Бриллианты ищут выход
«Алроса» и трейдеры на мировом рынке алмазов пытаются найти обходные пути, чтобы продолжать работать с российскими камнями. Россиянам же предлагают покупать алмазы как инвестиционный актив
Налог на добавленную стоимость на бриллианты может быть отменен — так же, как два месяца назад был оперативно отменен НДС на золотые слитки. Так Минфин пытается поддержать крупнейшего в России и мире производителя алмазов «Алросу» (производит более 34 млн карат в год, 30% мирового рынка).
«Конечно, у “Алросы” серьезные проблемы. В этой связи мы рассматриваем разные способы [поддержки], — заявил замминистра финансов РФ Алексей Моисеев. — Пока, на сегодня, мы видим, что финансовое состояние компании устойчивое. И компания имеет возможность с точки зрения времени и запаса финансовой прочности искать возможности для реализации своих алмазов». «Алроса» в самом деле пытается заработать на том, что бриллианты воспринимаются не только как украшение, но и как актив.
В конце апреля, когда «Алросу» накрыло второй волной санкций, Минфин также заявил, что Гохран (федеральное казенное учреждение при Минфине, занимающееся формированием госфонда драгоценных металлов и драгоценных камней) может возобновить закупку алмазов. Но для компании это будет далеко не так выгодно, как продажа алмазов на мировом рынке, цены на котором с марта этого года бьют все рекорды. Ирония в том, что эти рекорды — результат попыток устранить с рынка саму «Алросу».
Дыра, которую не заткнуть
США наложили первую порцию санкций на «Алросу» еще 28 февраля, когда под них подпали и другие госкомпании из России. Тогда алмазодобытчик получил запрет на привлечение долгового и акционерного финансирования от американских инвесторов. В начале марта в рамках второй волны санкций минфин США запретил импорт ряда российских товаров, в частности всех видов алмазов (в том числе бриллиантов), кроме технических. Затем и Евросоюз принял четвертый пакет экономических санкций против России и включил в него запрет на ввоз предметов роскоши, таких как бриллианты и ювелирные изделия. В апреле США расширили санкции, после которых американские физические и юридические лица обязаны были завершить финансовые операции с «Алросой» до 7 мая 2022 года. Теперь у компании заморожена вся зарубежная собственность и финансовые активы. И наконец, свежим ударом, который должен был подкосить «Алросу», но угрожает всему мировому алмазному бизнесу, стало то, что крупнейшая мировая платформа по торговле бриллиантами и ювелирными изделиями RapNet исключила из своей торговой системы российские бриллианты, которые составляли около трети оборотов биржи.
Как и в случае с нефтью, газом, металлами и пшеницей, мировой рынок алмазов слишком сильно зависит от России, так что попытки изолировать ее уже привели к ценовым перекосам.
Санкции против ведущего российского алмазодобытчика уже вызвали неразбериху во всей отрасли, потому что некому компенсировать выпадающие объемы, говорит генеральный директор «Перамо-Инвест» Ольга Мещерякова. «Количество мест добычи в мире ограничено, шахты ближайшего конкурента — компании De Beers — работают на пределе, а расширение добычи планируется не ранее 2024 года, — рассказывает Мещерякова. — Кроме того, De Beers мало производит алмазов того типа, что добывает “Алроса”: маленьких и дешевых драгоценных камней».
«Алроса» пока еще может работать на иностранном рынке — оговорка в санкциях разрешает импорт драгоценностей в США через такие страны, как Индия, которая обрабатывает девять из десяти неограненных алмазов в мире, в том числе российские, от «Алросы». «По текущему американскому законодательству бриллианты из российского сырья, переработанные в других странах, становятся продукцией этих стран, и, следовательно, их импорт является законным”, — подчеркивает Мещерякова.
Если же законодатели закроют эту лазейку, участникам рынка придется искать обходные пути. Вероятнее всего, алмазы из России будут направлены в Азию, а камни из других стран (Африка, Австралия и Канада) пойдут в западные страны, считает Василий Данилов, аналитик ИК «Велес Капитал». Но в таком случае может возникнуть расхождение в ценообразовании, в результате чего алмазы российского происхождения будут реализоваться с дисконтом, а все нероссийские камни — с премией.
В «Перамо-Инвест» также считают, что продукция «Алросы» так или иначе найдет выход на рынок, пусть и в меньшем объеме и с большими скидками. В противном случае полный отказ от бриллиантов российского происхождения может привести к росту цен на алмазы нероссийского происхождения, что спровоцирует снижение продаж в массовом сегменте ювелирных изделий с бриллиантами.
