Как композитор Михаил Глинка дважды стал героем сталинской пропаганды

ДилетантИстория

Патриотическая песня

Как композитор Михаил Глинка дважды стал героем сталинской пропаганды.

Илья Кабанов, metkere.com

Кадр из фильма «Композитор Глинка». СССР, 1952 год

Считая себя «отцом народов», Иосиф Сталин занимался воспитанием миллионов своих «детей». Он награждал отличившихся и наказывал «провинившихся», а для всех остальных конструировал ролевые модели из числа героев прошлого.

Михаил Глинка удостоился сразу двух фильмов, снятых в течение шести лет. В 1946 году на экраны вышел чёрно-белый «Глинка» Лео Арнштама, а в 1952 году — цветной «Композитор Глинка» Григория Александрова.

Лео Арнштам. Фото 1940-х годов

Зачем понадобилось так быстро выпускать «ремейк» оригинальной картины? Во-первых, под конец жизни Сталин увлёкся идеей переснимать старые фильмы в цвете.

Во-вторых, советскому лидеру первый фильм вообще не понравился, поэтому потребовалась новая, идеологически выдержанная версия.

Сбросив русских классиков с корабля современности сразу после Октябрьской революции, советская власть создала культурный вакуум, который вскоре пришлось заполнять реабилитацией всё тех же классиков. Сначала отметили годовщину смерти Пушкина, затем вспомнили о художниках вроде Репина и Сурикова, а потом очередь дошла и до композиторов. Пионером стал как раз Михаил Глинка — в 1939 году на сцену вернулся его «Иван Сусанин», а уже в 1941 году Сталин назвал композитора «одним из лучших сынов русского народа».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении