Интеллект в ударе
Уже через пару лет Пентагон начнет вводить в строй новые типы беспилотников, которые в корне изменят тактику применения всей боевой авиации США. Эти аппараты призваны помогать пилотируемым самолетам: они сами будут устанавливать между собой связь и автоматически распределять цели. А в будущем и синхронно их атаковать
На секретном военном полигоне Юма в штате Аризона впервые поднялся в воздух прототип тяжелого ударного беспилотного самолета нового поколения XQ-58A Valkyrie. Весь его полет продолжался немногим более часа с четвертью. За это время аппарат сделал несколько кругов над аэродромом, выполнил виражи с правым креном и благополучно приземлился на базу. Как заявил руководитель программы Дуглас Щублевски, испытания прошли штатно: Valkyrie ожидаемо подтвердил заявленные характеристики.
Разработка этого реактивного беспилотника продолжалась менее трех лет и обошлась, судя по открытым данным, чуть менее чем в 50 млн долларов. Из них 7,3 млн выделила Научно-исследовательская лаборатория ВВС США, а оставшуюся сумму предоставил разработчик самолета — компания Kratos. Такая инвестиционная схема позволила Kratos не только сохранить всю интеллектуальную собственность на Valkyrie, но и стать главным претендентом на исполнение контракта ВВС США на приобретение почти сотни БЛА такого класса на общую сумму до двух миллиардов долларов. Правда, для этого Valkyrie предстоит пройти полный цикл летных испытаний — еще как минимум четыре полета. И если все они окажутся успешными, Kratos сможет перейти от демонстратора технологий к созданию полноценного ударного БЛА.
Уже известно, что новый самолет будет выполнен по технологии stealth и сможет нести на своем борту восемь высокоточных боеприпасов с инерциальной системой наведения (соединенной с приемником GPS) общей массой до тысячи килограммов. Но самое главное, что его цена не должна превышать нескольких миллионов долларов. И это легко объяснимо. Как утверждает Дуглас Щублевски, Valkyrie не что иное, как «часть военной программы Пентагона по преодолению растущих затрат на тактические боевые самолеты». И прежде всего на истребитель пятого поколения F-35.
На старте этой программы в 2001 году Пентагон намеревался закупить 2443 таких истребителя почти на 500 млрд долларов, включая расходы на обслуживание и НИОКР. Но еще несколько лет назад и в Конгрессе, и в самом Пентагоне открыто признавали, что программа F-35 теперь будет стоить не менее триллиона долларов, «она давно вышла из-под контроля» и, по сути, финансируется по фактическим затратам производителя истребителей — Lockheed Martin. Но это лишь полбеды. Неспособность этой корпорации превратить самолет F-35 в надежную и эффективную операционную систему уже давно стала притчей во языцех. Несмотря на то что эти истребители крупными партиями поступают на вооружение США и их союзников, они все еще имеют почти тысячу различных недостатков, включая сотню критических. Их боевой функционал и реальный ресурс очень сильно ограничены, что прямо сказывается на способностях ВВС и ВМС США задействовать F-35 в военных операциях, например в Сирии. Но главная проблема в том, что Lockheed Martin так и не смогла снизить стоимость F-35 до требуемого уровня: вместе с комплектом вооружений и расходами на обучение пилотов она по-прежнему превышает 90 млн долларов за самолет. Более того, все обновления программного обеспечения этих истребителей покупатели (в том числе Пентагон) вынуждены устанавливать за свой счет, причем даже в том случае, если речь идет об устранении дефектов производителя. Наконец, эксплуатационные расходы на час полета F-35, оцениваемые в 35–40 тыс. долларов, оказались чересчур велики даже для американцев — это почти вдвое больше, чем стоит час полета F-16.
Новый глава Пентагона Патрик Шанахан не раз в нецензурных выражениях критиковал F-35 и даже говорил, что «в Lockheed Martin просто не знают, как реализовать эту программу должным образом и без нареканий». Вся эта история не могла не отразиться на политике Пентагона и его военном планировании.
Во-первых, минобороны США стало постепенно сокращать закупки F-35 (в последней партии с 54 до 48 машин) и параллельно возобновило приобретение крупных партий истребителей четвертого поколения F-15EX и палубных F/A-18, хотя еще пару лет назад казалось, что их дни сочтены. А во-вторых, пентагоновские стратеги решили кардинально изменить тактику применения фронтовой авиации, ключевую роль в которой они теперь отводят именно ударным БЛА нового поколения. Если раньше едва ли не все задачи по завоеванию господства в воздухе, прорыву ПВО и уничтожению объектов на земле возлагались исключительно на самолеты типа F-22 и F-35, то теперь они будут выполняться смешанными соединениями, состоящими из двух-трех пилотируемых истребителей четвертого и пятого поколений и десятка новых реактивных БЛА типа Valkyrie. Заметим, что этот беспилотник сможет развивать скорость до 1050 км/ч и подниматься на высоту порядка 13,7 км. А его дальность полета составит почти 3500 км. «Valkyrie — это первый пример беспилотного летательного аппарата, который будет иметь низкие закупочные и эксплуатационные расходы и при этом существенно расширит возможности истребительной авиации, — говорит Дуглас Щублевски. — Наш новый БЛА предназначен для работы в паре с ведущим истребителем (F-35. — “Эксперт”) и в случае опасности прикроет пилота, а сам превратится в “расходный материал”».
Помощник пятого поколения
Впрочем, Kratos далеко не единственная компания, стремящаяся создать дешевый беспилотник сопровождения для дорогостоящих пилотируемых самолетов и максимально угодить военным. Так, буквально за месяц до полета Valkyrie корпорация Boeing представила на авиасалоне в Австралии макет своего нового ударного БЛА Loyal Wingman. Этот аппарат разрабатывается в рамках программы Boeing Airpower Teaming System с 2015 года, а его летные испытания должны состояться уже в следующем году. Правда, в отличие от Valkyrie у него есть гарантированный рынок сбыта — австралийские ВВС. Известно, что минобороны Австралии уже вложило в разработку прототипа Loyal Wingman порядка 30 млн долларов и намеревается закупить несколько десятков таких БЛА.
Но это еще не всё. Министр оборонной промышленности Австралии Кристофер Пайн прямо заявил, что организация производства Loyal Wingman в Брисбене создает «невероятные возможности для их экспорта» в страны АТР, потенциальный рынок которых исчисляется сотнями таких машин. Как утверждает директор исследовательского подразделения Boeing Шейн Ариотт, Loyal Wingman будет иметь радиус действия порядка 3700 км и сможет развивать скорость до тысячи километров в час. «Такие характеристики позволят группе из четырех—шести БЛА надежно прикрывать пилотируемые истребители последнего поколения, а в случае чего принять удар на себя», — считает Ариотт. Иными словами, звено БЛА Loyal Wingman будет лететь впереди пилотируемого истребителя, находить цели и атаковать их, не подвергая при этом опасности жизнь пилота. Гендиректор Boeing Automotive Systems Кристин Робертсон уверена, что помимо истребительных функций Loyal Wingman сможет еще и вести разведку вместе с такими самолетами, как P-8 Poseidon и E-7 Wedgetail. «Он же модульный, многоцелевой и при этом очень гибкий в управлении. Да и цена у него будет революционная», — заявила Робертсон. Однако на прямой вопрос о примерной стоимости Loyal Wingman топ-менеджер Boeing отвечать отказалась, сообщив, что все будет зависеть от конфигурации, выбранной конкретным клиентом.
И, судя по всему, это не просто дипломатическая уловка. Дело в том, что Boeing в качестве дополнительной опции намерен оснастить Loyal Wingman системами с искусственным интеллектом, которые позволят ему автономно выполнять боевые задачи, а также будут отвечать за поддержание безопасной дистанции при сопровождении другого самолета. Единственное, что точно не доверят искусственному интеллекту, — запуски ракет и сброс управляемых боеприпасов: эту функцию по-прежнему будет исполнять оператор, то есть летчик ведущего истребителя. «Уверен, что такое взаимодействие будет весьма эффективным. Мы совместим острый ум человека с молниеносной реакцией машины и в итоге добьемся удивительных результатов», — заявил командующий ВВС Австралии маршал авиации Лео Дэвис. Но в любом случае очевидно, что Loyal Wingman с системами ИИ обойдется намного дороже стандартной модели в базовой конфигурации.
