«Узнавание» было главным способом определения персонажей на портретах

ДилетантИстория

Роковая лысина

До того как историко-предметный метод атрибуции получил свое научное признание, главным способом определения персонажей на портретах являлось их «узнавание». То есть картина сравнивалась с другими изображениями, и на основе суждений — похож или не похож — портрету присваивалось новое имя.

Александр Кибовский

Михаил Павлович Ланской (ранее считался портретом А. И. Философова). Портрет кисти А. Е. Егорова, 1832–1834 годы. Государственный Русский музей, до революции был в собрании Е. Г. Шварца

Конечно, такой метод имеет много объективных недостатков. Во-первых, сравниваются портреты разных авторов, зачастую совсем не одинаковых по мастерству. Во-вторых, портрет не фотография, хотя даже ее в угоду заказчику ретушируют. Что уж говорить о живописи! Достаточно вспомнить модного художника Чарткова из повести Гоголя «Портрет»: «Кто хотел Марса, он в лицо совал Марса; кто метил в Байрона, он давал ему байроновское положенье и поворот. Коринной ли, Ундиной, Аспазией ли желали быть дамы, он с большой охотой соглашался на все и прибавлял от себя уже всякому вдоволь благообразия, которое, как известно, нигде не подгадит и за что простят иногда художнику и самое несходство». В-третьих, разные люди могут быть похожи, и это отнюдь не редкость. Особенно внутри одной семьи, да и вообще дворянской корпорации, тесно связанной от поколения к поколению династическими браками.

Кроме того, если посмотреть полковые альбомы, популярные в николаевскую эпоху, то многие офицеры покажутся нам на одно лицо — столь одинаковыми их делали мундир, прическа и усы. Кстати, по этой причине некоторые гвардейские гусары из разошедшейся по миру серии акварелей Александра Клюндера и по сей день значатся Лермонтовыми.

Разные техники и задачи тоже влияли на образы, которые создавал художник. Одно дело, если он рисовал быструю, воздушную акварель или легкий карандашный росчерк в девичьем альбоме, и совсем другое, когда сеанс за сеансом творился помпезный парадный портрет для фамильной галереи в назидание потомкам. И еще не известно, что в итоге оказывалось ближе к внешности заказчика, а что — к его самомнению.

Наконец, даже состоятельные лица могли заказывать свои портреты нечасто, особенно если речь шла о большой станковой картине. Ведь дело это было не из дешевых, даже при разнице цен между художниками. Например, когда в 1827 году появились два знаменитых портрета Пушкина, то находившийся в зените петербургской славы Орест Кипренский получил за свой 1000 рублей, а москвич Василий Тропинин оценил свой труд гораздо скромнее, но тоже недешево — 350 рублей, без малого годовой бюджет титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина для которого заветной мечтой являлась шинель за 80 целковых. Но все это меркло по сравнению с баснословными гонорарами, которые получали в России заезжие европейские знаменитости.

В результате даже богатые вельможи предпочитали не заказывать новые портреты, а делать копии с понравившегося оригинала. Следующий же авторский портрет если и заказывали, то через определенное время по случаю какого-нибудь важного события — получения ордена или чина, юбилея, выхода в отставку. В результате при сравнении портретов мы, как правило, видим людей в разном возрасте, написанных иногда с интервалом в десятки лет.

Приведенных аргументов, думаю, достаточно, чтобы относиться к иконографической атрибуции очень осторожно. Она, безусловно, полезна, но больше как вспомогательный ресурс, дополняющий выводы остальных методов. Когда же принцип «похож — не похож» начинает доминировать и брать самодостаточную роль, то это неизбежно приводит к курьезам. Таковой случился при подготовке выставки «Собрание Томиловых-Шварц», которая с большим успехом прошла в начале этого года в Государственном Русском музее.

Камергер Евгений Григорьевич Шварц (1843–1932 (?)) был одним из крупнейших коллекционеров на рубеже XIX–ХХ веков. Он не только сохранил произведения своего рано умершего брата, известного художника Вячеслава Шварца, но и был дружен с Репиным, Кустодиевым, Дягилевым, Бенуа, Чайковским. Историческую же основу его знаменитой коллекции составило приданое жены Александры, внучки мецената Алексея Романовича Томилова. Его собрание, переданное Шварцем в 1917–1918 годах в Государственный Русский музей, уникально: среди 63 картин, скульптур и тысяч рисунков — произведения Боровиковского, Кипренского, Орловского, Егорова, Варнека, Венецианова, Брюллова и многих других русских художников. Существенная часть томиловского собрания являлась их дружескими подарками гостеприимному и щедрому хозяину, а большинство портретов запечатлели самого Алексея Романовича, его жену, детей, а также родственников и соседей — Ланских и Философовых. Вот с последними и вышла настоящая путаница, продолжавшаяся более ста лет.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

По воле вождя и личным усердием По воле вождя и личным усердием

Иван Серов — один из главных сталинских палачей

Дилетант
Вечная молодость: 7 легендарных внедорожников, которые выпускались более 20 лет Вечная молодость: 7 легендарных внедорожников, которые выпускались более 20 лет

