Манифест российского виноделия: лидеры рейтинга лучших вин России
Forbes составил первый ежегодный рейтинг российских вин. Топ-10 рейтинга — в нашей фотогалерее.
Первый рейтинг вин Forbes обозначил ключевые тренды российского виноделия. Винное производство — отрасль одновременно и молодая, и древняя, прошедшая за свою историю очень разные периоды и этапы. В последние годы она привлекает к себе внимание сотен и даже тысяч энтузиастов-инвесторов, миллионов потребителей, а кроме того обласкана вниманием крупного бизнеса и государства. Символично, что структура списка соответствует структуре потребления вина в России — в нем 55 красных, 31 белое, 14 игристых. Лидер рейтинга — Sikory. Пино нуар. «Семейный резерв». Семигорье. Сухое красное.
В основе рейтинга — дегустационная оценка вина. Образцы, которые представили для рейтинга производители (270 вин), были дополнены винами, закупленными организаторами на основе рекомендаций Экспертного совета. В итоге в дегустационном отборе приняло участие 307 вин (143 красных, 108 белых, 56 игристых) от 62 производителей. По итогам предварительных дегустаций было отобрано 162 вина, вышедших в финал. Финальная дегустация прошла 10 ноября, и оценки, полученные винами, стали основой для включения в топ-100.
Под «производителем» мы не всегда понимаем юридическое лицо, обладающее лицензией и виноградником. Довольно много проектов в российском виноделии существуют как негоциантские — производят вино на арендованном оборудовании и под «арендованной» лицензией, иногда и из купленного, а не собственного винограда. Такие проекты и бренды мы рассматриваем как самостоятельных производителей, хотя формально-юридически они таковыми не являются.
В России пока совсем мало винодельческих хозяйств — даже двухсот не наберется. В Италии, для сравнения, виноделен более 40 000. Но зато в числе участников и лауреатов нашего рейтинга представлены все категории: крупные компании с объемом производства в десятки миллионов бутылок, совсем маленькие проекты «гаражистов», и средние по размерам производители. В отношении всех трех групп существуют определенные предубеждения и стереотипы. «Миллионикам» будто бы плевать на качество, потому что считается, что объемы, маркетинг, доминирование в сетевом ретейле — их козыри. «Гаражисты» — будто бы маргиналы, паразитирующие на внимании увлеченных неофитов, при этом их качество нестабильное, объемы мизерные, цены неадекватные, любой недостаток объясняют «концептуальностью» . «Середнякам» все время не хватает ресурсов, чтобы держать планку, и они, делая хорошие топовые вина, постоянно роняют качество базовых линеек.
Однако итоги нашего рейтинга свидетельствуют, что во всех трех группах наблюдается положительная динамика. В работе над качеством, в усилиях по позиционированию, в маркетинговом продвижении, в общем — в борьбе за внимание и кошелек потребителя. И каждая из перечисленных категорий вносит свой заметный вклад в развитие российского виноделия. Таков первый зафиксированный нашим рейтингом институциональный тренд: российская винодельческая отрасль структурируется и сегментируется.
Второй важный тренд: на российском винном рынке — приоритет качества. Одним из итогов наших дегустационных сессий стало несколько случаев, когда вино из базовой или средней линейки получало оценку выше, чем топовый продукт того же производителя с тем же сортовым составом.
Очевиден прогресс прежде всего в базовых винах, наиболее доступных по цене, и ориентированных на массового потребителя. Отчасти это следствие экономических факторов — возможности ценового демпинга объективно ограничены. Климатические, социально-экономические, пандемические факторы и, как одно из их интегральных последствий, глобальный рост инфляции не оставили возможности играть в «дешевое». Качество продукта становится все более значимым конкурентным преимуществом даже на полке недорогого супермаркета. Наш дегустационный опыт говорит об общем возросшем уровне качества российских вин. Это связано, конечно, и с активными инвестициями в обновление технологического оборудования. Российские винодельческие цеха уже вполне соответствуют высоким международным стандартам. Но эта происходящая сейчас технологическая революция как раз и является ответом виноделов на требования рынка.