В 2020 году продажи машин в России скорее всего будут снижаться

ЭкспертАвто

Авторынок: очередной сложный год

Начало года для российского автомобильного рынка оказалось неожиданно удачным: по итогам января продажи новых машин выросли. Однако в автосалонах царят скорее скептические настроения: участники рынка предрекают для автобизнеса сложные времена, в 2020 году продажи новых машин в России скорее всего будут снижаться

Январь 2020 года российскому автомобильному рынку преподнес сюрприз, на этот раз приятный: продажи новых автомобилей, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), вдруг выросли на 1,8%, до 102,1 тыс. машин. И это при том, что весь прошлый год рынок катился вниз: только в январе 2019-го продажи показали слабый прирост, на 0,6%, а затем начали снижаться: в феврале, марте и апреле они оказались в отрицательной зоне — минус 4, 2 и 3% соответственно, а в мае откатились почти до минус 7%. И только в декабре рынок порадовал приростом в 2,3%.

В течение последнего года российский авторынок преимущественно находился в отрицательной зоне

Источник: АЕБ

Впрочем, всплеск спроса на новые автомобили в декабре и в январе участники рынка считают явлением временным. «Динамика января еще не гарантия того, что в последующие месяцы рынок продолжит демонстрировать только рост», — говорит Андрей Павлович, председатель правления автомобильной группы «Авилон». «Рост продаж автомобилей в России в начале года связан с тем, что утилизационный сбор с 1 января 2020 года возрос более чем вдвое. При предыдущей индексации утильсбора, весной 2018 года, цены на автомобили выросли, чего не удастся избежать и на этот раз, — объясняет Евгений Миронюк, аналитик ИК “Фридом Финанс”. — Те, кто с опозданием понял, что повышение утилизационного сбора скажется на цене всех автомобилей, а не только импортируемых, приобретали в январе автомобили 2019 года на стоках автодилеров по старым, не проиндексированным ценам. Большинство покупателей понимают, что через три месяца они вырастут».

Электрический Audi E-Tron имеет запас хода от одной зарядки 400 км

То взлет, то падение

В целом последние годы российский авторынок ведет себя нервно и непредсказуемо: продажи то заметно набирают скорость, то катятся под откос. Десять лет назад, в 2009–2012 годах, спрос на новые машины разогнался до рекордных 2,94 млн штук в год. Затем в течение четырех лет наблюдалось торможение до мизерного уровня 1,43 млн штук в 2016 году. В 2017-м рынок вроде бы вновь пошел на разгон: в 2017 году прирост составил 12%, в 2018-м — 13%. Однако в минувшем году продажи опять пошли вниз, по его итогам рынок сократился на 2,3% и составил около 1,76 млн машин. «2019 год оказался сложнее, чем ожидалось. Мы планировали, что рынок будет в легком приросте, однако, к сожалению, подъема не получилось, продажи оказались в минусе», — разочарованно констатировал на итоговой пресс-конференции Йорг Шрайбер, председатель комитета автопроизводителей АЕБ.

После двух лет роста авторынок опять едет вниз

Источник: АЕБ

Основных причин сокращения продаж несколько. Во-первых, продолжают расти цены: за последний год они увеличились в среднем на 7–9%. По подсчетам «Автостата», по итогам прошлого года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составила 1,55 млн рублей, на 8,2% больше, чем в 2018 году. Одновременно с ростом цен на сами машины едут вверх и цены на их обслуживание, парковку, страхование, штрафы, так что люди, особенно жители мегаполисов, все больше задумываются о том, чтобы вообще отказаться от личного автомобиля, а пользоваться такси или каршерингом. Ну и, наконец, пожалуй, главная причина падения спроса — сокращение доходов населения: у кого-то не хватает средств, а те, у кого накопления имеются, в условиях экономической нестабильности и неопределенности предпочитают откладывать такое значимое приобретение, как новое личное транспортное средство. «Год назад у нас был позитивный сценарий развития российского авторынка, но реализоваться ему помешало прежде всего падение доходов потребителей, — говорит Валерий Тараканов, директор по маркетингу KIA Motors Rus. — Хотя есть и позитивные факторы, которые в последнее время влияют на рынок. Это прежде всего стабилизация и укрепление курса рубля, что позволило многим производителям объявить много программ поддержки продаж и удержать рынок от еще большего сползания вниз».

Полностью электрический Porsche Taycan появится в России к концу года, ускорение этого спорткара до 100 км/ч составляет всего 2,8 секунды

Впрочем, участники рынка призывают не драматизировать ситуацию, некоторые из них видят признаки стабилизации продаж. «Несмотря на статистику снижения продаж по итогам ушедшего года, сейчас мы все же можем видеть признаки стабилизации, которые так необходимы для того, чтобы рассчитывать спрос и планировать развитие, — говорит Ян Прохазка, глава Škoda в России. — Авторынок в России пытается нащупать свой уровень. Мы хотели бы, чтобы в России был стабильный курс рубля, стабильные законы, это позволит рынку уверенно смотреть вперед».

Lada рулит в плюс

Если говорить о конкретных участниках авторынка, то лидерство продаж по-прежнему удерживает АвтоВАЗ, который вопреки общему тренду сумел даже вырулить в плюс: притом что некоторые периоды прошлого года для марки Lada были откровенно неудачными (например, в октябре она показала минус 4%), в целом по итогам года продажи Lada выросли, хоть и несильно: на 1%, до 362 тыс. автомобилей. Такое же увеличение, на 1%, продажи Lada показали и в январе 2020-го.

Как заявил на отчетной пресс-конференции Оливье Морне, исполнительный вице-президент АвтоВАЗа по продажам и маркетингу, не падать вместе с рынком компании позволяет успешно обновленный модельный ряд. В частности, двумя самыми продаваемыми автомобилями в России сейчас являются Lada Granta (135,8 тыс. в 2019 году) в частности, в прошлом году в продаже появились две новые модификации — Granta Cross и Granta Drive Active), а также Lada Vesta (111,4 тыс.), у которой в прошлом году появилась новая автоматическая трансмиссия, а также модификация Vesta Sport. Особое внимание Оливье Морне обратил на то, что сейчас Lada занимает 21,7% продаж всех легковых автомобилей в России, это рекордная доля за последние восемь лет. Неплохо смотрится и прирост продаж Lada на экспорт: в 2019 году они выросли до 50 тыс. автомобилей, это на 32% больше по сравнению с 2018 годом и в три раза — по сравнению с 2016-м. Правда, поставки российских автомобилей в развитые страны, например в Евросоюз, сдерживают строгие экологические нормы, поэтому преимущественно экспорт осуществляется в страны ближнего зарубежья: Белоруссию, Казахстан, Азербайджан, Узбекистан (поставки в Узбекистан за последние два года выросли в десять раз). Ну а главным вызовом для АвтоВАЗа в 2020 году станет интеграция в модельный ряд Chevrolet Niva, после того как доля американской стороны в совместном предприятии «GM-АвтоВАЗ» была полностью выкуплена российской стороной.

Электрический Mercedes-Benz EQC приедет в Россию предположительно этим летом, на 80% автомобиль может заряжаться за 40 минут

Вслед за АвтоВАЗом устойчивые показатели продаж показывают корейские автопроизводители — KIA (225,9 тыс. проданных машин в 2019 года, снижение продаж на 1%) и Hyundai (178,8 тыс., 0%). «В 2014 году мы приняли правильную стратегию развития на российском рынке, сделав ставку на развитие производства в РФ, а также на активное обновлении модельного ряда, — говорит Валерий Тараканов из KIA. — При том, что многие другие марки сокращают свой модельный ряд, мы, наоборот, его развиваем: в 2019 году мы представили семь новых и обновленных моделей, а в текущем 2020-м планируем вывести еще восемь новых и обновленных моделей».

К другим маркам, которые демонстрируют неплохие показатели на российском авторынке, сейчас можно отнести Renault (+6% и 144 тыс. в 2019 году), Škoda (+9%, 88,6 тыс.), Datsun (+9%, 22,4 тыс.), Suzuki +29%, 7700). «Успешно развиваться в России нам позволяет ориентация нашего модельного ряда на сегмент кроссоверов, или SUV, — этот тип автомобилей сейчас особенно хорошо продается в России, так как они лучшие соответствуют плохому российскому климату, дорогам, а в городе на таких машинах удобнее передвигаться в заторах», — комментирует Юта Такахаси, генеральный директор «Сузуки Мотор Рус».

Ну а рекордсменами по приросту продаж на российском автомобильном рынке стали китайские марки: запустившая под Тулой свое производство компания Great Wall с маркой Haval за последний год увеличила продажи на целых 282% (12,2 тыс.), а Geely со своего завода в Белоруссии сумела в 2019 году завести на российский рынок 9000 машин, на 186% больше, чем годом ранее.

Неплохо смотрится и премиальный сектор, который сейчас составляет 9,5% всего рынка. По данным «Автостата», в отличие от массового сегмента этот рынок сейчас показывает заметный прирост: по итогам 2019 года продажи здесь составили 159,4 тыс. автомобилей, на 5,1% больше, чем годом ранее.

Лидером премиальных продаж в России остается марка Mercedes-Benz, которая недавно запустила свой завод в подмосковных Химках и смогла за последний год нарастить продажи на 11%, до 42 тыс. Далее с минимальным отрывом идет BMW, которая с еще большим приростом — 17% — смогла реализовать за последний год в России 41,5 тыс. автомобилей. При этом неожиданно для многих BMW недавно отказалась от планов построить под Калининградом собственный завод и будет продолжать сотрудничать с предприятием «Автотор» в сборке машин на территории РФ. «Мы были готовы инвестировать в строительство собственного завода в России, но не нашли решения», — заявил журналистам Штефан Тойхерт, президент «BMW Group Россия».

Немецкая сторона жалуется, что сейчас в России, по сути, отсутствуют единые прозрачные условия поддержки производственных мощностей иностранных компаний, каждая из них на своих условиях заключает с властями так называемые специнвестконтракты (СПИК), где оговариваются свои условия для каждого участника рынка. «Чтобы производство с высоким уровнем локализации было прибыльным, его мощность должна составлять порядка 100 тысяч автомобилей в год, но столько сейчас потребляет весь премиальный сегмент в России, так что пока свой завод в России для нас не оправдан с коммерческой точки зрения», — отмечает Штефан Тойхерт.

Что касается менее удачливых участников рынка, то довольно заметно в ушедшем году упали продажи у Nissan (−20%, до 64,9 тыс.), Mitsubishi (−12%, до 39,9 тыс.), Lexus (−8%, до 22,3 тыс.). «В нашем случае снижение продаж во многом связано с процессом ребрендинга марки Mitsubishi, — рассказал “Эксперту” Осаму Иваба, исполнительный директор компании ООО “ММС Рус”. — В России мы его не проводили много лет, тем временем глобально мы изменили идентификацию нашего бренда, у нас появился новый логотип и слоган. В соответствии с ребрендингом мы меняем дилерские центры как снаружи, так и изнутри, и для каждого центра это занимает от трех до шести месяцев, иногда даже больше. Получается, что во время таких работ дилеры не могут работать в полную силу, и таким образом продажи тормозятся. Но мы уже видим отдачу от этого процесса: согласно нашим исследованиям, клиенты в новых дилерских центрах стремятся оставаться подольше, обращаются за дополнительными сервисами, связанными, например, с обслуживанием автомобилей».

Пристегнуть ремни

В текущем году, по мнению представителей автобизнеса, участникам авторынка следует покрепче пристегнуть ремни и держаться за руль: даже несмотря на удачное начало года, скорее всего продажи новых авто в России окажутся в минусе. В частности, по прогнозам АЕБ, в 2020 году они упадут до 1,72 млн единиц, что на 2,1% меньше, чем в 2019-м. «Это будет сложный год для российского автомобильного рынка, спрос здесь, скорее, остается слабым», — констатирует Йорг Шрайбер.

Впрочем, другие участники рынка говорят, что падение в текущем году может оказаться еще более значимым и составить 5–10%. «Мы ожидаем общего снижения российского рынка на минус 10 процентов, менее чем до 1,7 миллиона автомобилей, — прогнозирует Юта Такахаси из Suzuki. — Экономическая ситуация в России остается неблагоприятной для развития рынка, правительство к тому же в текущем году повышает утилизационный сбор, что приведет к еще большему росту цен». «Незначительность роста реальных доходов населения, развитие агрегаторов такси и каршеринга сильно скажется на продажах и в текущем году. Мы ожидаем более сильного сокращения рынка, от трех до восьми процентов», — прогнозирует Евгений Миронюк из ИК «Фридом Финанс».

Тревогу у участников рынка вызывает возможная скорая приостановка государственных программ поддержки спроса. Власти возобновили программы льготного автокредитования «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль» с 1 января текущего года, выделив на них порядка пяти миллиардов рублей. Однако, по некоторым подсчетам, этих средств хватит только на продажу порядка 50 тыс. машин, и таким образом, бюджетные средства поддержки могут закончить уже к концу марта.

Opel пока возвращается в Россию с кроссоверами, с завода в Германии в этом году начинаются поставки среднеразмерного SUV марки Grandland Х

Тем не менее большинство автопроизводителей продолжают борьбу за покупателя и уже объявили о значимых новинках. Так, АвтоВАЗ уже начал продажи своей обновленной «Нивы» — внедорожника 4×4, у которого теперь появились новая приборная панель, новые сиденья, а также подушки безопасности. В авто бюджетного класса значимой новинкой должна стать обновленная Škoda Rapid, к концу весны ожидается рассекречивание его обновленного конкурента — седана Volkswagen Polo. Серьезная битва развернется в перспективной нише компактных кроссоверов — здесь на сцену выезжает Škoda Karoq, продажи которой начинаются в эти дни, а в следующем месяце появится Kia Seltos. Помимо этого в апреле до России доберется обновленный компактный кроссовер Mitsubishi ASX, а в декабре японская марка привезет на российский рынок более серьезный внедорожник Mitsubishi Pajero Sport.

В сегмент SUV рвутся и «старые новые» марки — речь идет о возвратившейся в Россию под крылом французского концерна PSA марке Opel, которая в середине года привезет нам из Германии компактный кроссовер Grandland Х. Тут как тут и китайские марки: Chery привезет новый кроссовер Tiggo 8, Geely — новый компактный «паркетник» Coolray, JAC планирует экспансию в Россию в этом году с помощью двух новых кроссоверов S7 и S4, а FAW собирается выводить на российский рынок среднеразмерный SUV Besturn X60.

Нашествие кроссоверов продолжится и в сегменте люкс: в этом году вслед за другими ведущими производителями самых дорогих машин компания Aston Martin выводит на российский рынок свой первый SUV под названием DBX по цене от 14 млн рублей. А в премиальном сегменте многие будут затаив дыхание ждать появления в салонах нового поколения легендарного внедорожника Land Rover Defender.

Одновременно премиальный сегмент в России обещает стать «годом электрификации»: вслед за маркой Jaguar с ее моделью I-Pace сразу несколько автопроизводителей начнут официально продавать полностью электрические модели. В частности, это кроссоверы EQC от Mercedes-Benz и E-tron от Audi. Наконец, громкой премьерой будет появление в конце 2020 года в России премиального электрического кроссовера Porsche Taycan, который в топовой комплектации Turbo S будет стоить от 12 млн рублей. Насколько значимы смогут стать продажи элитных «электричек» в России, покажет время. Возможно, покупателей привлекут выдающиеся ходовые характеристики таких машин — тот же Porsche Taycan Turbo S, по сути, представляет собой настоящую «электрическую ракету»: в запасе он имеет 761 л. с. и разгоняется до 100 км/ч всего за 2,8 секунды.

Мировой авторынок едет вниз

Мировой автомобильный рынок в 2019 году снизился на 4,4%, до 90,2 млн легковых и легких коммерческих автомобилей, подсчитала консалтинговая компания LMC Automotive. Мировое лидерство сохраняет Китай, где в прошлом году было реализовано 25,4 млн машин, что на 8,3% ниже показателя 2018 года. Таким образом, в Китае отрицательная динамика сохраняется второй год подряд, что связывают с торможением экономического роста и торговыми спорами с США. Вторым по величине мировым авторынком остаются Соединенные Штаты с показателем 16,9 млн машин, это на 1,4% ниже показателя 2019-го. Автомобильные рынки стран Западной Европы в 2019 году остались практически на прежнем уровне: продано 16,2 млн машин (плюс 0,8%). А вот продажи автомобилей в странах Восточной Европы снизились на 2,7%, до 4,1 млн единиц.

GM опять повернул в Россию

Американский автогигант General Motors решил вернуть в массовый сегмент российского авторынка бренд Chevrolet. Под этой маркой в Россию теперь будут поставляться модели Spark, Nexia и Cobalt — договоренность об этом была достигнута между GM и ее партнером в Узбекистане UzAuto Motors, который производит эти автомобили по лицензии GM на предприятии под Ташкентом. Раньше эти машины продавались в России под маркой Ravon, но к середине текущего года присутствие этого бренда будет свернуто. Представители GM подчеркивают, что выпускаемые в Узбекистане автомобили соответствуют всем мировым стандартам GM и под брендом Chevrolet будут продаваться в России еще лучше. Под новые продажи UzAuto Motors также собирается активно развивать дилерскую сеть и сервис.

Фото: предоставлено компанией «Рольф», предоставлено компанией Audi, предоставлено компанией Porsche, предоставлено компанией Mercedes-benz, предоставлено компанией OPEL

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Беспощадно эффективный Беспощадно эффективный

Оливер Хьюз построил для Олега Тинькова идеальный сверхэффективный банк

Эксперт
5 неожиданных способов перезагрузить свою нервную систему (она не железная) 5 неожиданных способов перезагрузить свою нервную систему (она не железная)

Как перезагрузить нервную систему, чтобы вконец себя не измотать

Playboy
Спасти младенца Спасти младенца

СМА — редкое генетическое заболевание, приводящее к атрофии мышц

Эксперт
От безобидных робособак до службы в полиции: какой путь прошли роботы Boston Dynamics и могут ли стать оружием От безобидных робособак до службы в полиции: какой путь прошли роботы Boston Dynamics и могут ли стать оружием

Роботы Boston Dynamics всё ближе к автономным боевым роботам

TJ
Тяжелые цветные металлы Тяжелые цветные металлы

Очередной проект по добыче сырья в будет реализован при поддержке государства

Эксперт
Живая душа дома в Тоскане Живая душа дома в Тоскане

Этому дому восемьсот лет!

Seasons of life
Тихая инфраструктурная революция Тихая инфраструктурная революция

Минтранс закончил работу над новой редакцией двух национальных проектов

Эксперт
Группа Manicure возвращается спустя 7 лет молчания Группа Manicure возвращается спустя 7 лет молчания

Новый альбом группы Manicure: зачем он понадобился и почему его стоит послушать

GQ
«О героях помнят, но землю наследуют выжившие» «О героях помнят, но землю наследуют выжившие»

Екатерина Шульман о «Властелине колец» Толкина и Джексона

Weekend
Девятая планета Солнечной системы может скрываться вовсе не там, где мы думали Девятая планета Солнечной системы может скрываться вовсе не там, где мы думали

Возможно, Девятую планету все это время искали не там, где нужно

Популярная механика
Фактчек: 15 самых популярных легенд об Иване Грозном Фактчек: 15 самых популярных легенд об Иване Грозном

Правда, что Иван Грозный в детстве мучил животных, и лично казнил людей?

Arzamas
JONY: «Мы превратили создание песен в гонку» JONY: «Мы превратили создание песен в гонку»

JONY — о дуэте с Киркоровым и о том, кто в России является главным артистом

ЖАРА Magazine
Как из двух старых атомных подлодок сделать одну новую: опыт Франции Как из двух старых атомных подлодок сделать одну новую: опыт Франции

К пострадавшей от пожара лодке присоединят часть другой субмарины

National Geographic
Рожденная свободной Рожденная свободной

Оперная певица Аида Гарифуллина  — это уже бренд

OK!
«Неразумная обезьяна. Почему мы верим в дезинформацию, теории заговора и пропаганду» «Неразумная обезьяна. Почему мы верим в дезинформацию, теории заговора и пропаганду»

Почему главред Nature опубликовал работу, постулирующую эффективность гомеопатии

N+1
Бомбометатели из Doxa. Как власти подчинить поколение Z Бомбометатели из Doxa. Как власти подчинить поколение Z

Что бывает, когда власть разговаривает с молодыми людьми

СНОБ
Как улучшить физическую форму, тренируясь 10 минут в день Как улучшить физическую форму, тренируясь 10 минут в день

Журналистка Анна Мейер — о том, как зарядка сделала ее сильнее и счастливее

Reminder
Петр I: коллекционер, исследователь, художник Петр I: коллекционер, исследователь, художник

Где Петр I обучался искусству графики и как отправился в Европу инкогнито?

Культура.РФ
Все по-взрослому Все по-взрослому

Психолог: как узнать, что ребенок уже занимается сексом и нужно ли это делать

Лиза
Люди чувствуют себя счастливее после 30, показало новое исследование Люди чувствуют себя счастливее после 30, показало новое исследование

Оправдана ли идеализация молодости?

Inc.
Фильмы, в которых последний кадр меняет весь смысл Фильмы, в которых последний кадр меняет весь смысл

Чтобы сделать мощный сюжетный твист, хватит и пары секунд

Maxim
Сериалы о настоящих мужчинах, которые на самом деле сняты для женщин Сериалы о настоящих мужчинах, которые на самом деле сняты для женщин

Подборка тестостероновых сериалов

Cosmopolitan
«Конкуренцию за инвестора мы уже выиграли»: как стартап «Много лосося» пришёл к продаже и что его ждёт после сделки с X5 «Конкуренцию за инвестора мы уже выиграли»: как стартап «Много лосося» пришёл к продаже и что его ждёт после сделки с X5

Интервью с сооснователем сети «тёмных кухонь» и мнения участников рынка

VC.RU
«Змей» на Netflix: как снять реальную историю серийного убийцы и не облажаться «Змей» на Netflix: как снять реальную историю серийного убийцы и не облажаться

Почему у Netflix получился учебник по отработке историй про маньяков

Esquire
Новая неопределенность: почему «мягкие» санкции США все-таки опасны Новая неопределенность: почему «мягкие» санкции США все-таки опасны

Как новые санкции в долгосрочной перспективе сдерживают развитие страны

Forbes
Какие гаджеты пришли в нашу жизнь из космоса Какие гаджеты пришли в нашу жизнь из космоса

Изобретения, которые изначально предназначались для космоса

Популярная механика
«Борьба добра против растлевающей власти денег». Как читали Толкина в Советском Союзе «Борьба добра против растлевающей власти денег». Как читали Толкина в Советском Союзе

Что предшествовало изданию Толкина в СССР и как автор стал советским классиком

Esquire
«Космодромы в России строятся только по постановлению правительства»: основатель «КосмоКурса» о закрытии проекта «Космодромы в России строятся только по постановлению правительства»: основатель «КосмоКурса» о закрытии проекта

Проблемы российской частной космонавтики

VC.RU
Диета 5 факторов: система питания, от которой без ума Леди Гага Диета 5 факторов: система питания, от которой без ума Леди Гага

Система питания, горячо любима многими знаменитостями

Cosmopolitan
4 простых правила, которые продлят молодость 4 простых правила, которые продлят молодость

Как сохранить молодость и свежесть, не прибегая к пластической хирургии

Cosmopolitan
Открыть в приложении