Автотитаны, которые десятилетиями остаются на конвейере

4x4 Club
Вокруг временщика Вокруг временщика

По мере атрибуции портретов иногда складываются целые группы персонажей

Дилетант
Искусство момента и вечности Искусство момента и вечности

Книги об истории и философии искусства, о вдохновленных и вдохновлявшем

Weekend
Чернобыльское досье КГБ Чернобыльское досье КГБ

Украинская власть за последние годы рассекретила огромный массив документов КГБ

Дилетант
Почему свистит ремень генератора и как его проверить Почему свистит ремень генератора и как его проверить

Свистит ремень генератора: что делать и как проверить

РБК
Владимир Высоцкий Владимир Высоцкий

За что страна продолжает так страстно любить Высоцкого?

Дилетант
Жизнь и любовь Александра Митты Жизнь и любовь Александра Митты

В кино я, как и во всем, старался остаться в детстве

Коллекция. Караван историй
Не сдирать! Что делать, если облезает кожа после солнечного ожога Не сдирать! Что делать, если облезает кожа после солнечного ожога

Что делать при солнечном ожоге, чтобы ускорить заживление кожи и облегчить зуд

ТехИнсайдер
Выключи это немедленно: почему среди современных артистов нет голоса поколения Выключи это немедленно: почему среди современных артистов нет голоса поколения

Музыкальная битва поколений началась еще в XIX веке...

Правила жизни
Список уловок телефонных мошенников: разбираем самые частые способы обмана Список уловок телефонных мошенников: разбираем самые частые способы обмана

Список из самых распространенных атак телефонных мошенников

Maxim
Актриса-фейерверк Актриса-фейерверк

Полина Максимова снимается в кино уже двадцать лет — с шестнадцати

OK!
В сосновом бору В сосновом бору

Настоящий гимн природе в интерьере загородного дома в пригороде Новосибирска

SALON-Interior
Дэвид Хокни: большой всплеск Дэвид Хокни: большой всплеск

В 88 лет Дэвид Хокни сумел остаться актуальным в XXI веке

Монокль
Трагическая история Одри Мэнсон, первой американской супермодели Трагическая история Одри Мэнсон, первой американской супермодели

Путь первой американской супермодели Одри Мэнсон к славе

ТехИнсайдер
Почему дети не понимают эмоции взрослых Почему дети не понимают эмоции взрослых

Ученые выяснили, почему дети часто неправильно интерпретируют эмоции взрослых

ТехИнсайдер
Новый механизм оценки доходов заемщиков: кто рискует потерять доступ к кредитам Новый механизм оценки доходов заемщиков: кто рискует потерять доступ к кредитам

Каким стал новый механизм оценки доходов гражданина

Forbes
Онлайн-ритейл ищет рост за МКАД Онлайн-ритейл ищет рост за МКАД

Как меняется объем рынка онлайн-торговли в России

Ведомости
Лариса Гузеева Лариса Гузеева

Лариса Гузеева о триумфальном возвращении в кино и тестировании партнеров

Собака.ru
На кроманьонской стоянке в Кракове насчитали остатки как минимум 113 мамонтов На кроманьонской стоянке в Кракове насчитали остатки как минимум 113 мамонтов

Ученые проанализировали останки животных из граветтийского Краков-Спадзиста

N+1
«Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни» «Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни»

Великие о том, как они проводили каникулы

Weekend
Полет Fram2 Полет Fram2

Командиром этого полета был Ван Чунь – миллионер, оплативший полет участников

Наука и техника
«Партизанская культура»: глава из книги Александра Кушнира «Кинооблучение» об истории группы «Кино» и Викторе Цое «Партизанская культура»: глава из книги Александра Кушнира «Кинооблучение» об истории группы «Кино» и Викторе Цое

Отрывок из книги «Кинооблучение» о самом начале карьеры Виктора Цоя

Правила жизни
Первый среди неравных: дизайнер Ясухиро Михара Первый среди неравных: дизайнер Ясухиро Михара

Ясухиро Михара: как японский дизайн кроссовок покорил мир

Правила жизни
Все не как у людей Все не как у людей

Бытовые привычки иностранцев, которые нас удивляют

Лиза
Почему «пищевой шум», а не сила воли, может быть ключом к снижению веса Почему «пищевой шум», а не сила воли, может быть ключом к снижению веса

Могли бы мы найти регулятор громкости, чтобы заглушить навязчивые мысли о еде?

ТехИнсайдер
Московский оазис Московский оазис

Интерьер апартаментов, вдохновленный панорамными видами на живописный парк

SALON-Interior
Где дружба — система, а помощь — профессия! Где дружба — система, а помощь — профессия!

Зачем успешным людям идти в благотворительность?

Men Today
Исследование показало, что социальное дистанцирование не защищает от инфекций Исследование показало, что социальное дистанцирование не защищает от инфекций

Социальное дистанцирование не защищает от инфекций. А что защищает?

ТехИнсайдер
Невидимая опасность Невидимая опасность

Что делать, чтобы не подхватить грибок?

Лиза
Открыть в приложении