А вот давний конкурент Boeing корпорация Lockheed Martin, вместо того чтобы разработать дешевый ударный БЛА, решила сделать полностью беспилотным свой старый истребитель четвертого поколения F-16 Fighting Falcon. И, судя по сообщениям американских СМИ, даже выпустила несколько таких модифицированных машин, которые успешно прошли первые испытания. Но учитывая крайне негативное отношение к Lockheed Martin со стороны нового руководства Пентагона, на сколько-нибудь серьезный контракт в этой области ей рассчитывать не стоит. Тем не менее очевидно, что роль ударных БЛА в во-енных операциях США и их союзников с каждым годом будет стремительно увеличиваться. Более того, не исключено, что уже через десять—пятнадцать лет в ВВС самых развитых стран мира ударных беспилотников будет больше, чем пилотируемых боевых самолетов. Пожалуй, единственное, что может этому помешать, — интенсивное развитие средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Уже сейчас современные комплексы РЭБ в ряде случаев позволяют не только нейтрализовать действия практически всех известных БЛА, но даже перехватить управление и посадить аппарат на своей территории.
«Летающие крылья» нацелились на Россию
Именно с такой ситуацией восемь лет назад США столкнулись в Афганистане. Тогда их новый разведывательный БЛА RQ-170 Sentinel, созданный той самой Lockheed Martin, казался американским военным настоящим чудом инженерной мысли. Этот малозаметный аппарат, выполненный по аэродинамической схеме «летающее крыло», впервые поднялся в воздухе в 2007 году. И, как утверждают эксперты, мог чуть ли не двое суток кружить над заданным районом на высоте около 15 км, передавая информацию с местности в оптическом и инфракрасном диапазонах на командный пункт за многие сотни километров. Простейшие средства ПВО сбить его не могли — им попросту не хватало дальности. Бессильны оказались и более современные комплексы: они не только не могли захватить цель, но даже идентифицировать ее. Поэтому неудивительно, что выполнение первой боевой задачи RQ170 было выше всяких похвал. Напомним, что именно этот аппарат, проведя в общей сложности несколько месяцев в небе над пригородами Абботтабада в Пакистане, выследил виллу, на которой скрывался лидер запрещенной в России террористической группировки «АльКаида» Усама бен Ладен, после чего 2 мая 2011 года тот был уничтожен в результате совместных действий ЦРУ и подразделений Сил специальных операций США. Но уже 4 декабря того же года RQ-170 Sentinel неожиданно для всех пропал в западной части Афганистана, а спустя пять дней без видимых повреждений его уже демонстрировали по всем центральным телеканалам Ирана. Это обстоятельство заставило американских военных предположить, что иранцы перехватили управление БЛА при помощи средств РЭБ, поставленных из России. Заметим, что в нашей стране многие специалисты такую вероятность посчитали ничтожно малой, ссылаясь на то, что во время учений в Астраханской области в 2012 году российские войска РЭБ с задачей подавления сигнала со спутников GPS справиться не смогли. Тем не менее для Пентагона вопрос дальнейшего использования RQ-170 был сразу же закрыт. А все два десятка таких аппаратов американские военные сняли с вооружения — их дальнейшая судьба до сих пор остается тайной.
Зато известно, что вместо RQ-170 Пентагон заказал разработку принципиально нового БЛА — RQ-180. Но уже не Lockheed Martin, а корпорации Northrop Grumman. Свой первый полет этот новейший беспилотник, также выполненный по схеме «летающее крыло», совершил в 2013 году. На его создание Northrop Grumman потратила в общей сложности порядка двух миллиардов долларов и к началу нынешнего года выпустила не менее пяти серийных машин. Американские журналисты, как ни пытались, так и не смогли узнать даже примерную стоимость RQ-180. Тем не менее, как полагают местные эксперты, она колеблется в диапазоне от 150 до 300 млн долларов. Столь высокая цена объясняется сразу несколькими факторами.
Во-первых, новый БЛА Northrop Grumman изначально проектировался как ударный самолет, способный выполнять целый комплекс стратегических задач. Прежде всего речь идет о проникновении в так называемые районы запрета доступа в глубоком тылу противника и уничтожение там жизненно важных объектов военной инфраструктуры: пусковых шахт межконтинентальных баллистических ракет и защищенных командных пунктов. А раз так, то RQ-180 будет нести на своем борту тактическое ядерное оружие и, возможно, крылатые ракеты большой дальности.
