На рынке сетевого ритейла появится новый крупный игрок

ЭкспертБизнес

Алкогольный козырь

На рынке сетевого ритейла в результате слияния сетей «Дикси», «Бристоль» и «Красное & белое» появится новый крупный игрок. Его конкурентным преимуществом будет умение продавать алкоголь дешево

Анастасия Матвеева

Три ритейлера — алкомаркеты «Красное & белое» челябинского предпринимателя Сергея Студенникова, аналогичная сеть «Бристоль» и обычная продовольственная «Дикси», которые являются активами миллиардеров Сергея Кациева и Игоря Кесаева, — объявили о слиянии. В результате на рынке сетевого ритейла появится третий по размеру (после X5 Retail и «Магнита») игрок: за первое полугодие 2018 года совокупная выручка объединяющихся сетей составила 312,7 млрд рублей. В объединенном бизнесе 51% будет принадлежать Сергею Кациеву и Игорю Кесаеву, а 49%, соответственно, Сергею Студенникову.

Новость была неожиданной для рынка и наблюдателей. Но потом выяснилось, что переговоры о слиянии шли уже около года.

Бристоль быстро наращивает выручку

Алкомаркеты пошли в рост

Наибольший интерес в объединяющихся сетях представляет «Красное & белое». Хотя по тому, как выглядит ее типичный магазин, например в самом центре Москвы, никогда не скажешь, что речь идет о феноменально успешном проекте федерального масштаба. Покупатель попадает в крошечное помещение, где приходится протискиваться между стенными стеллажами с алкоголем и витринами с едой ассортимента «выпить-закусить» в середине зала. Часть немудрящих продуктов выложена на полках за прилавком у выхода, где сидит не самый дружелюбный продавец-кассир.

Однако именно этот ритейлер в последнее время стал одним из самых быстрорастущих в стране: его выручка прирастала на 40–50% в год. Оборот сети в первом полугодии 2018-го составил 130 млрд рублей. В этот же период сеть вышла на второе место по открытию магазинов среди FMCG-ритейлеров, обойдя «Магнит». По данным агентства Infoline, «Красное & белое» увеличилась на 882 торговые точки против 610 у «Магнита». Правда, по числу открытий лидировала X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») — 1057 новых точек. В настоящее время в «Красное & белое» входит почти семь тысяч магазинов в 57 регионах.

Появление и, главное, раскрутку этого проекта, как и других проектов сетей алкомаркетов — того же «Бристоля», руководитель Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя ЦИФРРА Вадим Дробиз связывает в первую очередь с тем, что власти — как на федеральном уровне, так и на региональном — давно стараются всячески ограничить продажу алкоголя, вплоть до выведения торговли им из обычной розницы в специализированные точки. Пока эти поползновения удается как-то сдерживать, поскольку бизнес продовольственных магазинов не может развиваться без такого маржинального продукта, как алкогольные напитки. Однако навеянная предложениями об ограничительных мерах мысль, что в будущем могут понадобиться специализированные точки продаж алкоголя, стимулировала бизнесменов создавать и развивать сети соответствующих форматов.

Однако вряд ли этот формат стал бы столь распространенным, если бы удачно не совпал с местоположением и размером магазинов. И тут сыграла свою роль случайность, а не дальновидность операторов, взявшихся за его развитие. Как поясняет Алексей Кривошапко, директор Prosperity Capital Management, дело в том, что современной рознице, укрепившейся на российском рынке: супермаркетам, гипермаркетам, дискаунтерам, — неинтересны точки площадью 50–200 кв. м, им удобно работать в больших «коробках». Такие магазины непригодны даже для «магазинов у дома», утверждает Тимур Нигматуллин, аналитик «Открытие Брокер», но при этом из-за кризиса они дешевы с точки зрения аренды.

И в последнее время именно маленькие магазинчики шаговой доступности стали привлекать покупателей — это касается не только алкомаркетов, но и продовольственных «магазинов у дома» вроде «ВкусВилла». Кстати, в отзывах покупателей на продукты «Красного & белого» мелькают такие пассажи: «Жена говорит, что надежнее покупать вино в более дорогих магазинах, но я продолжаю ходить в К&Б, потому что он через дорогу». По свидетельству Алексея Кривошапко, из-за этого сетям алкомаркетов удалось перетянуть на себя существенную часть потребителей, ранее покупавших алкоголь в обычной рознице. «Открытие алкомаркетов на небольших торговых площадях, по сути, является “уплотнительной” застройкой, которой не ожидали владельцы “магазинов у дома” при планировании своей экспансии, — добавляет Тимур Нигматуллин. — При этом алкомаркеты специализируются на высокомаржинальной алкогольной продукции, оставляя классической FMCG-рознице относительно низкомаржинальные продукты питания».

Впрочем, вырваться вперед по сравнению со своими аналогами: ближайший преследователь «Бристоль» имеет практически вдвое меньше магазинов, а другие отстают на порядок (в «Лит.Ра» и «Ароматном мире» по 700 точек, в «Горилке» и вовсе 300), — «Красному & белому» удалось за счет того, что его операторы умеют поддерживать низкие цены на алкоголь. С одной стороны, это достигается за счет ассортимента: в нем преобладают вина стран бывшего СССР и российские, с другой — наценка, судя по всему, минимальна. Вино одной и той же марки, даже не простой, а европейской с защищенным географическим наименованием, в «Красном & белом» может стоить почти вдвое дешевле, чем в других магазинах. Специалисты не смогли ответить на вопрос «Эксперта», как это достигается, для них это остается загадкой. Остается это загадкой, похоже, и для налоговых органов. Так, ФНС вместе с Росалкогольрегулированием перед самым Новым годом провели на складах сети обыски, подозревая ее в контрафакте и уклонении от налогов. Но пока никаких конкретных обвинений против ритейлера не выдвинуто. Возможно, объяснение надо искать в региональном происхождении сети: вспомним, что краснодарский «Магнит» в свое время обыгрывал московские, выросшие на жирном рынке сети в работе с себестоимостью.

Алкомаркеты сети «Бристоль», несмотря на то что она тоже быстро растет (см. график 1), пока значительно отстают от «Красного & белого» как по числу магазинов, так и по оборотам. С одной стороны, этот ритейлер, вносимый в объединенную компанию стороной Сергея Кациева и Игоря Кесаева, вышел на рынок значительно позже челябинской сети, он образован в 2012 году, в то время как «Красное & Белое» — в 2006-м; с другой стороны, алкоголь здесь дороже. Наконец, как замечает Тимур Нигматуллин, у «Красного & белого» явно более эффективно работает управленческая команда.

"Дикси" значительно отстает от лидера отрасли по масштабам бизнеса

Отстающий «Дикси»

Проблемным активом в объединенной компании может стать продовольственная сеть «Дикси». Компания существенно отставала от других крупных сетевых продуктовых ритейлеров по основным операционным и финансовым показателя (см. график 2). Лидеры рынка — «Магнит», Х5 и «Лента» — за последние годы оставили ее далеко позади. Слабые результаты «Дикси» наблюдатели объясняют ее попытками приобрести ради повышения конкурентоспособности собственное, отличное от других крупных сетей лицо, перейдя из формата мягкого дискаунтера в разряд дискаунтера жесткого, или классического. Однако справиться с этим очень сложным в реализации форматом сети не удалось, поскольку здесь нужно быть нацеленным не столько на строительство магазинов любой ценой, сколько на формирование и развитие базы поставщиков, а это процесс, на который уходят многие годы. В России, впрочем, это пока не удалось никому: собственные Lidl и Aldi пока не родились. Речь идет о гораздо более глубоком погружении в вопросы производства и управления своей маркой, чем это делают отечественные сети, развивая собственные торговые марки и выступая при этом не столько партнерами производителей, сколько заказчиками, утверждают специалисты.

Вхождение в объединенную компанию дает возможность улучшить положение «Дикси» за счет обычных в таком случае преимуществ «крупняка»: экономии на масштабе деятельности, доступа к потенциально лучшему предложению поставщиков, более выгодных ставок по кредитам и т. п. Кроме того, шанс на успешное развитие объединенной компании дает, по мнению Алексея Коренева, аналитика ГК «Финам», то обстоятельство, что в нее входят две успешные сети алкомаркетов: «В то время как продуктовый ритейл испытывает трудности, характерные практически для всех игроков этого сегмента, рынок алкогольной продукции, несмотря на кризисные явления в экономике, выглядит привлекательно, за прошедший год он увеличился на 11 процентов. Поэтому вполне логично, что лидеров алкогольной розницы было решено включить в состав создаваемой компании. Более того, стоит отметить, что все три объединяющиеся компании хоть и работали в тех или иных сегментах продуктового ритейла, но занимали совершенно разные ниши (даже “Бристоль” и “Красное & белое” — за счет разной ценовой политики и различного ассортимента). Новая же компания объединит в себе эти три ниши в единого сильного игрока, что даст ему немалые конкурентные преимущества. Так что налицо существенный передел рынка продуктового и алкогольного ритейла, что сулит немалые перемены в будущем и доставит “конкурентных” хлопот лидерам».

Алексей Кривошапко тоже считает, что сделка имеет потенциал стать «трансформирующей» для рынка. Возможным вариантом развития новой сети он видит превращение алкомаркетов в вариант модели «магазинов у дома», но с акцентом на алкоголь. Тем более что и «Бристоль», и «Красное & белое» уже сделали шаги в этом направлении, расширяя ассортимент продуктов питания на полках.

Тем не менее, для того чтобы проект объединения успешно реализовался, необходимы серьезные улучшения в бизнесе третьего элемента, то есть «Дикси». «Из-за ряда ошибок менеджмента компании не удавалось найти баланс между трафиком и наценкой, была низкой операционная эффективность. Трудно сказать, как изменится ситуация в новой сети, но в базовом сценарии улучшения не жду, так как владельцы “Дикси” получат контроль», — комментирует Тимур Нигматуллин. Риски усугубляются тем, что арендодатели при улучшении экономической конъюнктуры вполне могут повысить арендную плату, видя, как активно развиваются магазины небольших площадей.

Фото Тасс

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Хозяйке на заметку Хозяйке на заметку

Наталия Шагарина создала агрегатор акций и скидок и продала его «Яндексу»

Forbes
Максим Севриновский: «Я сомневаюсь до конца» Максим Севриновский: «Я сомневаюсь до конца»

Исполнитель главных ролей о том, из чего состоит актерская профессия

Монокль
Миссия золотой рыбки Миссия золотой рыбки

Жаренные во фритюре рыба с картошкой помогли англичанам выжить в двух войнах

Вокруг света
Транзитный пассажир Транзитный пассажир

Актер Сергей Горошко перевоплощается легко и очень элегантно

OK!
Мифы фондового рынка Мифы фондового рынка

Пять распространенных заблуждений частного инвестора

Forbes
Как по нотам Как по нотам

Никола Мельников об источниках вдохновения и подходе к пониманию искусства

Men Today
Для кого звонит рассветный колокол новой деревни? Для кого звонит рассветный колокол новой деревни?

Факторы эффективности проектов развития территорий на примере движения Сэмаыль

Позитивные изменения
Как почистить посудомоечную машину в домашних условиях Как почистить посудомоечную машину в домашних условиях

Рассказываем, как быстро и легко вымыть посудомоечную машину

CHIP
Горячие головы Горячие головы

Как позаботиться о прическе с приходом теплого времени года

Лиза
Как звезда «Унесенных ветром» подстроила знакомство Грейс Келли с князем Монако ради своего мужа Как звезда «Унесенных ветром» подстроила знакомство Грейс Келли с князем Монако ради своего мужа

История любви Грейс Келли и князя Монако Ренье III – одна из самых красивых

VOICE
Что такое маховик и для чего он нужен. Устройство и неисправности Что такое маховик и для чего он нужен. Устройство и неисправности

Все о маховике: что это и для чего нужно в автомобиле

РБК
Расчлененка, порнография и мрачный взгляд на любовь: каким получился новый фильм Йоргоса Лантимоса? Расчлененка, порнография и мрачный взгляд на любовь: каким получился новый фильм Йоргоса Лантимоса?

«Виды доброты»: отрубленные пальцы, порнография, танцующие собаки, бассейны слез

Правила жизни
Химики перепаяли коллоидный раствор циклодекстрина в нужную форму Химики перепаяли коллоидный раствор циклодекстрина в нужную форму

Как коллоидный раствор циклодекстрина ведет себя на границе раздела вода-толуол

N+1
Дядя честных правил Дядя честных правил

«Дядя Леша»: Юрий Деточкин нового времени

Weekend
Замуж за футболиста — не приговор: три бизнес-истории жен игроков сборной России Замуж за футболиста — не приговор: три бизнес-истории жен игроков сборной России

Как оставаться независимой и самодостаточной, даже выйдя замуж за футболиста

Forbes
Два лучших упражнения для снижения артериального давления: попробуйте догадаться Два лучших упражнения для снижения артериального давления: попробуйте догадаться

Какие упражнения лучше всего подойдут для снижения кровяного давления

ТехИнсайдер
«Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира» «Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира»

Почему на Земле не началась вторая эра динозавров

N+1
СМС с денежным стимулированием помогли мужчинам сбросить лишний вес СМС с денежным стимулированием помогли мужчинам сбросить лишний вес

Врачи разрабатывают методы для повышения приверженности мужчин к снижению веса

N+1
Красный, как помидор: почему во время тренировки краснеет лицо и как это можно предотвратить Красный, как помидор: почему во время тренировки краснеет лицо и как это можно предотвратить

Почему люди краснеют во время занятий спортом?

ТехИнсайдер
Ключ к гармонии: 4 потребности и как их закрыть Ключ к гармонии: 4 потребности и как их закрыть

Как потребности более высокого уровня влияют на нашу жизнь?

Psychologies
Пикап Dongfeng DF6. Navara для российского рынка Пикап Dongfeng DF6. Navara для российского рынка

Китайский пикап Dongfeng DF6 будит самые приятные воспоминания

4x4 Club
Как ускорить свой метаболизм: 5 простых способов запустить жиросжигание Как ускорить свой метаболизм: 5 простых способов запустить жиросжигание

Как ускорить процесс сжигания калорий в организме?

ТехИнсайдер
Женский вопрос Женский вопрос

Фиброаденома молочной железы: современные способы лечения

Лиза
Как Сабина Шпильрейн стала первой женщиной — доктором психологии, исследуя саму себя Как Сабина Шпильрейн стала первой женщиной — доктором психологии, исследуя саму себя

Как Сабина Шпильрейн превратила собственную болезнь в предмет исследований

Forbes
Жизнь после измены: как восстановить доверие Жизнь после измены: как восстановить доверие

Как можно восстановить доверие после того, как партнер изменил

Psychologies
Екатерина Стулова: «Если меня любят, то я готова прыгать через костер, бегать по снегу» Екатерина Стулова: «Если меня любят, то я готова прыгать через костер, бегать по снегу»

Для меня все проекты являются самыми психологически и физически затратными

Коллекция. Караван историй
Нужно ли мариновать мясо для шашлыка с точки зрения науки Нужно ли мариновать мясо для шашлыка с точки зрения науки

Правильный выбор мяса для шашлыка позволяет обойтись без маринада

Maxim
Принесенные ветром Принесенные ветром

Как Александр Волков перенес американскую волшебную страну на советскую почву

Weekend
Девять технологий, которые не оправдали надежд Девять технологий, которые не оправдали надежд

Могли ли эти технологии перевернуть мир или на них возложили напрасные ожидания?

Монокль
Книжные клубы знаменитостей: что читают и рекомендуют Эмма Уотсон, Риз Уизерспун и Сара Джессика Паркер Книжные клубы знаменитостей: что читают и рекомендуют Эмма Уотсон, Риз Уизерспун и Сара Джессика Паркер

Книжные клубы актрис, певиц и телеведущих и их рекомендации

СНОБ
Открыть в приложении