Выставка в музее «Гараж» «Грядущий мир» ищет пути спасения человечества

ЭкспертКультура

«Гараж» как храм нового экоактивизма

Выставка в музее «Гараж» «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100» ищет пути спасения человечества

Вячеслав Суриков

Новый выставочный проект в музее «Гараж» интерпретирует непродолжительный период в будущем, когда людям придется смириться с тем, что «у нас нет другой планеты»

В стенах «Гаража» в его новом проекте можно встретить и традиционное изобразительное искусство: «Речной пейзаж с рыбаками» (XVII век) Саломона ван Рейсдала, и картину его современника Карела Дюжардена «Пейзаж с домашним скотом», в котором «человеку отводится скромное место рядом с красивыми, сильными и добрыми домашними животными, которые являются подлинными героями картины». Вместе с гобеленом (кураторы выставки предпочитают именовать его шпалерой), сотканным неизвестным мастером в XVI веке, они составляют триаду классического искусства, в котором художники прошлого манифестировали об «эмансипации природы». Рядом с ними выложена серия из 34 коллотипий Макса Эрнста, в двадцатых годах прошлого века упражнявшегося в придуманной им технике фроттажа, когда карандашом рисуют на бумаге натирающими движениями. Их появление в рамках выставки с названием «Грядущий мир» тоже не случайно. Как мы узнаем из кураторского текста, фроттаж — это художественная форма, «наилучшим образом приспособленная для выражения активных отношений между человеком и внешним миром».

Но основная содержательная часть выставки зиждется на инсталляциях. И самый близкий аналог — аллегорическая живопись, столь распространенная как раз в XVI и XVII веках (еще один ракурс, который задают картины голландцев ван Рейсдала и Дюжардена), когда художник создают визуальный образ, нуждающийся в расшифровке. Каждый объект снабжен подробным описанием — причем прочесть его и, при желании, послушать (на сайте «Гаража» есть и аудиоверсия кураторских текстов) можно еще до визита на выставку. У зрителя есть шанс увидеть «Грядущий мир» подготовленным: он может сразу применить прочтенные или услышанные им трактовки к увиденному на выставке. Или интерпретировать их самостоятельно, что и делают большинство людей при созерцании старинной аллегорической живописи: тот смысл, который закладывал в свое произведение художник, уже недоступен. Мы можем только отдаленно догадываться, что он имел в виду, и предаваться бесконечным интеллектуальным упражнениям в восстановлении языка аллегорий, которым владели люди, жившие почти полтысячи лет назад.

Объекты современного искусства сродни иероглифам — не обязательно концентрироваться на их внешней форме, она может и не претендовать на эстетическую ценность. Инсталляции — это особым образом упакованная информация. Куратор распаковывает ее в своих текстах, которые нам доступны как на самой выставке, так и на сайте. Он толкует значение каждого иероглифа и составляет из них как бы отдельные фразы, которые в свою очередь складываются в развернутый месседж. Таковым, по сути, является любая выставка и в особенности выставка современного искусства. Критерии оценки, которые мы применяем в отношении того или иного текста, существующего в виде сочетания букв, применимы к тексту, который написан в виде инсталляций. Мы оцениваем, насколько он внятен, насколько он стилистически выдержан, и главное — какова его информационная ценность. Узнаем ли мы из него что-то новое, о чем мы не знали прежде?

«Грядущий мир» жестко очерчивает сроки, которые человечество будет вынуждено существовать на планете Земля: 2030–2100 год. Первая — предполагаемая дата исчерпания мировых запасов нефти, вторая — начало заселения человечеством Вселенной и одновременно достижения бессмертия. Вопрос, на который пытаются ответить художники: а что, собственно, делать тем поколениям, которым придется жить именно в этом временном промежутке, когда старая эпоха закончилась, а новая еще не настала? Ответ очевиден: попытаться сберечь ту планету, на которой мы сейчас находимся, не только для себя, но для следующих поколений, у которых так же, как и у нас в случае невозможности жить на этой, не будет возможности переселиться на другие планеты. Для этого нужно начать с того, чтобы думать о самих себе не как о центре и высшей цели мироздания, а как о части глобальной системы, которую человек должен не подчинить себе, а только взаимодействовать с ней, не нарушая не им принятый порядок вещей.

Объект, созданный Сюзан Шуппли, — это двадцать передовиц газеты «Правда», с 26 апреля по 15 мая 1986 года, — от того дня, когда произошла авария на Чернобыльской АЭС, до того дня, когда в газете сделали по этому поводу первую публикацию. И это дословный текст выступления Михаила Горбачева по телевидению, включая вступительные слова: «Добрый вечер, товарищи!» Над первыми полосами советской газеты, с заголовками «По сортам и урожай», «Вернуть былую славу», «Улучшая управление отраслью», «Тяжелеют составы», «Решимость трудящихся» с текстами, описывающими трудовые будни советских людей, сгущается темное облако — мы видим его на видеозаписи. И это не только история замалчивания фактов, это еще и история шока, который переживает технократическая цивилизация в тот момент, когда техника выходит из-под контроля. Шок оказывается настолько сильным, что какое-то время цивилизация предпочитает делать вид, что ничего не происходит, никакой опасности нет, что жизнь идет своим чередом.

«План Обюс» Ле Корбюзье (мы видим на выставке 12 оригинальных планов этого проекта) предполагает строительство зданий, вписанных в природных ландшафт. Архитектура повторяет природные формы, стараясь не нарушать то, что уже было создано до нее, и таким образом сохранить первоначальную гармонию. От человека требуется постичь ее и повторить ее ритм. Скульптуры Михаила Матюшина, ко всему прочему еще и создателя футуристической оперы «Победа над солнцем» (1913), из древесных корней трактуются как «пример сознательного возврата к Природе в эпоху исторического авангарда, более известную неудержимым восторгом перед Машиной». Фотография акции группы «Гнездо», запечатлевшая трех человек, задержавших дыхание на одну минуту в 1977 году в присутствии примерно десяти зрителей. В течение этого времени они экономят около одного литра выдыхаемого углекислого газа, избыток которого грозит климатическими изменениями. Об их последствиях сигнализируют тропические цветы, лежащие под деревом, растущим перед входом в музей (этот объект — дело рук артистического дуэта Allora & Calzadilla из Пуэрто-Рико). Но именно это вызывает эффект, обратный тому, который программировали художники: вместо ужаса перед будущим местные жители скорее жаждут его скорейшего наступления.

Проект «Грядущий мир» свидетельствует о том, что экология — это не только «новая политика», но и новая религия, которая, пусть противоречиво, исповедует финитность существования планеты Земля и тем самым мобилизует человечество. Экоактивизм — из разряда полумаргинальных видов деятельности, на наших глазах он преображается в мейнстрим. У этого движения есть очевидный враг — пластик, который в доселе невиданных масштабах засоряет планету и нарушает естественный ход жизни ее обитателей. Священная метка экоактивистов recyclable («пригодный к переработке) стоит на одной из сторон «Гаража», но на другой стороне к ней примыкает приставка «un» — и тогда слово меняет свое значение на противоположное. Несмотря на то что, по словам директора музея Антона Белова, «Гараж» претендует на то, чтобы быть самым экологичным музеем в мире, готов признать, что в глазах художников он не выглядит таковым — ему есть в чем усовершенствоваться.

Но путь выбран и миссия ясна. «Гараж» в ближайшие пять месяцев намерен стать центром/храмом экоактивизма. Если ты приходишь на выставку и созерцаешь представленные на ней объекты, ты становишься причастным к созиданию нового мира, в котором человек — это только «часть экосистемы». Из заключенной в объекты информации ты извлекаешь знание, которое позволит тебе менять и свое будущее, и будущее планеты в целом уже сейчас. Если в традиционном музее изобразительных искусств мы созерцаем искусство, которое интерпретирует прошлое, то в «Гараже» мы видим объекты, которые интерпретируют будущее. Для этой интерпретации художники создают новый язык. Отчасти в ущерб себе. В отличие от создателей полотен в жанре аллегорической живописи XVI–XVII веков, ценность произведений которых со временем только возрастает, произведения современных художников существуют только в пределах выставки и только в заданном контексте. Стоит им покинуть пределы музея или попасть в новый контекст, с которым они не резонируют, как они утрачивают и смысл, и ценность. Современное искусство тоже требует жертв.

Алексей Народицкий © Музей современного искусства «Гараж»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Алиса в стране откатов Алиса в стране откатов

Как именно работает эзотерическая экономика откатов и офшоров?

Esquire
Как выбрать встроенный электрический духовой шкаф: главные правила Как выбрать встроенный электрический духовой шкаф: главные правила

Электрические духовки разные ― у каждой модели свои параметры и особенности

CHIP
Машины рулят людьми Машины рулят людьми

В принятии важных решений все чаще участвуют алгоритмы машинного обучения

GQ
Ученые пытаются понять, что делать с ледниковым шельфом Уилкинса. Он на грани и грозит катастрофой планете Ученые пытаются понять, что делать с ледниковым шельфом Уилкинса. Он на грани и грозит катастрофой планете

Ледниковый шельф Уилкинса в Антарктиде демонстрирует признаки нестабильности

Inc.
Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья» Денис Тагинцев: «Когда танцуешь, ты переживаешь состояние абсолютного счастья»

Хореограф-постановщик Денис Тагинцев — о том, что такое танец

Монокль
Что смотреть, если вам нравятся «Очень странные дела» Что смотреть, если вам нравятся «Очень странные дела»

На какие мистические сериалы стоит обратить внимание?

Правила жизни
Глупые вопросы о ПДД, которые вызывают недоумение даже у бывалых водителей Глупые вопросы о ПДД, которые вызывают недоумение даже у бывалых водителей

Правила ПДД, которые озадачивают любого водителя до сих пор

Maxim
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
Где русская женщина, там всегда притяжение Где русская женщина, там всегда притяжение

Юлия Пересильд известна своей искренностью — это делает ее неуязвимой

OK!
Как новенькая! Как новенькая!

Способы, которые помогут запустить процесс очищения и омоложения организма

Лиза
Усиление прибрежных апвеллингов назвали угрозой для мигрирующих морских обитателей Усиление прибрежных апвеллингов назвали угрозой для мигрирующих морских обитателей

Гибель сотен морских животных оказалась связана с усилением апвеллинга

N+1
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
Ханами по-приморски Ханами по-приморски

Рододендрон – чудо дальневосточной природы и символ Приморья

Отдых в России
7 вещей, которые нельзя чистить жидкостью мытья для посуды: мнение клинеров 7 вещей, которые нельзя чистить жидкостью мытья для посуды: мнение клинеров

Почему кофеварки, латунь и нержавеющую сталь нельзя мыть мылом для мытья посуды

VOICE
Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов Работа из дома: насколько она эффективна и как не сойти с ума — 9 советов

Справляться со сложностями и не терять эффективность на удаленке

РБК
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
Что общего между сериалом «Черное зеркало» и нравственным императивом Иммануила Канта Что общего между сериалом «Черное зеркало» и нравственным императивом Иммануила Канта

Каким был Иммануил Кант и почему его идеи актуальны сегодня

СНОБ
«Наденьте кислородную маску сначала на себя»: 5 уроков о личной отвественности «Наденьте кислородную маску сначала на себя»: 5 уроков о личной отвественности

Как здоровые отношения с личной ответственностью делают нас увереннее в себе?

Psychologies
Зависть, иллюзии и конфликты: как социальные сети влияют на твои отношения с мужчиной? Зависть, иллюзии и конфликты: как социальные сети влияют на твои отношения с мужчиной?

В любви соцсети могут не только помочь, но и навредить

VOICE
В неделю нужно съедать 30 растительных продуктов: как этого добиться В неделю нужно съедать 30 растительных продуктов: как этого добиться

Как увеличить количество растительных продуктов в своем рационе?

ТехИнсайдер
Необычная традиция: почему на Пасху принято красить яйца Необычная традиция: почему на Пасху принято красить яйца

Почему на пасху мы красим именно яйца? И зачем вообще это делаем?

ТехИнсайдер
Мигранты развиваются вместе с российской экономикой Мигранты развиваются вместе с российской экономикой

Растет численность квалифицированного персонала из стран ближнего зарубежья

Монокль
Приход Антихриста, Апокалипсис и город живых мертвецов. Почему юмор Гоголя должен пугать Приход Антихриста, Апокалипсис и город живых мертвецов. Почему юмор Гоголя должен пугать

В чем Гоголь опередил Кафку и Камю и почему его юмор должен вызывать ужас

СНОБ
5 бунтарок, изменивших мир: чему всем нам стоит у них поучиться 5 бунтарок, изменивших мир: чему всем нам стоит у них поучиться

Выдающиеся женщины, которые своим протестом изменили ход истории

Psychologies
Ринат Абдрахманов: Любой может создать изображение, но от этого он не станет художником Ринат Абдрахманов: Любой может создать изображение, но от этого он не станет художником

Художник Ринат Абдрахманов — об искусственном интеллекте вместо творца

СНОБ
Малые, но не забытые: как поддерживают коренные народы, ведущие традиционный образ жизни Малые, но не забытые: как поддерживают коренные народы, ведущие традиционный образ жизни

С какими проблемами встречаются коренные народы России?

ФедералПресс
Неземная тачка: как работал лунный ровер NASA в программе “Аполлон” Неземная тачка: как работал лунный ровер NASA в программе “Аполлон”

Как был сконструирован лунный ровер от Nasa?

ТехИнсайдер
Александр Рогов Александр Рогов

Арт + фэшн у Рогова дома: музей редких вещей Гвасалии и Прада

Собака.ru
Почему все без ума от Тейлор Свифт: разбираемся в феномене Почему все без ума от Тейлор Свифт: разбираемся в феномене

Что делает Свифт особенной артисткой, ставшей ролевой моделью для миллионов?

Psychologies
Красиво и натурально: 10 способов покрасить пасхальные яйца без «химии» Красиво и натурально: 10 способов покрасить пасхальные яйца без «химии»

Собрали 10 простых и красивых способов покрасить яйца к празднику

ТехИнсайдер
Открыть в приложении