Нейробиология совести. Что такое совесть и зачем она человеку
В своей новой книге философ Патриция Черчланд анализирует понятие "совести". Она приходит к выводу, что совесть развивалась эволюционно. Ее признаки есть у шимпанзе. А главной движущей силой развития совести является забота о ближнем, прототипом которой является забота матери о ребенке.
Вероятно, совесть является следствием «заботы о ближнем» и играет важную адаптивную роль в эволюции.
Философ Патриция Черчланд в своей новой книге "Совесть" утверждает, что "у нас не было бы моральной позиции ни по какому вопросу, если бы не наша социальность". Журнал Nature опубликовал разбор этой книги.
То, что у нас вообще есть совесть, связано с тем, как эволюция сформировала наш мозг для жизни в обществе. Мы судим о том, что правильно или неправильно, опираясь на "некий стандарт группы, к которой индивид чувствует себя привязанным". По мнению Черчланд, совесть - это способность нашего мозга усваивать и использовать социальные нормы нашей группы.
Кстати, в современной эволюционной биологии существует направление исследований (например, работы психолога Брета Вайнштейна), согласно которому сама способность к обсуждению моральных вопросов ("что такое "хорошо", и что такое "плохо") имеет социальную функцию. Такое выяснение моральной правоты того или иного поступка связывает группу независимо от темы и оценки. Далеко не со всяким человеком или группой мы вообще может такие вопросы обсуждать.
Более того, многие из наших моральных правил, например, уверенность в том, что мы не должны предавать своих друзей или бросать своих детей, явно были сформированы естественным отбором, чтобы оптимизировать нашу способность жить в группах.