Иными словами, этот аппарат вполне может стать вспомогательным средством в арсенале Стратегических наступательных сил США. По крайней мере до тех пор, пока все та же Northrop Grumman не начнет выпускать крупными сериями свой новый пилотируемый «стратег» B-21, призванный заменить в ВВС уже устаревший B-2 Spirit. А во-вторых, в отличие от своего предшественника, RQ-180 нечувствителен к современным средствам РЭБ. Известно, что он получает сигнал в «узком луче» от спутников GPS третьего поколения Block III/IIIA, что обеспечивает этому аппарату невиданный доселе уровень помехозащищенности. То есть этот самолет уже невозможно перехватить и посадить на своей территории, как RQ-170. И хотя никакой информации о развертывании RQ-180 в строевых частях ВВС США пока не поступало, можно с уверенностью сказать, что рано или поздно эти БЛА появятся на американских авиабазах в Западной Европе и на Тихом океане. А их целью станут Россия и Китай.
Впрочем, не исключено, что на европейском театре военных действий группировка ударных стратегических БЛА НАТО в перспективе пополнится и новыми аппаратами из Франции и Великобритании. Эти страны по примеру США также пытаются реализовать концепцию проникновения в защищенные районы противника при помощи малозаметных беспилотников собственной разработки. Например, французская Dassault Aviation еще в 2012 году провела летные испытания своего нового ударного аппарата nEUROn. Этот проект уже обошелся французам почти в 400 млн евро, но вот перейти к серийному производству Dassault Aviation пока не решилась. Дело в том, что стоимость этих аппаратов не должна превышать 25 млн евро, что в нынешней ситуации выглядит для французов недостижимым показателем.
Примерно так же обстоят дела у англичан. Новый ударный БЛА Taranis, разработанный BAE Systems, впервые поднялся в воздух почти шесть лет назад. И хотя его испытания прошли успешно, массовый выпуск новых беспилотников пока не начался. И это при том, что на программу Taranis англичане истратили уже более 200 млн долларов в условиях жесточайшего дефицита военного финансирования.
Едва ли не единственное разумное объяснение задержек с реализацией проектов Taranis и nEUROn заключается в том, что эти БЛА Европе не очень-то и нужны. Не секрет, что оба беспилотника значительно уступают американским по целому ряду характеристик. Так, их максимальная взлетная масса не превышает семи-восьми тонн против двадцати у RQ-180, а полезная нагрузка (читай: две управляемые бомбы) с трудом дотягивает до 450 кг, тогда как у американца она составляет почти две тонны. Сравнение показателей продолжительности автономного полета опять-таки не в пользу европейцев. Если новый БЛА Northrop Grumman может непрерывно находиться в воздухе почти сутки, то Taranis и nEUROn — не более шести часов. Иными словами, боевой функционал европейских ударных беспилотников выглядит откровенно слабым. Они годятся лишь для решения ограниченного круга тактических задач, к которым противодействие нашим Вооруженным силам можно отнести лишь с большой натяжкой. А вот для проведения военных наступательных операций, например в Африке, такие БЛА наверняка пригодятся. Тем не менее это не означает, что НАТО откажется от развертывания Taranis и nEUROn на своих восточных границах для сдерживания России. Но чем же в этой ситуации будем отвечать мы?
Странный «Охотник»
Наша страна уже несколько лет реализует сразу два проекта создания полноценных ударных БЛА большой дальности и продолжительности полета. Это С-70 «Охотник» и «Альтаир». Известно, что контракт на создание «Охотника» Минобороны России подписало с ОКБ Сухого еще в 2011 году, выделив на НИОКР около 1,6 млрд рублей. Но уже сейчас ясно, что стоимость этой программы в конечном счете будет сопоставима с расходами, которые несут американцы на свой стратегический ударный БЛА. И, в общем, понятно почему. И по внешнему виду, и по взлетной массе, и по боевому функционалу «Охотник» почти в точности повторяет RQ-180. Как и американский беспилотник, он выполнен по аэродинамической схеме «летающее крыло» и оснащен одним реактивным двигателем. Сейчас на прототипе «Охотника» установлена силовая установка АЛ-41Ф1. Это не что иное, как двигатель так называемого первого этапа, которым комплектовались прототипы истребителя пятого поколения Су-57. Но уже серийные самолеты этой модели получат новые двигатели с индексом «изделие 30», находящиеся сейчас на летных испытаниях. Эти моторы способны обеспечить истребителю крейсерский сверхзвук, без включения форсажной камеры. И нет никаких сомнений, что именно эти агрегаты в конечном счете получат и «Охотники». Но если учесть, что один такой двигатель стоит не менее 15 млн долларов, стоимость нашего нового стратегического БЛА составит от 30 млн до 50 млн долларов.
Еще в ноябре прошлого года «Охотник» совершил пробежку на аэродроме Новосибирского авиационного завода, разогнавшись до скорости 200 км/ч. «Руление, разбег, набор скорости и остановка в конце полосы были выполнены аппаратом полностью в автономном режиме», — сообщило ТАСС. Но летные испытания конструкторы фирмы Сухого решили перенести. Как заявил замминистра обороны России Алексей Криворучко, впервые «Охотник» поднимется в воздух уже весной нынешнего года. Это объясняется тем, что некоторые радиоэлектронные системы БЛА все еще проходят испытания на третьем опытном образце Су-57. «На самолете тестируется связь “борт — борт” между бортовым радиоэлектронным оборудованием “Охотника”, стоящего на полосе, и оборудованием Су-57 в полете. Так предварительно прорабатывается возможность группового применения новейших беспилотников, прописанная в техническом задании», — сообщил источник в нашем ВПК. На следующем этапе испытаний «Охотник» совершит так называемые подскоки: аппарат будет подниматься в воздух над полосой на несколько метров и сразу же совершать посадку. И только если все пройдет удачно, новый российский ударный БЛА отправится в первый полет. То, что все именно так и будет, можно не сомневаться. Но вот предназначение «Охотника» вызывает немало вопросов. Несмотря на схожесть многих характеристик этого БЛА с американским RQ-180, долететь до США, преодолев системы ПВО–ПРО этой страны и вернуться назад, он почти наверняка не сможет. Если верить открытым источникам, дальность полета у «Охотника» почти вдвое меньше, чем у RQ-180. Да и номенклатура боевой нагрузки у него заметно отличается от американского аппарата. Судя по компоновке, во внутренних отсеках нашего самолета может поместиться до восьми обычных и корректируемых авиабомб общей массой до двух тонн или же пара-тройка управляемых ракет класса «воздух– воздух» и «воздух–поверхность», включая оперативно-тактические крылатые ракеты Х-59МК2. А значит, его главная задача на случай войны — уничтожение военных баз НАТО в Европе. Но в условиях интенсивного военного конфликта использовать для этого «Охотник» нецелесообразно, так как велика вероятность, что его собьют поднятые по тревоге истребители. Не очень подходит «Охотник» и для поддержки фронтовой авиации для завоевания господства в воздухе, то есть истребителей пятого поколения Су-57. Для этого нужны дешевые БЛА типа Valkyrie и Loyal Wingman, которые не жалко превратить в расходный материал. Но таких самолетов в России нет и не разрабатывается.
Еще хуже у нас обстоят дела с проектом «Альтаир». Этот ударный БЛА, взлетной массой пять тонн, почти восемь лет создавало казанское ОКБ имени М. П. Симонова. Но ровно год назад его гендиректор Александр Гомзин был арестован по обвинению в хищении 900 млн рублей, выделенных на разработку беспилотника. Коллектив ОКБ расценил такие действия как попытку рейдерского захвата предприятия и обратился к властям с просьбой разобраться в ситуации. И хотя в итоге самого Гомзина освободили под подписку о невыезде, все работы по созданию «Альтаира» Минобороны передало Уральскому заводу гражданской авиации (УЗГА). К настоящему времени построено уже как минимум три таких БЛА, причем один из них совершил свой первый полет еще летом 2016 года. Эти аппараты могут управляться по защищенному каналу связи и состоят в основном из отечественных комплектующих. Но их серийное производство начать пока так и не удалось. По словам Алексея Криворучко, теперь этим займется УЗГА, а первый полет первого серийного «Альтаира» должен состояться уже в следующем году. Впрочем, этот аппарат хоть и относится к классу беспилотников большой дальности и продолжительности полета, он имеет слишком маленькую крейсерскую скорость — всего около 250 км/ч. Иными словами, даже оперативно-тактические задачи он если и может выполнять, то с большим трудом. По сути, «Альтаир» по своему функционалу и техническим характеристикам представляет собой некий аналог американского ударного БЛА MQ-1 Predator, который в самих США еще в прошлом году был снят с производства.
Таким образом, на сегодняшний день в России нет ни одного ударного БЛА большой дальности и продолжительности полета, которые могли бы решать примитивные оперативно-тактические задачи, не говоря уже о стратегических. В этих условиях наши военные предприняли отчаянную попытку сделать ударный БЛА из разведывательного беспилотника «Орион», разработанного группой «Кронштадт». Как сообщило ТАСС, еще в конце прошлого года во время полета с «Ориона» были сброшены авиабомбы.
Что это были за боеприпасы, агентство не уточнило, но, по-видимому, речь идет о каком-то из трех типов управляемых снарядов массой 25–50 кг каждый, разработанных ОКБ «Авиаавтоматика». И это все, что на сегодняшний день есть в арсенале нашего Минобороны в соответствующем классе ударных БЛА.
Рой для Судного дня
Заметим, что такое положение вещей не только резко контрастирует с тем, что происходит в США, где уже производится и применяется вся линейка суперсовременных боевых беспилотников для решения практически любых военных задач, но даже с ситуацией в Китае. Еще какихто пятнадцать лет назад КНР вообще не имела серьезных ударных БЛА, а сейчас она их выпускает и продает по нескольку десятков в год. Например, более сотни разведывательно-ударных беспилотников типа Wing Loong уже используются армиями и спецслужбами Саудовской Аравии, Индонезии, Нигерии, Пакистана, Египта, ОАЭ и даже Казахстана. А на вооружении самой НОАК стоят как минимум триста БЛА типа Wing Loong, CH-5 Rainbow и тому подобных. «Этими аппаратами уже оснащены несколько бригад китайских ВВС. Но всем ясно, что это только начало. И уже в ближайшем будущем китайцы доведут их количество как минимум до пяти сотен, — говорит руководитель сектора международных военно-политических и экономических проблем НИУ ВШЭ Василий Кашин. — Ударные беспилотники — неотъемлемая часть потенциала ВВС КНР и классическое оружие для противокорабельной войны, прежде всего в Южно-Китайском море. Они нужны им для того, чтобы скрытно подобраться к авианосным группам противника и выдать целеуказания своим ракетам, а также самим атаковать корабли». Заметим, что помимо оперативно-тактических ударных БЛА Китай активно создает и новые стратегические аппараты Cai Hong 7 и Lijian, которые по своим характеристикам, судя по всему, идентичны американским БЛА последнего поколения, включая RQ-180. Причем, например, Lijian впервые поднялся в воздух еще в 2013 году. То есть тогда же, когда и новый американский беспилотник Northrop Grumman. А Cai Hong 7 выйдет на летные испытания ближе к осени нынешнего года. Но это еще не всё. Главную ставку ВВС КНР, как, впрочем, и США, делают на технологию управления роем беспилотников при помощи искусственного интеллекта. «Это магистральное направление развития всех БЛА. Смысл использования роя в том, чтобы благодаря искусственному интеллекту все аппараты могли установить связь между собой, автоматически распределить цели и синхронно их атаковать», — говорит Василий Кашин. Пока что китайцы научились так управлять группировкой из 70 беспилотников. Больше пока не позволяют вычислительные возможности. И понятно почему. В условиях группового применения каждый аппарат должен управлять не только самим собой, но и роем в целом. А если его собьют, то эти функции должны быть автоматически переданы другому БЛА. И все это необходимо делать в условиях сильного противодействия средствами РЭБ. Тем не менее ясно, что если КНР или США все-таки решат проблемы с вычислительными возможностями, то противостоять атаке роя, скажем, из тысячи ударных БЛА, будет практически невозможно. «С этим не справится ни одна современная система ПВО — она попросту захлебнется», — уверен старший научный сотрудник Центра АСТ Сергей Денисенцев. Но самое обидное в этой ситуации то, что элементы технологии управления роем чуть ли не впервые в мире были использованы несколько лет назад на отечественных противокорабельных комплексах «Вулкан» и «Гранит», когда при залпе из восьми ракет они самостоятельно устанавливали между собой связь и распределяли цели для атаки. Но вот при создании новых российских БЛА эта технология, по-видимому, не используется. Или об этом просто не говорят.
Таблица 1. Проекты тяжелых ударных БЛА большой дальности и продолжительности полета, выполненных с использованием технологии stealth по аэродинамической схеме «летающее крыло» и способных развивать скорость до 1 Маха
Источник: «Эксперт»
Таблица 2. Средневысотные тактические ударные БЛА большой продолжительности и дальности полета
*Еще не совершил свой первый полет.
**В режиме передачи данных на командный пункт в реальном времени (радиус действия радиоканала). Источник: «Эксперт»
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl