Патриотическая песня
Как композитор Михаил Глинка дважды стал героем сталинской пропаганды.
Считая себя «отцом народов», Иосиф Сталин занимался воспитанием миллионов своих «детей». Он награждал отличившихся и наказывал «провинившихся», а для всех остальных конструировал ролевые модели из числа героев прошлого.
Михаил Глинка удостоился сразу двух фильмов, снятых в течение шести лет. В 1946 году на экраны вышел чёрно-белый «Глинка» Лео Арнштама, а в 1952 году — цветной «Композитор Глинка» Григория Александрова.
Зачем понадобилось так быстро выпускать «ремейк» оригинальной картины? Во-первых, под конец жизни Сталин увлёкся идеей переснимать старые фильмы в цвете.
Во-вторых, советскому лидеру первый фильм вообще не понравился, поэтому потребовалась новая, идеологически выдержанная версия.
Сбросив русских классиков с корабля современности сразу после Октябрьской революции, советская власть создала культурный вакуум, который вскоре пришлось заполнять реабилитацией всё тех же классиков. Сначала отметили годовщину смерти Пушкина, затем вспомнили о художниках вроде Репина и Сурикова, а потом очередь дошла и до композиторов. Пионером стал как раз Михаил Глинка — в 1939 году на сцену вернулся его «Иван Сусанин», а уже в 1941 году Сталин назвал композитора «одним из лучших сынов русского народа».