Преодоление
«Однажды я просто не узнала себя в зеркале»
Елена Дамилина, 44 года
Когда самые близкие люди превращают вашу жизнь в кошмар, надеяться можно только на себя. И каждый день делать шаг вперед, даже если кажется, что идти некуда. Нашей героине Елене понадобилось много лет для того, чтобы закрыть историю домашнего насилия и научиться жить счастливо. Сегодня она готова спокойно об этом рассказывать.
С виду наша семья казалась благополучной: квартира в престижном районе столицы, успешная карьера у мамы с папой и, соответственно, яркий и интересный круг общения. Но, как это часто бывает, жизнь за прекрасным фасадом шла вовсе не сказочная. Впервые я столкнулась с домашним насилием, когда мне было всего шесть лет. Началось со словесных оскорблений. «Вот дура!» — могла бросить мама, увидев, что я сделала ошибку в домашнем задании — например, неправильно написала слово. В 11 лет я заблудилась и не успела вернуться домой вовремя. Во дворе ждала разгневанная мать. Она набросилась на меня с кулаками прямо на улице, не стесняясь соседей (например, там были родители моих подруг). Я помню, как побежала в квартиру. К папе — за защитой. Но он с порога влепил мне пощечину.
Чем старше я становилась, тем жестче вели себя родители. Особенных поводов для гнева я не давала: даже во время переходного возраста была тихой, спокойной отличницей. Тем не менее, и у мамы, и у папы случались приступы внезапной агрессии. И тогда в меня летели страшные, обидные слова, а иногда и тяжелые предметы. Однажды папа в порыве раздражения сломал мне нос. Предсказать эти вспышки было невозможно, поэтому мне было страшно все время. Всегда.
Неудивительно, что с таким бэкграундом меня тянуло на «плохих» парней. В 17 я влюбилась в мужчину на 14 лет старше. Мы познакомились на автобусной остановке. Он был человеком состоятельным, внимательным и галантным. Красиво ухаживал за мной — дарил цветы, водил в рестораны. Не прошло и года, как он сделал предложение. Для меня это был шанс уйти из дома — от вечных побоев, оскорблений, издевательств. К тому же, тот мужчина собирался переезжать жить за границу, и я понимала, что там родители меня не достанут. Согласилась не раздумывая. И переехала к нему.
Мне страшно
Не помню, когда он ударил меня в первый раз. Кажется, я сказала что-то не подумав. Любимый повалил меня на пол и начал бить. До крови. Потом все вроде бы забылось, мы стали готовиться к свадьбе. Но тот период выдался нервным и сложным. В загс мы явились «разукрашенными»: я с кровоподтеками, он с расцарапанным лицом — все-таки я немного защищалась. Началась семейная жизнь. Муж мог избить меня за то, что борщ получился слишком густым («я просил жидкий!») или за найденные в гречке пару черных зерен. Он не извинялся, наоборот, говорил, что это я его оскорбила, и заставлял просить прощения. Побои стали регулярными, хотя и каждый раз внезапными.