, даже с учетом выбытия 300–400 гектаров теплиц старого типа, мы прирастем до 3,4 тысячи гектаров теплиц. Однако сегодня бизнес меняет свои планы: из запланированных проектов на одну тысячу гектаров будет реализована лишь половина, другая часть проектов уже находится на разной стадии готовности строительства — от фундамента до вводной готовности. Таким образом, с учетом выбытия старых теплиц через два года мы можем остановиться на трех тысячах гектаров теплиц», — считает Алексей Ситников.
С 2019 г. произойдет снижение темпов строительства теплиц из-за окончания программ поддержки возмещения прямых затрат
Интерес инвесторов к тепличному бизнесу вполне разумен: современные комплексы по выращиванию овощей в закрытом грунте высокорентабельны. «Средние типовые проекты новых тепличных комплексов заявлялись с рентабельностью 40–45 процентов по EBITDA», — рассказывает партнер практики АПК компании «НЭО Центр» Владимир Шафоростов. По его словам, сопоставимые показатели наблюдаются и в других сферах АПК — при добыче рыбы, в производстве зерна, иногда при выращивании свиней. Как правило, у тепличников нет проблем со сбытом продукции. Однако сам бизнес, несмотря на кажущуюся простоту, является рискованным. При несоблюдении требований по биологической безопасности можно заразить растения и потерять весь урожай. И для тепличников это будет не меньшей катастрофой, чем для свиноводов — чума свиней, а для птицеводов — птичий грипп.
Строительство одного гектара современного типового тепличного комплекса в среднем обходится сельхозпроизводителям в 230 млн рублей. «Льготный кредит под пять процентов выдается тепличным предприятиям на восемь лет, из которых два года уходят на строительство и выход на производственную мощность. Следовательно, кредитные деньги надо отбить за шесть лет — по 38 миллионов рублей в год. К примеру, урожайность огурцов составляет миллион килограмм с одного гектара. Получается, что в структуру себестоимости каждого килограмма огурцов входят 38 рублей — за кредит. А если бы государство по-прежнему компенсировало 20 процентов затрат на ввод новых тепличных комплексов, то мы бы смогли быстрее выплатить кредит и он обошелся бы на 7,6 рубля дешевле», — поясняет председатель совета директоров компании «Липецкагро» Дмитрий Лашин.
Рассчитывают на возмещение прямых затрат и старые тепличные хозяйства. «Наше предприятие развивается с 1980-х годов, поэтому, чтобы быть конкурентными на рынке, нам требуются значительные капвложения. Из наших 18 гектаров, на которых выращиваются овощи, мы получили от государства субсидию на модернизацию двух гектаров — для нас это существенная финансовая помощь. Там мы организовали по огурцам светокультуру (искусственная досветка. — “Эксперт”), что позволяет получать продукцию в межсезонье. Установили генераторы, чтобы вырабатывать собственное электричество, потому что тарифы энергетиков слишком высоки. Теперь себестоимость производства нашей продукции сопоставима с современными тепличными комплексами. Своими силами мы бы не осуществили подобное, потому что коммерческое кредитование у банков превращается в долгий и хлопотный процесс», — рассказывает и. о. генерального директора тепличного комбината «Высоковский» Олег Лебедев.
По мнению Олега Лебедева, тепличным комплексам старого типа надо лишь помочь — какой смысл их ликвидировать, если на их основе можно построить новые высокотехнологичные предприятия: «Списывать со счетов нас нельзя. У старых теплиц и предприятий есть серьезное конкурентное преимущество — наличие квалифицированных кадров. Новые комбинаты сталкиваются с серьезной проблемой нехватки квалифицированных рабочих рук. В буквальном смысле это необходимость в “штучных” специалистах — энергетиках, агрономах. Таких сейчас мало, их практически не готовят сельхозвузы».
В российских теплицах чаще всего выращивают огурцы
С надеждой на органику
Таким образом, сегодня участники рынка тепличных овощей говорят не только о необходимости оставить для них субсидии на компенсацию прямых затрат по тепличным комплексам, но и о том, что господдержку следует расширить. «В идеале к капексам нужно добавить опексы, то есть компенсацию оперативных затрат тепличных комплексов. Особенно это важно сделать в зонах рискованного земледелия, с пониженным уровнем солнечной радиации, где население особенно нуждается в свежих овощах», — предлагает Алексей Ситников.
Еще одна важная мера, которая позволила бы отечественному тепличному овощеводству развиваться, — контроль за производством импортной продукции. «Инспектирование контролирующим органом иностранных предприятий того или иного государства — это общемировая практика, позволяющая бороться и с коррупцией, и с возможной подменой продукта при пересечении границы. Подобная мера также позволит удостовериться, что овощи производятся в соответствии с теми же регламентами, по которым они выращиваются у нас в России. Сейчас же получается, что внутри страны наша продукция строго контролируется, а к нам ввозят овощи самого разного качества, в том числе низкого», — говорит Алексей Ситников. Ассоциация «Теплицы России» уже разработала дорожную карту о введении такого контроля и представила ее Россельхознадзору, который отнесся к идее позитивно.
И наконец, третье предложение отраслевой ассоциации связано с новым законом об органической продукции, который вступит в силу 1 января 2020 года. Тепличники надеются завоевать как внутренний, так и внешний рынок органической продукции. Первоначально тепличные продукты в список органических не попали ввиду особенностей технологии. Однако сегодня участники рынка уже представили в Госдуму свои правки и дополнения к новому закону — к примеру, конкретно для теплиц планируется установить требования к субстратам и системе полива, использующимся при выращивании тепличных овощей.
Крупнейшие проекты ввода тепличных комплексов в России в 2019 году
Центральный федеральный округ лидирует по количеству теплиц
Большинство производителей тепличных овощей уверены, что уже сегодня производят продукцию, которую можно называть органической. «В закрытом грунте нет вредителей, жуков, пестицидов, ядов и прочего, что может быть накоплено за долгое время в земле. Наш грунт стерилен. Если же сельхозпроизводители, работающие на земле, и добьются чистоты грунта, то получат такой же искусственный субстрат, как у нас. Тогда в чем разница? Чтобы получить урожай, нам не требуется заливать свой грунт различными ядами, потому что у нас попросту нет земляных вредителей. А когда в теплицы залетают воздушные вредители, то, как правило, мы боремся с ними биометодами, с помощью энтомофагов — хищных насекомых», — рассказывает генеральный директор тепличного комплекса «Сейм-Агро» Андрей Медведев.
Вместе с тем представители органического сообщества в нашей стране скептически воспринимают новую инициативу тепличников. «Главная проблема современных тепличных комплексов на пути в нашу нишу — активное использование гидропоники, что запрещено в органике. Все должно производиться на земле. И второе: использование некоторых приемов подкормки и лечения растений, которые не соответствуют органическим технологиям. Впрочем, некоторые тепличные хозяйства уже используют органические технологии, и это хороший знак. Если участники этого рынка действительно хотят работать в органике, то они должны будут выращивать свою продукцию в почве и применять остальные правила органики, которые сегодня используются во всем мире. Попытка изобретения собственных органических стандартов только для тепличной отрасли — это путь в никуда. Менять международные стандарты под интересы отдельной отрасли никто не будет», — поясняет исполнительный директор Национального органического союза Олег Мироненко.
В настоящее время все, что предлагают представители тепличной отрасли, — это ответ на текущую конъюнктуру, которая совсем не похожа на прошлогоднюю: тепличные комплексы входят в сложный для себя период развития, компаниям предстоит активно работать над эффективностью бизнеса. В перспективе они рассчитывают на то, что существующие бурные темпы роста тепличной отрасли, даже если сейчас они замедлятся, приведут к экспансии и на другие рынки. «Компании уже сейчас нацелены на международные рынки, какой бы ни была их продукция — органической или нет. В настоящее время мы получаем томаты из Турции, Марокко и других стран, прежде всего в зимний период. Но что мешает нашим тепличникам поставлять в те же самые страны собственные томаты летом? Для плодоношения томатов требуется постоянно поддерживать температуру 20 градусов. Летом в южных странах, как правило, не хватает помидоров из-за сильной жары. Россия же в этом плане имеет климатическое преимущество, и благодаря открытому грунту в летние месяцы томат дешевеет, что может позволить тепличникам отправлять свою продукцию на экспорт», — говорит Владимир Шафоростов.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl