Выставка от А до Я
Каждая выставка, на которую мы приходим в музей, — это сложный организм, требующий профессионализма во всём: от истории искусства до основ логистики. О том, как готовилась выставка «Забытый русский меценат. Собрание графа Павла Сергеевича Строганова», рассказывает её куратор Фёдор Светлаков.
Мысль рассказать о собрании графа Павла Сергеевича Строганова появилась два года назад, когда в 2017 году сотрудники Государственного Эрмитажа в Перми готовили завершающую экспозицию большого проекта, посвящённого династии Строгановых. Мы тогда поняли, что надо сделать отдельную выставку об одном из крупнейших русских собирателей XIX века, чья фигура оказалась в тени его знаменитого прадеда Александра Сергеевича Строганова — владельца дома Строгановых на Невском.
Задача оказалась непростой, потому что коллекцию графа постигла довольно печальная судьба. Её «худшую», по мнению графа, часть он отправил в своё имение Знаменское-Кариан в Тамбовскую область. Строганову, как и многим другим собирателям, было свойственно ошибаться, некоторые атрибуции поменялись со временем, а какие-то предметы изначально не вписались в интерьеры особняка на Знаменской улице. И мы пришли к выводу, что граф не был таким уж увлечённым коллекционером, а всё его собрание было подчинено весьма прагматичной цели — обставить особняк, построенный архитектором Ипполитом Монигетти.
Наиболее ценные экспонаты своей коллекции Павел Строганов завещал Государственному Эрмитажу, и, когда граф в 1911 году ушёл из жизни, они попали в собрание музея. После революции большинство предметов из особняка были помещены в Строгановский дворец, затем их ждала эвакуация в Москву, а когда во дворце был воссоздан музей, они туда возвратились. В начале 1930-х годов часть картин советское правительство продало на аукционе в Европе. Оставшиеся и непроданные предметы были переданы на хранение в Эрмитаж вместе с коллекциями других представителей