General Electric покачнулась, но не упала
Американский конгломерат обвинили в фабрикации финансовых отчетов. У GE действительно много проблем, но компания слишком важна для Америки и мира, чтобы бесславно умереть
Конгломерат General Electric маскирует свои финансовые проблемы — такой тезис выдвинул эксперт в области бухучета Гарри Маркополос в своем исследовании. Эти проблемы он оценил в 38 млрд долларов, притом что годовая выручка компании составляет 120 млрд. Напомним, Маркополос в свое время раскрыл пирамиду Бернарда Мэддофа. СМИ уже сравнили GE с энергетической компанией Enron, которая обанкротилась в 2001 году после громкого скандала с фальсификацией отчетностей (интересно, что в свое время GE купила ветроэнергетический бизнес Enron). Как отмечает Wall Street Journal, вообще-то Маркополос работает с неназванным хедж-фондом, который шортит General Electric, что делает его лицом заинтересованным. Кстати, на скандале бумаги GE упали сразу на 11%.
Однако это не отменяет наличия у GE реальных проблем. Их множество, и они очень весомы. В первую очередь масштаб бизнеса: компания занимается слишком многим (cм. график 1). Эксперты не раз указывали, что бизнес GE надо разделить, однако этого до сих пор не произошло. Кроме того, компания изрядно погрязла в долгах и любой кризис может больно по ней ударить из-за удорожания заимствования (об этом ниже). Ко всему прочему, ей никак не удается доделать двигатель для Boeing 777-х, что не добавляет оптимизма.
От лампочки до кредитов
А начиналось все отлично. История GE стартовала с Томаса Эдисона и ламп накаливания. Компания была основана еще в 1892 году, а в 1896-м стала одной из первых включенных в индекс Dow Jones. На лампах GE не остановилась. В 1901 году там изготовили первую высокоскоростную паровую турбину для генерации электричества, а дальше процесс пошел по нарастающей. В 1920–1930-х компания начала выпуск бытовой техники: от миксеров до посудомоечных машин, в период Второй мировой войны по госзаказам производила радары. В послевоенные годы GE продолжала расширяться и поглощать интересные компании, а в ее лабораториях разрабатывалось много интересного. GE занимается и атомной энергетикой. В итоге к середине 1990-х General Electric стала самой прибыльной в США. В 2001 году ее рыночная капитализация достигла 505 млрд долларов; в этом она уступила только ИТ-гиганту Microsoft.
Собственно, на том «хорошая» история GE и заканчивается. После ухода в 2001 году гендиректора Джека Уэлча у руля компании встает Джефф Иммельт. В должность он вступил 7 сентября 2001-го, а уже 11 сентября атака на башни ВТЦ нанесла удар и по GE. Упал спрос на авиационные двигатели, а страховому сегменту компании пришлось выплатить около 600 млн долларов компенсаций. Кризис 2008 года нанес конгломерату еще более серьезный удар: его акции упали за год на 42%. В 2009-м компания урезала дивиденды с 1,24 до 0,82 доллара на акцию. Кризис показал, что она слишком раздута, а ее непрофильные активы не обладают синергетическим эффектом.
Слишком раздутый, чтобы успевать
GE чем только не занимается до сих пор. На графике 1 видно, что доминирующими отраслями все еще остаются разные виды оборудования: осветительное, нефтегазовое и авиационное. Подразделения компании собирают энергетические установки, газовые турбины, изготавливают медицинское оборудование. Однако как раз здесь и кроется одна из ключевых проблем. Доходы от ряда направлений упали; так, снизилась прибыль от энерго- и нефтегазового оборудования. В последние годы серьезные убытки несло энергетическое подразделение GE Power: компания в полной мере ощутила на себе проблемы крупной угольной электрогенерации в мире; можно сказать, по ней ударило то, что сделало ее великой в прошлом веке. Именно снижение прибыли от производства названо в последнем годовом отчете причиной неудач: GE убыточна в 2015-м, 2017-м и 2018 годах и свежие данные (за второй квартал 2019-го) тоже не вселяют оптимизма. Не представленное на графике подразделение GE Capital (отвечает за кредиты и страхование, предоставляет кредиты и лизинг компаниям, которые приобретали оборудование GE, а также в отдельных странах работало с розничными клиентами) на пике обеспечивало половину дохода компании, вплоть до того, что конгломерат позиционировали не как промышленный, а как финансовый (похожая история, кстати, была с Enron: у того тоже был солидный финансовый блок). Теперь же оно чугунным якорем тормозит весь бизнес. Именно на балансе GE Capital в 2008 году оказалось изрядное количество плохих активов и тех самых, необеспеченных, ипотечных кредитов.
«Основной проблемой компании принято считать излишнюю диверсификацию вследствие приобретения активов по непрофильным видам деятельности предыдущим руководством. Диверсификация должна придавать бизнесу устойчивость, но, похоже, это не так в случае GE, которая лишь раздула портфель активов, — объясняет Алексей Калачев, эксперт-аналитик “Финама”. — Разнородные активы не дают синергии. Часть из них теряет рынок, а прибыль более успешных направлений не в полной мере компенсирует неудачи остальных.
Разделение компании, пожалуй, могло бы пойти ей на пользу, поскольку позволит сосредоточиться на прибыльных сегментах бизнеса. Да и само по себе разделение может увеличить стоимость. Когда нет синергии между подразделениями, они в сумме стоят дешевле, чем по отдельности».