Миру нужны бриллианты
Дело в том, что к 2022 году мировой рынок алмазов подошел в состоянии дефицита. Пандемия оказала неожиданную помощь рынку: за время, пока работы на рудниках были остановлены, накопленные в предыдущие пять лет запасы камней оказались распроданы.
В итоге всего за три месяца 2022 года индикативные цены (RapNet Diamond Index, RAPI) на бриллианты от одного карата выросли более чем на 14%, а в 2021 году они прибавили в среднем 18%. А цены на маленькие необработанные алмазы выросли на 20% с начала марта. Это должно компенсировать «Алросе» некоторое выпадение доходов из-за усложнения сбыта и некоторого снижения объема.
Спрос на бриллианты на мировом рынке стабильно растет. Например, в США, крупнейшем потребителе алмазов, в этом году ожидается наибольшее число свадеб за последние четыре десятилетия, при этом запас «досанкционных» камней закончится уже в начале июня. Вероятно, именно поэтому на текущий момент оговорка в санкциях разрешает импорт драгоценностей в США через такие страны, как Индия.
Немаловажно и то, говорит Мещерякова, что «Алроса» производит в основном мелкие алмазы, которые невозможно отследить, а всю годовую добычу компании можно погрузить в один самолет (у алмазодобытчика также имеется своя авиакомпания), поэтому благодаря гибкости в логистике компания довольно быстро решит проблемы со сбытом, перенаправив продукцию на альтернативные рынки.
Учитывая вышеперечисленные факторы, «Перамо-Инвест» ожидает неплохих финансовых результатов «Алросы» за первое полугодие 2022 года. Что касается выплаты дивидендов за второе полугодие 2021-го, то пока совет директоров компании решения не принял, хотя «Алроса» оставила за собой такое право, отказавшись от моратория на банкротство. В случае положительного решения выплата дивидендов по итогам 2021 года с учетом ранее выплаченной суммы может составить 5,6 рубля на акцию. «Мы не исключаем такой вероятности, учитывая, что “Алроса” контролируется государством и Республикой Саха, которым не помешают дополнительные средства в бюджет», — заключает Ольга Мещерякова.
В конце концов, всегда можно рассчитывать на Гохран. Последний раз участие Гохрана в закупке алмазов «Алросы» обсуждалось в 2020 году, в наиболее острый период локдаунов, однако мировая экономика и алмазная отрасль начали настолько быстро восстанавливаться, что вмешательства не потребовалось, напоминает Василий Данилов. «Это позволит “Алросе” без серьезных потерь переждать время, которое потребуется отрасли для адаптации к новым условиям. Однако в случае более быстрого перестраивания цепочек поставок и оплаты российских алмазов участие Гохрана может не понадобиться», — говорит он.
Не роскошь, а актив
Пока «Алроса» ограничена в своих действиях за рубежом, она пытается добиться увеличения продаж на внутреннем рынке. Однако в России «Алросе» «не развернуться»: наш рынок слишком мал, обычно холдинг продавал тут не более 10% камней, а все остальное шло на экспорт, преимущественно в Индию и Бельгию.
Российский сегмент бриллиантов занимает не более 1–1,5% мирового объема рынка, поэтому внутренний рынок не сможет заменить внешний спрос на всю продукцию «Алросы», говорит Ольга Мещерякова.
Да и в целом россиянам сейчас не до камней, считает Максим Осадчий, начальник аналитического управления банка БФК. «Экономика погружается в рецессию, реальные располагаемые доходы населения падают. Россиянам сейчас не до алмазов. Поэтому надежда на то, что российский спрос может в существенной степени заместить выпадающий иностранный, — это наивная надежда», — говорит Максим Осадчий.
Однако в пандемию «Алроса» переформатировала свою программу Alrosa Diamond Exclusive и предлагает состоятельным людям инвестировать в алмазы. Бриллианты от «Алросы» предлагают своим клиентам подразделения private banking. Физические лица из РФ могут купить себе уникальные бриллианты, оставив заявку на сайте. На том же сайте можно создать себе украшение, выбрав его вид, камень и огранку или купить готовое — цена варьируется от 10 тыс. рублей до почти 46 млн. Через платформу компания также проводит аукционы — на них можно продать купленные ранее камни.
Как говорят в «Алросе», с начала марта 2022 года интерес к этой программе вырос в несколько раз. И, вполне возможно, после отмены НДС интерес еще усилится — по аналогии со слитками золота, спрос на которые после отмены НДС вырос в 30 раз.
«Преимущества драгоценных камней для инвестора очевидны: бриллианты компактны, мобильны и нетребовательны к условиям хранения. Кроме того, отсутствует требование регистрации права собственности, а цены не подвержены высокой волатильности», — напоминает Ольга Мещерякова.
В подготовке материала принимала участие Евгения Обухова
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl