Сериал «Чернобыль», поражающий проработанностью деталей воссоздания аварии

ЭкспертСобытия

«Чернобыль»: черновик апокалипсиса

Сериал, который поражает проработанностью деталей воссоздания как самой аварии, так и советской реальности середины восьмидесятых. 

Вячеслав Суриков

Создатель сериала Крейг Мейзин, до этого проекта специализировавшийся на комедиях, утверждает, что на его продумывание и написание сценария у него ушло пять лет. При этом он опирался на самый широкий круг источников. Наиболее сильное эмоциональное впечатление на него произвела книга Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва. Хроника будущего», опубликованная еще в 1997 году и почти сразу переведенная на несколько языков. Помимо свидетельств очевидцев событий она запечатлела в ней собственное апокалиптическое восприятие событий: «Я смотрю на Чернобыль как на начало новой истории, он не только знание, а и предзнание, потому что человек вступил в спор с прежними представлениями о себе и о мире. […] Имя моей маленькой, затерянной в Европе страны, о которой мир раньше почти ничего не слышал, зазвучало на всех языках, она превратилась в дьявольскую чернобыльскую лабораторию. […] Чернобыль — это тайна, которую нам еще предстоит разгадать. Непрочтенный знак. Может быть, загадка на двадцать первый век».

Швед Йохан Ренк, работавший на таких сериалах, как «Во все тяжкие», «Ходячие мертвецы» и «Викинги», в качестве режиссера «Чернобыля» — труднообъяснимый выбор. Тем не менее он сделал все пять серий, сумев воспроизвести на экране советскую действительность в общепринятой для западной сериальной и киноиндустрии манере ее изображения. Она почти лишена ярких красок. Их отсутствие усугубляется невзрачностью интерьеров и неброскими одеяниями действующих лиц. Проработана внешность не только исполнителей главных ролей (а это мировые звезды, пусть и не первой десятки, но по крайней мере первой сотни: Джаред Харрис, Стеллан Скарсгорд, Эмили Уотсон), но и второстепенных персонажей. Массовка подобрана самым тщательным образом. Одно только это производит сильнейшее впечатление. Это еще не советская реальность, такая, какой ее удалось воссоздать Алексею Герману-младшему в фильме «Довлатов», но уже максимальное приближение к ее воссозданию из всех, что Голливуд пытался совершить в последние десятилетия.

В сериале несколько сюжетных линий. Одна из них, самая эмоциональная, — история Людмилы Игнатенко, жены пожарного Василия Игнатенко, взята из «Чернобыльской молитвы». Эту историю Светлана Алексиевич рассказывает на первых страницах своей книги. Крейг Мейзин передает ее, почти ничего не добавляя: молодая женщина, будучи беременной, сначала теряет мужа (тот отправляется на тушение пожара одним из первых, получает большую дозу радиации и умирает от лучевой болезни), а потом и ребенка: сразу после рождения обнаруживается, что у него поражены радиацией внутренние органы. История позволяет кинематографистам задать ракурс восприятия происходящих в фильме событий с точки зрения обычного человека, поневоле ставшего участником катастрофы, оказавшись в самом ее пекле. Мы видим пожарного, по попустительству начальства в зоне повышенной радиационной активности не принимающего никаких специальных мер защиты, и одновременно мужчину, возвращения которого ждет обеспокоенная жена. Но с этого пожара он попадает в больницу, а из нее ему вернуться уже не суждено.

Вторая сюжетная линия — судьба академика Легасова (Джаред Харрис), который с первых дней был на месте аварии, занимался расследованием ее причин, а спустя два года повесился у себя в квартире. Перед смертью он записал на диктофон то, что считал нужным рассказать по поводу аварии на Чернобыльской АЭС. Крейг Мейзин сделал из Валерия Легасова узнаваемый персонаж: ученого, жертвующего собой во имя человечества и одновременно противостоящего государственной машине. Перед персонажем стоит дилемма — что следует назвать причиной произошедшего: только операторов, управлявших реактором и допустивших ошибку, или конструкторов и производителей, которые его создали. В первом случае это всего лишь случайность и ее можно без труда предотвратить, во втором — под ударом целая отрасль, которая обеспечивает людей энергией, но в любой момент может их уничтожить. Легасов действует не один, с ним в паре работает Ульяна Хомюк (Эмили Уотсон) — ее Крейг Мейзин придумал, для того чтобы воплотить коллективный образ советских ученых, отстаивавших истину.

Сериал Крейга Мейзина — первый масштабный кинематографический проект, так подробно рефлексирующий на тему крупнейшей техногенной катастрофы XX века. В России по этому поводу восемь лет назад высказался Александр Миндадзе. В фильме «В субботу» он фокусируется на жизни обычных людей, которые оказались в зоне радиоактивного поражения, не подозревая об этом, — подробностей катастрофы в фильме нет, она присутствует в нем лишь фоном. В кадре идет своим чередом обычная жизнь, напряжение возникает только потому, что зритель знает, что произошло, а его герои — нет. Для Крейга Мейзина отсутствие информации тоже сквозная тема. Ее скрывают на всех уровнях. Даже первое лицо страны, Михаил Горбачев, не обладает всей ее полнотой. В сериале он показан аппаратчиком, который вынужден посылать людей на смерть. Экранный Легасов формулирует свою просьбу к генсеку так: «Можно мы убьем трех человек?» — речь идет о том, чтобы отправить трех спасателей в зону, где они могут получить смертельную дозу облучения. Горбачев нехотя соглашается.

Главную роль в сериале «Чернобыль» исполнил британский актер Джаред Харрис

Возможно, чернобыльская авария оказалась слишком травматичным опытом для жителей постсоветского пространства, чтобы реконструировать ее кинематографическими средствами. В художественном пространстве она поместилась в уже созданную братьями Стругацкими образную систему повести «Пикник на обочине», которую с необычайной художественной силой интерпретировал Андрей Тарковский в фильме «Сталкер» за семь лет до аварии. В 2007 году по мотивам этих двух произведений вышла игра S.T.A.L.K.E.R., созданная украинской компанией GSC Game World, а уже по ее мотивам в России было издано 50 книжных серий, каждая из которых состоит из двух или двенадцати книг, написанных отечественными фантастами в формате межавторского проекта. Их действие происходит в чернобыльской зоне отчуждения после новой катастрофы — в этом случае всего лишь вымышленной. По версии создателей игры, на Чернобыльской АЭС вновь прогремел взрыв, который привел к появлению всевозможных ценных артефактов — на их поиски и отправляются герои этих повествований.

Как интеллектуальную реакцию на чернобыльскую аварию можно расценивать и мощную волну постапокалиптической литературы (одного из основных направлений в современной фантастике), поднятую книгой Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Ее успех возбудил воображение отечественных авторов настолько, что они, следуя созданной Глуховским системе образов, написали в рамках серии «Вселенная Метро 2033» не меньше ста книг. Судя по тиражу вышедшей в 2015 году заключительной книги трилогии «Метро 2035» (она была продана тиражом 300 тыс. экземпляров), эта тема не отпускает сознание читателей. Они вновь и вновь хотят оказаться в мире, на который обрушилась ядерная война и в котором кому-то все-таки удалось выжить. Страх ядерного взрыва, сопровождавший людей весь период холодной войны и заставлявший американцев и европейцев запасаться продуктами и рыть бомбоубежища, всего лишь ослабел после советских международных инициатив второй половины восьмидесятых. Он по-прежнему присутствует в сознании человечества, и нужно не так много усилий, чтобы его активировать.

Реакция российских зрителей на интерпретацию американскими кинематографистами событий в Чернобыле, интерпретацию, ориентированную в первую очередь на глобальный мир, свидетельствует, что здесь в общественном сознании так и не сформировалось никакой устойчивой версии того, что произошло. Американский сериал оказался слишком жестким и слишком убедительным. Крейг Мейзин предложил свою концепцию и рассказал историю о людях, которые ради торжества истины готовы вступить в противоборство с системой. И отечественные эксперты вынуждены полемизировать с ним, объяснять, что в его сериале соответствует действительности, а что — нет. Ведь в России чернобыльская авария была настолько резко вытеснена в мифологическое пространство, что интересоваться тем, что там произошло на самом деле, в какой-то момент стало уделом лишь специалистов и одиночек. Тогда как Европа продолжала рефлексировать по этому поводу, и матрицей, о чем мы можем судить по логике присуждения Нобелевской премии 2015 года, для этой рефлексии стал текст Алексиевич.

В ближайшие недели отечественным зрителям предстоит увидеть на экране реконструкцию еще одной отечественной техногенной катастрофы: на 27 июня запланировано начало проката снятой компанией Люка Бессона EuropaCorp ленты «Курск» — о трагических событиях 2000 года, взбудораживших страну и весь мир. Им придется еще раз столкнуться с интерпретацией значимых исторических событий, предложенной извне, и пережить еще одну историю разлуки женщины и мужчины. Только уходит он в этот раз не на тушение пожара, а потом в больницу — умирать, а в плавание, из которого не суждено вернуться. И снова экранные герои сталкиваются с дефицитом информации и беспощадностью системы. «Время умирать», роман, по которому снят фильм, был написан еще в 2002 году. По этому поводу возникает вопрос и к отечественным писателям, вслед за кинематографистами или опережая их избегающим столкновения в своих произведениях с тем, что происходит у них на глазах. Тем самым игнорируя одно из предназначений художественной реальности — осознание и упорядочивание реальности исторической.

Фото HBO

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Родное плечо Родное плечо

Александр Колобов провел свою сеть «Шоколадница» через все кризисы

Forbes
За мечтой — в кошелек? За мечтой — в кошелек?

«Анора» — философский фильм о мечтах и реальности

Монокль
«Желание мажоритарного акционера всегда видно» «Желание мажоритарного акционера всегда видно»

Лариса Морозова — о двузначной доходности и о том, как начать инвестировать

Эксперт
Вечный рыцарь Вечный рыцарь

Тюрьма, безумцы и Христос: краткая история «Дон Кихота»

Weekend
Сын за отца Сын за отца

Что происходит с активами Владимира Когана после его болезни

Forbes
Обгон, засада, ДТП: эти 9 сигналов дальним светом пригодятся в дороге Обгон, засада, ДТП: эти 9 сигналов дальним светом пригодятся в дороге

Народный световой код фарами широк – будет полезно запомнить несколько сообщений

ТехИнсайдер
Светодиодная революция добралась до теплиц Светодиодная революция добралась до теплиц

Революционная технология освещения теплиц позволяет получать хорошую урожайность

Эксперт
Преисполненная светом Преисполненная светом

Дизайнерский интерьер, наполненный винтажной мебелью и предметами искусства

SALON-Interior
Студенты перестали мечтать о быстрых головокружительных карьерах Студенты перестали мечтать о быстрых головокружительных карьерах

У российских студентов скорректировались приоритеты при выборе места работы

Ведомости
3 причины, почему не растет уровень нашего дохода 3 причины, почему не растет уровень нашего дохода

Что мы делаем не так? Почему у кого-то зарплата растет, а у нас нет?

Psychologies
Зрелые отношения: почему люди пенсионного возраста в России стали чаще жениться Зрелые отношения: почему люди пенсионного возраста в России стали чаще жениться

Какие факторы влияют на то, что в России пенсионеры предпочитают вступать в брак

Forbes
Питаемся по циклу Питаемся по циклу

Составляя меню, можно ориентироваться на гормональный цикл

Лиза
Красная и белая Красная и белая

Как выбрать качественную консервированную фасоль

Лиза
Под контролем алгоритмов Под контролем алгоритмов

Как улучшить спутниковую связь и интернет

Санкт-Петербургский университет
Альфа-самцы павианов потратили много энергии на поддержание альфа-статуса Альфа-самцы павианов потратили много энергии на поддержание альфа-статуса

Как ранг доминирования влияет на здоровье и физиологию животного

N+1
Восток VS Запад Восток VS Запад

Сравним отношение к радостям жизни на Востоке и Западе!

Лиза
«Тупой телефон» — зачем люди меняют смартфоны на кнопочные устройства «Тупой телефон» — зачем люди меняют смартфоны на кнопочные устройства

Почему цифровой детокс становится трендом и как он меняет жизнь

СНОБ
Big Wine Freaks Big Wine Freaks

Как основатели Big Wine Freaks создали эносистему с крафтовым бизнес-подходом

Собака.ru
Полный литий Полный литий

Есть ли способы продлить жизнь литиевому аккумулятору в мобильном телефоне?

Наука и жизнь
Мыло, наждачка, присадка: 4 способа очистки катализатора своими руками Мыло, наждачка, присадка: 4 способа очистки катализатора своими руками

Как вдохнуть в катализатор вторую жизнь

ТехИнсайдер
Пока не стало слишком поздно: 60 важных вопросов, которые нужно задать родителям Пока не стало слишком поздно: 60 важных вопросов, которые нужно задать родителям

60 вопросов, которые пока еще не поздно задать своим родителям

Psychologies
Мама-вертолет и папа-тигр: как стиль воспитания влияет на развитие ребенка Мама-вертолет и папа-тигр: как стиль воспитания влияет на развитие ребенка

Что лучше: ставить ребенку высокие планки или пустить все на самотек?

ТехИнсайдер
Ученые назвали главные факторы того, почему вы чувствуете себя уставшим Ученые назвали главные факторы того, почему вы чувствуете себя уставшим

Почему взрослые люди чувствуют себя постоянно уставшими?

ТехИнсайдер
Как обработать фото, будто вы сделали его на пленку? Сохраните этот простой метод! Как обработать фото, будто вы сделали его на пленку? Сохраните этот простой метод!

Как сделать цифровые снимки похожими на пленку: инструкция

ТехИнсайдер
Национальный домен: какие приемы мировой практики в сети может применять российский бизнес Национальный домен: какие приемы мировой практики в сети может применять российский бизнес

Почему бизнес в России еще только в начале своего пути в онлайне

Inc.
5 типичных ошибок, которые мешают нам избавиться от влияния тяжелого детства 5 типичных ошибок, которые мешают нам избавиться от влияния тяжелого детства

Что нам мешает избавиться от негативного шлейфа прошлого?

Psychologies
«Я все для него делаю, а он!»: 10 способов самообороны от манипуляций «Я все для него делаю, а он!»: 10 способов самообороны от манипуляций

Хотите инструкцию, какие принять меры против манипуляций?

Psychologies
Микроскопическая угроза Микроскопическая угроза

Ученые СПбГУ изучают сверхмелкий космический мусор

Санкт-Петербургский университет
Sarissa морская Sarissa морская

Я не припомню, чтобы на одну лодку обрушился такой ливень из десяти наград

Y Magazine
Давай поговорим Давай поговорим

7 опасных болезней, которые вызывает невысказанная обида

Лиза
Открыть в приложении