Перо Петра Великого
Так называл героя нашего очерка известный историк Сергей Соловьёв. Несмотря на наличие огромного числа автографов первого русского императора, многое, что имеет авторство Петра I, вышло из-под пера его кабинет-секретаря — Алексея Макарова. Находившийся безотлучно при особе императора, он заслужил и ещё одно прозвище — «тень царя».
При жизни Петра дружбы и покровительства Алексея Васильевича Макарова искали все, после — он испытал на себе все превратности судьбы, проведя почти десять лет под следствием и арестом вместе с женой и детьми.
…Человек незначительного происхождения, Макаров всем в жизни был обязан царю и собственному характеру. Факты его биографии запутанны и недостоверны. Известно, что отец его был подьячим вологодской крепостной избы, а сам он поначалу — писарем. По легенде, уже в Вологде юный Макаров был примечен молодым царём, что говорило не столько о талантах писаря, сколько о редкой проницательности Петра, различившего в отроке будущего идеального чиновника. По другим сведениям, он начинал службу в Москве вместе с братьями — Иваном, Кузьмой и Дмитрием.
Завистники считали Макарова малограмотным и неспособным к систематической работе. Между тем его головокружительная карьера говорит сама за себя. Старт ей был положен в Ижорской канцелярии князя Александра Меншикова в 1703 году. А через год, благодаря аккуратности, сообразительности, преданности и чёткости, молодой Макаров уже входил в круг ближайших к Петру лиц...
Администратор
Итак, с 1704 года Алексей Макаров состоял при особе государя, именуясь последовательно подьячим Походной канцелярии, придворным секретарём, кабинет-секретарём, а с 1722 года — тайным кабинет-секретарём. В ведении Макарова и в самом деле были некоторые тайные дела, «о которых ничего не даётся знать Сенату».
Вокруг кабинет-секретаря сложилась обширная канцелярия с курьерами, подьячими, секретарями, адъютантами и денщиками Петра, а также с обширным собственным архивом. Через кабинет проходила масса документов: жалобы и челобитные, всевозможные прожекты, финансовые бумаги… Сам Макаров вёл подённые записи царя, составлял по его указаниям письма и указы, ведал сношениями царя с Сенатом и Синодом. Первоначально личная канцелярия царя, кабинет при Макарове, превратился в полноценное государственное учреждение с не всегда ясными функциями и полномочиями.
Помимо канцелярской работы здесь осуществлялся надзор за строительством дворцов и парков, каналов и фонтанов новой столицы, за деятельностью Канцелярии от строений, контроль за строительством в Риге и Ревеле, в Стрельне и Петергофе. Макаров ведал закупкой мебели, статуй, картин для императорских дворцов, расходами петровской токарни, делами петровских пенсионеров и учеников за рубежом, содержанием зверинца в Летнем саду и коллекциями Кунсткамеры. Он отвечал за хозяйственные дела большой императорской семьи, за личные расходы и подарки Петра.
Всё это требовало немалой изворотливости. Денег вечно не хватало, а через кабинет нередко финансировались и общегородские, и общегосударственные расходы, в частности, крупные петербургские стройки (Мытный двор, канал у Новой Голландии и прочие), доставка из самой Венеции скульптур и беседок для украшения городских садов. Макаров научился привлекать средства из других учреждений и даже из различных губерний России.