Звезда
Я не бездельница
Залогом счастливой жизни Юлия Высоцкая называет свободу и ответственность. Именно этому она хочет научить своих детей и до сих пор учится сама.
Юлия Александровна, перед интервью коллеги напутствовали меня: «Ты там смотри! Задавай умные и интересные вопросы. У Юлии Высоцкой жесткий характер». Так ли это?
Лучше спросить у тех, кто это говорит. Мне кажется, что добрее и мягче человека нет.
Юля, в своей книге «Возвышающий обман» Андрей Сергеевич Кончаловский восхищается тем, как вас воспитала мама. Что же такого она делала?
Не знаю. У меня была обычная мама, которая любила своих детей. И я ее очень любила. Нормальная советская семья. Ничего особенного я рассказать не могу. Дома всегда было вкусно. Мама отличалась хорошим чувством юмора. Наверно, любовь к чтению у меня от нее, потому что без книги я ее не помню. Добрый и красивый человек. Мама — это мама. Лучше мамы никого нет. Это просто Андрею Сергеевичу импонирует что-то в моем поведении. И ему кажется, это дано воспитанием.
Например, Андрей Сергеевич отмечал ваше уважение к чужому сну и личному пространству.
По-моему, это элементарные правила поведения. Если ты любишь человека, то хочешь, чтобы он чувствовал себя хорошо. Ты же не позволишь нарушить сон своего ребенка? Или меня очень расстраивает, когда нарушают мой сон. Сон — это что-то сакральное, во сне человек восстанавливается. А что касается пространства — это присуще нашей русской культуре. Мы все делаем чересчур, без тормозов, поэтому с пространством у нас не только в метро проблемы, но и в общении. Я люблю быть одна, и мне важно, чтобы мое пространство уважали и сохраняли. Поэтому я стараюсь точно так же вести себя по отношению к другим людям.
Наверное, и своих детей так воспитываете?
Боюсь, я не такой талантливый воспитатель, как моя мама. У нее все получалось играючи. Я гораздо более эмоциональная. Может, это театр довел меня до такого состояния. А может, я, в отличие от своих детей, просто была послушным ребенком, и со мной было проще. Склоняюсь к этой версии. В воспитании тоже важно личное пространство. Я не лезу в пространство детей. Я считаю, что человек должен быть ответственным и в то же время свободным. А свобода приходит как раз тогда, когда ребенок понимает свою долю ответственности.
А какие еще качества вам хотелось бы привить детям в первую очередь?
«Трудолюбие» — это занудное слово. Гораздо лучше звучит — «любовь к труду». Андрей Сергеевич Кончаловский и Никита Сергеевич Михалков — вот хорошие примеры неудержимой страсти к работе. Но для этого, конечно, нужно найти такую работу, которую ты любишь. Им повезло. Меня расстраивает, когда Петька бездельничает. Но я понимаю, что мало людей, которые внутренне не ленивы. Кто-то раньше это преодолевает, кто-то позже. Сначала делать усилие — это необходимость, потом ты втягиваешься, а позже это становится привычкой. Я, например, не представляю свою жизнь без труда. Неделя — это максимум, который я могу вынести. И то в эти семь дней мне нужны хотя бы разговоры о работе. Я все время должна держать руку на пульсе и контролировать, что и как происходит.