Думай как математик
Как решать любые проблемы быстрее и эффективнее
Для кого эта книга?
Всем, кто считает, что он никогда и ни за что не сможет выучить математику, пригодится книга «Думай как математик». Даже если у вас ощущение, что данная часть вашего мозга, отвечающая за сложные расчеты, просто не работает, поверьте – все не так безнадежно! Профессор Оакли поможет вам полюбить эту непонятную и, казалось бы, отвлеченную от реальности науку. Ну или хотя бы разобраться в ней, если у вас есть такая необходимость. Только представьте, как будет здорово наконец-то почувствовать, что вы способны победить логарифмы и вас не пугают даже самые сложные функции!
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Думай как математик» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Пробудите своего внутреннего математика.
У вас голова идет кругом от чисел, а уравнения сводят с ума? Барбара Оакли тоже всю жизнь ненавидела естественные науки и математику. В школьные годы она иногда даже проваливала тесты по этим предметам, но после окончания учебы обнаружила, что ей нужны эти навыки, чтобы построить карьеру своей мечты. В своей книге Оакли, ныне профессор инженерного дела, делится методами и забавными приемами, чтобы преуспеть в математике и естественных науках.
Вы также узнаете:
- почему сон и отвлеченные мысли помогают обучению;
- что планирование свободного времени так же важно, как и планирование рабочего времени;
- и почему вам не обязательно хотеть быть гением.
Человеческий мозг имеет два способа мышления: сфокусированный и рассеянный.
Представьте себе фонарик с двумя настройками: он может интенсивно фокусировать свой луч на одной небольшой области, или же испускать менее мощный свет, но на более широкую поверхность.
Наш мозг работает аналогичным образом. Он может переключаться между двумя видами сетей или, другими словами, функций.
Во-первых, существует сфокусированное мышление. Это когда мы концентрируемся на информации, которая уже прочно укоренилась в нашем сознании. Обычно мы используем сфокусированный режим для знакомых понятий.
Сфокусированное мышление имеет важное значение для изучения математики и естественных наук. Мы используем его, чтобы направить наше внимание на решение проблем с помощью рационального и аналитического мышления.
Например, вы используете сфокусированное мышление, когда умножаете числа (конечно, если вы уже умеете это делать). Если вы изучаете иностранный язык, вы можете использовать этот режим, чтобы вспомнить спряжение глаголов, которое изучали на прошлой неделе.
Второй способ мышления – это рассеянное мышление. Это происходит, когда вы расслабляетесь и позволяете своему мозгу немного отдохнуть. Мы используем его, чтобы получить «общую картину» чего-то.
Рассеянное мышление также важно для изучения математики и естественных наук. Оно позволяет по-новому взглянуть на проблемы, с которыми вы столкнулись.
В попытках понять что-то новое лучше не фокусироваться на чем-то одном. Вместо этого используйте рассеянное мышление.
Рассмотрим предложение: «Этоо предложение содержит трии ошибки». Первые две ошибки – орфографические. Они легко заметны при использовании сфокусированного подхода.
Но где же третья ошибка? Она заключается в смысле предложения, то есть в том, что оно некорректно, ведь третьей ошибки нет. Это становится ясно только тогда, когда мы задействуем рассеянное мышление и рассматриваем предложение более абстрактно. Сфокусированное и рассеянное мышление имеют свои цели.
Сфокусированное мышление, рассеянное мышление и сон – фундаментальные факторы успешного обучения.
По мере того, как мы выполняем повседневные действия, мы переключаемся между сфокусированным и рассеянным типами мышления. Мы используем то одно, то другое, но никогда не находимся в обоих состояниях одновременно.
Переключение между этими состояниями важно для нашего процесса обучения. Оно позволяет понять и правильно решить проблему.
Для решения интеллектуальных задач и изучения новых концепций нам почти всегда нужны периоды времени, когда мы не думаем обо всем этом. В таких случаях мы используем диффузный режим.
Затем, когда мы снова обратим внимание на проблему, мы сможем объединить полученные нами более широкие представления с уже имеющимися.
Когда мы учимся, один способ мышления обрабатывает полученную информацию, а затем отправляет результаты обратно другому способу. Этот поток информации очень важен, он позволяет нам работать над решением проблемы.
Сон также необходим для обучения. Подумайте об этом так: у вас не получится нарастить мышцы, постоянно поднимая тяжести. Мышцам требуется время, чтобы отдохнуть, прежде чем они снова смогут расти. Когда вы берете перерыв между занятиями тяжелой атлетикой, вы формируете сильные мышцы в долгосрочной перспективе.
То же самое – с процессом обучения. Нам нужны периоды отдыха, чтобы освежить и оживить наше мышление.
Если мы бодрствуем слишком долго, в мозгу образуются токсичные соединения, а сон помогает от них избавиться. Он сохраняет наш мозг здоровым,