В качестве примера плохой покупки можно привести Alstom. В 2015 году GE приобрела энергетические и сетевые активы этой французской компании за 10,6 млрд долларов. Покупка в итоге не оправдалась: почти сразу цена на газовые турбины пошла вниз. Да и GE, по мнению экспертов, изрядно переплатила.
Конечно, кое-что было продано или оптимизировано — в частности, заметно «похудело» подразделение GE Capital, а так же «сброшены» студия NBC Universal и непрофильные GE Plastics, GE Water и GE Appliances. В этом году в конце февраля было объявлено о продаже фармацевтического подразделения американскому конгломерату Danaher примерно за 21,4 млрд долларов.
Не взлетает
Авиастроительный концерн Boeing решил перенести испытания перспективного пассажирского лайнера Boeing 777-9 (он же будет самым длинным в мире) с этого года на 2020-й. Поставку самолетов при этом отложат еще на год. А планировалось, что в воздух машина поднимется уже в этом году. Проблема оказалась в двигателе, а его для Boeing делает все та же GE. Двигатель GE9X, который все никак не может доделать GE Aviation, должен стать самым мощным из своих собратьев.
Однако с этим двигателем возникли серьезные сложности. Срыв сроков поставок самолетов (а у корпорации порядка 350 заказов на семейство Boeing 777-8/9 на общую сумму около 150 млрд долларов) грозит Boeing штрафными санкциями, а они, в свою очередь, сильно ударят по GE, из-за которой сроки как раз и будут сорваны. «Сейчас весь процесс тормозит General Electric», — отметил ранее финансовый директор Boeing Грег Смит.
Отчасти проблема в том, что у GE нет одного или нескольких крупных владельцев, заинтересованных в том, чтобы она была стабильной. Ее акционерный капитал «размазан» между большим числом институционалов. А как мы уже писали (см. «Фонды взяли бизнес за горло», «Эксперт» № 22 за 2019 год), подобная ситуация приводит к тому, что интересы инвесторов и компании расходятся.
Эту мысль подтверждает Алексей Калачев. Он считает, что одной из проблем GE стало отсутствие эффективного и заинтересованного собственника. «Акции компании распылены, а держателями более или менее серьезных пакетов являются индексные фонды. Топ-менеджмент мало зависит от акционеров, а его положение, вес и вознаграждение зависят от величины компании».
Впрочем, в октябре прошлого года в GE появился новый исполнительный директор Ларри Калп, который урезал дивиденды, активно взялся за сокращение расходов и уже сообщил о положительной динамике в GE Power.
Ничего страшного
Отдельный и существенный пул проблем — большая долговая нагрузка. У GE она действительно огромна: соотношение чистого долга к EBITDA у конгломерата находится на уровне 12,5, а значение этого коэффициента выше четырех уже говорит о существенной долговой нагрузке.
Научный сотрудник Института Людвига фон Мизеса (штат Алабама, США) Марк Торнтон полагает, что из-за долгов GE действительно может пройти через банкротство или частичную ликвидацию в случае наступления рецессии и подъема ключевой ставки, но пока ее спасает сверхнизкая ставка ФРС.
Рейтинг GE сейчас находится в трех ступенях от мусорного, а ее облигации периодически торгуются с такой доходностью, как будто уже имеют статус мусорных, и вот это действительно опасно. Если начнется масштабный кризис, стоимость заимствования для компании подскочит; это же произойдет, если ее рейтинги снизятся еще больше. В таком случае обслуживать огромный дог станет еще дороже и может наступить дефолт по облигациям. Вообще, эффект от проблем с облигациями у GE непредсказуем. Так, если компания все же потеряет инвестиционный рейтинг, то в одночасье займет 10% рынка мусорных облигаций, что, в свою очередь, может серьезно встряхнуть уже этот сектор, и как все это скажется на американском бизнесе и финансовом рынке, остается только гадать.
Здесь стоит вернуться к нападкам Гарри Маркополоса и к сравнению GE с Enron. Конечно, понятно желание аналитиков и журналистов найти компанию — виновника будущего кризиса: рынки растут слишком давно и нервы у всех начинают сдавать. Но сравнение с Enron выглядит натянутым. Скорее всего, в отчетности компании действительно хватает проблем, однако считать, что GE в шаге от смерти, не стоит. Компания имеет почти 250 тыс. патентов (в основном на оборудование), действующих в США и Канаде, а это само по себе немалый актив. Кроме того, после всех сокращений и сброса непрофильных активов конгломерат все еще работает в 180 странах и имеет более 300 тыс. сотрудников по всему миру.
Напомним, Enron скрывала убытки, чтобы создавать видимость успешного бизнеса, однако какой смысл публиковать поддельную плохую отчетность? Ситуация GE усугубляется с каждым годом, это очевидно, и вряд ли кто-то питает иллюзии на ее счет. В итоге компании придется или затеять массированную распродажу активов, или пройти процедуру оздоровления либо даже национализации, целиком или по частям, как в свое время General Motors. Но учитывая огромное влияние бизнеса GE на деятельность целого ряда крупнейших производственных компаний во всем мире, в значительной части оборонных, можно предположить, что банкротства и вообще резких действий в отношении нее американские регуляторы постараются избежать.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl