Поговорим о еде
Как разговаривать с детьми о еде и пищевом поведении? Психолог Екатерина Сигитова написала об этом целую главу в своей новой книге «Как бы тебе объяснить...». Публикуем ее фрагменты.
Трудно начинать этот разговор. Особенно с учетом слов «расстройства пищевого поведения», «анорексия», «булимия» и того факта, что проблемы с едой, приобретенные в детстве, до сих пор есть у многих взрослых. Выходит, мы не то что объяснять детям – сами-то не всегда можем понять, как это все устроено, и что надо рассказать детям, чтобы у них было лучше, чем у нас.
Давайте разбираться вместе. Но прежде – запасемся терпением. Формирование пищевых привычек занимает время. Если прямо сейчас у вас с ребенком не получается хороший разговор, если ваши усилия очевидно впустую – не опускайте руки, это лишь первая полоса препятствий, и вы ее уже штурмуете. Если вы ставите целью серьезную перестройку системы питания и если у ребенка с этим уже не все гладко, имеет смысл рассчитывать на три-четыре года периодических разговоров до устойчивого эффекта.
Когда начинать говорить?
Начинать в любом возрасте и в любой момент, хоть с первого прикорма. Хорошие моменты для разговора:
- покупки в магазине (если ребенок маленький, для начала расскажите о видах продуктов, если постарше – привлеките к чтению состава на этикетках и т. д.);
- приготовление еды дома (можно начать с белков, жиров и углеводов и с того, сколько калорий добавляется к картошке, если ее пожарить на масле);
- ситуация переедания, пищевой аллергии или отравления (если это есть у самого ребенка, то не в острый период, когда все болит или чешется, а тогда, когда он уже в состоянии слушать и ему интересно, почему так получилось);
- вопросы ребенка про очень полных или очень худых людей (избегайте стигм и оценок при объяснении, это важно для того, чтобы у ребенка не было сложностей со своим внешним видом);
- реклама еды или реклама, где используется еда (с подростком, например, можно рассуждать о том, как реклама влияет на рост статистики по ожирению);
- путешествия и пробы новых незнакомых продуктов;
- замеченные случаи эмоционального заедания (важно вовремя это заметить и, не ругая, объяснить, как устроен этот механизм и что сделать в следующий раз).
Что говорить?
Есть два блока сведений, которые желательно постепенно передать детям. Эти блоки – не «энциклопедия всего», а только базовые сведения, которых достаточно, чтобы ребенок при непонятном инциденте смог найти дополнительные разъяснения – у взрослых, в Интернете или в книгах.