Байден заставляет Израиль нервничать
Симпатия Трампа сменится дипломатической рутиной. Как новая американская администрация пересмотрит взаимоотношения с главным ближневосточным союзником
С восшествием Джозефа Байдена на пост американского президента стоит ожидать смены внешнеполитического курса по ряду направлений. Израилю, давнему партнеру США, и другим ближневосточным государствам следует приготовиться и даже насторожиться. Дональд Трамп действовал в своей региональной политике столь решительно, что повернуть вспять некоторые тренды его преемник не сможет, даже если бы очень хотел. С другой стороны, Байден и его кадры нацелены на многовекторную дипломатию в регионе и не хотят делать однозначные ставки на тех или иных союзников.
Век Трампа был коротким, но ярким. Как и отношения США с Израилем в период его президентства. После «заморозков» в диалоге двух стран времен Барака Обамы Трамп стал «величайшим другом Израиля».
Он не только проводил воинствующую политику по отношению к главному врагу еврейского государства в регионе — Ирану — и вышел из соглашения по СВПД (Совместный всеобъемлющий план действий) по ядерной программе. При Трампе Израиль подписал четыре договора о нормализации отношений — с Объединенными Арабскими Эмиратами, Бахрейном, Суданом и Марокко — и обновил свою репутацию в арабском мире.
Сорок пятый американский президент не только закрывал глаза на расширение границ еврейского государства за счет территорий, относящихся к Палестинской национальной администрации на Западном берегу реки Иордан, и строительство там поселений. Он признал за Израилем право на Голанские высоты и укрепил формальные претензии на Иорданскую долину, предложив палестинцам заведомо неприемлемый для них план мирного урегулирования — так называемую Сделку века.
Наконец, Трамп признал Иерусалим столицей еврейского государства и подкрепил свое решение переносом в этот древний город американского посольства. Пылившееся около двадцати лет в американской администрации решение «признать реальность» было озвучено именно Трампом.
Усиление позиций Израиля и его важность во внешнеполитической повестке США — заслуга в том числе могущественных представителей консервативного крыла еврейского лобби, а именно зятя Трампа Джареда Кушнера, выступавшего в роли медиатора в регионе и совершавшего челночную дипломатию, а также Шелдона Адельсона, одного из крупнейших жертвователей предвыборных кампаний Трампа.
Новые тренды
Энтони Блинкен, выдвинутый на пост госсекретаря, уже подтвердил, что посольство США в Иерусалиме останется, а Иерусалим все так же будет признаваться столицей Израиля. Штаты будут поддерживать и потепление отношений Израиля с арабскими партнерами на Ближнем Востоке и в Африке. Президент Байден выступает против ущемления прав Израиля и отрицательно относится к движению (кампании) BDS («Бойкот, изоляция и санкции»), направленному против еврейского государства. Это подтвердил и представитель США в ООН Ричард Майлс, указав, что «США будут продолжать поддерживать Израиль» и «противодействовать односторонним шагам и резолюциям… которые несправедливо направлены в сторону Израиля».
Но есть и факторы, перспективы развития которых при Байдене вовсе не очевидны, что, конечно, сильно нервирует Израиль.
Первый фактор — Иран. Позиция администрации Байдена относительно необходимости диалога с Тегераном по его ядерной программе, обнародованная Блинкеном, омрачает общий фон американо-израильских отношений. И хотя нынешний госсекретарь подтвердил, что США будут советоваться со своими союзниками и партнерами в регионе по ядерной сделке с Ираном, это не особо обнадеживает израильскую сторону. Ставки настолько высоки, что первый визит высокопоставленной израильской делегации в Белый дом будет непосредственно касаться ядерной программы Ирана. По сообщениям израильских СМИ, в феврале планируется встреча главы «Моссада» Йоси Коэна с Джозефом Байденом, на которой израильский представитель выдвинет ряд требований, которые должны быть положены в основу обновленной ядерной сделки (в случае, если США пойдут на нее): Иран должен прекратить обогащение урана и производство современных центрифуг; прекратить поддержку террористических группировок, в первую очередь ливанской «Хезболлы»; уйти из Ирака, Сирии и Йемена; прекратить террористическую деятельность против израильских целей за рубежом; предоставить МАГАТЭ полный доступ по всем аспектам его ядерной программы. Все эти требования вряд ли выполнимы, и Израиль будет всячески стараться тормозить любые мирные переговоры с Ираном.
Надо полагать, что риски прямого военного конфликта между США и Ираном при Байдене существенно снизятся, что не отменяет перспективу эскалации гибридных войн на территориях Ирака, Сирии и Йемена, в которые, как и прежде, будут вовлечены израильские силовики и подконтрольные им силы.
Второй фактор — поселенческая политика еврейского государства на Западном берегу реки Иордан. Израилю не стоит ждать широких шагов от администрации Байдена в этом вопросе. Байден неоднократно давал понять, что не поддерживает распространение израильского суверенитета на эти территории. Масла в огонь подлило изменение учетной записи официального аккаунта в твиттере посольства США в Израиле. «Посольство США в Израиле, на Западном берегу и в секторе Газа» — так было указано в официальном аккаунте. Это случилось в тот момент, когда завершились полномочия американского посла в Израиле Дэвида Фридмана и в Вашингтоне принимал присягу Джозеф Байден. Провисев недолгое время, изменение вскоре было исправлено на прежнюю версию. Однако израильская пресса забурлила. Представитель посольства, впрочем, заявил, что смена названия «не отражает изменение политики США или указание на изменение политики в будущем».
Тем не менее администрация Байдена сохранит возможность разрешения палестино-израильского противостояния по формуле «два государства для двух народов», но не в ближайшей перспективе. Об этом 19 января в ходе сенатских слушаний сообщил Энтони Блинкен. Новый представитель США в ООН Ричард Майлс отметил, что нужно следовать императиву «преодоления гуманитарного кризиса в Газе». США призывают стороны избегать односторонних шагов, которые могут затруднить мирное решение вопроса, указав на следующие действия Израиля: аннексию территорий, строительство поселений и разрушение домов. Майлс подчеркнул, что «Байден четко заявил» о намерении восстановить программы экономической и гуманитарной помощи палестинцам со стороны США, а также о готовности открыть дипломатические миссии, закрытые Трампом.
Третий фактор включает в себя усиление позиций Объединенных Арабских Эмиратов. За несколько часов до инаугурации Байдена между Вашингтоном и Дубаем была подписана сделка о продаже 50 самолетов F-35 и до 18 армейских дронов, поставки которых рассчитаны приблизительно до 2027 года. Эта сделка, как отмечает посольство ОАЭ в Вашингтоне, соответствует Стратегии национальной безопасности США, которая подразумевает наделение американских партнеров большей ответственностью «за свою собственную и коллективную безопасность на Ближнем Востоке».
Это важный прецедент. Ранее только у Израиля были эскадрильи новейших американских истребителейбомбардировщиков пятого поколения. Теперь баланс сил в регионе меняется. Более того, важно расценивать этот шаг и как превращение ОАЭ в образцового союзника США, наряду с Израилем, который, в отличие от многих других арабских стран, умеет воевать. Факт получения новейшего вооружения в совокупности с экономической наполняемостью двусторонних эмиратоизраильских отношений может быть использован ОАЭ как элемент давления на еврейское государство, например по палестинской проблеме. Байден же вряд ли откажется от выполнения сделки, хотя у него такой шанс есть: демократы уже пытались отклонить сделку на прошлогодних слушаниях в Сенате, ссылаясь в том числе на нахождение у власти в ОАЭ авторитарного режима, повсеместно нарушающего права человека.
Впрочем, продажа F-35 может рассматриваться и как акт, направленный на сдерживание Ирана. Тогда эта сделка может быть выгодна новому американскому президенту, который получит дополнительные карты при переговорах о ядерной программе с Ираном.
Modus operandi
Углубление реинтеграции Израиля в регионе за счет подписания новых соглашений с арабскими странами Персидского залива может помочь Байдену создать единый щит из государств региона против Ирана в случае, если его надежды на ядерную сделку с Ираном не оправдаются. С другой стороны, расширение процесса нормализации региональных отношений выгодно Байдену для давления на Израиль с целью сохранить себе свободу рук в вопросе о территориях, а далее и в возможности реализации формулы «два государства для двух народов». Такой шаг может оправдаться, поскольку премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху уже уступал в похожем кейсе, когда пошел на условие заморозить присоединение территорий на Западном берегу при подписании соглашения с ОАЭ. Косвенное подтверждение этого тезиса можно найти в выступлении Майлса, который отметил, что «нормализация может открыть новые возможности для продвижения в сторону двугосударственного решения».
Так или иначе, режим наибольшего благоприятствования во внешней политике для Израиля в отношениях с США закончился. Израилю уже не придется рассчитывать на щедрые реверансы американской администрации. Не будет столь могущественного израильского лобби в лице советника и родственника президента Кушнера. Наступает рутинный период отношений, когда на повестке дня будут стоять долгие и сложные консультации дипломатических и оборонных ведомств США и Израиля по чувствительным вопросам двусторонних отношений.
Ясно одно: Израиль продолжит действовать в фарватере внешней политики Вашингтона в регионе и все же сохранит за собой статус ключевого стратегического партнера для новой американской администрации. Для еврейского государства это означает координацию всех своих маневров в регионе с американскими партнерами в случае, если они так или иначе затрагивают интересы США, в том числе проведение консультаций по вопросам китайских инвестиций в израильскую экономику и по диалогу с Россией в рамках конфликта в Сирии.
Для США Израиль по-прежнему остается фундаментом для присутствия в регионе, стоянкой американского флота, а также партнером по обеспечению национальной безопасности и высокотехнологичному развитию. США продолжат оказывать Израилю разностороннюю помощь и учитывать его интересы в области безопасности. Это и будет основным смыслом двусторонних отношений. Это и есть modus operandi.
Фото: Sebastian Scheiner/AP/TASS
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl