Через север на восток
Идею начать поставки угля в страны АТР через Енисей и Северный морской путь эксперты оценивают по-разному. Одни видят в этом нереализуемые фантазии, другие — возможность решить логистические проблемы и дать толчок развитию экономики
Минтранс России предложил организовать в этом году пилотные поставки угля в страны Азии по Енисею через Северный морской путь. Предполагается, что уголь из Кузбасса по железной дороге доставят в порты Красноярска и Лесосибирска, где погрузят на речные суда и отправят по реке на север до морского порта Дудинка, а там перевалят на крупные суда для транспортировки через акваторию Севморпути. Ведомство увидело в этом возможность решить проблему перегруженности БАМа и Транссибирской магистрали, на которые пришлась значительная часть объема перевозок после закрытия западного направления.
За прошлый год Россия экспортировала 201,7 млн тонн угля, на 6,8% меньше, чем в 2021 году. «В 2023-м ожидается снижение экспорта угля из России минимум на три процента год к году — как из-за отсутствия доступа к европейскому рынку, так и в связи с узкими местами железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона, быстрая “расшивка” которых не предусмотрена инвестиционными планами железнодорожной монополии», — считают аналитики проекта NEFT Research.
Дорого, но важно
«Задача интересная и значимая. Но она требует комплексных решений, которые по плечу только правительству России во главе с курирующим развитие Севморпути вице-премьером Юрием Трутневым», — считает Сергей Кононенко, первый заместитель исполнительного директора Ассоциации горнопромышленников России. По его словам, прежде чем приступить к полномасштабной реализации проекта, нужно проделать большую работу: увеличить речной и ледокольный флот, развить портовую инфраструктуру, навигацию и связь. Собственно, желание Минтранса провести первую поставку в эту навигацию выглядит как попытка оценить реальные возможности маршрута и по итогам принимать решение об инвестициях в инфраструктуру.
«Данному проекту уже много лет. К нему неоднократно возвращались и обсуждали в различных инстанциях: на уровне министерств, полномочного представителя президента в Дальневосточном федеральном округе, судостроительных корпораций. Развитие этого маршрута — правильный шаг с точки зрения государственной политики», — добавляет Кононенко. Эксперт напоминает, что в соответствии с федеральным проектом «Развитие Северного морского пути» к 2024 году грузопоток по СМП должен составить 80 млн тонн в год, а в перспективе до 2030 года — 150 млн тонн. И маршрут через Енисей может способствовать достижению этой цели.
Однако глава консультационной компании «Гекон» и член научного совета РАН по изучению Арктики и Антарктики Михаил Григорьев полагает, что перевозку сибирского угля в Азию через Енисей и Севморпуть вряд ли стоит рассматривать как реалистичный проект. Гарантированные глубины на участке от Красноярска до устья Ангары установлены на отметке 2,9 метра, на участке от устья Ангары до ухвостья острова Большой Медвежий — 3,2 метра, далее до порта Дудинка — 3,5 метра. Следовательно, на этом маршруте можно использовать только суда с малой осадкой. Навигацию по Енисею осуществляют суда Енисейского речного пароходства (ЕРП), находящиеся в управлении «дочки» «Норникеля» — компании «Норникель — ЕРП».
По словам Михаила Григорьева, во флоте ЕРП максимальная грузоподъемность судов с подходящей осадкой составляет 2000 (шесть самоходных грузовых судов проекта 21-88, тип «Калининград») и 3000 тонн (101 несамоходная грузовая баржа проекта Р-29). «Для перевозки миллиона тонн потребуется от 330 до 500 рейсов. Расстояние от Красноярка до Дудинки составляет 2007 километров, от Лесосибирска — 1628 километров. По данным ЕРП, перевозка грузов и контейнеров речным транспортом от Красноярска до Дудинки занимает от 5 до 14 дней; возвращение к точке погрузки потребует больше времени, поскольку суда будут идти против течения. Таким образом, длительность кругового рейса судна, включая погрузо-разгрузочные работы, близка к месяцу», — подсчитал эксперт.
В соответствии с распоряжением Росморречфлота в 2023 году речная навигация в порту Дудинка ограничена периодом с 15 июня по 4 октября. За это время одному судну удастся выполнить не более четырех рейсов. «Даже если использовать весь крупнотоннажный флот ЕРП, перевезти нужный объем угля не удастся. Кроме того, обслуживание несамоходных судов потребует привлечения большей части буксирного флота пароходства, — считает Михаил Григорьев. — А речные порты Красноярска и Лесосибирска и так работают с нагрузкой, близкой к максимальной».
В «Норникеле» рассказали, что у ЕРП «отсутствуют договоренности о перевалке дополнительных объемов угля через порты в Лесосибирске, Красноярске и Дудинке, как и свободные мощности для доставки грузов». В 2022 году объем перевозок достиг рекордного для предприятия уровня, составив 3746 тыс. тонн. «Производственный план на 2023 год не менее амбициозен и предполагает полную загрузку мощностей», — добавляют в компании. Во-первых, продолжается активное строительство ключевых проектов «Норникеля» в Норильском промышленном районе: серный проект, возведение третьей линии Талнахской обогатительной фабрики. Во-вторых, разворачивается программа реновации Норильска. Сохраняются и обязательства по доставке грузов в рамках северного завоза для жизнеобеспечения городов и поселков около Таймыра и Норильска. Кроме того, логистические предприятия «Норникеля» выполняют партнерские обязательства по поддержке других недропользователей на Таймыре.
В Минтрансе не смогли предоставить «Эксперту» данные по объему грузов, который можно будет провозить по Енисею, приблизительной стоимости таких перевозок и размеру инвестиций, которых потребует развитие маршрута. Угольные компании также воздержались от комментариев. «Пока это лишь один из возможных сценариев, рассматриваемых правительством РФ. Экономику такого способа еще предстоит рассчитать», — заявили в пресс-службе губернатора и правительства Красноярского края.
Пути развития
«Угольные компании на различных совещаниях достаточно ясно показали свою заинтересованность в том, чтобы эти направления открылись для экспорта», — рассказал собеседник «Эксперта» в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП). Он также высказал ряд предложений по улучшению енисейского маршрута. Во-первых, необходимо провести дноуглубительные работы. В прошлом году приток воды в реку существенно снизился, что создало проблемы для судоходства и транспортировки грузов, — такие ситуации возможны и в будущем. Кроме того, если существенно углубить фарватер, то по реке смогут ходить суда грузоподъемностью 8500 тонн, перевозя за один рейс в полтора раза больше угля, чем железнодорожный состав. «Отправив по реке две такие баржи с углем, можно освободить три состава для транспортировки других грузов», — добавляет эксперт.
Он также отметил, что на Северном морском пути должны использоваться крупные суда класса «Панамакс», которые способны перевозить по 60–80 тыс. тонн. Обеспечивать ледокольную проводку одного такого судна достаточно дорого, гораздо выгоднее формировать караваны из пяти–десяти судов. А для этого нужно наращивать грузооборот по Енисею — либо посредством увеличения количества судов, либо за счет дноуглубительных работ и запуска транспорта с большей грузоподъемностью.
«На мой взгляд, транспортировка грузов по Енисею и СМП — интересная и перспективная идея, которая благотворно повлияет на экономику. Она обеспечит промышленный заказ на металл и производство судов, увеличит потребление энергии. А заодно даст мощный импульс развитию инфраструктуры в арктической зоне и создаст рабочие места как вдоль рек, так и вдоль Северного морского пути», — заключил представитель РСПП. По его словам, в 1980-е годы грузооборот по Енисею составлял порядка 20 млн тонн, что подтверждает огромный потенциал этого маршрута.
В прошлом году был принят план развития Северного морского пути до 2035 года, на реализацию которого потребуется почти 1,8 трлн рублей. Документ предусматривает свыше 150 мероприятий, в том числе строительство угольного терминала на Енисее, развитие транспортно-логистических узлов, морских перегрузочных комплексов и портов на всем протяжении СМП, а также создание арктической спутниковой группировки, которая обеспечит гидрометеорологическое и навигационное сопровождение судоходства.
Кроме того, предполагается строительство аварийно-спасательного флота из 46 судов и расширение ледокольного. Сейчас атомный ледокольный флот состоит всего из семи судов. В 2022 году в акватории Северного морского пути было проведено 726 судов, а общий объем перевозок составил 34,11 млн тонн. «В настоящее время ведется строительство еще двух универсальных атомных ледоколов проекта 22220 — “Якутия” и “Чукотка”, — рассказали в “Росатоме”, инфраструктурном операторе СМП. — На Дальнем Востоке ведутся работы над уникальным атомоходом проекта 10510 “Россия” мощностью 120 мегаватт. В 2023 году ФГУП “Атомфлот” и АО “Балтийский завод” подписали контракт на создание пятого и шестого серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220».
Спрос на перевозку топлива по Севморпути уже есть. В прошлом году компания «Северная звезда» (входит в холдинг AEON) направила в Китай судно с углем, добытым на Сырадасайском месторождении на Таймыре. В начале марта руководство компании заявило, что готовит вторую экспортную партию. Кроме того, «Северная звезда» планирует построить еще один морской терминал на севере Красноярского края. «Проект компании “Северная звезда” включен в план-график по достижению результатов федерального проекта “Северный морской путь”. Организация поставок угольной продукции с Сырадасайского месторождения позволит обеспечить грузовую базу СМП в размере 7,5 млн тонн в год с 2025 года», — говорится на сайте компании.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl