Почему художественное высказывание не обязано жить по законам медиарынка

СНОБКультура

«Мы хотим сделать издание, над которым не тяготеет власть архива». Куратор фонда V–A–C Карен Саркисов о новом проекте Sreda

Беседовал Александр Зогин

5b6ab09d3f4b2c43cf2f60be858a6f0dd0883d8479e4cec6763190796c5ca4bd.jpg
Фото: Из личного архива

Фонд V–A–C запускает новое микромедиа под названием Sreda. Создатели хотят, чтобы его называли журналом, и собираются публиковать там нешаблонный культурный продукт. Неизменно то, что каждая публикация не вечна. В определенный момент она в буквальном смысле исчезнет: пропадет из архива, перестанет отображаться в поиске. Зачем убивать контент и почему художественное высказывание не обязано жить по законам медиарынка? Об этом мы поговорили с куратором V–A–C и одним из создателей проекта Кареном Саркисовым.

Ɔ. Sreda, надо понимать, — это и среда для жизни материалов, да и сами они будут выходить в среду. Все так просто? А как же сложные философские мотивировки?

Все действительно предельно просто. Посетитель, заходящий на сайт, видит художественную работу и далее может выбрать, куда направиться — прочесть текст или послушать эпизод подкаста. По своему устройству Sreda представляет собой издание оголенное, сведенное к элементарным составляющим, апеллирующее, если угодно, к базовым органам чувств. Отсюда и название, которое отличается своей стертостью, возможно, даже изношенностью. Оно в какой-то момент возникло как замена более громоздкому, но столь же родовому наименованию «медиаплатформа V­–A–C». Очень кстати оказалось и то, что среда — день недели, так как в нашем случае удобнее иметь конкретный «порт приписки» во времени, некую точку, когда послание самоуничтожается и сменяется новым. Дополнительное идейное обоснование искать, наверное, излишне, хотя при желании можно вспомнить античную поэтику и сказать, что Sreda с ходу вводит своего зрителя, читателя или слушателя in media res, «в середину вещей», то есть в суть дела. Применительно к нам это бы означало, что о современности и русской культуре мы хотим говорить, минуя всевозможные вводные конструкции и непосредственно переходя к тому, что либо вызывает у нас жгучий интерес, либо попадает в резонанс с сегодняшней реальностью.

Ɔ. Ничего лишнего — только контент?

На поверхности, да, безусловно. Но в плане сюжетов могут возникать вещи, в каком-то смысле лишние, второстепенные, периферийные относительно некоего усредненного интереса — например, эксперименты советского академика Несмеянова по искусственному синтезированию пищи из нефти. Еще, наверное, мы сможем себе позволить такие излишества, как невписанность в строгие форматы или отсутствие четких рамок по объему текстов. 

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Ростки насилия есть в каждом из нас». Психотерапевт Елена Миськова об абьюзе «Ростки насилия есть в каждом из нас». Психотерапевт Елена Миськова об абьюзе

Елена Миськова о двойных стандартах, идеалах и способах противостоять абьюзу

СНОБ
Пришествие из виртуала: как фантастический спорт стал реальным Пришествие из виртуала: как фантастический спорт стал реальным

Грань между рисованным и реальным стала потихоньку размываться

Популярная механика
Как же все-таки похудеть? Ответ профессора Вячеслава Дубынина Как же все-таки похудеть? Ответ профессора Вячеслава Дубынина

Отрывок из книги «Мозг: еда и новизна. Почему нас тянет к вкусному и новому»

Psychologies
«Жужжащие: Естественная история пчёл» «Жужжащие: Естественная история пчёл»

Отрывок из книги «Жужжащие. Естественная история пчёл» биолога Тора Хэнсона

N+1
Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения

Влияет ли пол на музыкальные предпочтения?

Forbes
Диабет, рак и ВИЧ. С каким диагнозом живут знаменитости? Диабет, рак и ВИЧ. С каким диагнозом живут знаменитости?

Многие знаменитости в течение долгих лет живут с серьёзными заболеваниями

Cosmopolitan
Отложенный эффект Отложенный эффект

Почему модные выставки в Метрополитен-музее — это важное событие культуры

Vogue
Отходные пути Отходные пути

Хочешь спасти планету от мусора, начни со своей кухни

Vogue
Соседи обзавидуются: как легко благоустроить балкон во время карантина Соседи обзавидуются: как легко благоустроить балкон во время карантина

Вдохновляйся идеями, которые мы нашли, и приступай к уборке

Cosmopolitan
10 фактов о первом фильме бондианы «Доктор Ноу» 10 фактов о первом фильме бондианы «Доктор Ноу»

«Доктор Ноу» — недорогой шпионский триллер, который внезапно порвал все шаблоны

Maxim
Любовницы на карантине: как справиться с неопределенностью Любовницы на карантине: как справиться с неопределенностью

Женщинам, запертым дома отдельно от мужчин, нелегко справиться с одиночеством

Psychologies
Магнитные наночастицы отрегулировали работу надпочечников крыс Магнитные наночастицы отрегулировали работу надпочечников крыс

Через термочувствительные каналы

N+1
«Мы лишились 100% прибыли от концертов»: лидер группы Little Big о том, как изменится музыкальный бизнес после пандемии «Мы лишились 100% прибыли от концертов»: лидер группы Little Big о том, как изменится музыкальный бизнес после пандемии

Эпидемия серьезно подпортила планы группе Little Big

Forbes
«Дeлай что должен» «Дeлай что должен»

Софья Каштанова об эволюции ее героини, сегодняшних реалиях и абсолютном счастье

OK!
Пять противоядий от зависти Пять противоядий от зависти

Увидеть в себе «монстра» зависти — значит начать бороться со своей токсичностью

Psychologies
Секс на карантине: да, нет, не знаю Секс на карантине: да, нет, не знаю

Изоляция с любимым человеком — что может быть приятнее

Psychologies
«Мама танцует, а у меня конференц-колл»: истории топ-менеджеров, которые самоизолировались с родителями «Мама танцует, а у меня конференц-колл»: истории топ-менеджеров, которые самоизолировались с родителями

Как оставаться независимым и продуктивным, если вернулся в родительский дом

Forbes
Больше не лезет Больше не лезет

Как вновь ощутить вкус к жизни?

GQ
Золото Калифорнии Золото Калифорнии

Креативный директор марки Agolde Эрин Миэн знает толк в винтаже

Vogue
Химики разобрались в цветной фотографии середины XIX века Химики разобрались в цветной фотографии середины XIX века

Цвета на фотографии середины XIX века объяснили распределением наночастиц

N+1
Маргарет Этвуд: Заветы Маргарет Этвуд: Заветы

Одна из глав романа «Заветы» Маргарет Этвуд

СНОБ
Правила жизни Майкла Фассбендера Правила жизни Майкла Фассбендера

Актер, Лондон

Esquire
Платёж одной строкой: предприниматель из России создал для европейцев альтернативу банкам — переводы в мессенджерах Платёж одной строкой: предприниматель из России создал для европейцев альтернативу банкам — переводы в мессенджерах

Эллиот Гойхман и его проект Zelf

VC.RU
Одна вокруг света: как проходят карантинные будни в США Одна вокруг света: как проходят карантинные будни в США

Новая серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко

Forbes
Настало время придумывать наряды для симов Настало время придумывать наряды для симов

Гардеробу персонажей Sims 4 можно только позавидовать.

GQ
Джазовые гитаристы справились с импровизацией без когнитивного контроля Джазовые гитаристы справились с импровизацией без когнитивного контроля

Но для этого понадобились годы тренировок

N+1
Давид Рафаловский: «Весь мир уже в облаке, и Россия там будет» Давид Рафаловский: «Весь мир уже в облаке, и Россия там будет»

Давид Рафаловский переехал в Москву ради развития цифровой платформы Сбербанка

РБК
Жертвы катастроф и конкуренции: куда подевались британские лайнеры Жертвы катастроф и конкуренции: куда подевались британские лайнеры

Реактивные гражданские лайнеры, которые производила Великобритания

Популярная механика
Комета Борисова оказалась богата замороженной окисью углерода Комета Борисова оказалась богата замороженной окисью углерода

Это говорит о составе протопланетного диска, где она образовалась

N+1
Теснота и инфернальные машины: как кинематограф обнажает наш страх перед будущим Теснота и инфернальные машины: как кинематограф обнажает наш страх перед будущим

Какие лейтмотивы мрачного города просматриваются в киноработах современности

Forbes
Открыть в приложении