Музыкальный генерал
На протяжении трёх лет в своей рубрике я рассказывал о завершённых атрибуциях самых разных портретов. Сегодня хочу нарушить обычный порядок и предложить вниманию читателей атрибуцию, точка в которой ещё не поставлена. Может быть, «помощь зала» позволит подвести итог этому исследованию.
Летом 1946 года известный столичный коллекционер Фёдор Подтынников предложил Московской закупочной комиссии приобрести овальный портрет. По его утверждению, картина являлась произведением знаменитого художника Константина Маковского и изображала композитора Цезаря Антоновича Кюи. Правда, подписи художника на холсте нет, что уже странно. Ведь Маковский всегда ставил свою фамилию на законченных произведениях. Но в данном случае на картине не прописаны детали военной формы персонажа, что можно трактовать как её незавершённость.
Известно, что Кюи, выдающийся музыкальный критик и композитор, автор 15 опер и сотен романсов, являлся инженер-генералом, военным педагогом и корифеем фортификации, на чьих учебниках с конца XIX века воспитывались все русские офицеры. В этой связи мнение Подтынникова о личности изображённого не вызвало сомнений. Портрет приобрели для Государственной Третьяковской галереи, откуда в сентябре 1960 года его передали в Сталинградский музей изобразительных искусств. С тех пор записанное со слов коллекционера авторство Маковского и идентификация Кюи стали общепринятыми.
Между тем есть большие сомнения в правильности определения персонажа. Ведь существует множество портретов и фотографий Кюи. И на всех них, в том числе в самом молодом возрасте, он всегда в очках. Но на волгоградском портрете очки отсутствуют, хотя персонаж уже в солидном возрасте — лет под 50. В эти годы Кюи уже имел пышную бороду, которой тоже нет на портрете.
Ещё больше вопросов возникает при попытке определить форму одежды персонажа. Отсутствие шитья на воротнике показывает, что он одет в военный сюртук. Кюи всю жизнь служил в инженерном ведомстве и носил сюртук с чёрным воротником, по всем краям которого шли красные выпушки. На портрете же воротник красный с белой выпушкой, а на правом плече показан серебряный аксельбант. К сожалению, художник не завершил проработку деталей. Мы видим лишь, что погоны имеют поле из серебряного галуна на красном подбое с белой выпушкой. О наличии на них просветов, звёздочек, шифровки, вензелей можно только догадываться. В результате точно определить место службы и чин персонажа нельзя. Его сюртук соответствует форме генерал-майоров и флигель-адъютантов императорской свиты, а также адъютантов, состоявших в штабах и при отдельных высокопоставленных генералах. Но ни к одной из этих категорий Кюи никогда не принадлежал.
Таким образом, ни по внешности, ни по военной форме изображённый никак не может считаться Цезарем Кюи. Но почему же тогда Подтынников назвал при продаже портрета его имя?! Ведь не мог Фёдор Иосифович это просто придумать. Человек он был уважаемый, коллекционер солидный, дружил со многими художниками и музейщиками.