Стул «для портфелей» императора
Мебель личных покоев Зимнего дворца не всегда эффектна внешне, но часто значима исторически как свидетельство своей эпохи, отражение вкусов прежних владельцев и напоминание о минувших событиях. «Герой» сегодняшнего рассказа — почти обыкновенный стул, связывающий воедино имена архитектора Монферрана, мебельщика Гамбса и императора Александра II.
С точки зрения искусства стул — типичный представитель дворцовой мебели 1820–1830-х годов. Но, как часто бывает в жизни, «изюминки» кроются в деталях. На царге (раме) стула имеются номера «зимнедворских» описей, из которых следует, что он принадлежал императору Александру II и находился в его кабинете. Чудом сохранившаяся карандашная пометка уточняет: «для портфелей у собств[енного] стола». Действительно, у стула была особая «профессия» — он находился возле рабочего стола государя, на него ставили портфели с государственными документами, включая секретные. Строго говоря, перед нами один из пары стульев «для портфелей», стоявших справа и слева от государя, работавшего за большим письменным столом.
Наиболее вероятно, проект стула создал Огюст Рикар Монферран (1786–1858), французский архитектор, реализовавший себя в России. Если приезд молодого щеголеватого архитектора летом 1816 года в Санкт-Петербург современники вообще не заметили, то в конце того же года Огюста Рикара, превратившегося в Августа Августовича, в столице знали все. Конец 1820-х — 1830-е годы — золотое время мастера, который помимо возведения Исаакиевского собора и Александровской колонны оформляет «в новейшем вкусе» покои Зимнего дворца, включая апартаменты двух императриц (Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны), а также комнаты великого князя Александра Николаевича. Среди последних — интересующий нас кабинет (ныне зал №171 Государственного Эрмитажа).