Почему художественное высказывание не обязано жить по законам медиарынка

СНОБКультура

«Мы хотим сделать издание, над которым не тяготеет власть архива». Куратор фонда V–A–C Карен Саркисов о новом проекте Sreda

Беседовал Александр Зогин

5b6ab09d3f4b2c43cf2f60be858a6f0dd0883d8479e4cec6763190796c5ca4bd.jpg
Фото: Из личного архива

Фонд V–A–C запускает новое микромедиа под названием Sreda. Создатели хотят, чтобы его называли журналом, и собираются публиковать там нешаблонный культурный продукт. Неизменно то, что каждая публикация не вечна. В определенный момент она в буквальном смысле исчезнет: пропадет из архива, перестанет отображаться в поиске. Зачем убивать контент и почему художественное высказывание не обязано жить по законам медиарынка? Об этом мы поговорили с куратором V–A–C и одним из создателей проекта Кареном Саркисовым.

Ɔ. Sreda, надо понимать, — это и среда для жизни материалов, да и сами они будут выходить в среду. Все так просто? А как же сложные философские мотивировки?

Все действительно предельно просто. Посетитель, заходящий на сайт, видит художественную работу и далее может выбрать, куда направиться — прочесть текст или послушать эпизод подкаста. По своему устройству Sreda представляет собой издание оголенное, сведенное к элементарным составляющим, апеллирующее, если угодно, к базовым органам чувств. Отсюда и название, которое отличается своей стертостью, возможно, даже изношенностью. Оно в какой-то момент возникло как замена более громоздкому, но столь же родовому наименованию «медиаплатформа V­–A–C». Очень кстати оказалось и то, что среда — день недели, так как в нашем случае удобнее иметь конкретный «порт приписки» во времени, некую точку, когда послание самоуничтожается и сменяется новым. Дополнительное идейное обоснование искать, наверное, излишне, хотя при желании можно вспомнить античную поэтику и сказать, что Sreda с ходу вводит своего зрителя, читателя или слушателя in media res, «в середину вещей», то есть в суть дела. Применительно к нам это бы означало, что о современности и русской культуре мы хотим говорить, минуя всевозможные вводные конструкции и непосредственно переходя к тому, что либо вызывает у нас жгучий интерес, либо попадает в резонанс с сегодняшней реальностью.

Ɔ. Ничего лишнего — только контент?

На поверхности, да, безусловно. Но в плане сюжетов могут возникать вещи, в каком-то смысле лишние, второстепенные, периферийные относительно некоего усредненного интереса — например, эксперименты советского академика Несмеянова по искусственному синтезированию пищи из нефти. Еще, наверное, мы сможем себе позволить такие излишества, как невписанность в строгие форматы или отсутствие четких рамок по объему текстов. 

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Время для себя: 5 объемных романов Время для себя: 5 объемных романов

Хана, Руссо, Медведев: 5 масштабных романов

СНОБ
Чем прославился Анатолий Кашпировский Чем прославился Анатолий Кашпировский

Мы ударились в ностальгию и вспомнили подвиги главного волшебника позднего СССР

РБК
Иммерсивность и телесность: тренды современной театральной сцены Иммерсивность и телесность: тренды современной театральной сцены

Сегодняшний театр представляет собой пространство постоянного поиска

Правила жизни
Бокс как балет. Как основатели Brothers Boxing Club изменили наше представление о драках в перчатках и без Бокс как балет. Как основатели Brothers Boxing Club изменили наше представление о драках в перчатках и без

Основатели Brothers Boxing Club рассказали, как и за что им приходилось бороться

Forbes
Пять языков любви Пять языков любви

Секрет прочных отношений

kiozk originals
Облегчить, нельзя вылечить Облегчить, нельзя вылечить

Рассказываем об эффективности (и бесполезности) плацебо

N+1
Кто является автором термина «Великая Отечественная война»? Кто является автором термина «Великая Отечественная война»?

Кем впервые было произнесено название войны, которую предстояло пройти СССР

Дилетант
Как отрастить волосы на карантине и потом жить с ними: берем пример с Киану Ривза, Джейсона Момоа и других Как отрастить волосы на карантине и потом жить с ними: берем пример с Киану Ривза, Джейсона Момоа и других

Что делать с прической, сидя в самоизоляции

Esquire
Главные по тарелочкам: как американцы Главные по тарелочкам: как американцы

Что стоит за новостями с заголовками «Пентагон признал существование НЛО»?

Популярная механика
Вей ци — защитная энергия организма: упражнения и питание для иммунитета Вей ци — защитная энергия организма: упражнения и питание для иммунитета

Какие органы отвечают за формирование вей ци и как о них заботиться

Psychologies
Шлем, койф и камиза: средневековые вещи, которых нам так не хватает сегодня Шлем, койф и камиза: средневековые вещи, которых нам так не хватает сегодня

Вещи из средневекового гардероба, которые были бы очень кстати сегодня

Forbes
Не считая собаки: как наши питомцы переживают карантин Не считая собаки: как наши питомцы переживают карантин

Как домашние животные переносят невиданное доселе тесное соседство с хозяевами

Psychologies
Печать с умом: как сэкономить на оригинальных картриджах Печать с умом: как сэкономить на оригинальных картриджах

Эксперты о картриджах для принтеров

Популярная механика
Всё опять вернётся Всё опять вернётся

Жизнь в Пуэрто-Рико вошла в привычное русло после урагана

Robb Report
«Всегда есть голод по хорошему сценарию» «Всегда есть голод по хорошему сценарию»

Актриса Анна Невская о самодисциплине, съемках и роли своей мечты

OK!
Как не спиться в самоизоляции? Как не спиться в самоизоляции?

Опасности домашней «алкоголизации» и альтернативные пути справляться со стрессом

Psychologies
Не такая, как все Не такая, как все

Мария Смольникова о чем бы поспорила с Толстым и чем ей нравится Мэрелин Монро

OK!
Самые обедневшие российские миллиардеры: сколько за год потеряли Тимченко, Михельсон и другие участники списка Forbes Самые обедневшие российские миллиардеры: сколько за год потеряли Тимченко, Михельсон и другие участники списка Forbes

В сумме десять бизнесменов потеряли $35 млрд

Forbes
Сильная женщина не терпит измен. Судьба Ани Лорак Сильная женщина не терпит измен. Судьба Ани Лорак

В личной жизни Ани Лорак не все так прекрасно, как в ее карьере

Cosmopolitan
Засиделись: 6 верных признаков того, что вам не хватает движения Засиделись: 6 верных признаков того, что вам не хватает движения

Сидячий образ жизни так же опасен, как курение и злоупотребление алкоголем

Cosmopolitan
С места наверх С места наверх

Настоящая история человека, который первым на Земле просто взял и полетел

Популярная механика
Деревенский модник: 5 фактов о новом Land Rover Defender Деревенский модник: 5 фактов о новом Land Rover Defender

Пять главных решений, кардинально изменивших Land Rover Defender

РБК
Папы-пенсионеры: Гир, Де Ниро, Петросян и другие молодые отцы старше 60 лет Папы-пенсионеры: Гир, Де Ниро, Петросян и другие молодые отцы старше 60 лет

Известные люди, которые испытали радость отцовства после 60 лет

Cosmopolitan
12 старых вещей, которые нельзя выбрасывать 12 старых вещей, которые нельзя выбрасывать

Не выбрасывайте эти вещи — они вам еще пригодятся

Cosmopolitan
Рем Колхас. Трудолюбивый монах Рем Колхас. Трудолюбивый монах

«Я обязан России очень многим. Благодаря ей стал архитектором»

Караван историй
Ты мой сладкий! Ты мой сладкий!

Как не ошибиться при покупке легкого и воздушного ванильного зефира

Лиза
Поле битвы — Facebook Поле битвы — Facebook

Как громить диванные войска?

GQ
Диоксид серы проявил полиаморфизм под давлением Диоксид серы проявил полиаморфизм под давлением

Диоксид серы способен существовать в нескольких различных аморфных состояниях

N+1
Навстречу мечте Навстречу мечте

Интервью с Еленой Лысенко-Салтыковой – первой в России женщиной-машинистом

Cosmopolitan
Константин Хабенский: «Страшнее всего стать ментором» Константин Хабенский: «Страшнее всего стать ментором»

Константин Хабенский — о правилах профессии, рефлексии и дружбе с автомобилем

РБК
Открыть в приложении